ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 14.07.2009 № 76-а
г. Ярославль
Об утверждении базовых требований к качеству предоставления государственных услуг в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности
<�утратил силу согласно приказу департамента от 25.12.2015 № 314>
В целях реализации постановления Правительства Ярославской области от 10.12.2008 № 629-п «Об областной целевой программе «Реформирование региональных финансов Ярославской области» на 2008 - 2011 годы»
ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЯРОСЛАВС-КОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемые базовые требования к качеству предоставления следующих государственных услуг в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности:
- «Анализ и испытание продукции»;
- «Обязательная и добровольная сертификация пищевых продуктов»;
- «Осуществление государственного контроля за технологической и производственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производящих и реализующих пищевую продукцию»;
- «Повышение квалификации специалистов пищевой промышленности».
2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора департамента Гончарова А.И.
3. Приказ вступает в силу через десять дней после официального опубликования.
Директор департамента В.Л. Филиппов
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом департамента
агропромышленного комплекса
Ярославской области
от 14.07.2009 № 76-а
Базовые требования к качеству предоставления государственной услуги «Анализ и испытание продукции»
№ п/п
|
Структура
|
Пояснения
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Общие положения
|
|
1.1.
|
Наименование государственной услуги
|
«Анализ и испытание продукции»
|
1.2.
|
Получатель государственной услуги
|
юридические лица, индивидуальные предприниматели, занимающиеся в установленном порядке производством и реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов
|
2.
|
Нормативно-правовое регулирование государственной услуги
|
Федеральный закон от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»;
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»;
Закон Ярославской области от 3 июля 2008 г. № 35-з «Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области» на 2008-2012 годы»;
СанПин 2.3.2.1078-01;
СанПин 2.3.2.2340-08;
СанПин 2.3.2.2351-08;
СанПин 2.3.6.1079-01;
СП 2.3.6.1066-01;
СанПин 2.3.2.1324-03;
СанПин 2.3.2.545-96;
СанПин 42-123-4717-88;
СанПин 2.3.2.1293-03;
СанПин 2.3.2.1290-03;
СанПин 2.1.4.1074-01;
СанПин 2.1.4.1116-02;
СанПин 2.3.2.1078-01, изменения и дополнения № 6;
ГОСТ Р 52173-2003;
ГОСТ Р 52174-2003;
ГОСТ 16504-81;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006
|
3.
|
Состав государственной услуги
|
1. Проведение анализов следующих видов:
- химико-аналитических, токсикологических;
- микробиологических;
- контроль генетически модифицированных образцов;
- анализ по физическим и органолептическим показателям;
- комплексный анализ молока для сельхозпредприятий; сравнение результатов анализа с нормативными документами; составление и выдача протокола по результатам анализа.
Заказчик вправе дополнительно указать любой показатель.
2. Проведение испытаний продукции следующих видов :
- испытания - экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий (определение включает оценивание и (или) контроль);
- исследовательские испытания - испытания, проводимые для изучения определенных характеристик свойств объекта;
- контрольные испытания - испытания, проводимые для контроля качества объекта;
- сравнительные испытания - испытания аналогичных по характеристикам или одинаковых объектов, проводимые в идентичных условиях для сравнения характеристик их свойств;
- определительные испытания - испытания, проводимые для определения значения характеристик объекта с заданными значениями показателей точности и (или) достоверности.
|
4.
|
Показатели качества государственной услуги
|
|
4.1.
|
Требования к организации предоставления государственной услуги
|
1. Помещения для проведения анализов должны отвечать следующим требованиям:
- общая площадь не менее 180 кв.м из расчета: 10 кв.м на одного работающего, предельная численность работников отдела - 18 человек;
- температура в помещениях должна быть в диапазоне 22-24°С в зимнее и летнее время;
- помещения должны быть оборудованы вытяжными системами вентиляции и пожарной сигнализацией.
2. Требования к персоналу: образование - высшее профессиональное, опыт работы по специальности - не менее 3-х лет.
3. Лаборатории должны располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, необходимым для правильного проведения испытаний и/или калибровки (включая отбор проб, подготовку объектов испытаний и/или калибровки, обработку и анализ данных испытаний и/или калибровки). Если лаборатория нуждается в использовании оборудования, находящегося вне ее постоянного контроля, то она должна удостовериться, что требования стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 выполняются.
Оборудование и его программное обеспечение, используемые для проведения испытаний, калибровки и отбора образцов, должны обеспечивать требуемую точность и соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к данным испытаниям и/или калибровке. Программы калибровки должны быть утверждены для основных параметров или характеристик средств измерений, если эти характеристики оказывают значительное влияние на результаты. До ввода в эксплуатацию оборудование (включая оборудование для отбора образцов) должно быть калибровано и/или проверено на соответствие техническим требованиям, действующим в лаборатории, и требованиям стандартов.
С оборудованием должен работать уполномоченный персонал. Актуализированные инструкции по использованию и обслуживанию оборудования (включая любые соответствующие руководства, предоставленные производителем оборудования) должны быть всегда доступны для использования персоналом лаборатории.
Каждая единица оборудования и ее программное обеспечение, используемые при проведении испытаний и калибровки и оказывающие влияние на результат, должны, если это практически осуществимо, быть однозначно идентифицированы.
Каждая единица оборудования и ее программное обеспечение, существенные для проведения испытаний и/или калибровки, должны быть зарегистрированы. Записи должны включать следующие сведения:
- идентификацию каждой единицы оборудования и ее программного обеспечения;
- наименование изготовителя, идентификацию типа, серийный номер или другую уникальную идентификацию;
- результаты проверок соответствия оборудования нормативной и технической документации;
- инструкции изготовителя (при их наличии) или данные о месте их нахождения;
- даты, результаты и копии всех протоколов, сертификатов о калибровке, свидетельств о регулировках, критерии приемки и планируемую дату очередной калибровки;
- план обслуживания (при необходимости) и проведенное обслуживание;
- описание любых повреждений, неисправностей, модификаций или ремонта оборудования.
|
4.2.
|
Требования к процессу предоставления государственной услуги
|
1. Действия, выполняемые поставщиком государственной услуги:
- отбор образцов, их транспортировка;
- проведение испытаний;
- оценка соответствия результата требованиям нормативных документов;
- идентификация образца с выдачей экспертного заключения;
- оформление протокола испытаний.
2. Получатель государственной услуги:
- подает заявку;
- предоставляет сопроводительные документы.
3. Содержание заявки:
- наименование образца в соответствии с нормативными документами на выпускаемую продукцию;
- дата выработки;
- нормативный документ на метод отбора проб;
- объем лабораторных исследований.
4. Заявку подписывает заявитель.
5. Прилагаются сопроводительные документы:
- удостоверение качества безопасности;
- акт отбора проб (если отбор произведен заявителем).
6. При необходимости:
- сертификат соответствия;
- санэпидзаключение;
- копии нормативных документов на продукцию.
|
4.3.
|
Требования к результату оказания государственной услуги
|
1. Поставщик государственной услуги составляет протокол с указанием нормативных и фактических показателей анализа.
2. Получатель государственной услуги получает сведения о фактических показателях качества своей продукции, отраженные в получаемом протоколе
|
5.
|
Порядок оказания государственной услуги
|
1. Государственная услуга предоставляется государственным учреждением Ярославской области «Ярославский государственный институт качества сырья и пищевых продуктов», расположенным по адресу: г. Ярославль, Московский просп., д.76а, тел/факс 44-74-84, заместитель директора - руководитель испытательного центра - Кутенева Наталья Николаевна, рабочее время - 08.30-17.15 (суббота, воскресенье - выходной).
2. Государственная услуга предоставляется на основании:
- аттестата аккредитации;
- лицензии на осуществление деятельности.
3. Информирование об оказании государственной услуги осуществляется путем размещения информации в сети Интернет, средствах массовой информации, индивидуального оповещения потенциальных получателей государственной услуги.
4. Жалоба на действия поставщика государственной услуги может быть подана в орган, проводивший аккредитацию, - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
|
6.
|
Порядок контроля за соблюдением базовых требований к качеству предоставления государственной услуги
|
1. Перечень показателей, по которым проводится контроль:
- количество химико-аналитических и токсикологических анализов;
- количество микробиологических анализов;
- количество анализов по контролю генетически модифицированных образцов;
- количество анализов по физическим и органолептическим показателям;
- количество комплексных анализов молока для сельхозпредприятий.
2. Периодичность - ежеквартально.
3. Документы, которыми подтверждается фактическое значение показателей, - данные учета проведения анализов.
4. Лаборатория должна располагать процедурами управления качеством с тем, чтобы контролировать достоверность проведенных испытаний и калибровки. Результаты должны регистрироваться так, чтобы можно было выявить тенденции и там, где это рационально, применить статистические методы для анализа результатов. Этот контроль должен планироваться и включать:
- регулярное использование аттестованных стандартных образцов и/или внутренний контроль качества с использованием стандартных образцов;
- участие в межлабораторных сравнительных испытаниях или программах проверки квалификации;
- дублирование испытаний или калибровки с использованием тех же или других методов;
- повторные испытания или повторная калибровка сохраняемых объектов;
- корреляция результатов на разные характеристики объекта.
Данные контроля качества должны анализироваться. При выявлении случаев отклонения от заранее установленного значения (критерия) должны быть предприняты спланированные действия для решения проблемы и предупреждения опубликования неправильных результатов.
5. Лаборатория должна периодически и в соответствии с предварительно установленным графиком и процедурой проводить внутренние проверки своей деятельности, чтобы подтвердить соответствие требованиям системы менеджмента и стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Программа внутренней проверки должна охватывать все элементы системы менеджмента, включая деятельность по проведению испытаний и/или калибровки. Проверки должны проводиться подготовленным и квалифицированным персоналом и, если есть такая возможность, независимым от проверяемой деятельности.
Периодичность проведения внутренних проверок составляет один год.
Если в результате проведенной проверки возникают сомнения в эффективности деятельности либо в правильности или достоверности результатов проведенных испытаний и калибровки, то лаборатория должна своевременно предпринять корректирующие действия и известить об этом заказчиков в письменном виде.
Область проверяемой деятельности, результаты проверки и предполагаемые корректирующие действия должны быть зарегистрированы.
Последующие проверки должны удостоверить и зафиксировать внедрение и эффективность предпринятого корректирующего действия.
6. В соответствии с предварительно установленными графиком и процедурой департамент агропромышленного комплекса Ярославской области должен периодически проводить анализ системы менеджмента лаборатории и деятельности по проведению испытаний и/или калибровки с целью обеспечения их постоянной пригодности и результативности и необходимые изменения или улучшения. Анализ должен учитывать:
- пригодность применяемой политики и процедур;
- отчеты руководящих и контролирующих сотрудников;
- результаты последних внутренних проверок;
- корректирующие и предупреждающие действия;
- оценки, проведенные сторонними органами;
- результаты межлабораторных сравнительных испытаний или проверок квалификации;
- изменение объема и вида работы;
- обратную связь с заказчиками;
- претензии;
- рекомендации по улучшению;
- другие факторы, такие как деятельность по управлению качеством, ресурсы и подготовка персонала.
Обычно анализ со стороны руководства проводится один раз в год.
Результаты должны быть введены в систему планирования лаборатории и включать в себя цели, задачи и планы работ на следующий год.
Анализ со стороны руководства включает в себя рассмотрение смежных вопросов на регулярных заседаниях руководства.
Результаты анализа со стороны руководства и последующие действия должны быть зарегистрированы. Руководство должно обеспечить выполнение этих действий в соответствующие согласованные сроки.
Процедура осуществления контроля:
- сверка требований к организации предоставления государственной услуги с фактическими данными;
- изучение требований нормативных документов, методик проведения анализов с фактическим процессом организации работы;
- анализ результатов контроля.
Перечень решений, которые могут быть приняты департаментом агропромышленного комплекса Ярославской области по итогам оценки фактического качества государственной услуги:
- разработка мероприятий по повышению качества государственной услуги;
- выделение дополнительных площадей под лаборатории;
- увеличение финансирования поставщика государственной услуги;
- уменьшение финансирования поставщика государственной услуги.
|
|