Пояснительная записка
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создают объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое отражение о нем в пространственно-пластических образах.
Лепка – самый осязаемый вид творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного куска глины создаются бесконечное количество образов, каждый раз находятся новые варианты и темы композиций.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка.
Лепка благотворно влияет на нервную систему.
Лепка повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики).
Лепка развивает мелкую моторику что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Лепка синхронизирует работу рук. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков «ручной умелости».
Лепка формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арттерапией. Работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться концентрироваться.
Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема, позволяет приобщиться к древнейшему искусству.
Цель программы: создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке.
Задачи программы:
1. Познакомить с различными техниками работы с глиной.
2. Развивать художественно-творческие способности.
3. Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
Во время учебного процесса используются различные формы организации работы:
фронтальная – занятие проводится со всей группой;
групповая - для выполнения практической работы, выполнения коллективных работ группа делится на малые группы по 3-6 человек.
Индивидуальная - работа проводится с детьми, которым трудно усваивать материал, с детьми, которые проявляют повышенный интерес и имеют успех в данном виде деятельности.
Длительность занятий:
Одно занятие: 1 академический час (1 раз в неделю).
Данная программа поможет воспитаннику составить представление о гончарном ремесле, основных техниках и технологиях работы с глиной. На занятиях в объединении ребята научатся создавать собственные, пускай сначала несложные глиняные поделки. Получат возможность познакомиться с игрушками, изготовленными в разных местностях России.
По итогам 8 – ми часового курса ребенку будет легче принять решение, продолжать ли занятия по данному направлению или попробовать себя в другом виде творчества. А педагогу, определить, на каком уровне сложности воспитанник будет продолжать обучение.
По окончанию курса обучающиеся будут иметь представление о основные приемах лепки; правила техники безопасности; названия и назначение инструментов, материалов, их элементарные свойства; технологическую последовательность выполняемой работы.
Будут уметь лепить несложные изделия из глины; отличать плоские и объемные фигуры; под руководством педагога проводить анализ изделия, сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Методические материалы
- инструкции по технике безопасности,
- литература, журналы по различным видам декоративно-прикладного творчества,
- эскизы и схемы,
- наглядные пособия,
- образцы выполненных практических работ учащихся.
Оценочные материалы.
Контроль успеваемости носит без отметочный характер и предполагает качественную характеристику (оценку) и устные рекомендации по повышению успешности освоения программы. К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу.
Календарно-тематическое планирование
Месяц
|
Число
|
Время проведения занятий
|
Кол-во
ак.ч.
|
Содержание занятия (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.)
|
Мероприятия за рамками учебного плана
|
|
|
|
1
|
Вводное занятие. Знакомство с глиной и ее свойствами. Оберег «Подкова»
Комбинированное занятие.
Инструктаж по ТБ.
- разбудить интерес к лепке,
- познакомить детей с глиной в разных состояниях, с историей возникновения глиняных изделий,
- воспитывать интерес к ручному труду.
Материалы: компьютер, иллюстрации, глиняные изделия, глина, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями, стеки.
|
|
|
|
1
|
Лепка с «яйца». Ежик с грибочком. Комбинированное занятие.
- познакомить детей техникой ручной лепки из цельного куска глины,
- развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, мышление,
- способствовать созданию дружеской обстановки, развитию мелкой моторики.
Материал: компьютер, стаканчики с водой, глина, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.
|
|
|
|
1
|
Роспись ежика. Лепка с «катушки». Уточка. Комбинированное занятие.
- учить видеть и передавать наиболее характерные особенности птицы,
- развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, мышление,
- способствовать созданию дружеской обстановки, развитию мелкой моторики.
Материал: компьютер, стаканчики с водой, глина, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины, иллюстрации, макеты, технологическая карта.
|
|
|
|
1
|
Роспись уточки. Ленточно-жгутовая техника. Ваза. Комбинированное занятие.
- учить детей делать сосуд в ленточно-жгутовой технике, обрабатывать поверхность и внутреннюю часть сосуда; заделывать край сосуда, украшать его узором,
- развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, мышление,
- способствовать созданию дружеской обстановки, развитию мелкой моторики.
Материал: компьютер, стаканчики с водой, глина, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины, иллюстрации, технологическая карта.
|
|
|
|
1
|
Декоративная ваза – роспись изделия. Пластовая техника. «Карандашница».
Комбинированное занятие.
- дать представление о способах лепки из пласта;
- развивать познавательную активность, творческое мышление, мелкую моторику руки;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Материал: компьютер, стаканчики с водой, глина, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины, иллюстрации, круглая скалка или бутылка, влажная ткань, клеенка, щетинная кисть, стеки, небольшой листок из полиэтилена 100х100мм, ножик из ножовочного полотна, технологическая карта.
|
|
|
|
1
|
Роспись изделия «Карандашница». Отминка в готовую форму. Черепаха. Комбинированное занятие.
- учить изготавливать изделия методом отминки в готовую форму;
- развивать познавательную активность, творческое мышление, мелкую моторику руки;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Материал: компьютер, стаканчики с водой, глина, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины, иллюстрации, стеки, формы для отминки, технологическая карта.
|
|
|
|
1
|
Роспись изделия «Черепаха». Декоративное панно для кухни из глины. Комбинированное занятие.
- учить изготавливать панно из глины;
- развивать познавательную активность, творческое мышление, мелкую моторику руки;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Материал: компьютер, стаканчики с водой, глина, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины, иллюстрации, стеки, технологическая карта.
|
|
|
|
1
|
Игровая программа "Веселое путешествие".
Итоговая выставка.
- повторить и закрепить последовательность изготовления глиняной игрушки;
- воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, умение работать в коллективе;
- развивать память, логическое мышление, речь, внимание, интерес к занятиям в мастерской, умение работать в группах.
Оборудование: доска с названиями станций, посадочные места для обучающихся, музыкальное сопровождение, реквизиты к конкурсам, медальки для награждения.
|
|
|
|
Итого
|
8
|
|
|
Методическое обеспечение программы.
Этапы практической работы из глины (Приложение № 1)
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной. (Приложение № 2)
Образцы изделий (Приложение №3).
Для работы необходимо следующее оборудование:
• столы
• стулья
• полки для не расписанных работ и полки для оформления выставок
• рабочий уголок
• информационные стенды
• технологические карты
• муфельная печь
• гончарный круг
инструменты и материалы:
• глина
• стеки
• краски гуашевые
• кисти разных номеров и разного качества
• водоэмульсионная краска
• стаканчики для воды
• простые карандаши
• альбомы или тетради для выполнения эскизов росписи
• образцы поделок
Литература:
1. 207 лучших подарков своими руками/ Белякова О.В. и др.- М.: ООО ИКТЦ "ЛАДА", 2009- 112с.+12с, илл.
2. Липунова С. Волшебная глина. - Смоленск: Русич, 2001. - 160с.- ("Легко и просто").
3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - Москва, 2000 год.
4. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. -144с.:ил.
5. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка: Пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2004. - 112с., ил.
6. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику/ О.В.Чибрикова. - М.: Эксмо, 2007. - 64с. : ил.
Приложение 1.
ЭТАПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ
1. Передача общего строения
2. Уточнение общего строения
3. Проработка основных деталей
4. Обработка поверхности изделия кисточкой при помощи воды
5. Просушивание изделия
6. Обработка поверхности изделия наждачной бумагой
7. Покраска основной краской
8. Продумывание элементов раскраски на альбомном листе
9. Раскрашивание готового изделия
10. Покрывание лаком.
Приложение 2.
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1.Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки.
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении рядом сидящего человека.
3.При работе, глина находится в специально отведенном месте.
4.На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5.При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах.
6.После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость
7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Приложение 3.
Образцы изделий.
|