Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо


Скачать 0.64 Mb.
Название Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо
страница 1/7
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Кафедра терапии ФИПО



Согласовано

И.о. министра здравоохранения ДНР

А.А. Оприщенко

________________________

«_____»__________2017 г.

Утверждаю

И.о. ректора ДонНМУ

член-корр. НАМНУ

проф. Г.А. Игнатенко

________________________

«_____»__________2017 г.



ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

подготовки кадров высшей квалификации

В ординатурЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.28

«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ»




Донецк 2017

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Состав рабочей группы по разработке программы

3

2.

Лист согласования

4

3.

Общие положения

5

4.

Планируемые результаты обучения

6

5.

Перечень формируемых компетенций

14

6.

Матрица компетенций

16

7.

Структура программы

18

8.

Учебный план

19

9.

Содержание дисциплин и модулей

21

10.

Содержание практик

28

11.

Государственная итоговая аттестация

31

12.

Требования к условиям реализации программы

33

13.

Список литературы

36




















1. Разработчики программы:



пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность



Дядык А.И.

д.мед.н., профессор

зав. кафедрой терапии ФИПО



Багрий А.Э.

д.мед.н., профессор

профессор кафедры терапии ФИПО



Гнилицкая В.Б.

к.мед.н., доцент

доцент кафедры терапии ФИПО



Чубенко С.С.

д.мед.н., профессор

профессор кафедры терапии ФИПО



Куглер Т.Е.

к.мед.н., ассистент

ассистент кафедры терапии ФИПО


Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Гастроэнтерология» (ординатура) обсуждена на учебно-методическом заседании кафедры терапии ФИПО

«_____»__________________2017г. Протокол № __________
Зав.кафедрой ____________________ А.И. Дядык

(подпись)
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Гастроэнтерология» (ординатура) рассмотрена на заседании методической комиссии ФИПО
«__» __________ 2014 г. протокол № __
Председатель комиссии ____________________ проф. А.Э.Багрий

( подпись)

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Гастроэнтерология» (ординатура) утверждена на заседании Учёного совета ФИПО
«__» __________ 2017 г. протокол № __
Председатель Учёного совета ФИПО __________________ А.Э.Багрий

(подпись)

3.Общие положения
Основная образовательная программа подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.28 Гастроэнтерология (далее – программа ординатуры) является нормативным документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы последипломной подготовки специалистов в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького.

Для освоения основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.28 Гастроэнтерология принимаются лица, имеющие высшее медицинское образование квалификационного уровня «Специалист» специальностей «Лечебное дело» или «Педиатрия». Обучение  проводится по очной форме с отрывом  от основного места работы.

Цель программы ординатуры по специальности 31.08.28 Гастроэнтерология - подготовка квалифицированного врача-специалиста гастроэнтеролога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Задачи программы ординатуры по специальности 31.08.28 Гастроэнтерология:

- формирование базовых, фундаментальных и специальных медицинских знаний по специальности;

- подготовка врача-гастроэнтеролога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углублённые знания смежных дисциплин;

- формирование навыков и умений в освоении новейших технологий и методик в сфере профессиональной деятельности;

- формирование компетенций врача-гастроэнтеролога в области его профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускников программ ординатуры включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ ординатуры являются:

физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет (далее - дети), от 15 до 18 лет (далее - подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее - взрослые);

совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ ординатуры:

- профилактическая

предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;

проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;

проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;

- диагностическая

диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;

диагностика неотложных состояний;

диагностика беременности;

проведение медицинской экспертизы;

лечебная

оказание специализированной медицинской помощи;

участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;

оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;

реабилитационная

проведение медицинской реабилитации;

психолого-педагогическая

формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

организационно-управленческая

применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;

организация и управление деятельностью медицинских организаций, и (или) их структурных подразделений;

организация проведения медицинской экспертизы;

организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;

ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации;

создание в медицинских организациях и (или) их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;

соблюдение основных требований информационной безопасности.
4. Планируемые результаты обучения
Выпускник, освоивший программу ординатуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
- профилактическая деятельность

предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий; проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения; проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья; предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий; проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения; проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
- диагностическая деятельность

диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования; диагностика неотложных состояний; проведение медицинской экспертизы;
- лечебная деятельность

оказание специализированной медицинской помощи; участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих экстренного или срочного медицинского вмешательства; оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
- реабилитационная деятельность

применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма; давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации гастроэнтерологических больных, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
- психолого-педагогическая деятельность

использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности в гастроэнтерологии; логический и аргументированный анализ, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального гастроэнтерологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.


  • организационно-управленческая деятельность

использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы МЗ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций в гастроэнтерологии;

использовать знания организационной структуры в гастроэнтерологии, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений в гастроэнтерологии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам гастроэнтерологического профиля.

использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в гастроэнтерологии.
Перечень знаний, навыков и умений

врача-ординатора по специальности «гастроэнтерология»
Врач-специалист по гастроэнтерологии должен знать:

  • основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  • правовые вопросы российского здравоохранения;

  • общие вопросы организации медицинской помощи в стране;

  • организацию гастроэнтерологической помощи населению;

  • основы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;

  • организационно-экономические основы медицинского страхования и 
деятельности медицинских учреждений здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины;

  • основы общей патологии человека, иммунобиологии и реактивности 
организма, генетики;

  • принципы проведения фармакотерапии, гастроэнтерологии, лечебного питания, показания и противопоказания к хирургическому лечению заболеваний внутренних органов;

  • основы законодательства по вопросам врачебно-трудовой экспертизы и медико-социальной реабилитации;

  • основы первичной профилактики заболеваний и санитарно- просветительной работы;

  • принципы и методы формирования здорового образа жизни;

  • основы Международной классификации болезней;

  • современные направления развития медицины;

  • основы медицинской этики и деонтологии;

  • распространенность, заболеваемость, смертность от гастроэнтерологических заболеваний среди населения и в поло- возрастных группах, значение этих показателей в оценке состояния здоровья населения;

  • анатомическое строение органов и систем пищеварения в возрастном аспекте, их физиология и патофизиология;

  • этиологию и патогенез заболеваний органов пищеварения;

  • современные методы обследования больного (рентгенологические, эндоскопические, радиоизотопные, ультразвуковые и др.);

  • принципы диагностики и лечения болезней пищевода 
(гастроэзофагальная рефлюксная болезнь, эзофагиты, ахалазия кардии);

  • вопросы диагностики и лечения заболеваний желудка и 12-перстной кишки (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной 
кишки, болезни оперированного желудка);

  • диагностику и лечение болезней печени (гепатиты, циррозы печени, 
болезни накопления и энзимопатии);

  • принципы диагностики и лечения заболеваний желчного пузыря и желчевыводящих путей (билиарные дисфункции, холециститы, 
желчнокаменная болезнь, постхолецистэктомические расстройства);

  • диагностику и лечение болезней поджелудочной железы (хронические 
панкреатиты);

  • вопросы диагностики и лечения болезней кишечника (синдром 
нарушенного всасывания, ферментопатии, целиакия, функциональные и воспалительные болезни кишечника, дисбиоз кишечника, дивертикулярная болезнь);

  • особенности течения и ведение пациентов с алкогольными поражениями органов пищеварения;

  •  принципы диагностики и тактики ведения пациентов с опухолевыми заболеваниями органов пищеварения;

  • особенности течения заболеваний органов пищеварения у лиц пожилого и старческого возраста;

  • патологию органов пищеварения при различных заболеваниях;

  • современные методы профилактики и диетотерапии заболеваний органов 
пищеварения;

  • вопросы смежной патологии (кишечные инфекции и инвазии, инфекционные заболевания печени, гельминтозы, пищевая аллергия);

  • клинические проявления основных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, эндокринной и нервной систем;

  • вопросы деонтологии и врачебной этики, клинической психологии;

  • клинику, диагностику и основные методы оказания неотложной помощи при дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, аллергическом 
шоке, отравлениях;

  • основы клиники, ранней диагностики инфекционных болезней, в т.ч карантинных инфекций;

  • основы клиники и диагностики ВИЧ-инфекции;

  • основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний;

  • организацию и объем первой врачебной помощи при ДТП, массовых 
поражениях населения и катастрофах;

  • основы дозиметрии ионизирующих излучений, основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности;

  • правовые аспекты медицинской деятельности;

  • правила оформления медицинской документации;

  • клиническую фармакологию;

  • основные руководства, монографии, медицинские рекомендации и текущую медицинскую литературу по специальности;

  • владеть компьютером, использовать Интернет в своей работе;


Врач-специалист по гастроэнтерологии должен уметь:


  • выявить специфические жалобы больного на момент осмотра;

  • собрать анамнез (у пациента или родственников), выделив возможные причины заболевания;

  • выявить характерное начало заболевания (острое или постепенное 
с продромальными явлениями), сезонность обострения заболевания;

  • при объективном обследовании выявить специфические признаки 
заболевания;

  • уметь выбрать минимальный, необходимый для постановки диагноза 
комплекс лабораторных и инструментальных методов исследования;

  • выполнять ряд исследований самостоятельно (пальцевое исследование 
прямой кишки, ректороманоскопия, рН-метрия желудочного 
содержимого, дуоденальное зондирование, промывание желудка);

  • интерпретировать полученные данные лабораторно-инструментальных 
и рентгенологических методов исследования, обнаружить признаки 
патологии;

  • на основании жалоб, анамнеза болезни и жизни, результатов 
объективного исследования и проведенного дифференциального диагноза с группой заболеваний, имеющих сходные клинические признаки, установить предварительный диагноз;

  • определить показания к первой и неотложной помощи больному и осуществить ее;

  • определить показания к срочной или плановой госпитализации;

  • определить профиль стационара с учетом характера, тяжести 
заболевания, ургентности госпитализации, вида осложнения и 
преобладания синдрома на момент госпитализации;

  • организовать госпитализацию (оформить необходимую документацию: 
направление, выписку из амбулаторной карты), согласовать 
госпитализацию с администрацией стационара;

  • дополнительно выявить в анамнезе данные, подтверждающие или 
исключающие предполагаемый диагноз;

  • определить комплекс необходимых для постановки окончательного 
диагноза и проведения дифференциального диагноза лабораторных, инструментальных, рентгенологических, радиологических и других методов исследования;

  • трактовать результаты клинических, лабораторных, биохимических, эндоскопических, рентгенологических, ультразвуковых, электрофизиологических и других методов исследования;

  • определить показания и противопоказания к проведению сложных методов исследования с целью избежать осложнений и ущерба здоровью больного;

  •  определить потребность и обоснованность специализированной консультативной помощи в зависимости от характера заболевания, осложнения или сопутствующей патологии;

  • использовать данные, полученные от консультантов, для уточнения диагноза, тактики лечения;

  • дифференцировать данное заболевание от других болезней, имеющих сходное клиническое течение;

  • сформулировать окончательный диагноз;

  • обосновать выбор комплексного лечения с учетом особенностей и фазы патологического процесса у данного больного, сопутствующих заболеваний и осложнений с применением лечебного питания, этиотропных, патогенетических, общеукрепляющих, симптоматических средств, заместительной терапии и исключения полипрагмазии;

  • провести запланированный объем лечебно-профилактических мероприятий;

  • своевременно внести коррекцию в назначенное лечение с учетом течения болезни, возникновения осложнений заболевания;

  • при стихании обострения заболевания обосновать возможность перевода больного на палатный режим, расширить диету, назначить лечебную физкультуру, физиотерапию, рефлексотерапию, фитотерапию, определить показания к санаторно-курортному лечению;

  • выявить признаки временной и стойкой, частичной или полной утраты трудоспособности, дать рекомендации по режиму труда и отдыха, при необходимости по рациональному трудоустройству в зависимости от ограничений, необходимых при конкретном заболевании, его тяжести, осложнениях; при стойкой утрате трудоспособности направить больного на медико-социальную экспертизу с оформлением соответствующей выписки из истории болезни;

  • выработать комплекс противорецидивных мероприятий;

  • правильно оформлять и хранить первичную медицинскую документацию;

  •  произвести выборку необходимых сведений из ведущейся документации;

  • руководить работой медицинской сестры;

  • проводить самоконтроль за выполнением собственного плана работы;

  • наладить контакт с больным, его родственниками, с коллегами, соблюдая 
этические нормы в отношениях с ними;

  • создать вокруг больного атмосферу, щадящую его психику;

  • внушить больному необходимость выполнения назначений врача и создать мнение о правильности проводимых диагностических, лечебных процедур, профилактических мероприятий;

  • вселить больному уверенность в благоприятном исходе болезни, 
воспитать положительные эмоции, положительную психическую 
настроенность;

  • соблюдать врачебную тайну;

  •  относиться к своей деятельности с высокой профессиональной и 
гражданской ответственностью;

  • оказать первую врачебную помощь (при обмороке, гипертоническом 
кризе, инфаркте миокарда, отеке легких, приступе бронхиальной астмы, различных видах шока, различных видах комы, внутренних и наружных кровотечениях, почечной колике, эпилептическом статусе, отравлениях и интоксикациях);

  •  проводить лечебные и диагностические процедуры (подкожные, внутривенные инъекции, струйные и капельные вливания, определение группы крови и резус-фактора, переливание крови и кровезаменителей, временную остановку кровотечения, наложение транспортных и импровизированных шин, закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких);

  • оказать первую врачебную помощь (при кровотечениях из желудочно- кишечного тракта, при острой печеночной недостаточности, прободной язве, ущемленной грыже, калькулезном холецистите, панкреатите, аппендиците, острой кишечной непроходимости);

  • уметь проводить регидратацию (пероральную и внутривенную) и реминерализацию;

  • проводить лечебные и диагностические процедуры (зондирование и промывание желудка, дуоденальное зондирование, абдоминальная пункция, очистительные, сифонные и лечебные клизмы, пальцевое исследование прямой кишки);

  •  осуществлять информационный поиск по вопросам гастроэнтерологии с использованием современных компьютерных систем;

  • постоянно совершенствовать себя как личность и как врача-специалиста.


Врач-специалист по гастроэнтерологии должен владеть:

  • комплексом методов стандартного обследования больных с патологией 
органов пищеварения;

  • методами дополнительного обследования (пальцевое исследование 
прямой кишки, рН-метрия желудочного содержимого, дуоденальное зондирование, уреазный дыхательный хелик-тест, промывание желудка);

  • комплексом методов оказания экстренной помощи при ургентных состояниях (при кровотечениях из желудочно-кишечного тракта, при острой печеночной недостаточности, прободной язве, ущемленной грыже, калькулезном холецистите, панкреатите, аппендиците, острой кишечной непроходимости);

  • основными принципами лечения заболеваний пищевода;

  • основными принципами лечения болезней желудка и 12-перстной 
кишки;

  • основными принципами лечения патологии тонкой и толстой кишки;

  • основными принципами лечения заболеваний печени и билиарной 
системы;

  • основными принципами лечения болезней поджелудочной железы;

  • принципами дифференциальной диагностики заболеваний органов пищеварения.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой Народной Республики Государственное профессиональное образовательное...
Донецкого ридпо (протокол №5 от 16. 06. 2016г.), рекомендованных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой народной республики прика з
Республики от 08. 12. 2015 №012. 1/628 «О разработке медико-технологических документов по стандартизации медицинской помощи в системе...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Закон консульский устав донецкой народной республики
Донецкой Народной Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Закон Донецкой Народной Республики от 24. 04. 2015 «О здравоохранении»
Закон Донецкой Народной Республики от 20. 03. 2015 «Об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой Народной Республики от 06. 07. 2015 №398
Народной Республики и нормативными правовыми актами Министерства юстиции Донецкой Народной Республики и определяет отдельные вопросы...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon П л а нмероприятий по предупреждению распространения кори на территории...
Приказу Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики 18 января 2018 №68
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Приказ 29. 03. 2017 №279 д зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики
Об утверждении Инструкции по организации и ведению адресно-справочной работы в системе Министерства внутренних дел Донецкой Народной...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Кафедра факультетской терапии им акад. А. И. Нестерова
Гоу впо российский Национальный Исследовательский Медицинский Университет им. Н. И. Пирогова Минздравсоцразвития России
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой Народной Республики 03. 09. 2015 №012. 1/330 министерство...

Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой Народной Республики 03. 09. 2015 №012. 1/330 министерство...

Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой Народной Республики 03. 09. 2015 №012. 1/330 министерство...
Данная Инструкция определяет порядок заполнения формы отраслевой статистической отчетности №20 «Отчет учреждения здравоохранения...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой Народной Республики 03. 09. 2015 №012. 1/33 министерство...
Данная Инструкция определяет порядок заполнения формы отраслевой статистической отчетности №31 «Отчет о медицинской помощи детям...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Инструкция о порядке заполнения листка нетрудоспособности
...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой народной республики
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Общая практика...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Донецкой Народной Республики от 26. 04. 2016 №432 (п ) Идентификационный код
Территориальные учреждения в городах и районах (городские, межгородские, горрайонны, районные центры) Республиканского центра санитарно-эпидемиологического...
Донецкой Народной Республики Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра терапии фипо icon Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики...
Направление на тестирование образцов сывороток крови доноров на наличие маркеров гемотрансфузионных инфекций

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск