Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г


Скачать 0.8 Mb.
Название Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г
страница 1/5
Тип Методические разработки
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические разработки
  1   2   3   4   5

ГБОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России кафедра госпитальной хирургии им. Б.А. Королёва

Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии

для 5 курса лечебного факультета

Нижний Новгород 2013г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РЕАНИМАТОЛОГИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ VI КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НГМА

1. Методы контроля основных функций организма в процессе реанимации и интенсивной терапии. Нарушения кислотно-основного - равновесия и водно-электролитного баланса при критических состояниях. Инфузионно-трансфузионная терапия.

2. Обезболивание на догоспитальном этапе в условиях скорой медицинской помощи. Виды и методы лечебного наркоза, применяемые в процессе реанимации и интенсивной терапии. Аппаратура и принадлежности для наркоза.

3. Терминальные состояния Методы сердечно-легочно-мозговой реанимации. Постреанимационная болезнь патофизиология, клиника, диагностика, интенсивная терапия.

4. Интенсивная терапия при коматозных состояниях. Постгипоксическая кома патофизиология, клиника, диагностика и интенсивная терапия. Смерть мозга.

5.Острая дыхательная недостаточности: патофизиология, клиника, диагностика, методы интенсивной терапии. Искусственная вентиляция легких. Кислородно-ингаляционная терапия.

ЗАЧЕТ

Перечень практических навыков по реанимации и интенсивной терапии для студентов 5-го курса медико-профилактического факультета НГМА

1. Уметь диагностировать терминальные состояния и виды остановку кровообращения с помощью клинических и ЭКГ-признаков.
2. При клинической смерти проводить комплекс сердечно-легочной и мозговой реанимации.

3. Определить показания к электрической дефибрилляции сердца и владеть техникой проведения дефибрилляции.

4. Проводить кислородную терапию с помощью назофарентеральных.

5. Методы контроля за состоянием дыхательной системы (клинические данные, спирометрия, спирография, волюметрия, газовый состав крови /артериальной и венозной/, альвеолярного воздуха и др.).

6. Проводить обезболивание при механической травме, ожогах и острой коронарной недостаточности лекарственными смесями, ненаркотическими и наркотическими анальгетиками, препаратами для НЛА.

7. Уметь диагностировать нарушения КОС, водно-электролитного баланса при критических состояниях и проводить их коррекцию.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной хирургии им.Б.А.Королева

«Утверждаю»

Зав.кафедрой проф.Медведев А.П.__________________-

Практическое занятие по теме:

«Методы контроля основных функций организма в процессе реанимации и интенсивной терапии. Нарушения кислотно-основного и водно-электролитного баланса при критических состояниях. ИНФУЗИОННО-ТРАНСФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ»

Учебно-методическое пособие для студентов

Лечебный факультет V курс

Разработаны:доц.Горох О.В.

доц.Сафонова А.Д. Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры, протокол № 1

«26»августа 2013 г.

2013
ЗАНЯТИЕ №1

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА в ПРОЦЕССЕ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ. НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ И ВОДНО­ЭЛЕКТРОЛИТНОГО БАЛАНСА ПРИ КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ. ИНФУЗИОННО-ТРАНСФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ

УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: 6 часов.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомление студентов с принципами организации рабо­ты реанимационной службы в. больницах. Научить студентов оценивать функциональное состояние различных систем организма в процессе реани­мации и интенсивной терапии. Обучить студентов диагностике основных нарушений кислотно-основного равновесия и водно-электролитного баланса, методам их коррекции при критических состояниях.

МЕСТО ЗАНЯТИЯ: операционные, палаты интенсивной терапии, лабо­ратории, учебная комната.

ОСНАЩЕНИЕ: наркозно-дыхательная аппаратура, мониторы различ­ных систем, электро-кардиографы, спирографы, спирометры, волюметры, лабораторная техника, наркозные и реанимационные карты, таблицы, слайды, ситуационные задачи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

  1. Организация реанимационной службы в стране.



  1. Принципы работы палат и отделений реанимации и интенсивной терапии: штаты, обязанности врача и среднего медперсонала.



  1. Показания к госпитализации в палаты или отделения реанимации и интенсивной терапии.



  1. Оборудование и оснащение, документация.



  1. Методы контроля за состоянием дыхательной системы (клинические данные, спирометрия, спирография, волюметрия, газовый состав крови /артериальной и венозной/, альвеолярного воздуха и др.).

  2. Методы контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы в процес­се реанимации и интенсивной терапии (клинические данные, пульс, артери­альное давление и его производные, шоковый индекс, центральное венозное давление, электрокардиография, объем циркулирующей крови, минутный объем сердца, сердечный индекс, легочное и общее периферическое со­судистое сопротивление, реологические свойства крови и др.).

  3. Клинические и функциональные методы исследования центральной и периферической нервной системы в процессе реанимации и интенсивной терапии (клинический неврологический статус, внутричерепное и ликворное давление, эхо- и электроэнцефалография, офтальмоскопия, мозговой кро­воток и др.).




  1. Методы контроля за состоянием функции печени и почек в процессе реанимации и интенсивной терапии (клинические данные, белки, ферменты, свертывающая система крови, азотистые компоненты крови и мочи, диурез (почасовой и суточный), показатели интоксикации и др.

  2. Кислотно-основное равновесие крови (КОР): физиология, основные формы нарушений, методы их коррекции.

  3. Водно-электролитный баланс (ВЭБ): физиология, нарушения водного, натриевого и калиевого обмена, методы их коррекции.

  4. Контроль за усвоением с помощью ситуационных задач.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Принципы организации службы реанимации и ИТ.

  2. Показания к госпитализации в палаты и отделения РиИТ.

  3. Основные методы контроля и оценки дыхательной функции в реанима­ционной практике.

  4. Основные методы контроля и оценки функции сердечно-сосудистой системы в реанимационной практике.

  5. Основные методы контроля и оценки функции центральной нервной системы в процессе реанимации и интенсивной терапии.

  6. Основные методы контроля и оценки функции печени и почек в процессе реанимации и интенсивной терапии.

  7. Основные формы нарушений КОР крови в практике реанимации и интен­сивной терапии. Методы их коррекции.



  1. Основные формы нарушений ВЭБ в практике реанимации и интенсив­ной терапии. Методы их коррекции.

  2. ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Оценить показатели функции внешнего дыхания.

  2. Измерить центральное венозное давление, записать ЭКГ, рассчитать должный объем циркулирующей крови по таблицам.


  1. Решить ситуационную задачу.

  2. ЛИТЕРАТУРА:

  3. Основная: 1,2,4.

  4. Дополнительная: 2,5.

  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  6. В основе работы анестезиолого-реанимационной службы в стране положе­ны приказы МЗ: 501, 841, 1188. В них утверждаются основные положения об организации отделений, штатные нормативы, обязанности врача анестезиолога-реаниматолога, старшей мед.сестры, медсестер, о враче-лаборанте и др. В начале занятия студенты знакомятся с этими приказами, обращая внимание на задачи, функции, штаты отделения. Детально разбираются показания к госпитализации в палаты интенсивной терапии. Необходимо отметить, что госпитализации подлежат больные с острыми функциональными рас­стройствами жизненно важных органов, нуждающиеся в их временном заме­щении или компенсации. Это больные с острыми расстройствами кровооб­ращения различной этиологии, с острыми расстройствами дыхания, с на­рушениями функции центральной нервной системы, печени, почек, с ост­рыми нарушениями обменных процессов, с острыми отравлениями, больные в восстановительном периоде после оживления, после оперативных вмеша­тельств при нарушении или угрозе их со стороны жизненных органов.

  7. Отделение должно иметь специальные помещения для реанимации, для проведения интенсивной терапии, изолятор. В палатах интенсивной те­рапии необходимо иметь достаточное количество диагностической и ле­чебной аппаратуры, экспресс-лабораторию, обеспечивающую круглосуточ­ное обслуживание больных. Со штатными нормативами можно ознакомиться в приказах NN 1188, 841.

  8. В процессе занятия обратить внимание на планировку палат и отделений, санитарные и строительные нормативы.

  9. В процессе реанимации, анестезии и интенсивной терапии должны приме­няться простые, информативные и надежные методы контроля за состоянием жизненно важных функций организма. Больше всего этим требованиям удов­летворяют мониторные системы сложения. Во время занятия студенты зна­комятся с методами контроля за простейшими параметрами гемодинамики и дыхания, их интерпретацией. В процессе самоподготовки студенты обяза­тельно обращают внимание на простейшие методы контроля за дыхани­ем (внешний вид больного, характер дыхания, частота, данные перкуссии, аускультации и др.). В соответствующих главах рекомендуемой литературы вспомнить физиологию дыхания, основные параметры вентиляции, диффу­зии и газообмена в легких. Обратить внимание на легочные объемы и ем­кости, другие параметры вентиляции, определяемые спирографиче- ским методом. Важно знать газовый состав крови (артериальной, веноз­ной) и уметь их интерпретировать.

  10. Общепринятыми методами оценки функции сердечно-сосудистой систе­мы являются частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление и его производные, электрокардиография (ЭКГ), центральное венозное давление (ЦВД). Обратить внимание на методику определения ЦВД. Стерильный кате­тер через одну из центральных вен вводят в верхнюю полую вену и трой­ником соединяют с флеботонометром Вальдмана. Нулевое давление шкалы флеботонометра устанавливают на уровне правого предсердия, что соответ­ствует точке пересечения нижнего края большой грудной мышцы с V реб­ром. Существуют модификации метода. Норма ЦВД 50-120 мм.водн.ст, Бо­лее сложные методы контроля (ОЦК, МОС, СИ, ИПСС и др.) применяются реже, хотя и весьма информативны.

  11. С целью контроля за функцией ЦНС применяются общепринятые методы обследования психоневрологического статуса: уровень сознания, рефлек­торная деятельность, мышечная активность. Существуют простые шкалы для оценки глубины расстройств сознания, они приводятся в соответствую­щих главах учебника. К наиболее объективным и точным методам оценки функции ЦНС относятся и электроэнцефалограмма (ЭЭГ), рентгенологи­ческие методы обследования, офтальмоскопия, измерение мозгового кровото­ка.



  12. Функцию почек и состояние водного баланса в организме достаточно точно отражают почасовой и суточный диурез (норма соответственно 60 мл/час, 1500+/- 500 мл/сутки. Олигурия - менее 25-30 мл/час, 500 мл/сутки. Анурия - диурез менее 50 мл/сутки. Для более точной оценки почечной функции используются почечный кровоток, клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция, азотистые компоненты крови и др.

  13. Оценка функции печени основана на клинических данных, лаборатор­ных показателях (углеводный обмен, белковый, жировой, ферменты, сверты­вающая система крови, пигменты и др.). Подробное описание методик найде­те в рекомендуемой литературе.

  14. Одним из наиболее важных компонентов гомеостаза является кислотно­основное равновесие крови. Основные показатели КОР, применяемые в клинической практике, позволяют достаточно точно оценить нарушения. Это PH, Р СО2, BE, АВ, SB. Средние значения этих показателей для артериальной крови: PH 7,35-7,45; Р СО 35-45 мм. рт., BE (избыток или дефицит основа­ний) +/- 2,3 ммоль/л. В регуляции КОР важная роль принадлежит буферным системам, легким и почкам. Преобладающей формой нарушений в анестезиолого-реанимационной практике является метаболический ацидоз (шок различной этиологии, терминальные состояния, интоксикация, отравления, гипоксия смешанного происхождения). Дыхательный ацидоз встречается при многих формах острой дыхательной недостаточности (нарушения трахе­обронхиальной проходимости, астматическое состояние, отек легких и др.). Другие формы нарушений встречаются реже (метаболический и дыха­тельный алкалоз). Для коррекции метаболического ацидоза чаще всего применяется 4-5% раствор гидрокарбоната натрия, трисамин, лактасол. Наряду с симптоматической коррекцией должна проводиться этиопатогенетическая терапия, направленная на устранение причины, вызвав­шей расстройства КОР. Коррекция дыхательного ацидоза достигается своевременным этиологическим и заместительным лечением острой дыхатель­ной недостаточности (занятие N 5).

  15. Более подробные сведения о нарушениях КОР читайте в рекомендуемой литературе.

  16. Нарушения водно-электролитного баланса сопровождают многие критиче­ские состояния, и их своевременная коррекция нередко определяет окон­чательный исход заболевания. Нарушения водного обмена получили назва­ние дизгидрий (де- и гипергидратации), по принципу изменения водных сек­торов; внутриклеточная, внеклеточная и общая. По принципу концентрации солей в водных секторах: изо-, гипо-, гипертоническая дегидратация и ги­пергидратация. Оценка состояния водного обмена в клинике проводится на основании клинических (жажда, эластичность кожи, состояние слизи­стых) и лабораторных данных (гемоглобин, гематокрит, осмолярность плаз­мы, мочи, содержание натрия в плазме, количество и удельный вес мочи Наи­более часто в реанимационной практике встречаются внутри- и внеклеточная дегидратация.

  17. Внутриклеточная дегидратация проявляется жаждой, сухостью слизистых кожи, психическими расстройствами. Из лабораторных показателей харак­терны: повышение гематокрита, осмолярности плазмы, гипернатриемия,

  18. олигурия, гиперстенурия. Терапия заключается во введении изотониче­ских растворов глюкозы, электролитов. Расчет дефицита жидкости произ­водится чаще всего по формуле:

  19. Na плазмы факт. - Na плазмы должн.

  20. х ОВЖ,

  21. Na плазмы должн.



  22. где натрий плазмы должный равен 142 ммоль/л, ОВЖ - объем внеклеточ­ной жидкости, равный массе тела в кг х 0,2. Получаем объем жидкости в литрах.

  23. Внеклеточная дегидратация связана с потерями электролитов, в основном натрия. Клинические проявления: головная боль, рвота, симптомы гипово- лемии, сгущения крови, олигурия. Жажда отсутствует. Лабораторные показате­ли: повышение гематокрита, снижение осмолярности плазмы и концен­трации натрия в плазме, гипостенурия. Терапия заключается во введении натрийсодержащих растворов, альбумина, плазмы.



  24. Расчет дефицита жидкости производится по формуле:

  25. Гематокрит факт. - Гематокрит должн

  26. х ОВЖ,

  27. Гематокрит должн.

  28. где гематокрит должный равен 40.

  29. Определение концентрации электролитов проводят различными способа­ми Наиболее часто в реанимационной практике встречаются нарушения ка­лиевого обмена. Концентрация калия в плазме здорового человека равна 3,5- 5,5 ммоль/л, в эритроцитах 80-100 ммаяь/л. Концентрация натрия в плазме равна 135-152 ммоль/л, в эритроцитах 17-22 ммоль/л. Из электролитных рас­стройств наиболее часто встречается дефицит калия, отражающийся в пер­вую очередь на его содержании в плазме. Гипокалиемия связана с потерей электролитов через желудочно-кишечный тракт, почки, уменьшением по­требления калия, применением диуретиков и сердечных гликозидов. Лече­ние состоит в устранении причины и введении калийсодержащих растворов/

  30. Дефицит рассчитывается по формуле:

  31. (Калий должн. - калий факт.) х ОВЖ = дефицит калия в ммоль.

  32. Калий должный принимается за 5 ммоль/л плазмы.

  33. Пример: у больного с массой тела 50 кг калий плазмы равен 3 ммоль/л. Де­фицит калия равен: (5-3) х 50 х 0,2 = 20 ммоль. Известно, что 1 г хлорида калия содержит 13,9 ммоль калия. Отсюда нетрудно пересчитать, сколько мл раствора различной концентрации необходимо перелить больному. Суточная потребность в калии равна 60-120 ммоль.

  34. Гиперкалиемия встречается значительно реже, причины ее: почечная недостаточность, шок, тяжелый метаболический ацидоз, острая дегидрата­ция, ожоги, синдром раздавливания, переливания крови. Основная опас­ность заключается в развитии внезапной остановки сердца.

  35. Лечение: диуретики, гипертонические растворы глюкозы с инсулином, препараты кальция, ощелачивающая терапия.

  36. Нарушения калиевого обмена всегда отражаются определенными измене­ниями электрокардиограммы. В учебниках они хорошо представлены.

  37. Натрий - важнейший внеклеточный электролит: большую роль играет в под держании осмолярности водных секторов, а, следовательно, и их объемов При подготовке к занятию обратить внимание на зависимость между раз личными формами дизгидрий и содержанием натрия в плазме.

  38. С целью контроля за усвоением темы рекомендуется прорешать задачи.

  39. ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

  1. Наиболее надежный критерий эффективности вентиляции:

  1. а) дыхательный объем

  2. б) минутный объем дыхания

  3. в) частота дыхания

  4. г) РО2 и РСО2 в артериальной крови



  5. Выберите правильный ответ.

  1. Наиболее точным показателем оценки легочной вентиляции является:

  1. а) жизненная емкость легких

  2. б) функциональная остаточная емкость

  3. в) проба Тиффно.

  4. Выберите правильный ответ

  1. Центральное венозное давление является:

  1. а) показателем сократительной способности миокарда

  2. б) объема циркулирующей крови

  3. в) венозного тонуса

  4. Выберите правильный ответ.

  1. Электрокардиограмма дает информацию о следующих состояниях:

  1. а) сердечный выброс

  2. б) электролитные нарушения

  3. в)гипоксия

  4. г) передозировка дигиталиса

  5. Выберите правильный ответ.

  1. Объективным критерием функции ЦНС в восстановительном периоде после оживления является:

  1. а) ширина зрачка

  2. б) восстановление спонтанного дыхания

  3. в) появление биоэлектрической активности мозга.

  4. Выберите правильный ответ

  1. Оцените показатели КОР и назначьте коррекцию:

  1. PH-7,32; РСО2 -50мм.рт.; ВЕ=-10 ммоль/л

  2. Рассчитать количество гидрокарбоната натрия. Масса тела - 50кг

  1. Оценить состояние КОР и провести коррекцию:

  1. PH-7,55; РСО2 -40 мм.рт.; ВЕ= + 10 ммоль/л



  2. Масса тела 75 кг.

  1. Решить ситуационную задачу:

  1. Больная Н. 65 лет переведена в ПИТ с явлениями острой сердечной не­достаточности. Состояние тяжелое: кожные покровы сухие, жажда, одыш­ка, умеренный цианоз. АД 100/60 мм.рт, ЧСС - 120 уд.в 1 мин. ЦВД - 210 мм.водн.ст. Суточный диурез 700 мл, без диуретиков.

  2. Лабораторные данные:

  3. PH -7,53; РСО2 -30 мм.рт.; ВЕ= +7 ммоль/л,



  4. калий плазмы - 2,5 ммоль/л, натрий плазмы - 152 ммоль/л, гематокрит - 50, удельный вес мочи -1029.

  5. Определить форму дизгидрии, нарушения электролитного баланса,

  6. КОР, скорректировать все нарушения. Масса тела - 75 кг.

  1. Решить ситуационную задачу:

  1. Больной В., 75 лет, страдает злокачественной опухолью желудка с метастазами в печень, лимфоузлы, раковой кахексией.

  2. АД 75/40 мм.рт, ЧСС 125 уд.в1 мин., одышка 35 в 1 мин.

  3. Показана ли госпитализация в ПИТ?






















  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon План практических занятий для студентов по питанию 3 курса очной...
Нормы физиологических потребностей для взрослого населения. Структура химического состава пищи. Пищевая и энергетическая ценность...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Радио и телевидение (словарь): Учебно-методические материалы для студентов II курса отделения английского языка переводческого факультета....
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Ковшило Д. Ф., Берзегова Л. Ю. Методические разработки по английскому...
Методические разработки предназначены для студентов 1 курса, продолжающих изучение английского языка на стоматологическом факультете....
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические указания для выполнения практических занятий по общей...
Методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий по биологии студентами средних специальных учебных...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству...
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Учебное пособие к лабораторным занятиям по фармацевтической химии...
Методическое пособие «Анализ органических лекарственных веществ» предназначено для проведения лабораторно-практических занятий у...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические разработки предназначены для студентов 2 курса агрономического факультета

Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине...
М 545 Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология» для студентов педиатрического...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «анестезиология,...
Методическое обеспечение утверждено на заседании кафедры анестезиологии и реаниматологии
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические указания для практических занятий для преподавателей...
Методические указания предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования технического...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Количество часов
Контроль качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по фармацевтической...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические указания для студентов 2 курса лечебного, педиатрического,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета
Ухина Н. Г. Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета спорта и адаптивной физической...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Списки студентов 3-го курса лечебного факультета

Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических...
Предназначено для студентов факультета технологии сельскохозяйственного производства направления 111100. 62 «Зоотехния» очной и заочной...
Методические разработки практических занятий для студентов по анестезиологии и реаниматологии для 5 курса лечебного факультета Нижний Новгород 2013г icon Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ для студентов 2-го курса

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск