Скачать 410.3 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г Истра образовательная программа детского объединения «От игры к творчеству» рассчитана на детей от 10 до 13 лет сроком реализации программы на 3 года. Составитель: педагог организатор МОУ СОШ №2 г.Истра Кузнецова Ирина Михайловна. Московская область.,г.Истра. 2012год. Пояснительная записка Обоснование необходимости и внедрения программы. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно- потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.Эльконин и др.). Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: • художественным образованием и воспитанием детей; • формированием эстетического вкуса; • нравственным воспитанием; • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Особая роль театрализованных игр - в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества. В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике). Эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие ребёнка Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной компетентности ребенка (О.А.Карабанова). Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты. В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать. Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Особое внимание уделяется постановке дыхания, развитию чёткости произношения. Развитие чёткого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок. Параллельно со скороговорками и пословицами включены упражнения для развития подвижности речевого аппарата. Такие речевые, фонетические разминки проводятся на каждом занятии. Цель детского кукольного театра– воспитание маленького человека, как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности через искусство кукольного театра. Театральное искусство – искусство синтетическое, дающее возможность разносторонне развивать творческие способности детей, соединяющий в себе все аспекты нашей жизни. Программа по данному направлению деятельности разработана на основе программам: «Актёрская грамота» кандидата педагогических наук А.П.Ершовой и кандидата педагогических наук Букатовой В.М., «История про театр» А.Б.Никитиной, программы для кукольного театра Романовой Натальи Пантелеевны - учительницы начальных классов. Модернизирована для занятий творческого объединения на базе общеобразовательного учреждения, главная цель которой посредством кукольного театра, через игру, привести ребенка к творчеству. Развить школьника духовно и пластически с помощью «игры в поведение», где основной задачей стоит не только активизация интереса школьника к искусству театра, но и к искусству вообще, к разным его видам. Реализация программы — реализация задач: Обучающие Обучение проводится в виде практических занятий, игр- упражнений. Теория в виде бесед, В обучающие задачи входит: Формирование интереса к художественной культуре во всем ее многообразии. Развить интерес к литературным, художественным, художественно-прикладным, музыкальным произведениям искусства. Ознакомление школьника с литературным и постановочным жанром сказок, басен, пьес известных писателей, входящих в программу образовательных дисциплин общеобразовательной школы. Знакомство с биографией автора, его произведениями и героями произведения. Анализ, подготовка и показ постановки выбранного произведения. Обучение первым навыкам шитья при изготовлении кукол. Обучение таким понятиям, как объем, цвет, фактура при изготовлении кукол и декораций. Ознакомление с известными музыкальными произведениями при работе с подбором фонограммы к спектаклю. Развитие чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и других психологических составляющих личности. Достигается в работе над текстом и фонограммой к спектаклю, и к озвучиванию песен героев пьесы. Ознакомление с историей костюма. Ознакомление с историей происхождения куклы. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий.( Например, получить более глубокие знания по произведению, изучаемому в общеобразовательном учреждении. Таким примером служит полный и подробный разбор басен и их постановка.) Подготовка юного ученика- актера к дальнейшему продвижению по данному виду искусства, создание условий развития личности, способной к самореализации. Воспитательные Воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, развитие любви к творчеству и искусству, формирование самостоятельности. Формирование раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное — понимать своего партнера. Для этого вводятся специальные актерские тренинги – упражнения, которые представлены для школьника в виде игр на внимание и взаимодействие партнеров. Раскованность достигается в процессе показов постановок – зрителю. Общительность развивается при общении и совместной работе в коллективе, а так же при взаимодействии героев в постановке. При исполнении театральных упражнений дети общаются друг с другом и имеют желание и интерес делиться друг с другом своими, мыслями, умениями, знаниями. Развивающие Развитие фантазии, памяти, внимания развивается в специальных упражнениях по актерскому мастерству используемых для подготовки актеров в Московском институте культуры и искусств. А, так же при учении ролей, фантазировании образа героя, оправдании его поступков и их мотивировок. Планируется поддерживать и развивать все творческие находки детей. Вниманию отводится самое большое значение, так как именно на умении концентрировать свое внимание и переключать, и направлять в нужное направление, строится вся постановочная часть спектакля. Для развития внимания существует ряд упражнений в виде игры, которые так и называются «упражнения на внимание». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается также в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступить только в свое время и на своем месте. Развитие познавательных интересов школьников. Программа предполагает просмотр специальной литературы, видеоматериалов спектаклей и посещение известных театров. У детей формируется способность оценивать выразительность и оригинальность исполнения каждого элемента сценического образа. Развитие художественных способностей раскрывается при оформлении спектакля; в изготовлении декораций, кукол, костюмов. При создании коллажей и рисунков, служащих первым этапом создания, как общей фактуры спектакля, так и каждого героя отдельно. Программа включает обязательное использование художественных разработок ребенком в создании спектакля, что носит развивательный характер его имеющихся способностей. Осуществляется развитие речевого аппарата путем проведения речевых тренингов. Роль речи в кукольном театре имеет первостепенную роль и ориентирована на то, чтобы углублять и развивать все накопленные детьми умения говорить громко, четко, действенно, разнообразно. Результат всей деятельности ребенка сводиться к подготовке приобретенных и развитых навыков при показе рисунков, коллажей, изготовленных кукол, а так же при его участии в постановке. Особенности программы Работа над кукольным спектаклем выглядит постоянным поиском, пробами, закреплением и повторением. Но игра исполнителей ни в коем случае не должна терять импровизационной сущности, не должна имитироваться и заучиваться путем подражания руководителю. В календарно – тематический план объединения входит: ознакомление с театром, развивающие игры, речевые тренинги, изготовление кукол, декораций, подготовка к показу постановок, участие в основных мероприятиях школы, на базе которой находится объединение в виде показа сказок и концертных номеров; так же поездки в другие театры, как зрители, так и как участники. Каждый ребенок должен получить возможность выступить. Учебные задания в группе строятся на сочетании освоения техники кукловождения и изготовления разных типов и видов кукол. Дети с успехом сами делают кукол разных систем управления. Для того, чтобы кукла по настоящему ожила в руке актера, актер должен четко понимать весь драматизм поступков своего героя, разобраться в его психотехнике. Поэтому подготовка к спектаклю предусматривает полный разбор роли, как в драматическом театре, и только после идет обучение кукловождению. Так же предполагается использование постановки пьес, в которой участвуют одновременно и люди и куклы, например – ведущий и персонажи, поэтому введение дисциплин драматического театра вижу необходимым. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей. С целью предостережения от утомляемости учащегося занятие состоит из 2 –х тем программы. Например: Техника вождения куклы -1 час, следующий час – изготовление кукол. Так же программа предусматривает индивидуальные занятия с новичками для введения в работу объединения. Примерный учебно-тематический план первого года обучения ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1 год.
|
Закон “О свободе вероисповедования” реализует право на реализацию... |
Программа деятельности детского общественного объединения «Ритм» «мы вместе» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хрипуновская средняя школа» |
||
Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии» Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество |
Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии» Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество |
||
Образовательная программа авторская «Рукодельница» детского объединения... Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
План работы таушкасинской модельной библиотеки на 2014 год Содержание План работы детского кружка «Цветик семицветик» и любительского объединения «Книголюбы» |
||
Количество часов На современном этапе в нем осуществляется целенаправленное обучение основам конструирования действующих моделей, технических устройств,... |
Образовательная программа «Жемчужина» детского объединения «Жемчужина»... Методическая разработка «Введение в образовательную программу «Жемчужина». Приложение №2 |
||
Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» г о г.... |
Автоматизированные системы общедомового и поквартирного коммерческого... Совместный стандарт национального объединения строителей и национального объединения проектировщиков |
||
Программа детского объединения «Школа выживания» Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека... |
Решением Совета по профессиональным Вице-президент Национального объединения строителей, председатель Комитета по профессиональному образованию Национального объединения... |
||
Дополнительная общеразвивающая программа клубного объединения «сталкер»... Осович Алексей Юрьевич, педагог дополнительного образования, руководитель клубного объединения «Сталкер» |
Образовательная программа объединения вязания крючком "Волшебные петельки" Данная программа дополнительного образовательного объединения рассчитана на учащихся 2-11-х классов средней общеобразовательной школы... |
||
Утверждено приказом комитета по образованию от 16 января 2012 года №40 Руководитель клубного досугового объединения (педагог-организатор) (далее –Руководитель клубного досугового объединения) назначается... |
О техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта Тии министерства высшего и среднего специального образования ссср, Ульяновского территориального объединения автомобильного транспорта... |
Поиск |