С. В. Устьянцева психология личности


Скачать 1.79 Mb.
Название С. В. Устьянцева психология личности
страница 1/12
Тип Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра прикладной психологии

Ю9.я7

У83

С. В. Устьянцева

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебное пособие

для студентов непсихологических специальностей

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2010
ББК Ю935. 1.я7+Ю937.я7+Ч481.я7+Ю954.я7+Ю953.я7

С.В. Устьянцева. Психология личности. Учебное пособие для студентов непсихологических специальностей. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. –– 158 с.

Учебное пособие предназначено для студентов непсихологических специальностей дневной и заочной форм обучения, изучающих курс «Психология и педагогика», и составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: В.М. Карлышев, Т.А. Кирдящкина.

 Издательский центр ЮУрГУ, 2010.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Часть 1. Психология личности: теоретические вопросы



1.1.

Понятие личности в психологии. Критерии личности.






1.1.1.

Л. Зиглер, Д. Хьел. Психология личности: Введение в дисциплину…………………………………………………………


7




1.1.2.

Л.И. Божович. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе:Часть1…………


26

1.2.

Структура личностных качеств. Направленность личности






1.2.1.

Л.И. Божович. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе: Часть 2…………


28




1.2.2.

И.С. Бухарова. К вопросу об экспериментальном исследовании феномена неадаптивной активности…………………………………………………...



30




1.2.3.

М.И. Коваленко, М.М. Коваленко, Ю.В. Шатковский. Феноменология пассионарности и поведения типа «А»……………………………………………………………………



33

1.3.

Формирование и развитие личности: движущие силы и механизмы, факторы и условия






1.3.1.

Л.И. Божович. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка………………………………………………….


39



1.3.2.

Л.И. Божович. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе: Часть 2…………...


42




1.3.3.

А.А. Таганова. Гендерные ожидания и идентичность: механизмы формирования…………………………………


45

1.4.

Изучение личности. Методы оценки личностных свойств.










Л.И. Божович. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания………………………………………………………….


46


Часть 2. Формирование личности в семье





2.1.

Неполная семья: последствия для личности ребенка







2.1.1.

«Неполная семья – группа ближайших родственников,…»

54




2.1.2.

А.С. Данькова. Неполная семья: формирование гендерных ролей…………………………………………………………………


56




2.1.3.

Почти заботливый муж. Рассказ жены.…………………….

58

2.2.

Порядок рождения ребенка в семье и его влияние на формирование личности









Дуракам везет. А крупным дуракам везёт по-крупному. Рассказ близкой родственницы…………………………………

559

2.3.

Личностные особенности родителей







2.3.1.

З.А. Зимелева. Агрессивное поведение подростков и личность родителей………………………………………………


61




2.3.2.

Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, О.В. Илларионова. Вли­яние личностных особенностей матери на межличностные отно­шения ребенка…………………………



64




2.3.3.

Дети в семье алкоголиков

66

2.4.

Типология взаимоотношений родителей и детей и влияние типа этих взаимоотношений на личность ребенка. Неправильное отношение родителей к ребенку и его последствия.







2.4.1.

Почему нельзя развестись с собственным ребенком. Письмо матери …………………………………………………..


73




2.4.2.

Мать сама покупала ему травку. Рассказ сестры………..

73


Часть 3. Формирование личности за рамками семьи





3.1.

Влияние школы: учебные программы










И.Я. Медведев. Т.Л. Шишова. « Секс как школьный предмет…» …………………………………………………….


76

3.2.

Роль учителя в формировании личности ученика. Дидактогении.







3.2.1

Б. Кауфман. «Есть у нас несколько хороших, трудолюбивых, выдержанных педагогов, …»………………


84




3.2.2

Б. Кауфман. письмо покойному учителю…………………….

92




3.2.3

Б. Кауфман. Отвечайте на вопросы ваших детей и воспитывайте у них любовь к познанию……………………..


100




3.2.4.

И.Я. Медведев. Т.Л. Шишова. «На одной педагогической конференции …»………………………………………………….


102

3.3.

Социально-культурный фон (СМИ, различные виды искусства, компьютерные игры и др.) и его влияние на формирование личности современных детей





3.3.1.

И.Я. Медведев. Т.Л. Шишова. «Из чего главным образом соткана сегодняшняя массовая культура? …………………


104




3.3.2.

« … как воспитывают дурака журналы, …»……………….

108




3.3.3.

Е. Черненко. Диагноз: Маниакальная импрессия…………...

110


Часть 4. Новые дети! Какие они

И.Я. Медведев. Т.Л. Шишова. «БЕЛАЯ КНИГА» «нового»

русского детства………………………………………………….


112


ОТ Автора
Данный сборник задуман как дополнение к учебнику по психологии и педагогике и посвящен психологии личности. В нем нет определений понятий, каких-либо классификаций, имен известных психологов, знаменательных для психологии дат. Задача этого учебного пособия помочь студенту лучше увидеть психологию в реальной жизни, поэтому сборник носит большей частью иллюстративный характер. В нем представлены самые разные материалы: научные статьи, описывающие результаты конкретных исследований, рассказы и письма, взятые из газет, отрывки из научно-популярных и художественных книг.

Сборник состоит из четырех частей.

В первой части пособия приводятся материалы, призванные помочь лучше разобраться в теоретических вопросах психологии личности, таких как, что такое личность, какова структура личностных качеств, каковы фундаментальные законы формирования и развития личности, как изучать личность.

Во второй части собраны материалы, относящиеся к теме формирования личности в семье. Состав семьи, порядок рождения ребенка, личностные особенности родителей, отношение родителей к ребенку, их педагогический опыт, все это и многое другое в семье влияет на то, каким станет человек.

Школьные учителя часто говорят: «Все идет из семьи». Да, идет, но не все. Не меньше влияний исходит от всей социальной среды в целом. В третьей части пособия даны материалы, показывающие роль этой среды в ее конкретных проявлениях. К ним относятся школа, СМИ и др.

В четвертой части приводится галерея детских портретов и судеб с какой-либо деформацией, обусловленной условиями в семьи или за ее рамками.

Данный сборник задуман в гораздо большем объеме и большая часть уже собранных материалов пока не вошла в него. Работа будет продолжена.

Автор выражает надежду на то, что данное учебное пособие окажет существенную помощь в проведении практических занятий по психологии личности, поможет студентам лучше понять и прочувствовать эту интереснейшую и практически значимую область знания.


Часть 1. Психология личности: теоретические вопросы
1.1. Понятие личности в психологии. Критерии личности



  1. Л. Зиглер, Д. Хьел. Психология личности: Введение в

дисциплину / Л. Зиглер, Д. Хьел. Теории личности. – СПб.: Питер,

1997. – С. 19-55. (Дайджест)
Основная цель сегодняшней психологии личности – объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи — этот термин предложил Генри Мюррей [Murray, 1938] для обозначения как экспериментаторов, так и теоретиков в области психологии личности. Другая цель психологии личности — помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследо­вания, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных cтратегий преодоления жизненных трудностей. К достижениям здесь можно отнести новые формы психотерапии, различные обучающие программы и изменения в психосоциальном окружении, позволяющие людям открывать в себе все лучшее, на что они способны.
Понятие личности

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается особый подраздел в структуре академической психологии, который охватыва­ет широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представле­ний. Наконец, личность — это поле для исследо­ваний, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении пато­логического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие, как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления.

Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрак­тное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следу­ет сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирова­ния индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно — оно охва­тывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его кон­цептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем един­ственного, общепринятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

С. В. Устьянцева психология личности icon Психология личности
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с
С. В. Устьянцева психология личности icon С. В. Устьянцева психология и педагогика
Учебное пособие предназначено для студентов непсихологических специальностей дневной и заочной форм обучения, изучающих курс «Психология...
С. В. Устьянцева психология личности icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)
С. В. Устьянцева психология личности icon Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине...
Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине «Психология» на тему: «Личность, структура личности, развитие личности»...
С. В. Устьянцева психология личности icon Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д
С. В. Устьянцева психология личности icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости
С. В. Устьянцева психология личности icon Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
С. В. Устьянцева психология личности icon «Шестнадцать личностных факторов» опросник
...
С. В. Устьянцева психология личности icon Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
С. В. Устьянцева психология личности icon Козлов Н. И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека
«Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день». «Философские сказки, или Веселая книга о свободе и нравственности»,...
С. В. Устьянцева психология личности icon Диссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология...
Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств
С. В. Устьянцева психология личности icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места
С. В. Устьянцева психология личности icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий
С. В. Устьянцева психология личности icon Экспериментальная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,...
С. В. Устьянцева психология личности icon Практическая психология. Проективные методики
Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучаю­щих психологию, психологов-практиков и всех интересующих­ся проблемами психологического...
С. В. Устьянцева психология личности icon Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»...
Временная перспектива личности как фактор длительности ремиссии наркозависимых по специальности 030302 Клиническая психология

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск