Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007


Скачать 133.02 Kb.
Название Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Автор урока: Курганова

Людмила Алексеевна

Учитель биологии МАОУ

«Лицей №8» г. Пермь

Авторы программы: В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин

Учебник «Природа. Живая и неживая.5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова –

М.: Дрофа, 2007

Тема: Как помочь природе?

Класс: 5 класс

Предмет: природоведение

Тип урока: обобщающий

Обобщающий урок природоведения в 5 классе, как итог изучения тем «Природа едина», «Горные породы», «Вода», «Воздух», «Почва»

Форма организации работы с учащимися: групповая

Методы обучения: диагностический, частично поисковый, проблемный

Дидактические материалы:

  1. Презентация к уроку

  2. Методика диагностики мотивации взаимодествия

  3. Ключ к обработке результатов

  4. Критерии оценивания ответов

  5. Групповые задания

  6. Видеоролик «Куда мы катимся?» http://www.youtube.com/watch?v=lDTHmSarcKk&NR=1

  7. Видеоролик «Береги свет – он может закончиться» http://www.youtube.com/watch?v=dKYTLExEfJE&feature=player_embedded Синквейн

  8. Синквейн

План – конспект урока

Цель урока: изучение глобальных проблем ресурсосбережения

Задачи урока: 1. Изучить способы уменьшения индивидуального воздействия на окружающую среду в повседневной жизни;

2. Воспитывать экологическое сознание и культуру подрастающего поколения;

3. Формировать коммуникативные и информационные компетенции учащихся.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, планшеты для рисования, маркеры, компьютерная презентация к уроку, информационные материала из Интернета № 2-9, карточки с заданиями, диагностический материал для каждого ученика.

План урока



Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Мультимедийная презентация

Беседа

1 мин

2.

Мобилизующий

Самостоятельное формулирование темы урока с помощью зашифрованного буквенного материала

2-3 мин

3.

Целеполагание

Эпиграф к уроку

Видеоролик «Куда мы катимся?»

Формулирование цели

Беседа «Какой след оставишь после себя?»

Система оценивания знаний (следы зеленого, синего, красного цветов)

5-6 мин

4.

Работа по теме

Индивидуальная работа по диагностическим картам

Самопроверка и анализ

Тренинг

Групповая работа

Выступление групп

Взаимооценивание выступлений

Подведение итогов

20 -25 мин

5.

Рефлексия

Синквейн «Природа»

Задание «Мишень»

4-5 мин

6.

Домашнее задание

Мини – сочинение по теме «Как я могу помочь природе?» или отзыв о видеоролике «Береги свет»

Синквейн «Планета»

1-2 мин

Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Приветствие. Организационный момент.

- В рамках проекта по энергосбережению мы проводим с вами обобщающий урок природоведения. ММП (1 слайд)

Дети отвечают на приветствие. Смотрят на экран.

2

Мобилизующий этап. Используя подсказку, прочтите тему урока, которая зашифрована среди букв. (2,3 слайды)

Дети самостоятельно формулируют тему урока, развивая внимание. Вслух читают тему «Как помочь природе?»

3

Целеполагание.

-Я хочу эпиграфом к нашему уроку предложить слова великого писателя Виктора Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых – ваше могущество,
На другой – ваша ответственность?»
(4 слайд), тем более что основания для этого есть.

Вашему вниманию предлагается посмотреть видеоролик «Куда мы катимся?» Подумайте, какие проблемы загрязнения окружающей среды здесь показаны и к чему они ведут?

(просмотр видеоролик «Куда мы катимся?»http://www.youtube.com/watch?v=lDTHmSarcKk&NR=1)

В настоящее время каждый человек должен познакомиться со способами уменьшения индивидуального воздействия на окружающую среду в повседневной жизни. Ведь решения по вопросам изменения климата принимают не только руководители и политики, ежедневно их принимает каждый из нас.

Что я должен делать сегодня, чтобы помочь природе?

- Не секрет, что человек оставляет после себя следы своей деятельности в природе и насколько эти следы будут ощутимы, зависит будущее всей планеты. (5 слайд)

-Итак, я предлагаю вам познакомиться со способами, которые помогут сберечь природу. Для оценивания ваших знаний мы воспользуемся следами разного цвета:

Зеленый след – блестяще справились с заданием;

Синий след – справились с заданием, но допускали некоторые погрешности;

Красный след – не нашли правильного решения.

Дети самостоятельно формулируют цель урока

Проговариваем вместе проблемный вопрос урока


4

Работа по теме.

В рамках сегодняшней темы, мы совместно проведем диагностику взаимодействия с природой в области энергосбережения и определим, к какому типу мотиваций вы относитесь. (6 слайд)

Учитель читает вслух вопросы и два варианта ответов. (7, 8 слайды)

 Диагностика мотивации взаимодействия с природой в области энергосбережения «Альтернатива»

Инструкция: в предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов - Э или П, который кажется наиболее подходящим для вас. Если вы считаете, данную ситуацию маловероятной для вас или вам трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.

1. Для вашей квартиры вы бы предпочли купить лампы:

Э) Энергосберегающие; П) Обычные лампы накаливания;

2.Вы бы предпочли мыться:

Э) В душе; П) В ванной;

3.Вы бы предпочли передвигаться по городу на небольшие расстояния:

П) На автомобиле; Э) На общественном транспорте;

4.Вы бы предпочли съездить в отпуск:

П) На самолете; Э) На поезде;

5.Вы бы пошли в магазин:

Э) С тканевой сумкой; П) С одноразовым полиэтиленовым пакетом;

6.Вы бы предпочли мыть посуду:

Э) Используя тазик с водой; П) Под постоянно текущей струёй воды;

7. Вы бы поставили счётчики (на воду, газ и тепло) в своей квартире:

Э) Да; П) Нет;

8.Вы бы предпочли провести свой отпуск:

Э) На даче или в деревне; П) По туристической путёвке;

9.Вы бы предпочли купить автомобиль, работающий:

Э) На электрическом токе; П) На бензине;

10.Вы бы предпочли утилизировать твёрдые бытовые отходы способом;

П) Сжигания; Э) Сортировкой и переработкой;

11. Вы бы предпочли употреблять в пищу:

Э) Полуфабрикаты местного производителя;

П) Полуфабрикаты, место производства которых вас не интересует;

12.Вы бы предпочли использовать в быту энергию:

Э) Солнца, воды, ветра; П) Нефти, газа, угля.

Обсуждение в группах и подсчет детей с этическим типом мотивации и с прагматическим (9 слайд). Командир группы отчитывается о проделанной работе.

- Хорошо, что уже сейчас вы ориентированы в области ресурсосбережения. И выполнение следующих заданий реально помогут не только людям с этическим типом мотивации, но и с прагматическим.

Для дальнейшей плодотворной работы давайте проведем физкультминутку.

Сейчас каждой группе будет предложено задание, в течение 6 минут нужно обсудить предложенные вопросы по теме урока и представить в творческой форме отчет.

Групповая работа (звучит спокойная музыка в течение 6 минут для релаксации, 9 слайд):

1 группа работает по теме «Расчет экономии электроэнергии»

Предлагается просчитать, сколько используется электроэнергии при освещении трехкомнатной квартиры при использовании энергосберегающих ламп и ламп накаливания за год (10-13 слайды). Ответ учащихся проверяется с ответом на 14 слайде в таблице. Работа 1 группы завершается показом слайда 15 «Приборы учета и регулирования электропотребления».

Дети перечисляют, какие приборы электропотребления у них дома используются родителями, а учитель рассказывает о применении приборов в лицее.
2 группа работает с текстом: «Какой автомобиль экологичнее и почему?»

По мнению зарубежных экспертов, гибридные авто- и электромобили уже в скором времени станут основой экологически безопасного транспорта и заметно ослабят воздействие транспорта на окружающую среду. Уже сейчас эксперты говорят: «Гибридные автомобили: конец века нефти».

Ныне в мире насчитывается около 800 млн автомобилей, и, как считают специалисты, их число может удвоиться в ближайшие 25 лет.

Автомобили, частично или полностью использующие электроэнергию, намного эффективнее и выбрасывают меньше парниковых газов, чем автомобили на любом другом виде «топлива», особенно если электроэнергия получена от возобновляемых источников.

Электромобили почти вчетверо эффективнее автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Гибридных автомобилей в развитых странах сейчас выпускают немало, а к 2030 г., по оценкам Мирового энергетического агентства, их доля может достичь 20% от всех выпускаемых новых машин независимо от судьбы электромобилей. Первым гибридным автомобилем стал Tayota Prius.

Какой автомобиль экологичнее и почему? Сделайте выводы.

Ребята вспоминают материал о возобновимых и невозобновимых источниках энергии (16, 17 слайды), называют альтернативные источники энергии.

Перед выступлением 3 группы всему классу предлагается задание «Кто я?» на слайде 18. Дети должны ответить: полиэтиленовый пакет.

3 группа – работа с текстом «Как у «них» обходятся с мусором?»

Жители столицы Великобритании бесплатно получили от городских властей десятки тысяч хлопчатобумажных сумок в рамках компании по борьбе с пластиковыми пакетами. По оценкам экспертов, человек пользуется пластиковыми пакетами в среднем 12 минут. После чего пакет попадает на свалку, где разлагается 400-500 лет.

В ряде городов штата Аляски бесплатная раздача пакетов запрещена. В магазинах перешли на бумажную упаковку, а покупателям предлагают пакеты и сумки приносить с собой.

В Италии с 2010 г. перестали использовать пластиковые пакеты, заменив их тарой из экологически чистых и биоразлагаемых материалов.

В Австралии, Бангладеш пластиковые пакеты уже запретили, в Шотландии – обложили налогом. В Европе первым городом без пластиковых пакетов стал Париж, где от них отказались еще в 2006 г. В настоящее время ученые разрабатывают материалы, которые будут разлагаться быстрее, например, при помощи микроорганизмов, но упаковка из таких материалов оказывается раз в 5 дороже.

Какие меры и способы защиты природы Вы можете предложить от пластиковых пакетов в нашей стране? Приведите примеры. (18, 19 слайды)

4 группа – работа с текстом «Защитить здоровье от изменения климата»

Выбросы парниковых газов, прежде всего из-за сжигания ископаемого топлива способствуют дополнительному нагреву земной поверхности. За 40 лет они возросли на 70%. Наибольший рост выбросов в мире приходится на энергетику и на транспорт. По оценкам специалистов, к 2030 г. концентрация парникового газа возрастет на 50% , а средняя температура, выросшая за последние 100 лет на 0, 74о С, к концу века повысится еще на 2,5 – 6о С.

Изменение климата действует на здоровье не только за счет влияния погодных факторов, но и за счет изменений гидрологического режима, атмосферных процессов, урожайности, состояния экосистемы, благосостояния населения, инфраструктуры. Таким образом, изменение климата сказывается на здоровье и качество жизни.

Приведите примеры, как жаркое лето 2010 г. сказалось на здоровье и качество жизни населения. Какие катаклизмы происходят в природе из-за дополнительного нагрева планеты? Что Вы сможете предпринять лично для нормализации ситуации по изменению климата? (20 слайд)

Выступление групп. Подведение итогов работы. На доске у каждой группы расположены три следа определенного цвета (см. критерии)

Учитель в итоге еще раз анализирует комментарии команд, останавливается на способах защиты природы в области ресурсосбережения в повседневной жизни.

В качестве эпилога приводит слова А. Экзюпери на слайде 20: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»?

Дети заполняют индивидуально бланки диагностики.

Затем дети обрабатывают данные теста, анализируют, определяют тип мотивации по наибольшему рангу. Представитель каждой группы озвучивает результаты деятельности.

Учащиеся разминают мочки ушей в течение 2-3 минут для активизации кровообращения головного мозга.
Дети работают в группах, обсуждают вопросы и готовятся дать ответы по следующим критериям:

  1. Выступление должно соответствовать теме и структуре (вступление, основная часть, выводы);

  2. Удержание внимания аудитории;

  3. Время выступления.

  4. Оригинальность подачи материала.

Выступление каждой команды комментируется. По итогам выступления каждая группа получает по три следа определенного цвета, которые закрепляются на доске. Каждое выступление поощряется аплодисментами.

Дополнением к выступлению могут быть творческие задания: рисунки, плакаты, схемы, стихи, изображенные ребятами на планшетах.

Детям предлагается задание «Кто я?» на слайде 18.

Комментарии детей от каждой группы. Аплодисмениы.

5

Рефлексия.

- Я хочу попросить вас в группах составить синквейн по понятию «природа» (21 слайд).

Алгоритм составления синквейна:

  1. Понятие

  2. Прилагательные (2 слова)

  3. Глаголы (3 слова)

  4. Предложение (4 слова)

  5. Существительное (1 слово)

Команды совместно или поодиночке зачитывают синквейны.

- Я благодарю вас за работу на уроке и надеюсь, что урок был полезен для каждого. Совместно мы сохраним климат с помощью простых энергетических решений!

В качестве оценки своего участия, значимости урока можно предложить задание «Мишень»: на листе бумаги заранее нарисован бланк мишени с окружностями и обозначенными цифрами (в центре - 10, на самой периферийной окружности – 0).

Перед ребятами ставится один вопросов:

  1. Насколько необходимы знания, полученные на уроке в вашей жизни?

Ребятам следует поставить свою метку (цветной кружочек диаметром до 1 см) в ту часть мишени, которая соответствует его оценке.

Дети в группах делятся своими ощущениями на уроке через составление синквейнов.

Дети прикрепляют на мишень цветные магниты по разным окружностям

6

Домашнее задание:

Мини – сочинение по теме «Как я могу помочь природе?» или отзыв о видеоролике «Береги свет»

http://www.youtube.com/watch?v=dKYTLExEfJE&feature=player_embedded

Синквейн «Планета»


Дети записывают домашнее задание

Литература для учителя

  1. Арский Ю. М и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват, и что делать? – М.:МНЭПУ, 1997.

  2. Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. – М.: НИА – природа, 1999.

  3. Голубев В.С., Шаповалов Н. С. Человек в биосфере. – М.: ОНИКС 21 век, 2004.

  4. Моисеев Н. Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Наука, 1982.

  5. Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования. Оценка  качества подготовки выпускников основной школы по биологии. /  Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2000.

  6. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: смысл, 2000.

Интернет-сайты

www.ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь»

www.ecoguild.narod.ru/ - сайты гильдии экологов

Похожие:

Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с Федеральным...
Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897 и Программы основного общего образования Биология 5-9 классы В. В. Пасечник,...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа по английскому языку 9 класс
«Дрофа» Москва 2008г и авторской программы М. З. Биболетова, Н. Н. Трубачева Английский с удовольствием для 2-11 классов общеобразовательных...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочая программа составлена на
Латюшин В. В, Шапкин В. А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая учебная программа по химии для обучающихся 7 «А, Б, В» классов (пропедевтический курс)
Учебник: О. С. Габриелян «Химия. Вводный курс» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2015
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа по музыке Основного общего образования 5 класс
Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В. В. Алеев,...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Пояснительная записка
Фгос ООО второго поколения, примерной программы по предмету «Технология» 5-9 классы: Учебники: Технология. Обслуживающий труд. 6...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Урок русского языка, 1 «А» класс Тема: Закрепление по теме: «Письменная...
Учебник «Русский язык», 1 класс, авторы: Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Учебник «Английский в фокусе» «Spotlight»
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Федерального...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Учебник «Музыка 5-7 класс» Авторы-составители: Е. Д. Критская, Г....
...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа по биологии уровень
Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2004), программы для общеобразовательных...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа учебного курса «Технология» (далее рабочая программа)
«Программы общеобразовательных учреждений технология трудовое обучение для 5-11 классов», автора В. Д. Симоненко. Москва. Просвещение....
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Календарно-тематическое планирование по английскому языку Класс
Примерной программы среднего (полного) общего образования Министерства Образования рф, издательство «Дрофа», Москва, 2008г. Составители:...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Тематическое планирование по английскому языку на 2017 2018 учебный год 4 класс
Учебник: «Милли»/”Millie 4” Авторы: С. И. Азарова, Э. Н. Дружинина, Е. В. Ермолаева, Е. В. Зоткина, Л. Г. Карпова, Е. М. Коренкова,...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Урок химии 11 класс Учебник «Химия 11 класс»
Развивающая развитие мышления через формирование причинно- следственных связей между строением, свойствами и применением белков
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа по предмету «Английский язык» 5 9 класс
Составлена на основе авторской программы”rainbow english” (стандарты основного общего образования второго поколения) по английскому...
Авторы программы : В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин Учебник «Природа. Живая и неживая. 5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова М.: Дрофа, 2007 icon Рабочая программа по предмету «Иностраннный язык» 5-9 класс
Английский язык. 5-9 классы: учебно-методич пособ./О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск