Автор урока: Курганова
Людмила Алексеевна
Учитель биологии МАОУ
«Лицей №8» г. Пермь
Авторы программы: В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин
Учебник «Природа. Живая и неживая.5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова –
М.: Дрофа, 2007
Тема: Как помочь природе?
Класс: 5 класс
Предмет: природоведение
Тип урока: обобщающий
Обобщающий урок природоведения в 5 классе, как итог изучения тем «Природа едина», «Горные породы», «Вода», «Воздух», «Почва»
Форма организации работы с учащимися: групповая
Методы обучения: диагностический, частично поисковый, проблемный
Дидактические материалы:
Презентация к уроку
Методика диагностики мотивации взаимодествия
Ключ к обработке результатов
Критерии оценивания ответов
Групповые задания
Видеоролик «Куда мы катимся?» http://www.youtube.com/watch?v=lDTHmSarcKk&NR=1
Видеоролик «Береги свет – он может закончиться» http://www.youtube.com/watch?v=dKYTLExEfJE&feature=player_embedded Синквейн
Синквейн
План – конспект урока
Цель урока: изучение глобальных проблем ресурсосбережения
Задачи урока: 1. Изучить способы уменьшения индивидуального воздействия на окружающую среду в повседневной жизни;
2. Воспитывать экологическое сознание и культуру подрастающего поколения;
3. Формировать коммуникативные и информационные компетенции учащихся.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, планшеты для рисования, маркеры, компьютерная презентация к уроку, информационные материала из Интернета № 2-9, карточки с заданиями, диагностический материал для каждого ученика.
План урока
№
|
Этап урока
|
Приемы и методы
|
Время (мин.)
|
1.
|
Организационный момент
|
Мультимедийная презентация
Беседа
|
1 мин
|
2.
|
Мобилизующий
|
Самостоятельное формулирование темы урока с помощью зашифрованного буквенного материала
|
2-3 мин
|
3.
|
Целеполагание
|
Эпиграф к уроку
Видеоролик «Куда мы катимся?»
Формулирование цели
Беседа «Какой след оставишь после себя?»
Система оценивания знаний (следы зеленого, синего, красного цветов)
|
5-6 мин
|
4.
|
Работа по теме
|
Индивидуальная работа по диагностическим картам
Самопроверка и анализ
Тренинг
Групповая работа
Выступление групп
Взаимооценивание выступлений
Подведение итогов
|
20 -25 мин
|
5.
|
Рефлексия
|
Синквейн «Природа»
Задание «Мишень»
|
4-5 мин
|
6.
|
Домашнее задание
|
Мини – сочинение по теме «Как я могу помочь природе?» или отзыв о видеоролике «Береги свет»
Синквейн «Планета»
|
1-2 мин
|
Ход урока
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Приветствие. Организационный момент.
- В рамках проекта по энергосбережению мы проводим с вами обобщающий урок природоведения. ММП (1 слайд)
|
Дети отвечают на приветствие. Смотрят на экран.
|
2
|
Мобилизующий этап. Используя подсказку, прочтите тему урока, которая зашифрована среди букв. (2,3 слайды)
|
Дети самостоятельно формулируют тему урока, развивая внимание. Вслух читают тему «Как помочь природе?»
|
3
|
Целеполагание.
-Я хочу эпиграфом к нашему уроку предложить слова великого писателя Виктора Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых – ваше могущество,
На другой – ваша ответственность?» (4 слайд), тем более что основания для этого есть.
Вашему вниманию предлагается посмотреть видеоролик «Куда мы катимся?» Подумайте, какие проблемы загрязнения окружающей среды здесь показаны и к чему они ведут?
(просмотр видеоролик «Куда мы катимся?»http://www.youtube.com/watch?v=lDTHmSarcKk&NR=1)
В настоящее время каждый человек должен познакомиться со способами уменьшения индивидуального воздействия на окружающую среду в повседневной жизни. Ведь решения по вопросам изменения климата принимают не только руководители и политики, ежедневно их принимает каждый из нас.
Что я должен делать сегодня, чтобы помочь природе?
- Не секрет, что человек оставляет после себя следы своей деятельности в природе и насколько эти следы будут ощутимы, зависит будущее всей планеты. (5 слайд)
-Итак, я предлагаю вам познакомиться со способами, которые помогут сберечь природу. Для оценивания ваших знаний мы воспользуемся следами разного цвета:
Зеленый след – блестяще справились с заданием;
Синий след – справились с заданием, но допускали некоторые погрешности;
Красный след – не нашли правильного решения.
|
Дети самостоятельно формулируют цель урока
Проговариваем вместе проблемный вопрос урока
|
4
|
Работа по теме.
В рамках сегодняшней темы, мы совместно проведем диагностику взаимодействия с природой в области энергосбережения и определим, к какому типу мотиваций вы относитесь. (6 слайд)
Учитель читает вслух вопросы и два варианта ответов. (7, 8 слайды)
Диагностика мотивации взаимодействия с природой в области энергосбережения «Альтернатива»
Инструкция: в предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов - Э или П, который кажется наиболее подходящим для вас. Если вы считаете, данную ситуацию маловероятной для вас или вам трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.
1. Для вашей квартиры вы бы предпочли купить лампы:
Э) Энергосберегающие; П) Обычные лампы накаливания;
2.Вы бы предпочли мыться:
Э) В душе; П) В ванной;
3.Вы бы предпочли передвигаться по городу на небольшие расстояния:
П) На автомобиле; Э) На общественном транспорте;
4.Вы бы предпочли съездить в отпуск:
П) На самолете; Э) На поезде;
5.Вы бы пошли в магазин:
Э) С тканевой сумкой; П) С одноразовым полиэтиленовым пакетом;
6.Вы бы предпочли мыть посуду:
Э) Используя тазик с водой; П) Под постоянно текущей струёй воды;
7. Вы бы поставили счётчики (на воду, газ и тепло) в своей квартире:
Э) Да; П) Нет;
8.Вы бы предпочли провести свой отпуск:
Э) На даче или в деревне; П) По туристической путёвке;
9.Вы бы предпочли купить автомобиль, работающий:
Э) На электрическом токе; П) На бензине;
10.Вы бы предпочли утилизировать твёрдые бытовые отходы способом;
П) Сжигания; Э) Сортировкой и переработкой;
11. Вы бы предпочли употреблять в пищу:
Э) Полуфабрикаты местного производителя;
П) Полуфабрикаты, место производства которых вас не интересует;
12.Вы бы предпочли использовать в быту энергию:
Э) Солнца, воды, ветра; П) Нефти, газа, угля.
Обсуждение в группах и подсчет детей с этическим типом мотивации и с прагматическим (9 слайд). Командир группы отчитывается о проделанной работе.
- Хорошо, что уже сейчас вы ориентированы в области ресурсосбережения. И выполнение следующих заданий реально помогут не только людям с этическим типом мотивации, но и с прагматическим.
Для дальнейшей плодотворной работы давайте проведем физкультминутку.
Сейчас каждой группе будет предложено задание, в течение 6 минут нужно обсудить предложенные вопросы по теме урока и представить в творческой форме отчет.
Групповая работа (звучит спокойная музыка в течение 6 минут для релаксации, 9 слайд):
1 группа работает по теме «Расчет экономии электроэнергии»
Предлагается просчитать, сколько используется электроэнергии при освещении трехкомнатной квартиры при использовании энергосберегающих ламп и ламп накаливания за год (10-13 слайды). Ответ учащихся проверяется с ответом на 14 слайде в таблице. Работа 1 группы завершается показом слайда 15 «Приборы учета и регулирования электропотребления».
Дети перечисляют, какие приборы электропотребления у них дома используются родителями, а учитель рассказывает о применении приборов в лицее.
2 группа работает с текстом: «Какой автомобиль экологичнее и почему?»
По мнению зарубежных экспертов, гибридные авто- и электромобили уже в скором времени станут основой экологически безопасного транспорта и заметно ослабят воздействие транспорта на окружающую среду. Уже сейчас эксперты говорят: «Гибридные автомобили: конец века нефти».
Ныне в мире насчитывается около 800 млн автомобилей, и, как считают специалисты, их число может удвоиться в ближайшие 25 лет.
Автомобили, частично или полностью использующие электроэнергию, намного эффективнее и выбрасывают меньше парниковых газов, чем автомобили на любом другом виде «топлива», особенно если электроэнергия получена от возобновляемых источников.
Электромобили почти вчетверо эффективнее автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Гибридных автомобилей в развитых странах сейчас выпускают немало, а к 2030 г., по оценкам Мирового энергетического агентства, их доля может достичь 20% от всех выпускаемых новых машин независимо от судьбы электромобилей. Первым гибридным автомобилем стал Tayota Prius.
Какой автомобиль экологичнее и почему? Сделайте выводы.
Ребята вспоминают материал о возобновимых и невозобновимых источниках энергии (16, 17 слайды), называют альтернативные источники энергии.
Перед выступлением 3 группы всему классу предлагается задание «Кто я?» на слайде 18. Дети должны ответить: полиэтиленовый пакет.
3 группа – работа с текстом «Как у «них» обходятся с мусором?»
Жители столицы Великобритании бесплатно получили от городских властей десятки тысяч хлопчатобумажных сумок в рамках компании по борьбе с пластиковыми пакетами. По оценкам экспертов, человек пользуется пластиковыми пакетами в среднем 12 минут. После чего пакет попадает на свалку, где разлагается 400-500 лет.
В ряде городов штата Аляски бесплатная раздача пакетов запрещена. В магазинах перешли на бумажную упаковку, а покупателям предлагают пакеты и сумки приносить с собой.
В Италии с 2010 г. перестали использовать пластиковые пакеты, заменив их тарой из экологически чистых и биоразлагаемых материалов.
В Австралии, Бангладеш пластиковые пакеты уже запретили, в Шотландии – обложили налогом. В Европе первым городом без пластиковых пакетов стал Париж, где от них отказались еще в 2006 г. В настоящее время ученые разрабатывают материалы, которые будут разлагаться быстрее, например, при помощи микроорганизмов, но упаковка из таких материалов оказывается раз в 5 дороже.
Какие меры и способы защиты природы Вы можете предложить от пластиковых пакетов в нашей стране? Приведите примеры. (18, 19 слайды)
4 группа – работа с текстом «Защитить здоровье от изменения климата»
Выбросы парниковых газов, прежде всего из-за сжигания ископаемого топлива способствуют дополнительному нагреву земной поверхности. За 40 лет они возросли на 70%. Наибольший рост выбросов в мире приходится на энергетику и на транспорт. По оценкам специалистов, к 2030 г. концентрация парникового газа возрастет на 50% , а средняя температура, выросшая за последние 100 лет на 0, 74о С, к концу века повысится еще на 2,5 – 6о С.
Изменение климата действует на здоровье не только за счет влияния погодных факторов, но и за счет изменений гидрологического режима, атмосферных процессов, урожайности, состояния экосистемы, благосостояния населения, инфраструктуры. Таким образом, изменение климата сказывается на здоровье и качество жизни.
Приведите примеры, как жаркое лето 2010 г. сказалось на здоровье и качество жизни населения. Какие катаклизмы происходят в природе из-за дополнительного нагрева планеты? Что Вы сможете предпринять лично для нормализации ситуации по изменению климата? (20 слайд)
Выступление групп. Подведение итогов работы. На доске у каждой группы расположены три следа определенного цвета (см. критерии)
Учитель в итоге еще раз анализирует комментарии команд, останавливается на способах защиты природы в области ресурсосбережения в повседневной жизни.
В качестве эпилога приводит слова А. Экзюпери на слайде 20: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»?
|
Дети заполняют индивидуально бланки диагностики.
Затем дети обрабатывают данные теста, анализируют, определяют тип мотивации по наибольшему рангу. Представитель каждой группы озвучивает результаты деятельности.
Учащиеся разминают мочки ушей в течение 2-3 минут для активизации кровообращения головного мозга.
Дети работают в группах, обсуждают вопросы и готовятся дать ответы по следующим критериям:
Выступление должно соответствовать теме и структуре (вступление, основная часть, выводы);
Удержание внимания аудитории;
Время выступления.
Оригинальность подачи материала.
Выступление каждой команды комментируется. По итогам выступления каждая группа получает по три следа определенного цвета, которые закрепляются на доске. Каждое выступление поощряется аплодисментами.
Дополнением к выступлению могут быть творческие задания: рисунки, плакаты, схемы, стихи, изображенные ребятами на планшетах.
Детям предлагается задание «Кто я?» на слайде 18.
Комментарии детей от каждой группы. Аплодисмениы.
|
5
|
Рефлексия.
- Я хочу попросить вас в группах составить синквейн по понятию «природа» (21 слайд).
Алгоритм составления синквейна:
Понятие
Прилагательные (2 слова)
Глаголы (3 слова)
Предложение (4 слова)
Существительное (1 слово)
Команды совместно или поодиночке зачитывают синквейны.
- Я благодарю вас за работу на уроке и надеюсь, что урок был полезен для каждого. Совместно мы сохраним климат с помощью простых энергетических решений!
В качестве оценки своего участия, значимости урока можно предложить задание «Мишень»: на листе бумаги заранее нарисован бланк мишени с окружностями и обозначенными цифрами (в центре - 10, на самой периферийной окружности – 0).
Перед ребятами ставится один вопросов:
Насколько необходимы знания, полученные на уроке в вашей жизни?
Ребятам следует поставить свою метку (цветной кружочек диаметром до 1 см) в ту часть мишени, которая соответствует его оценке.
|
Дети в группах делятся своими ощущениями на уроке через составление синквейнов.
Дети прикрепляют на мишень цветные магниты по разным окружностям
|
6
|
Домашнее задание:
Мини – сочинение по теме «Как я могу помочь природе?» или отзыв о видеоролике «Береги свет»
http://www.youtube.com/watch?v=dKYTLExEfJE&feature=player_embedded
Синквейн «Планета»
|
Дети записывают домашнее задание
|
Литература для учителя
Арский Ю. М и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват, и что делать? – М.:МНЭПУ, 1997.
Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. – М.: НИА – природа, 1999.
Голубев В.С., Шаповалов Н. С. Человек в биосфере. – М.: ОНИКС 21 век, 2004.
Моисеев Н. Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Наука, 1982.
Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. / Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2000.
Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: смысл, 2000.
Интернет-сайты
www.ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь»
www.ecoguild.narod.ru/ - сайты гильдии экологов
|