Скачать 429.5 Kb.
|
МДОУ Нагорьевский детский сад Консультация «Педагогическое руководство формированием познавательного интереса дошкольников» Ст.воспитатель: Соколова Е.А. с.Нагорье 2013г. Современные технологии в развитии познавательной активности. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; - намечать план действий; - отбирать способы решения поставленной задачи- - добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса: 1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; 2) в самостоятельной познавательной деятельности детей. Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: -использования ИКТ технологий, -экспериментирования, - проектной деятельности, -проблемно-игровыми технологиями, -методами ТРИЗ, -знаково-символическими средствами- моделирование. Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников: -развивать интересы в рамках всех занятий -использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование -реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме -использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала» -коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности -сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность -создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности» Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса: -отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач -определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта -единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей -развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса -соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий -вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми -«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств -включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении. Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста -цель деятельности педагога создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру -педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний -отношение между педагогом и воспитанником становятся сотрудничеством - человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его развития -смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре) -изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни. Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста. Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий. Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы. Варианты интеграции: ♦ Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы). ♦ Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое). ♦ Интеграция дополнительного образован и я и воспитательно-образовательного процесса (работа кружкой интегрируется в основной процесс). Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит проблема. Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательной деятельности детей дошкольного возраста: — в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка; — исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —детские интересы; — содержание проекта отражает различные стороны жизни pебенка и включает основные виды деятельности детей; — дети сами определяют и реализуют познавательные задачи; — познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер* презентация продуктов как заключительный этап проекта. Типы проектов в ДОУ Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации. Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников( подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.). Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях). Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы. В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской. Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития ста дошкольников является информационно-исследовательский проект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании. Структура и примерное содержание информацнонно-исследовательских проектов Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания» памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой. Задачи 1. Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы). 2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определенной области знаний). 3. Формирование у детей познавательных умений: — наблюдать, проводить опыты; — сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на ОСНОРС установления причинно-следственных связей; — отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д. 4. Получение, углубление и систематизация представлений в определенной области. Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители. Организация проекта включает » себя три основных этапа. Этап I Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы. Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей. В качестве примера можно предложить следующую проблему, причины и условия се возникновения: на протяжении нескольких лет осенью в детском саду устраиваются выставки урожая овощей И фруктов (совместно с родителями и воспитателями)- Дети с родителями в рамках этих выставок составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природного материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д. На выставке в этом году особое внимание привлекла капуста. Детей заинтересовало, откуда она появилась, какие виды капусты существуют, их внешний вид, особенности; свойства, которыми обладает капуста, какие блюда из нее можно приготовить. Гипотеза исследования выдвигается на основе определенной и хорошо осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы, экскурсий, экспериментирования. Она окончательно формулируется воспитателем в доступном для детского понимания варианте и обсуждается. Например, исходя из рассмотренной выше проблемы можно выдвинуть следующую гипотезу: капуста — очень полезный для НАС овощ, она обладает питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов и сортов капусты, делают из нес полезные и вкусные блюда для укрепления здоровья. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования) . На этом этапе организации проект определяются результаты исследования В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть: — коллекция; — альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц; — выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта; — придуманные и созданные детьми игры и пособия. Этап II Организация исследования в рамках проекта. На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей. 1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований. В рамках этого вида деятельности можно предложить: — чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями); — подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д-; — экскурсии; — экспериментирование; — познавательные беседы; — познавательные занятия. 2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена: — как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр; — подготовка спектаклей; — Организация викторин; — художественная деятельность; — аукционы; — самостоятельное экспериментирование и т.д. Этап III. Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей, проведение которой тщательно продумывастся. Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации: — познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют; — выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.); — презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок; — музейные экспозиции; — театрализованные представления, кукольные спектакли. Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка. Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели. |
Приказ от 30. 08. 2016 №48 положение об организации пропускного режима... Мдоу «Детский сад №19 р п. В. Синячиха общеразвивающего вида»- детский сад с. Нижняя Синячиха, в целях обеспечения общественной безопасности,... |
Положение об организации контрольно – пропускного режима мдоу детский сад «Сказка» с. Горево Принято: согласовано: утверждено: на педагогическом совете на заседании родительского приказом заведующего мдоу детский сад «Сказка»... |
||
Инструкция №4 врача-невролога мдоу «Детский сад №30» Врач-невролог принимается на работу и увольняется заведующим мдоу «Детский сад №30» |
Документация об аукционе на проведение открытого аукциона по определению... Заведующая мдоу «Детский сад комбинированного вида №158» Ленинского района г. Саратова |
||
Правила внутреннего распорядка для воспитанников муниципального дошкольного... «Детский сад №75» (далее по тексту – мдоу). Цель правил внутреннего распорядка обеспечение безопасности детей во время их пребывания... |
Доклад заведующего мдоу «Детский сад №5 «Ласточка» Деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад №5 «ласточка» комбинированного вида городского округа... |
||
Рабочая программа социального педагога муниципального дошкольного... Общим родительским собранием мдоу «Детский сад №200» Ленинского района г. Саратова |
Конкурсная документация для проведения открытого конкурса на поставку... Предмет конкурса – право заключения муниципального контракта на поставку с доставкой игрового оборудования для мдоу «Детский сад... |
||
Инструкция пользователям автономного автоматизированного рабочего... Инструкция пользователям автономного автоматизированного рабочего мдоу «Детский сад №15» (далее арм) предназначена для руководителей... |
Отчет о результатах самообследования деятельности мдоу «Детский сад №9 комбинированного вида» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» функционирует с 1979 года |
||
Мдоу «Красноярский детский сад «Шудыр» (Наименование оу) Тип оу:... Юридический адрес оу: 425072. Республика Марий Эл, Звениговский район, с. Красный Яр, улица Центральная, дом 11 |
Общие положения Оу детский сад №9 г. Маркса Саратовской области (далее мдоу) в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения возможных... |
||
Акт плановой ревизии финансово – хозяйственной деятельности в мдоу... Пермский муниципальный район от 14. 10. 2010 г. №136 «О проведении ревизии» проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности... |
Правила внутреннего трудового распорядка для работников муниципального... Правила внутреннего трудового распорядка (далее – правила) разработаны в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской... |
||
Публичный доклад заведующего о результатах реализации образовательной... ... |
Положение об организации питания в муниципальном дошкольном образовательном... Российской Федерации", Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов",санитарно-эпидемиологическими правилами... |
Поиск |