УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г.Горнозаводска
_____________Т.А.Лузина
«___»__________2013 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Горнозаводска
Методические рекомендации по
обучению правилам безопасного поведения в Интернет – пространстве
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих
проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный
при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и
ответственного использования ими информационных и коммуникационных
технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета
ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства
в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о
принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и
вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от
29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию").Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Данная программа рассчитана на период с 2013 по 2016 гг.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: 1-4 класс, 5-8 класс и 9-11 класс. На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МБОУ «СОШ №1» созданы следующие условия:
В школе разработаны и утверждены:
РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет.
ПРАВИЛА использования сети Интернет.
ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет.
2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. Ведется журнал учета работы в Интернет.
1. Нормативно-правовая база
Методические рекомендации разработаны с учетом требований следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
Цели, задачи, основные мероприятия
реализации программы
Цель: обеспечение информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеурочной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности, сети Интернет)
Задачи:
Формировать и расширять компетентность сотрудников школы в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
Формировать информационную культуру, как фактор обеспечения информационной безопасности;
Изучить нормативно-правовые документы по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
Организовать просветительскую работу с родителями и общественностью.
Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет
Возрастная категория обучающихся
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
Сроки
|
1-4 класс
|
Урок по использованию Интернет (компьютерная игра о безопасности в Интернет) (Приложение 3)
Родительские собрания на темы:
«Интернет: плюсы и минусы» (Приложение 1)
Видео-урок «Остерегайся мошенничества в Интернете»
Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинацией «Рисунок»
Проведение классных часов на тему «Безопасность детей в Интернете» (Приложение 2)
Знакомство с памятками (по безопасному поведению в Интернет (Приложение 4), джентльменское соглашение между родителями(учителями) и детьми) (Приложение 5)
|
Классные руководители, учитель информатики
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители, заместитель директора по УВР
Классные руководители
Зам.директора по УВР, классные руководители
|
В начале учебного года
В течение учебного года
Декабрь-февраль
В течение учебного года
В начале учебного года
|
5-8 класс
|
Урок по использованию Интернет (компьютерная игра о безопасности в Интернет) (Приложение 3)
Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинациями «Рисунок», «Плакат», «Презентация»
Проведение классных часов на темы « Как обеспечить безопасность своих данных в социальной сети (Приложение 6), «Этика сетевого общения» (Приложение 7)
Проведение родительских собраний на темы:
«Интернет: плюсы и минусы» (Приложение 1)
«Безопасность в виртуальном мире» (Приложение 8)
«Родительский контроль» (Приложение 8)
«Системы фильтрации и антивирусные программы» (Приложение 8)
Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
Знакомство с памятками (по безопасному поведению в Интернет (Приложение 4), джентльменское соглашение между родителями(учителями) и детьми) (Приложение 5)
Проведение бесед на уроках информатики «Этика сетевого общения», «Сетевой этикет», «Форумы и чаты в Интернете», «Фильтры, программы для фильтрации контента» (Приложение 8)
|
Классные руководители, учитель информатики
Классные руководители, заместитель директора по УВР
Классные руководители
Классные руководители, психолог
Психолог
Зам.директора по УВР, классные руководители
Учитель информатики
|
В начале учебного года
Декабрь-февраль
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
В начале учебного года
В течение учебного года
|
9-11 класс
|
Родительские собрания на темы:
«Интернет: плюсы и минусы» (Приложение 1)
«Интернет – безопасность и подросток» (Приложение 8)
«Системы фильтрации и антивирусные программы» (Приложение 8)
Проведение классных часов на темы «Этика сетевого общения», « Как обеспечить безопасность своих данных в социальной сети (Приложение 6), «Что нужно знать старшекласснику об Интернете?» (Приложение 9)
Проведение бесед и диспутов на темы «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения», «Фильтры, программы для фильтрации контента», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (Приложение 8)
Знакомство с памятками (по безопасному поведению в Интернет (Приложение 4), джентльменское соглашение между родителями(учителями) и детьми) (Приложение 5)
|
Классные руководители
Классные руководители, психолог
Классные руководители, психолог
Учитель информатики
Классные руководители
|
В начале учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
|
Исполнители:
Классные руководители 1-11 классов.
Учитель информатики.
Психолог
Заместитель директора по УВР
Методические рекомендации «Безопасный Интернет».
В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей, ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране – все это небезвредно для здоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество
пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных технологий и Интернет.
В данном методическом пособии представлены материалы для разработки классных часов для школьников трех возрастных групп, направленные на обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса, персонала и школьников, использующих персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности. Кроме того, пособие может быть интересно родителям школьников, так как содержит советы и рекомендации, как сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.
Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Приложение 1
Родительское собрание
Тема: «Интернет: плюсы и минусы»
Цель: рассказать родителям, какие угрозы существуют в сети Интернет, и как их избежать.
«Ваши дети дома?»
Незатейливый вопрос, адресованный родителям, каждый вечер звучит в телеэфире. Дети дома, но в безопасности ли они?
С тех пор, как Интернет перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, он стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.
+ Даже родители, некогда расценивавшие доступ во Всемирную сеть как баловство, вынуждены признать: Интернет содержит массу полезной для ребенка информации, помогает в выполнении школьных заданий, расширяет кругозор и является своеобразным «окном в большой мир».
- С другой стороны, только очень наивный взрослый не знает, сколько в Сети ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей любопытных. Судите сами: программы, запрещающие доступ к «плохим» ресурсам, не оправдывают надежд, поскольку просто не в силах фильтровать все вредоносное содержимое.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. Вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.
Для детей и молодежи Интернет главным образом является социальной средой, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение детей об опасностях Интернета, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании сети Интернет. Не отвергайте детей, а наоборот, постарайтесь как можно ближе расположить их. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют они.
Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, рекомендуется обсудить с ним следующие вопросы:
Распространение контактной или личной информации, например, фотографий, без тщательного обдумывания возможных последствий. Интерактивная дружба может закончиться. Когда это произойдет, личная информация может быть отправлена злоумышленникам.
В сети каждый человек имеет право на уважительное отношение.
|