Оценочная деятельность




Скачать 197.8 Kb.
Название Оценочная деятельность
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
34

ХГАЭП Я-АЗП ХГАЭП ХГ*ЭП

глэпхглэпхтэл

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Александр Шатохин,

финансовый эксперт,

г. Хабаровск

МЕТОД ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСНОВАННЫЙ НА КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ

Efforts of Russia to integrate to the world economy presuppose a significant increase of competitive level and investing attractiveness of national business. In the first turn it refers to the credit-financial organizations. As a rule, profit is considered by Russian leaders as a main index of the successful development of these prganizations. Moreover, realized alternative market suggestions and opportunities to attract the same capital to the other business and its location on the securities market will bring great income.

Усилия России по интеграции в ми­ровую экономику предполагают, реши­тельное наращивание уровня конкуренто­способности и инвестиционной привлека­тельности отечественного бизнеса. В первую очередь это касается кредитно-финансовых организаций. В качестве основного показателя успешности разви­тия этих организаций, российские руко­водители, как правило, рассматривают прибыль. Вместе с тем, реализованные альтернативные рыночные предложения и возможности по размещению (привлече­нию) того же капитала, в другой бизнес или его размещение на рынке ценных бумаг, принесут больший доход.

Руководители новой формации стал­киваются-с острой потребностью получе­ния инструментария, позволяющего постоянно оценивать альтернативы и эффективно управлять стоимостью биз­неса, в быстро меняющихся условиях. В этой связи, всё большую актуальность приобретает использование и развитие концепции экономической прибыли, базирующейся на классической предпо­сылке о необходимости покрытия компа­нией всех своих затрат. При этом в соста­ве затрат учитываются затраты, связан­ные с привлечением капитала.

Концепция управления, основанная на определении экономической добав­ленной стоимости (EVA), позволяет выяснить, достаточно ли зарабатывает компания по сравнению с альтернатив­ными вложениями. У основ этой концеп­ции стоял А.Маршалл, отмечавший: «...

то, что остаётся от его (собственника или управляющего) прибылей после вычета процента на капитал по текущей ставке, можно назвать его предпринимательской или управленческой прибылью» [1].

Как видим, есть радикальное отличие понятия прибыли, называемой «остаточ­ный доход» или экономической прибыли и понятия дохода в бухучёте, измеряемо­го как чистый доход. Разница между бухгалтерской прибылью и экономиче­ской прибылью в утверждении, что ком­пания не является по настоящему при­быльной, пока её доходы не только будут покрывать производственные и операци­онные расходы, но будут достаточны для того, чтобы обеспечить их владельцев приемлемой отдачей на инвестируемый капитал. Концепция экономической прибыли становится всё более востребо­ванной. П. Друкер отмечает, что пока бизнес не принесёт прибыль, превосхо­дящую стоимость капитала, он убыточен. Вместе с тем, бизнес платит налоги, словно он имел фактическую прибыль. Компания на самом деле возвращает в экономику меньше, чем получила от неё в виде ресурсов [2] т.е. без учёта издержек, связанных с привлечением капитала, компания может не создавать стоимость, а разрушать её.

Концепция экономической добавлен­ной стоимости (economic value added EVA) была разработана в 90-х гг. XX в. специалистами консалтинговой компании Stern Stewart & Со [3] и быстро завоевала популярность среди ведущих компаний мира. Суть её в том, что компания рассмат-

Вестник ХГАЭП. 2005.161.

35

ривается как некий проект с начальным капиталом, который имеет определённую стоимость. Разница между доходностью проекта (компании) и стоимостью капитала и есть экономическая добавленная стои­мость (EVA). Таким образом, EVA является показателем, характеризующим экономиче­скую прибыль компании: сколько компания заработает с учётом упущенной выгоды, которую она не получит из-за невозможно­сти вложить капитал альтернативным способом (в другой бизнес, на депозит, в фондовый рынок).

Современный взгляд на концепцию управления стоимости основан на базо­вых принципах:

-—поток денежных средств (cash flow), как результат деятельности компа­нии — показатель, позволяющий наиболее адекватно оценить и управлять её дея­тельностью;

создание новой стоимости - усло­
вие осуществления инвестиционных
вложений компании, при этом рентабель­
ность вложений должна быть выше затрат
на привлечение капитала;

-—максимальный рост стоимости компании, является целью управления её активами в условиях меняющейся рыноч­ной среды.

Для кредитно-финансовой организа­ции, концепция управления, основанная на определении EVA, позволяет выяс­нить: достаточно ли зарабатывает банк по сравнению с альтернативными вложе­ниями капитала, оценить целесообраз­ность и направление дальнейших дейст­вий топ-менеджмента банка.

Поскольку показатель EVA может быть использован для оценки деятельно­сти банка, его подразделений или проек­тов, поэтому его часто сравнивают с показателями NPV (чистая приведённая стоимость) и ROI (рентабельность инве­стиций). Однако с точки зрения оценки эффективности финансовых вложений использование показателя EVA более удобно, поскольку не требует наличия точного графика платежей, который необходим при расчёте NPV, что же касается ROI, то этот показатель, как правило, определяется на основании финансовой отчётности, и его значение зависит от используемых методов учёта

(ЛИФО, ФИФО). Что же касается показа­теля EVA, то он рассчитывается на основе экономической прибыли, размер которой не зависит от выбранного метода учёта.

Поскольку российская отчётность (РСФО) часто не позволяет получить полную информацию для вычисления EVA, то для расчёта всех составляющих формулы весьма эффективно использова­ние отчётности по международным стан­дартам (МСФО). Вместе с тем, отказ от прямого использования бухгалтерских показателей объясняется тем, что бухгал­терская отчётность не всегда объективно отражает финансовое состояние банка и его финансовые результаты. Примеры тому, ситуация с компаниями «Enron», «Worldcom» (США) и другими. При оценке стоимости бизнеса необходима полная и достоверная информация. В стоимости учитываются долгосрочные перспективы деятельности бизнеса, так как в основе концепции управления стои­мостью лежит прогнозирование денежных потоков, которые в будущем увеличат его активы. В отличие от большинства других показателей, стоимость ~ всегда долго­срочный показатель. Использование краткосрочных показателей (рентабель­ность собственного капитала, прибыль на акцию) может привести к практике «вы­жимания соков» из бизнеса и его финан­совой несостоятельности в будущем. При использовании концепции управления стоимостью ведётся постоянный монито­ринг факторов роста бизнеса, воздействуя на которые, менеджмент может сущест­венно повысить его стоимость.

Факторы, влияющие на стоимость бизнеса, можно разделить на внешние (не подверженные влиянию менеджмента) и внутренние (подвластные менеджменту). Невозможность воздействия на внешние факторы (законодательные ограничения, изменение налогового и таможенного режимов, инфляционные риски и др.) не означает, что менеджеры не могут пред­видеть их изменения и минимизировать негативные моменты либо увеличить выгоды для бизнеса. Задача менеджмента состоит в том чтобы «защитить» стои­мость бизнеса от колебания внешних

Вестник ХГЛЭП. 2005. М1.

36

факторов, в возможно большей степени.

Система внутренних факторов стои­мости представляет собой совокупность показателей деятельности бизнеса и его отдельных единиц. Показатели детализи­руются для каждого уровня управления, при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на которые оно может влиять. Система показателей, характеризующих эффективность бизнеса в рамках концепции управления стоимо­стью, систематически оптимизируется. Показатель EVA, может стать обязатель­ным параметром, значение которого учитывается при утверждении бюджетов бизнес — подразделений и принятии управленческих решений.

Расчёт EVA

Для того чтобы оценить, какие на­правления бизнеса создают экономиче­скую прибыль, а какие нет, при постанов­ке системы управления, основанной на показателе EVA, кредитно-финансовая организация разделяется на единицы управления. Их деятельность будет оце­ниваться на основании показателя EVA.

В качестве единицы управления, це­
лесообразно использовать центры финан­
совой ответственности (ЦФО), для кото­
рых составляется или может быть сфор­
мирован бюджет, вычисляются основные
показатели деятельности, готовится
отчётность. В качестве ЦФО могут рас­
сматриваться бизнес-подразделения
(дочерние банки, филиалы, представи­
тельства, дополнительные офисы), проек­
ты комплексного или целевого банков­
ского обслуживания отдельных корпора­
тивных клиентов, группы клиентов,
которым предоставляются определённые
виды услуг (овердрафтное кредитование,
обслуживание лизинговых проектов и
др.). Показатель EVA может рассчиты­
ваться для разных уровней управления.
Таким образом, руководство может оце­
нивать экономическую прибыль от от­
дельного филиала, региона, банка в це­
лом, эффект от экономических решений
принятых в политических целях.

Существует несколько интерпрета­ций формулы расчёта EVA, формирую­щихся путём арифметических преобразо-

ваний друг друга. Мы будем рассматри­вать вид формулы наиболее приемлемый для решения задач рассматриваемых в настоящей статье:

EVA = NOPAT - СС + СЕ,

где NOPAT (net operation profit adjusted taxes)—скорректированная чистая операци­онная прибыль после уплаты налогов, доллары США;

СС (cost of capital)—стоимость капита­ла, под которой понимается ставка процента, учитывающая как стоимость заёмных средств, так и стоимость капитала для акционеров, %;

СЕ (capital employed)—размер исполь­зуемого капитала, доллары США.

В текущем периоде банк рассматри­вает финансовые вложения в два проекта: по производству молока и сока, на произ­водственных мощностях завода-клиента банка. При этом сумма вложений в пер­вый проект составит 100 тыс. долл. США, а отдача в течение года планируется в размере 15 тыс. долл. Для реализации второго проекта потребуются дополни­тельные финансовые средства, сумма вложений в целом составит 120 тыс. долл., но и отдача будет выше и составит 18 тыс. долл. США. Стоимость капитала для банка равна 12%. Легко увидеть, что рентабельность обоих проектов одинако­ва и составляет 15% (15 000 : 100 000) и (18 000:120 000).

Первый проект EVA = 15 000 -100 000 х 12% = 3 000 долл.

Второй проект EVA = 18 000 -120 000 х 12% = 3 600 долл.

Соответственно, с точки зрения уве­личения рыночной стоимости банка, необходимо выбирать второй проект.

Рассмотрим составляющие формулы EVA подробнее.

Чистая прибыль (NOPAT)

Величина чистой прибыли рассчиты­вается исходя из данных отчёта о прибы­лях убытках ЦФО, скорректированных на расходы на капитал:

NOPAT = чистая прибыль до налого­обложения + проценты к уплате + амор­тизация гудвилла — сумма уплаченных налогов.

Если речь идёт о деятельности биз­нес-подразделения или о проекте, необ-

ВестникХГАЭП. 200S. М1.

37

ходимо обратить внимание на себестои­мость продукции или услуг, которая вычитается из прибыли при расчёте NOPAT. Себестоимость услуги бизнес -подразделения банка (проекта) состоит из прямых и косвенных затрат на её выпол­нение, в том числе затрат всего банка на поддержание деятельности этого подраз­деления, например, аренду офисного здания, административный ресурс и т.п. Такие расходы необходимо распределить на подразделения (проекты) пропорцио­нально степени их использования, напри­мер, исходя из доли подразделения в активах, валовой прибыли или доли заработной платы в общем объёме фонда оплаты труда и т. д.

Размер капитала (СЕ)

В качестве размера капитала, исполь­зуемого для расчёта EVA, принимается сумма активов, которыми управляет бизнес-подразделение банка (филиал), а также привлечённые финансовые средст­ва клиентов и средства казначейства банка, которые подразделение использо­вало для оказания услуг конкретным клиентам.

Стоимость (СС)

Стоимость капитала для банка в об­щем случае равна стоимости капитала для акционеров, то есть той норме прибыли, которую они рассчитывают получить на вложенные деньги. Этот показатель может быть определён акционерами банка по формуле САРМ {capital assets pricing model):

CC = Rf+bx(Rm-Rf),

где Rf—безрисковая ставка доходности; b—b-коэффициент для банковской от­расли;

(Rm — Rf)—премия за риск.

Банки используют не только собст­венный, но и заёмный капитал. Поэтому при принятии управленческих решений необходимо исходить из средневзвешен­ной стоимости капитала. Безрисковая ставка рассчитывается на основе доходно­сти государственных обязательств. Дан­ные о величине премий за риск инвестиро­вания в рынок акций, отраслевой риск и малую капитализацию банка рассчитыва-

ют инвестиционные компании и информа­ционные агентства. Распространённым и простым является определение стоимости капитала банка на основе экспертных оценок, то есть оценок топ-менеджеров, инвестиционных аналитиков.

Средняя стоимость капитала россий­ского банка, рассчитанная на основе модели САРМ в зависимости от исполь­зуемых данных, составляет от 15 до 24 % в валюте.

Управление значением EVA

С помощью EVA можно оценить ка­чество принимаемых управленческих решений. Положительная динамика этого показателя означает, что банк работает более эффективно, чем рынок в целом, то есть он более привлекателен для инвесто­ров, следовательно, рыночная стоимость такого банка возрастает. Напротив, сни­жение EVA говорит о том, что на рынке появляются более интересные для инве­стирования проекты, поэтому при паде­нии EVA стоимость банка также умень­шается. Поскольку основной целью менеджмента является увеличение стои­мости бизнеса, управление экономиче­ской добавленной стоимостью сводится к обеспечению стабильно неотрицательно­го значения EVA, то есть обеспечения соответствующего уровня доходности активов и инвестиций.

Управление EVA существующих ак­тивов строится на выявлении факторов, способствующих её увеличению, то есть росту прибыли (NOPAT), или же умень­шению размера используемого капитала и его стоимости (СС и СЕ). Работа по увеличению NOPAT заключается в уве­личении оборота, маржи, повышении оборачиваемости активов и снижении издержек как прямых, так и косвенных. Задача минимизации задействованных активов для российских менеджеров является относительно новой. Для опти­мизации необходимого капитала следует сотрудничать с наиболее надёжными контрагентами, управлять дебиторской задолженностью и перераспределять капитал между линиями бизнеса. При этом необходимо сдерживать рост бизне­са, требующего больших вложений капи-

ВестникХГАЭП. 2005. М1.

38

тала и инвестировать в направления, которые требуют меньших средств.

Управление стоимостью капитала сводится к работе с кредиторами по привлечению более дешёвых депозитов и регулированию структуры капитала. Для этого необходимо соблюдать равновесие между стоимостью собственных и заём­ных средств. В ряде случаев, привлечь финансовые ресурсы зачастую оказывает­ся дешевле, чем использовать собствен­ные средства.

Для тоге чтобы рассчитать влияние тех или иных управленческих решений на значение EVA, экономическая добавлен­ная стоимость рассчитывается для каждо­го варианта развития единицы управле­ния наряду с другими показателями, такими как NPV. Решение о выборе конкретного проекта (пути развития) принимается исходя из расчётной вели­чины EVA. Таким образом, управление EVA осуществляется путём выбора спо­собов вложения капитала, доходность которых будет выше стоимости капитала банка.

Одной из важнейших проблем, кото­рые возникают при решении задач управ­ления с помощью EVA, является опреде­ление соотношения между прибыльно­стью банка и требуемым ростом бизнеса. Дело в том, что высокое значение EVA и высокие темпы роста — разнонаправлен­ные величины. Чем быстрее растёт биз­нес, то есть чем больше прибыли реинве­стируется, тем ниже будет показатель экономической добавленной стоимости.

Допустим, банк выбирает, какой из проектов по строительству новых допол­нительных офисов будет выгоднее: в центральном округе города или в пер­спективном соседнем округе. Затраты первого проекта (1) в первый год состав­ляют 100 тыс. долл. США, при этом прибыль составит 12 тыс. долл. США. Затраты второго проекта (2) будут больше и составят 150 тыс. долл. США, а при­быль ниже — 10 тыс. долл. США. Стои­мость капитала — 12%. Тогда EVA (1) = 0 (12 тыс. - 100 тыс. х 12%); EVA (2) = - 8 тыс. долл. США (10 тыс. - 150 тыс. х 12%). Исходя из значения EVA, компании

следует выбрать первый проект. Однако в этом случае она потеряет новый перспек­тивный рынок и рост её будет скорее количественным, нежели качественным.

Для решения этой проблемы необхо­димо грамотное стратегическое управле­ние банком. При разработке стратегии всегда определяются приоритеты банка на данном этапе его развития. С точки зрения концепции EVA эти приоритеты должны выражаться в определении до­пустимых границ данного показателя. При принятии стратегии роста значение EVA в течение определённого периода может быть отрицательным, однако при этом нельзя допускать потери стабильно­сти бизнеса. Экономическая прибыль, равная нулю, в этом смысле является ставкой, уравновешивающей интересы акционеров и уровень инвестиций.

При внедрении и постановке управле­ния с помощью EVA возникает вопрос: кто будет возмещать размер упущенной выгоды, если экономическая прибыль окажется отрицательной, — менеджеры или акционеры? Для акционеров это будет означать убыток, но даже если всех ме­неджеров лишить заработной платы, вряд ли эта сумма покроет разницу между планируемым и фактическим значением EVA. Увольнять же менеджеров из-за однократных убытков невыгодно.

При принятии решения о стратегиче­ском развитии банка целесообразно спрогнозировать период, необходимый для роста, и оценивать EVA за весь этот период. Если значение показателя не будет отрицательным, то можно прини­мать решение о развитии согласно вы­бранному пути. При этом динамику EVA необходимо контролировать, чтобы к концу проекта его значение достигло требуемой положительной величины.

Как заинтересовать сотрудников в увеличении EVA

Для эффективной работы по управ­лению EVA необходимо, чтобы все ме­неджеры, которые могут влиять на вели­чину добавленной стоимости, понимали, какие из действий приведут к положи­тельному эффекту, а какие — к отрица­тельному. Стимулировать сотрудников к

Вестник ХГАЭП. 2005. М1.

39

увеличению добавленной стоимости можно, используя соответствующую систему мотиваций.

В увеличении EVA следует заинтере­совать в первую очередь руководителя центра финансовой ответственности и топ — менеджеров, то есть сотрудников, которые могут максимально влиять на этот показатель. В их годовой бонусный пакет можно заложить определённый процент от значения итоговой добавлен­ной стоимости всего банка или же бизнес —направления, за которое они отвечают. Увязывать вознаграждение низших ме­неджеров и рядовых сотрудников со значением показателя EVA не имеет смысла, так как затраты на расчёт степени их влияния на общий показатель добав­ленной стоимости будут выше, чем сама премия.

Построение управления на основе EVA

Этап 1. Довести идеологию EVA

до менеджмента

Необходимо, чтобы менеджеры чётко осознавали, что при работе они исполь­зуют акционерный капитал, имеющий определённую стоимость. Объяснить это можно на спецсеминарах или же на об­щем собрании руководителей направле­ний бизнеса. Целью менеджмента должно стать увеличение капитала собственников и обеспечение его доходности на уровне не ниже, чем в целом по рынку. Если кто-то из менеджеров не принимает подобной установки, то с ним придётся расстаться.

Этап 2. Разработка методики расчёта EVA

На этом этапе необходимо разрабо­тать методику расчёта EVA. Она должна включать:

—методику расчета чистой прибыли с учётом всех корректирующих показате­лей;

—порядок распределения косвенных расходов по видам бизнеса (бизнес -подразделениям), периодичность пере­оценки активов и т.д.;

  • методику расчёта размера капитала;

  • порядок определения минимально­
    го уровня доходности по проектам или
    группам проектов;

——порядок оценки показателя EVA,

его периодичность и список отчётов, которые должны содержать этот показа­тель;

— описание системы мотивации пер­сонала на основе EVA.

Методика разрабатывается при непо­средственном участии ведущих менедже­ров, напрямую отвечающих за создание стоимости банка, и должна быть доведена до каждого исполнителя, который может влиять на размер EVA.

Этап 3. Расчёт EVA «нулевой точки»

После утверждения методической части показатель экономической добав­ленной стоимости рассчитывается для всех центров финансовой ответственно­сти по данным последнего года с исполь­зованием заданной акционерами стоимо­сти капитала. Нужно быть готовым к тому, что если стоимость капитала опре­делена, верно, то результаты работы по итогам текущего года, скорее всего, будут в основном отрицательными. Это проис­ходит потому, что в большинстве россий­ских банков менеджмент стремится к текущему увеличению прибыли, а не к повышению стоимости бизнеса. Поэтому после получения первых результатов нужно проанализировать их причины и разработать план повышения экономиче­ской прибыли.

Одно из достижений в использовании EVA — объединение интересов акционе­ров и менеджмента по эффективному использованию капитала. Обычно менед­жеры концентрируются на выполнении плановых показателей по объёму и при­были, но не задумываются о балансе своего центра прибыли (капитале, вло­женном в данный бизнес). EVA заставля­ет менеджеров управлять размерами и стоимостью капитала; именно этого хотят акционеры.

В РФ из-за недостаточной развито­сти фондового рынка управление банком с позиций стоимости было непопулярно. В последнее время отношение к этому рынку меняется. Российские банки начинают воспринимать фондовый рынок не только как инструмент для спекуляций, но и как источник долго-

ВестникХГАЭП. 2005. № 1.

40

срочного капитала и индикатор стоимо­сти бизнеса банка.

Сейчас многие российские банки стремятся повысить свою открытость и привлекательность акций. Чтобы заинте­ресовать миноритарных акционеров, необходимо убедить их в том, что курс акций со временем вырастет. И привязка вознаграждения менеджеров к стоимости банка или значению показателя EVA будет достаточно весомым аргументом.

Никаких сложностей в использова­нии показателя EVA возникнуть не долж­но. Этот финансовый инструмент поня­тен, надёжен и прост, а главное — побу­ждает менеджеров к действиям.

Практическое использования EVA

Распределение капитала. На финан­совый год каждой бизнес — единице (в качестве ЦФО принят филиал коммерче­ского банка) выделяется определённый объём финансовых ресурсов — это и есть её капитал (иные активы, в том числе здания, автомобили и оборудование, к нему не относятся). Деньги для финанси­рования филиалов головной офис выделя­ет из собственных средств, средств биз­нес-подразделений и привлекает у финан­совых институтов.

Возможны три способа финансирова­ния филиалов: инвестиционный капитал, овердрафт и целевой кредит.

Инвестиционный капитал выдаётся филиалам на год в фиксированном разме­ре. За пользование капиталом подразде­ление платит головной компании 4% в месяц. Чтобы снизить размер инвестици­онного капитала и, следовательно, плату за него, необходимо вернуть весь капитал или его часть в виде прибыли. Увеличить сумму инвестиционного капитала в тече­ние года нельзя.

Второй тип финансирования — овер­драфт. Устанавливается фиксированный лимит, превышать который бизнес-единица не может, однако платить ей приходится только за конкретную сумму, использованную в рамках овердрафта, по ставке 5% в месяц. Если подразделение превышает овердрафт, то за сумму пре­вышения с него взимается плата по ставке в 3 раза выше установленной (15%).

Третий способ — целевой кредит. Ставка по нему определяется индивиду­ально, равно как и размер суммы, но обычно она не превышает 3% в месяц. Кредиты выдаются либо на финансирова­ние сделок, которые в будущем принесут банку прибыль, но в текущий момент не являются выгодными (например, приоб­ретение сети автокредитования), либо на проведение нестандартных операций (например, покупку недвижимости под офис в городе, где эту недвижимость невозможно взять в аренду). Решение о выдаче кредита принимается на заседании инвестиционного комитета банка.

Цель работы филиала — вернуть весь вложенный капитал с процентами в течение года. При этом головной офис устанавливает правила игры, и вмешива­ется в оперативную работу филиала только в экстремальных случаях.

Расчёт EVA

Чистая прибыль подразделения рас­считывается как разница между его доходами и расходами. Доходы подразде­ления — это прибыль от банковской деятельности, делегированной банком своему филиалу на основании доверенно­сти. Расходы включают затраты на зара­ботную плату, аренду офиса, маркетинг, а также административные расходы на содержание центрального аппарата, которые фиксируются в виде абсолютно­го значения в начале года для каждого подразделения.

EVA рассчитывается по каждому фи­лиалу ежемесячно на основе управленче­ской отчётности (отчёта о прибылях и убытках, управленческого баланса, еже­недельных данных о финансовых резуль­татах, ежедневных отчётов о состоянии счёта), представляемой в головной офис. При расчёте экономической прибыли подразделений из чистой прибыли вычи­тается результат переоценки активов, а также затраты на обслуживание каждого типа капитала:

EVA = (NOPAT - Сумма переоценки) -4% х ИК - 5% х ОД - 3% х ЦК,

где NOPAT—чистая прибыль, скоррек­тированная на сумму переоценки;

ИК—размер инвестиционного капита-

ВестникХГАЭП. 200S. Л» 1.

41

ла подразделения;

ОД—размер овердрафта, используемо­го подразделением;

ЦК—размер целевого кредита.

Банк стремится к тому, чтобы значе­ние показателя EVA было неотрицатель­ным даже при росте филиала. Нормой является нулевое значение данного пока­зателя. Если же оно выше нуля, то ме­неджеры соответствующего филиала премируются из полученной экономиче­ской прибыли.

В случае, когда значение EVA в тече­ние нескольких периодов отрицательное, специально созданная комиссия выезжает на место для выяснения причин такого результата. В большинстве случаев по­добные ситуации возникают из-за недоб­росовестной работы менеджеров и приво­дят к смене руководства филиала.

Банк анализирует статистические данные по всем филиалам, и: может с высокой долей вероятности выявить объективные причины отрицательного результата.

Мотивация сотрудников

Премии топ-менеджерам определя­ются исходя из превышения фактического значения EVA над плановым. К таким менеджерам относятся руководители филиалов и их заместители. Именно они формируют доход и распоряжаются расходами. На выплаты может уходить от 7 до 15% EVA, величина премии зависит от количества топ-менеджеров в данном филиале. Вознаграждение топ-менед­жеров головного офиса зависит от эконо­мической прибыли банка в целом.

Кроме того, банк периодически вы­деляет наиболее приоритетные направле­ния развития, и часть премии зависит от работы по этим направлениям. Например, если необходимо сделать упор на реали­зацию определённого вида услуг, то для филиалов составляется специальный план. В случае его выполнения сотрудни­ки филиала награждаются из корпоратив­ного премиального фонда.

Также полагается премия за безубы­точность. Если бизнес-подразделение в течение определённого времени не имеет отрицательного значения EVA, то его

руководители премируются.

Выплаты сотрудникам среднего и низшего звена зависят от достижения более локальных целей. Так, операциони­сты напрямую не влияют на показатель EVA и их вознаграждение от его значения не зависит. Однако они могут влиять на качество и скорость обслуживания клиен­тов (которые отражаются на добавленной стоимости), и премиальные для таких представителей будут рассчитываться исходя из этого показателя, а также из приоритетов, которые им устанавливает руководитель на текущий месяц.

Мотивирующие показатели топ-менеджеров не пересматриваются в течение года. Размер премий сотрудников нижнего звена может меняться в зависи­мости от состояния дел в подразделении.

Весь премиальный фонд делится на две части. Менее половины общей суммы премии выплачивается топ — менедже­рам ежемесячно, а основная часть суммы (чтобы заинтересовать специалистов в конечном результате) — по итогам года. Этим банк избегает спекуляций на разме­ре условной прибыли. При этом ежеме­сячная премия, как и ежегодная, умень­шает размер капитала подразделения, так как выплачивается за счёт его прибыли, но отказаться от неё нельзя. В результате, чем больше зарабатывает подразделение, тем больше получают его менеджеры и тем больше оно отдаёт головной компа­нии, что вполне справедливо.

По итогам года после выплаты пре­мий менеджерам оставшаяся часть EVA перестаёт быть собственными средствами бизнес-подразделения и превращается в инвестиционный капитал, который банк может перераспределять между бизнес-единицами.

Литература

  1. Маршалл А. Принципы экономиче­
    ской науки. Т.2 . Пер. с англ. М; Прогресс,
    1993. С. 142.

  2. Druker P.F. The information execu­
    tives truly need. Garvard business review.
    1995. Jan. Feb. P. 54 — 62. Stewart'.Cj. Bennett.
    The quest for value: a guide for senior manag­
    ers. Harper Business. 1990.

  3. Оценка бизнеса. Грязнова А.Г., Фе­
    дотова М.А. М.: финансы и кредит, 2003

Вестник ХГЛЭП. 2005. № 1.

Похожие:

Оценочная деятельность icon Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных...
Введение федерального государственного стандарта ноо требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики...
Оценочная деятельность icon Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервис­ная деятельность, туроперейтинг,...
Оценочная деятельность icon Сведения об оказываемых государственных услугах
Организация работ по обслуживанию населения воздушным транспортом (эксплуатация взлетно-посадочных полос, аэропортовая деятельность,...
Оценочная деятельность icon Мдоу нагорьевский детский сад Консультация
Познавательная деятельность это активная деятельность по приобретению и использованию знаний
Оценочная деятельность icon Отчет №601 об оценке оборудования Заказчик: ОАО «КБ» Исполнитель
«Договора оказания услуг по оценке имущества» №85 зарегистрированного от 02. 03. 09 г заключенного между ОАО «КБ» (далее Заказчик)...
Оценочная деятельность icon Общие положения
Деятельность человека протекает в мире опасностей – природных и антропогенных. Аксиома о потенциальной опасности деятельности гласит:...
Оценочная деятельность icon Отчет об оценке №1085-16 от 20. 10. 16 г определение рыночной стоимости...
Ооо «Оценочная компания «Имущество Плюс» на основании договора об оказании услуг по оценке имущества №1085-16 от «05» октября 2016г.,...
Оценочная деятельность icon Сервисная деятельность
...
Оценочная деятельность icon «транспортно-экспедиционн ая Деятельность на автомобильном транспорте»
Система законодательных актов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность 22
Оценочная деятельность icon Рекламная деятельность
В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., перераб и доп. М.: Издательско-торговая корпорация...
Оценочная деятельность icon 13 III. Вопросы, связанные с ранним выявлением проблемных банков...
Общее руководство по раннему выявлению проблемных банков и своевременному вмешательству в их деятельность для систем страхования...
Оценочная деятельность icon С. В. Толмачева рекламная деятельность
Рекламная деятельность : учебное пособие / С. В. Толмачева. – Тюмень : Тюмгнгу, 2011. – 144 с
Оценочная деятельность icon Книга индивидуального предпринимателя. Полное практическое руководство...
Закон n 63-фз) адвокатская деятельность не является предпринимательской. Нотариальная деятельность также не является предпринимательством...
Оценочная деятельность icon Методические рекомендации «профилактическая деятельность участкового...
Ого уполномоченного полиции с гражданами, состоящими на профилактическом учете – это систематическая деятельность, непосредственно...
Оценочная деятельность icon Комплект оценочных средств для проведения квалификационного экзамена...
ПМ. 05. «Медико-социальная деятельность» по специальности 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Оценочная деятельность icon Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных...
Рязанской области, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций,...

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск