Автор: Золотухина Лидия Ивановна
Учитель истории и обществознания
МОУ Октябрьский сельский лицей Чердаклинского района Ульяновской области
Интерактивный рабочий лист как форма активизации познавательной деятельности обучающихся
Аннотация. Работа посвящена выявлению особенностей использования интерактивного рабочего листа (на базе платформы Google Docs) на уроках истории как «активатора» познавательной деятельности. Предлагаемая технология рассмотрена через призму основополагающих дидактических принципов, что открывает возможности для разработки методических рекомендаций к применению данной формы работы в рамках интерактивного обучения в школах. Результаты исследования изложены в виде пошаговой инструкции к подготовке и использованию интерактивных рабочих листов на уроках истории.
Ключевые слова: интерактивный рабочий лист, познавательная деятельность, обучение истории.
Interactive worksheet as a form of activization of informative work of students at school
candidate of historical sciences, teacher of history and social science
L.I. Zolotukhina
Abstract. The work is devoted to revealing the features of the use of the interactive worksheet (based on Google Docs platform) as an activator of cognitive activity in history classes. The proposed technology is viewed through the prism of the basic didactic principles, which opens up opportunities for the development of guidelines for the use of this form of work for the interactive learning in schools. The findings are set out in a step by step guide to the preparation and use of interactive worksheets in history classes.
Keywords: interactive worksheet, cognitive activity, history teaching.
Познавательная активность обучающихся как качество деятельности, проявляющееся в отношении ученика к содержанию и процессу обучения, «в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности», а также в «мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели» [1, с. 86] требует особого внимания со стороны преподавателя.
Процесс познавательной активности невозможен без устоявшегося познавательного интереса ученика - эмоционально-познавательного отношения к предмету. Огромную роль при формировании познавательного интереса играет привлечение на уроках современного материала, который придаёт обучению актуальность.
Одним из средств активизации познавательного интереса и, как следствие, познавательной деятельности обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность. Формы организации, включающей постановку творческих, исследовательских задач, решаемых в последовательности этапов, характерных для научного исследования, а также оформление результатов.
Формирование исследовательских умений на уроках истории возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и цифровыми материалами, в частности, интерактивными рабочими листами как формы интерактивного обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивный рабочий лист (далее ИРЛ) как электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика, представляет собой результат совмещения интерактивного подхода, форм учебно-исследовательской деятельности и применения компьютерной техники и информационных технологий, значительно повышающих эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности, позволяющих оперировать большим объемом информации и усиливающих, мотивации учащихся к учебной деятельности.
Основные цели работы с ИРЛ. включают:
научиться выделять признаки для сравнения и сопоставления разных объектов;
научиться работать с открытыми источниками информации (искать информацию);
научиться выделять главное и фиксировать информацию в краткой форме.
ИРЛ., кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним. Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним. Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников). Шаблоны листов универсальны, их можно использовать на самых разных школьных предметах. Готовый лист легко клонируется, его можно изменять и дополнять.
Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой, вернее сказать, вероятность одинакового заполнения крайне мала, поэтому эти результаты никогда не оцениваются с точки зрения «правильности».
Работа с интерактивным листом возможна:
на уроке в компьютерном классе для самостоятельной работы учащихся с последующим обсуждением результатов,
в своем кабинете для фронтальной работы на уроке,
в своем кабинете для самостоятельной работы одного ученика с последующим обсуждением результатов,
на домашнем компьютере учащегося в качестве альтернативного домашнего задания.
Разработать ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить:
использование элементов веб-квеста - проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур;
включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;
разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами;
использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. (в основном, это графические листы);
конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета.
В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы. Таким образом, ИРЛ может быть инструментом, организующим самостоятельную работу. Это деятельность по конструированию новых знаний и овладению новыми способами универсальных учебных действий (УУД). Он подходит как для организации домашних заданий, так и для дистанционного обучения.
Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д. Дополнительная степень свободы, которая обеспечивается возможностью публикации выполненных рабочих листов в папках общего доступа, - это взаимное оценивание работ самими учащимися. Последнее является непростой организационной задачей и подразумевает наличие определенного уровня культуры у сообщества, уже имеющего опыт работы в совместных документах.
Материал для листов можно подобрать любые, все рабочие листы в этом смысле универсальны. Заменить объекты на уже созданном листе можно в считанные секунды - вот и готов новый лист. Таким образом, можно создавать большое количество разных листов, хоть для каждого ученика персонально.
Что касается веб-инструмента, с помощью которого подобные листы создаются, то это один из сервисов в Google docs. Конкретнее, создавать такие "интерактивные картинки" можно, используя средства рисования сервиса googledrawings. С помощью стандартной, хорошо знакомой многим, панели инструментов, выбирая на ней коллекции автофигур, линий, стрелочек, а также средства для их раскрашивания, можно создавать практически любые интерактивные листы.
.
Рисунок – 1. Окно компьютерной интернет-программы Google Docs
Google docs – это текстовый редактор. С его помощью можно прямо в Интернете создавать и форматировать документы, а также редактировать их вместе с другими пользователями в режиме реального времени. Что можно сделать в Google Документах:
Загрузить документ Word и преобразовать его в документ Google.
Изменить поля, отступы, шрифты, цвета и множество других параметров форматирования.
Предоставить другим пользователям право на редактирование, добавление комментариев или просмотр того или иного документа.
Совместно редактировать файл в режиме реального времени и общаться с другими пользователями во встроенном чате.
Просмотреть историю изменений документа и восстановить любую версию.
Загрузить документ Google на свой компьютер в виде файла Word, OpenOffice, RTF, PDF, HTML или ZIP.
Перевести документ на другой язык.
Прикрепить документ к сообщению электронной почты.
К данной классификации добавим новый вариант применения инструментов Google Docs, а именно создание ИРЛ, представляющее собой совокупность всех описанных выше возможностей.
Технология использования интерактивного рабочего листа включает в себя следующие разделы:
-
Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом). При создании листа учитель применяет творческие навыки, учитывая специфику методики обучения истории. Приемы, используемые при создании заданий с картинкой, соотносятся с общепринятыми в современном преподавании данной дисциплины приемами: найди соответствие; дорисуй; распредели по группам по признаку; закрась по признаку; выдели; удали; выдели лишний; подпиши; соедини; создай цепочку; сравни; выбери главное; сортируй; конструируй; выбери место на изображении; создай кластер; классифицируй.
Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для "любого пользователя, обладающего ссылкой".
Ученик переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать его (выполнять задание).
После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя, таким образом другим свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать.
Следует отметить, что главный труд обучающихся - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться, развивать у них познавательные интересы, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности, все это позволяет осуществить применение данной технологии. Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой. Он также может не совпадать с тем, который известен педагогу, но он будет отражать специфику личности и деятельности учащегося. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер интерактивного рабочего листа – позволяют его использовать для дистанционного обучения, реализуя его цель – творческое самовыражение удаленного ученика.
Список использованной литературы
Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988. -256 с.
Леонтьев, А. А. Деятельность. Сознание. Личность / А. А. Леонтьев. – М., 1977.
Google Docs [Электронный ресурс] https://www.google.ru/intl/ru/docs/about/
|