Скачать 0.62 Mb.
|
Анализ рынка потребительского кредитования в России 1. Анализ рынка потребительского кредитования в России и УРФО Кредитование физических лиц является самым быстрорастущим сектором банковского бизнеса в России. Начиная с 1999 года в России наблюдается устойчивый экономический рост, который в течение 2001-2004 гг. в среднем превышал 6% в год. Существенный экономический рост повлек за собой и усиление активности банковского сектора, который в течение последних 5 лет увеличил свой совокупный кредитный портфель более чем в 6 раз. При этом, начиная с 2000 года в банковском секторе наблюдалась устойчивая тенденция увеличения доли кредитования физических лиц. Так, если на 1 января 2000 года доля кредитов физическим лицам в совокупном кредитном портфеле банковской системы РФ составила чуть более 4.6%, то к началу 2002 года эта доля выросла до 6.5%, а к началу 2005 года составила уже 14.6%. По данным Банка России по состоянию на 1 декабря 2004 года объемы кредитования физических лиц составляли 573 266 млн. руб. А уже в марте 2005 года, по оценке Центра экономических исследований достигли 685 000 млн. руб. Случившийся в середине 2004 года кризис ликвидности банковской системы не оказал негативного влияния на рынок потребительского кредитования. Более того, среднемесячный рост портфеля с мая по июль (кризисный период) составил 7.8%, что превышает средний показатель за весь 2004 год на полтора процента. Устойчивый рост свидетельствует о неудовлетворенном спросе населения на потребительские кредиты, с одной стороны, и о высокой привлекательности (доходности) потребительского кредитования для банков. Спрос физических лиц на кредиты обеспечивается за счет роста реальных доходов населения (реальные доходы население выросли более чем на 10%), активной маркетинговой и рекламной политики банков, продвигающих свои кредитные продукты, экономической стабильности, увеличением числа доступных кредитов, а также производителей и продавцов товаров, стремящихся увеличить объемы продаж, постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях. Вероятность существенного снижения темпов роста доходов граждан в настоящее время достаточно мала. Росту рынка потребительского кредитования способствовало также и снижение уровня процентных ставок. Среднее снижение ставки по кредитам срочностью до 1 года в рублях составило в 2004 году примерно 3%. В то же время, стоимость долгосрочных кредитов, напротив, выросла, составив порядка 17% годовых. Наибольшее снижение процентных ставок наблюдалось по кредитам срочностью от 3 до 6 мес, которое составило порядка 4.5%. Потребительское кредитование вообще стало одним из экономических «хитов» прошлого года. Наибольших темпов роста рынок потребительского кредитования достиг именно в 2004 году, когда среднемесячный прирост кредитного портфеля составил 27 млрд. рублей. Всего же в 2004 году рост потребительских кредитов составил 106.5%. Структура рынка потребительского кредитования в течение 2004 года претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом. В частности, структура рынка несколько сместилась в пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла с примерно на 10%. Наиболее быстрорастущим сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7%. На нецелевые кредиты по итогам 2004 года пришлось порядка 62% объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам. Преобладающая доля нецелевых кредитов, которые предоставляются чаще с применением скоринговых моделей, это так называемые экспресс-кредиты, объясняется тем, что они более доступны потребителям. Так если ипотечные или автокредиты рассчитаны в основном на состоятельных людей (с доходом не менее 700 долларов в месяц), то претендовать на экспресс-кредит можно, зарабатывая даже 200 долларов в месяц. Розничная торговля благодаря банковским кредитам за минувший год увеличила свои обороты, по некоторым оценкам, в полтора раза — с 3 до 4,5 трлн. рублей. В прошлом году за счет использования экспресс-кредитования было профинансировано 16% покупок. Подобная тенденция указывает на увеличение значимости кредитования физических лиц как непосредственно для потребителей, так и для экономики в целом, поскольку стимулирует личное потребление. Таким образом, в течение последних 5 лет, и в особенности в 2004 году, в России наблюдалось существенное развитие потребительского кредитования. По различным оценкам, сейчас около 5 млн россиян уже воспользовались потребительским кредитом. По мнению банкиров, уже в скором времени Россия имеет шанс догнать европейские страны по объему выданных населению кредитов. В региональной структуре рынка по-прежнему доминировал Центральный Федеральный Округ, на который пришлось порядка 30% всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский Федеральный Округ, на которые пришлось 20% и 15% рынка соответственно. В целом, структура рынка кредитования физических лиц (Рисунок 2.1.) отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП. Рисунок 2.1. – Региональная структура рынка потребительского кредитования на 01.10.04 ЦФО - Центральный федеральный округ ПФО – Приволжский федеральный округ СФО – Сибирский федеральный округ УФО – Уральский федеральный округ СЗФО – Северо-Западный федеральный округ ЮФО – Южный федеральный округ ДФО – Дальневосточный федеральный округ В валютной структуре рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85% общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18% кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года - почти 10%. Сравнивая показатели объемов кредитных портфелей частных лиц за январь-февраль 2005 года можно сделать вывод, что верхние строчки рейтинга остаются неизменными лишь до пятой строчки: Сбербанк, Русский Стандарт, ХКФ-Банк и Райффайзенбанк. Лидерами по снижению портфелей потребительских кредитов стали в феврале Центральное ОВК (-47%), Первое ОВК (-33%) и Сибирское ОВК (-31%). Падение показателя этих банков объясняется постепенным переводом активов этих банков на баланс Росбанка: за этот же период портфель Росбанка вырос на 37% до 4,4 млрд. руб., и таким образом, в феврале банк стал лидером по движению в рейтинге (+10 позиций, 8-е место). Процесс объединения банков планируется завершить к середине 2005 года. В таблице 2.1. приведены 50 крупнейших участников рынка потребительского кредитования в 2005 году в России. Таблица 2.1. – Top 50 банков по потребительским кредитам в феврале 2005 года
Как видно из таблицы 2.1. среди крупнейших 50 банков, кредитующих физических лиц, лидирующее положение занимают банки, имеющие разветвленную филиальную сеть (Сбербанк (1), Русский стандарт (2), МДМ-Банк (5) УралСиб (330 офисов в 70 городах России) – 6 строка рейтинга), а также дочерние компании иностранных банков (ХКФ- Банк, Чехия – 3 строка рейтинга, Райффайзенбанк, Австрия – 4 строка рейтинга, , Ситибанк – 14 строка рейтинга). Кредитные портфели этих банков складываются из кредитов, предоставленных физическим лицам на территории всей Российской Федерации. Региональным банкам с меньшим числом филиалов, присутствующим лишь в отдельных регионах страны, имеющими более низкие показатели ресурсной базы, трудно конкурировать с такими гигантами. Среди банков уральского региона лидирует Челиндбанк (Челябинск) – 37 строка рейтинга. Из екатеринбургских банков в число 50 лидеров вошли лишь Банк Северная казна (38 строка) и Уралвнешторгбанк (42 строка рейтинга). Банки, осуществляющие потребительское кредитование, вынуждены существовать в рамках жесткой конкуренции за клиента. Среди конкурентных преимуществ конкретного банка, которые могут привлечь потенциального заемщика, могут выступать более продолжительные сроки кредитования, более низкие процентные ставки, отсутствие различных комиссий за пользование кредитом, влияние на сумму кредита официального и неофициального дохода, который невозможно подтвердить документально. Условия кредитования банков различаются незначительно, поскольку потребитель всегда стремится обслуживаться в банке, с оптимальным сочетанием цены и качества, а поскольку качество предоставляемых услуг находится в настоящий момент на одинаково высоком уровне, то решающую роль в выборе банка-кредитора играет цена кредита. Первопроходцами на рынке потребительского кредитования, «законодателями мод» всегда были московские банки. Все тенденции развития рынка кредитования физических лиц сперва зарождались в г. Москве, и лишь затем проявляли себя в регионе. Так впервые Банк «Русский стандарт» и Банк Первое ОВК в г. Москве стали предлагать экспресс-кредиты, основанные на скоринговой моделе оценки кредитоспособности заемщика, в г. Екатеринбурге подобная услуга появилась через год. Поэтому целесообразно рассмотреть условия предоставления кредитов на потребительские нужды некоторыми банками, действующими на территории московского региона. Указанные анализ будет проведен в таблице 2.2, которая аккумулирует данные по состоянию на 01.03.05. Таблица 2.2. – Условия предоставления кредитов некоторыми банками по состоянию на 01.03.05
На основании вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы
В данном разделе был проведен анализ текущего положения на рынке потребительского кредитования в России и в московском регионе в частности. Особое внимание следует уделить рынку потребительского кредитования в Уральском федеральном округе и в г. Екатеринбурге. |
Кредитная карта как инструмент потребительского кредитования и безналичных расчетов Теоретические основы и роль кредитной карты как инструмента потребительского кредитования и безналичных расчетов 6 |
Должностной регламент Ненецкого автономного округа, замещающего должность главного специалиста сектора информационно-аналитического наблюдения за состоянием... |
||
Методические рекомендации о способах доведения необходимой информации... Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 года и закреплено в Законе РФ от 7 апреля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»,... |
Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной... Министерством потребительского рынка и услуг Московской области разработан проект распоряжения Министерства потребительского рынка... |
||
«Коммуникационные стратегии фармацевтических предприятий» Исследование включает ситуационный анализ фармацевтического рынка в России и анализ стратегических коммуникаций производителя препаратов... |
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального... ... |
||
Документация Комитет экономики, промышленности и развития потребительского рынка администрации Энгельсского муниципального района |
Определение поставщиков лабораторного оборудования и лабораторной... |
||
Регламентрирующих деятельность предприятий Перечень видов деятельности, объектов потребительского рынка, основных понятий и терминов, используемых в сфере торговли и услуг |
Аннотация введение В маркетинговой части проведены исследования автопарка, определение емкости рынка, сегментация рынка, анализ конкурентов, стратегия... |
||
1 Анализ рынка продовольственной розничной торговли в России 5 Сравнительная оценка конкурентной силы ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор» 33 |
Исследование на тему: Анализ рынка информационно-развлекательных Спрос на ир роботов в России существует, однако отсутствует рыночное предложение производителей и дилеров |
||
Утверждено директор по аналитике и контролю эффективности Департамента маркетинга и коммуникаций «Оценка рынка кредитования» для нужд пао сбербанк среди поставщиков, аккредитованных по итогам квалификационного отбора по маркетинговым... |
Правила выпуска и обслуживания банковских карт visa и mastercard... Авторизация – разрешение, предоставляемое Банком для проведения Операции с использованием Карты в пределах Платежного лимита и порождающее... |
||
Утверждено Московской области № мпр-6/2007 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию системы защиты информации... |
С. Б. Исакову Справка для рабочей группы по изучению вопросов качества... Фас россии проводиться анализ рынка пассажирских авиаперевозок, в том числе проводится анализ на предмет экономической обоснованности... |
Поиск |