Мдоу нагорьевский детский сад Консультация


Скачать 429.5 Kb.
Название Мдоу нагорьевский детский сад Консультация
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3
МДОУ Нагорьевский детский сад

Консультация
«Педагогическое руководство формированием познавательного интереса дошкольников»

Ст.воспитатель:

Соколова Е.А.

с.Нагорье 2013г.

Современные технологии в развитии познавательной активности.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению

и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной

преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи-

- добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное

развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных

процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания

восприятия, памяти, творческого воображения.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее

цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является

познавательный интерес— направленность на материал (игровой,

экологический, математический и т.д.). связанная с положительными

эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности

дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе

получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование

потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при

решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно

быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что

формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста

возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-проблемно-игровыми технологиями,

-методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для

развития познавательного интереса дошкольников:

-развивать интересы в рамках всех занятий

-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний

ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности

дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний

-использовать блоково-тематическое планирование

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме

-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение

осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать

представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские

энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?»

(отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск

информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня

узнала»

-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи

определенной направленности

-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей

на умение планировать исследовательскую деятельность

-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности»

Педагогические условия направленные на формирование познавательного

интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных

дошкольников содержания для решения образовательных задач

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного

формируемого познавательного опыта

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение

представлений, совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих

компонентов интереса

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и

изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных

дидактических средств -включение детей в активный поиск и освоение

новой информации посредством обогащения опыта исследовательской

деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять

противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении.

Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного

интереса у детей дошкольного возраста

-цель деятельности педагога создание условий, способствующих

саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные

особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им

индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому

участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения

заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой

деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

-педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на

овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний

-отношение между педагогом и воспитанником становятся

сотрудничеством

- человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система.

Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его

развития

-смещается целевые установки образования на создание условий и помощь

в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний,

сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире

и культуре)

-изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который

должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями,

обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать

становлению личности реализующей ценности в жизни.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется

проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей

с дошкольного возраста.

Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов

деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и

образовательных технологий.

Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий;

занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.

Варианты интеграции:

♦ Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в

приоритетный раздел программы).

♦ Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).

♦ Интеграция дополнительного образован и я и

воспитательно-образовательного процесса (работа кружкой интегрируется в

основной процесс).

Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов

деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит

проблема.

Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта

познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

— в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка;

— исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта

—детские интересы;

— содержание проекта отражает различные стороны жизни pебенка и

включает основные виды деятельности детей;

— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный

продуктивный характер* презентация продуктов как заключительный этап

проекта.

Типы проектов в ДОУ

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура,

обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная

значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения

и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только

намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников(

подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только

оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя

определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в

придуманных ситуациях).

Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на

социальные интересы результатом и продуманной структурой и

организацией работы.

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют

компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической,

сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития ста

дошкольников является информационно-исследовательский проект.

Остановимся подробнее на его структуре и содержании.

Структура и примерное содержание информацнонно-исследовательских

проектов

Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной

деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания» памяти,

воображения) и получение информации в соответствии с поставленной

проблемой.

Задачи

1. Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики

проблемы).

2. Формирование осознанного использования опыта других и своего

собственного (в определенной области знаний).

3. Формирование у детей познавательных умений:

— наблюдать, проводить опыты;

— сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить

суждение на ОСНОРС установления причинно-следственных связей;

— отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д.

4. Получение, углубление и систематизация представлений в определенной

области.

Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

Организация проекта включает » себя три основных этапа.

Этап I Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской

работы.

Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их

интересов и потребностей.

В качестве примера можно предложить следующую проблему, причины и

условия се возникновения: на протяжении нескольких лет осенью в детском

саду устраиваются выставки урожая овощей И фруктов (совместно с

родителями и воспитателями)- Дети с родителями в рамках этих выставок

составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со

своих огородов, изготавливают поделки из природного материала,

подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д. На выставке в

этом году особое внимание привлекла капуста. Детей заинтересовало,

откуда она появилась, какие виды капусты существуют, их внешний вид,

особенности; свойства, которыми обладает капуста, какие блюда из нее

можно приготовить.

Гипотеза исследования выдвигается на основе определенной и хорошо

осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения

воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы,

экскурсий, экспериментирования. Она окончательно формулируется

воспитателем в доступном для детского понимания варианте и

обсуждается.

Например, исходя из рассмотренной выше проблемы можно выдвинуть

следующую гипотезу: капуста — очень полезный для НАС овощ, она

обладает питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают

множество видов и сортов капусты, делают из нес полезные и вкусные

блюда для укрепления здоровья.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью

воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение

особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования) .

На этом этапе организации проект определяются результаты исследования

В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

— коллекция;

— альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

— выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта;

— придуманные и созданные детьми игры и пособия.

Этап II Организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагается организация двух основных видов

познавательной деятельности детей.

1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой

и задачами исследований.

В рамках этого вида деятельности можно предложить:

— чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных

занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и

родителями);

— подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок,

стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д-;

— экскурсии;

— экспериментирование;

— познавательные беседы;

— познавательные занятия.

2. Творческая познавательная деятельность детей может быть

представлена:

— как организация совместных с воспитателем и самостоятельных

дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных,

театрализованных игр;

— подготовка спектаклей;

— Организация викторин;

— художественная деятельность;

— аукционы;

— самостоятельное экспериментирование и т.д.

Этап III. Презентация (защита) результатов исследовательской

деятельности детей, проведение которой тщательно продумывастся.

Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен

просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя,

педагога. Можно использовать следующие формы презентации:

— познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей,

педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение,

рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры,

танцуют и поют;

— выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.);

— презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов,

поговорок;

— музейные экспозиции;

— театрализованные представления, кукольные спектакли.

Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно

представлены.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей

дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и

наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей

образовательной программы и программного раздела. Главное —

эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии

каждого ребенка.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания.

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе,

построение и использование моделей является мощным орудием познания.

Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что

лучшим способом их изучения часто является построение модели,

отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более

простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.
  1   2   3

Похожие:

Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Приказ от 30. 08. 2016 №48 положение об организации пропускного режима...
Мдоу «Детский сад №19 р п. В. Синячиха общеразвивающего вида»- детский сад с. Нижняя Синячиха, в целях обеспечения общественной безопасности,...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Положение об организации контрольно – пропускного режима мдоу детский сад «Сказка» с. Горево
Принято: согласовано: утверждено: на педагогическом совете на заседании родительского приказом заведующего мдоу детский сад «Сказка»...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Инструкция №4 врача-невролога мдоу «Детский сад №30»
Врач-невролог принимается на работу и уволь­няется заведующим мдоу «Детский сад №30»
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Документация об аукционе на проведение открытого аукциона по определению...
Заведующая мдоу «Детский сад комбинированного вида №158» Ленинского района г. Саратова
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Правила внутреннего распорядка для воспитанников муниципального дошкольного...
«Детский сад №75» (далее по тексту – мдоу). Цель правил внутреннего распорядка обеспечение безопасности детей во время их пребывания...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Доклад заведующего мдоу «Детский сад №5 «Ласточка»
Деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад №5 «ласточка» комбинированного вида городского округа...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Рабочая программа социального педагога муниципального дошкольного...
Общим родительским собранием мдоу «Детский сад №200» Ленинского района г. Саратова
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Конкурсная документация для проведения открытого конкурса на поставку...
Предмет конкурса – право заключения муниципального контракта на поставку с доставкой игрового оборудования для мдоу «Детский сад...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Инструкция пользователям автономного автоматизированного рабочего...
Инструкция пользователям автономного автоматизированного рабочего мдоу «Детский сад №15» (далее арм) предназначена для руководителей...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Отчет о результатах самообследования деятельности мдоу «Детский сад №9 комбинированного вида»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» функционирует с 1979 года
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Мдоу «Красноярский детский сад «Шудыр» (Наименование оу) Тип оу:...
Юридический адрес оу: 425072. Республика Марий Эл, Звениговский район, с. Красный Яр, улица Центральная, дом 11
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Общие положения
Оу детский сад №9 г. Маркса Саратовской области (далее мдоу) в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения возможных...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Акт плановой ревизии финансово – хозяйственной деятельности в мдоу...
Пермский муниципальный район от 14. 10. 2010 г. №136 «О проведении ревизии» проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Правила внутреннего трудового распорядка для работников муниципального...
Правила внутреннего трудового распорядка (далее – правила) разработаны в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Публичный доклад заведующего о результатах реализации образовательной...
...
Мдоу нагорьевский детский сад Консультация icon Положение об организации питания в муниципальном дошкольном образовательном...
Российской Федерации", Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов",санитарно-эпидемиологическими правилами...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск