УДК 613.72
ББК75.0
В 14
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы - доктор педагогических наук, профессор Ю.Д.Железняк
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор Н.Д. Овчинников;
доктор медицинских наук, профессор С.А.Полиевский
Вайнбаум Я. С. и др.
В 14 Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, T.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.
ISBN 5-7695-0723-3
В учебном пособии раскрывается понятие гигиены как науки и учебной дисциплины, рассматривается воздействие различных факторов, будь то внешняя среда или физические нагрузки, на здоровье людей, занимающихся физической культурой и спортом. Приводятся сведения о гигиеническом нормировании физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом, о гигиеническом обеспечении занятий физической культурой и спортивных тренировок.
Книга может быть полезна также учителям физкультуры.
УДК 613.72
ББК 75.0
Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.Д., 2002
ISBN 5-7695-0723-3 Издательский центр «Академия», 2002
Предисловие
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся. «Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (ст. 12) перед образовательными и дошкольными учреждениями всех типов поставлены задачи сохранения, укрепления и улучшения здоровья учащихся и детей дошкольного возраста, формирования у них устойчивой потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Ведущая роль в реализации этих законодательных актов принадлежит преподавателю физической культуры. Именно он наиболее компетентен в вопросах возрастной и спортивной физиологии, профилактике болезней и коррекции функциональных нарушений у детей, именно он должен овладеть одним из самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья детей — методикой физического воспитания.
Поэтому гигиена физического воспитания и спорта как учебная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специальное значение для студентов и специалистов в области физической культуры. Она занимает одно из главных мест в ряду других дисциплин учебного плана факультетов физической культуры педагогических вузов, формируя общую и профессиональную культуру студентов — будущих педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.
Знания по этой учебной дисциплине во многом помогают предупредить заболевания, скорректировать функциональное состояние организма человека средствами физической культуры и спорта, повысить устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль медицинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач — сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья населения страны, формирования гармонического физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия взрослого населения.
Знание и соблюдение основных гигиенических принципов, требований и рекомендаций по организации занятий физической культурой и спортом значительно повышают их оздоровительную эффективность и обеспечивают возможность достижения спортсменами высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья.
В настоящем учебном пособии приведены основные теоретические положения, отражающие современные научные взгляды и представления о различных факторах внешней среды и их воздействии на здоровье людей, а также о влиянии занятий физической культурой и спортом на здоровье человека. Детально рассмотрены вопросы нормирования физических нагрузок для лиц разного пола и возраста при занятиях физической культурой и спортом, проблемы гигиенического обеспечения физической культуры и занятий отдельными видами спорта. Эти вопросы представлены во взаимосвязи с оздоровительным принципом и основными задачами физического воспитания.
|