ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
Факультет социальных наук
Департамент психологии
Утверждена
Академическим Советом программы
«___» ____________ 2014 г.
ПРОГРАММА
ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ
подготовки магистра
Магистерская программа
«Исследование, консультирование и психотерапия личности»
Москва 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации по направлению 030300.68 - Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.
Настоящая Программа в своем содержании отражает основные требования к профессиональной подготовке магистров психологии, соответствует циклам «Дисциплины направления» и «Специальные дисциплины» действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания Профессиональной образовательной программы по направлению 030300.68 Психология. Программа государственного междисциплинарного экзамена имеет обобщающий характер и ориентирует выпускников на закрепление в их профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к экзамену те литературные источники, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Структура программы включает в себя аннотацию к каждой дисциплине и списки основной и дополнительной литературы.
На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области изученных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов (или индивидуально) и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать при выполнении первой и второй части экзамена знание и владение:
системой научных понятий;
фактами психологических теорий;
методами и процедурами профессиональной деятельности.
При выполнении второй части экзамена студент так же должен продемонстрировать:
ясную логику изложения материала;
умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный им материал;
видение возможностей использования полученных знаний и навыков на практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ 1. Дисциплины направления
Теория и методология современной психологии
Понятие о науке.
Определения термина «наука» и их обсуждение. Деятельность, направленная на поиски знаний. Проблемы истины, определения и их критика. Знания, демаркации, проблема критериев научности. Метод как путь к цели. Понятие о методах науки. Термин «метод» в широком и узком смысле слова.
Методология научного познания.
Понятие «методология». Понятие о рефлексии. Направления и возможности рефлексивной деятельности. Методология как рефлексия науки. Функции методологического знания. Примеры применения методологического знания («аристотелевский» и «галилеевский» методы, «переносы» методов, катализация, нормы и ошибки исследования, «теории личности» до середины 19 века).
Краткая история методологии. Основные подходы и методы. Парадигмы и «научные революции». Позитивизм и постпозитивизм. Принцип верифицируемости, принцип фальсифицируемости. Онтологизм, гносеологизм, методологизм. Моделирование «реальности». Классическая наука, «кризис науки», неклассическая, постнеклассическая стадии развития науки. Парадигмы и научные революции, эпистемологический анархизм. Мировоззренческие революции (Коперник, Дарвин, Фрейд, «объективная реальность»). Психология как неклассическая наука. Семантика научного знания.
Соотнесение понятия «методология» с понятиями «наука», «науковедение», «философия», «мировоззрение».
Описание методологического знания.
Структура методологического знания: философско-мировоззренческий уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень процедуры и техники исследования. Виды методологического знания.
Структура познавательной ситуации, объект и предмет науки. Субъект познания.
Психологические знания.
Специфика и виды психологического знания, житейские и научные, ненаблюдаемость феноменологии, культурная специфика, мировоззренческие функции, зависимость от субъекта, этические кодексы, сосуществование противоположного, предельность объекта и предмета психологии, «сознание сознания». Место психологии в системе наук, соотнесение психологического знания с другими знаниями. Значение методологии для психологии. Эмпиризм и рационализм, современные эмпирические и теоретические методы. Виды объяснений (причинное, структурное, функциональное, генетическое).
Моделирование в психологии.
Языки моделирования. Виды моделей, требования к моделированию психического. Семантика психологического языка. Математика и психология (иллюстрация, дискурс, зависимости, корреляции, регрессии, законы). Ограничения математического моделирования. Проблемы применения математических методов обработки результатов. Ограничения языков моделирования и возможности их преодоления.
Методология и история психологии.
Психологические школы и их методы, явные и неявные постулаты и аксиомы, история психологии как история применения методов, их критики и преодоления ограничений методов. «Предметы психологии», феноменализм, структурализм, функционализм, проблема единиц анализа, кризис психологии (гносеологическая, деятельностная, позитивистская, социальная и субъектная парадигмы), современные проявления кризиса. Методы и методология психологии.
Формальная и диалектическая логика в психологии.
Формальная логика в психологии, анализ и синтез, индукция и дедукция. Диалектическая логика в психологии, системные подходы в психологических исследованиях. Система анализа системных подходов.
Законы и теории психологии.
Систематика законов. Нормативные и естественные законы. Объективные законы о субъективном.
Теории психологии, перечни теорий. Параметры оценки теории. Виды теоретического знания. Классификации теорий, структура теории, теория и практика. Термины теорий, их семантика и ограничения. Эмпирические и теоретические обобщения. Виды теоретических объяснений. Культурно-историческая теория, теория деятельности. От техноцентрического подхода к проектированию деятельности.
Сетевая парадигма (метафора сети) в психологии. Психология в постнеклассической науке.
Принцип детерминизма.
Понятие о детерминизме, причинность, возможность, причинный вывод, телеологизм, редукционизм. Вероятностность и детерминизм. История детерминистических учений. Изменения представлений о детерминированности в связи с принципом опосредствования. Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», диалектический, опосредствованный, деятельностное опосредствование. Проблема свободы воли. Каузальность и законы психологии, принцип неопределенности, принцип дополнительности.
Принцип развития.
Понятие о развитии, параметры развития, признаки развития, кризисы и этапы, условия, причины и движущие силы развития, схемы анализа процессов развития. Принцип взаимодействия. Законы развития.
Принцип активности.
Понятие об активности, параметры проявления активности, внешние и внутренние детерминанты, приспособление и преобразование, пространственно-временные промежутки, пассивность – реактивность – активность, избыточная неадаптивная активность.
Принцип системности.
Понятие о системе, системный подход, структура системы, надсистемы и подсистемы, элементы и единицы анализа системы, системообразующий фактор, системные качества, функциональный анализ, системный анализ, избыточные неадаптивные элементы. Синергетика, автопоэзис, диссипативные структуры.
Принцип реконструкции.
Модели реконструкции и аккумуляции в психологии (психоанализ, теория интериоризации, универсалии).
Принципы в психологических школах и теориях. Понятие «принципы науки». Система принципов.
Категории науки.
Значение слова и его функции. Понятия и категории. Виды категорий. Формирование категорий. Система категорий (категориальный строй). Категориальные тезаурусы, категориальные сети. Проблема поиска единиц анализа психического вне системы категорий (понятий). Категориальный анализ. Категории, концепты и дискурс.
Отражение и взаимодействие, тезаурус понятий.
Проблема субъективности, тезаурус понятий таблица категорий.
Деятельность.
Активность и деятельность, деятельностный подход, теория деятельности как теория общепсихологическая парадигма, концепция интериоризации, мотивация, основные характеристики деятельности, схемы и структуры деятельности, критика теории деятельности, тезаурус понятий.
Культурно-историческая теория.
Основные категории, предпосылки, эвристичные понятия, критика и развитие. Теория или концепция. Культурно-историческая психология.
Психика.
Онтологический статус, эволюционное развитие, субъективность, механизмы психического, свойства, уровни и процессы, проблема построения образа, тезаурус понятий.
Образ мира и образ жизни.
Модели, профессиональная, региональная, этнокультурная и другие виды специфичности, параметры описания, методы исследования, тезаурус понятий.
Сознание.
Перечень теорий, классификация теорий, онтологический статус, свойства сознания, структура, функции, тезаурус понятий. Подходы к изучению и модели сознания. Измененные состояния сознания.
Личность.
Критерии определения, личность как система (структура, функции, генез), тезаурус понятий.
Общение.
Функции общения, структура общения, языки общения, проблема понимания, тезаурус понятий.
Понятие об актуальных проблемах.
Понятие «актуальная методологическая проблема». Понятие «актуальная теоретическая проблема». Понятие «теоретическая психология».
Традиционно нерешаемые проблемы.
Проблема «объективного метода» в психологии. Психологи и психология.
Психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема.
Проблемы психосоматики.
Психогенетическая проблема. Проблема социального и биологического в психическом развитии. Психосоциальная проблема.
Проблема единиц анализа психического как особый вид моделирования в психологии, требования к единицам анализа психического.
Психопраксическая проблема.
«Новые» проблемы.
Психоэнергетическая проблема.
Психотерапевтические мифы.
Психология и парапсихология. Проблемы исследования.
Психология и религия.
Психологическая наука и психологические практики. «Методология» прикладной психологии.
«Универсальные» схемы анализа, описания и проектирования явлений, проблема языка описания.
Учения о душе, история учений, проблемы творчества, проблемы исследования.
|