Пояснительная записка я слышу и забываю


Скачать 354.91 Kb.
Название Пояснительная записка я слышу и забываю
страница 1/3
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Красноуфимский районный центр дополнительного образования детей»



Рассмотрена на МС

протокол № _____

от «_____»___________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:____________

Директор

МКОУ «Красноуфимский РЦ ДОД»

Н.Л.Николаева

«____»___________2016 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Природа и фантазия»

Для детей 7-8 лет (1-2 класс)

2 года обучения

Составитель:

педагог дополнительного образования детей

1 квалификационной категории

Тункина Елена Викторовна

МО Красноуфимский округ, 2016 год

Пояснительная записка

Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, картона, пластилина, природного материала. В процессе работы с этими материалами дети познают их свойства, возможности, использование этих материалов в различных композициях.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить различия. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

У детей развиваются творческие способности, фантазия, мелкая моторика рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

Большое значение имеет выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям.

Программа «Природа и фантазия» носит художественно-эстетическую направленность, ориентирована на младший школьный возраст, по уровню освоения является базовой, по уровню подготовки – начального уровня.

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста творческих способностей через привитие навыков ручного труда и изготовления поделок из природного материала.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;

  • учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;

воспитывать любовь к природе родного края, его культуре.

Программа реализуется на группе обучающихся в рамках ФГОС с постоянным численным составом в количестве 10 человек на базе МАОУ Приданниковская СОШ.              

Программа «Природа и фантазия» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 лет до 8 лет. Обучающиеся проявляют интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению поделок, лепке, рисованию.

Программа рассчитана на 36 часов в год, 1 занятие по 1 часу в неделю.

Формы занятий:

  • Индивидуальная работа;

Индивидуальная работа учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их творческие задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

  • Групповая работа.

Групповая работа заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники выполняют задания в группе.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, по шаблону, собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учиться устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент,- все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию своей деятельности. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Педагогу надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую работу его обучающихся. Каждое новое изделие подается обучающимся в определенном порядке:

  1. Показ готового изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к зрительной памяти.

  2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

  3. Поэтапная работа изделия по инструкции.

  4. Самостоятельная работа по образцу, выполненному в классе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей.

Обучающиеся фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Программа «Природа и фантазия» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Формы подведения итогов

реализации программы осуществляется в виде:

- Участия в конкурсах различного уровня;

-Участие в фестивалях прикладного творчества;

-Индивидуальные выставки;

-Итоговые совместные выставки.
Теоретическая подготовка детей по программе осуществляется через:

- пояснения по темам программы;

- беседы о основах декоративно прикладного творчества, о его видах;

- беседы о приемах и способах работы с природными материалами;

- беседы о видах инструментов и их использовании на занятиях с при родными материалами;

- беседы о видах искусства;

- беседы о правилах техники безопасности и пожарной безопасности, о здоровом образе жизни.

Практическая часть включает:

- освоение основ проектировочной деятельности;

-самостоятельное изготовление изделий и их декоративное

оформление;

-самопрезентация готовых изделий;

- участие в выставочной деятельности.

Формы контроля

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: собеседование с обучающимися и родителями.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки –собеседование, творческий зачёт.

Итоговый контроль может принимать следующие формы: участие в выставках.

Программа разработана на основе программ «Природа и фантазия» из ресурсов интернета.

Отличительные особенности программы от уже существующих заключаются в добавлении в содержание программы тем, которые включают в себя различные виды создания образов предметов не только из бумаги, картона, пластилина, красок, но и использования природного материала.

Учебно-тематический план

1 год обучения



Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Работа с бумагой и картоном

13

0,5

12,5

3.

Работа с пластилином и природным материалом

17

0.5

16,5

4.

Работа с акварелью и цветными карандашами

6

0,5

5,5

5.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5




Итого:

38

2.5

35,5



Учебно-тематический план

2 год обучения




Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Работа с пластилином и природным материалом


10

0,5

11,5

3.

Конструирование из бумаги и картона

22

0.5

21,5

4.

Работа с акварелью и цветными карандашами

5

0,5

4,5

5.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5




Итого:

39

2.5

35,5



Содержание курса

1 год обучения

1.Вводное занятие:

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка; требования к поведению учащихся во время кружка; соблюдение порядка на рабочем месте; соблюдение правил по технике безопасности.
2.Работа с бумагой и картоном:

Беседа о том, как работать с бумагой и картоном, что можно сделать из бумаги, какие инструменты при этом использовать. Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу. Изготовление карнавальных масок.

Конструирование из бумаги.

Практическая работа: изготовление поделок в разных техниках, составление композиций.
3.Работа с пластилином и природным материалом:

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – пластилином. Объяснить детям какое состояние пластилина считается рабочим, каким свойством обладает пластилин. Что такое природный материал, его применения, виды, приспособления для работы с ним. Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

Лепка по замыслу детей. Мозаика (с использованием семян, листьев).

Практическая работа: изготовление поделок, составление композиций.

4.Работа с акварелью и цветными карандашами:

Правильное использование красок и кисточек, палитры и цветных карандашей. Соблюдение правил исправления рисунка на бумаге.
5.Итоговое занятие:

Подведение итогов и анализ работ. Подготовка итоговой выставки.

Поощрение лучших обучающихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе детского объединения.

Содержание курса

2 год обучения

1. Введение.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детским объединением.

Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве.

2.Работа с пластилином и природным материалом.

Работа с пластилином и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Жгутная лепка. Рисование пластилином. Материалы и инструменты. Знакомство с последовательностью выполнения работы (заполнение деталей тонким слоем пластилина, закрепление готовой работы на основе). Техника безопасности. Физкультминутки.

Практическая работа:

- отработка простых приемов лепки (скатывание шарика, овала,

жгута; сплющивание, отщипывание, надрезание стекой);

- лепка объемных поделок;

- рельефные композиции;

- выполнение панно; на свободную тему;

- лепка с использованием природного материала с использованием различных круп и семян

3. Конструирование из бумаги и картона.

Бумага как художественный и конструктивный материал. Виды бумаги, назначение. Пластические свойства бумаги и основные способы ее формовки. Соединение ленточных форм и элементов. Особенности работы с бумагой, создание композиции, техника работы с бумагой. Способы формовки бумаги, гофрировка бумаги и декоративные формы из них. Правила сгибания и складывания. Основные правила вырезания. Технология плетения из бумаги. Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона. Клеевое соединение деталей. Техника безопасности. Физкультминутка.

Практическая работа:

- резание по прямой; симметричное вырезание; резание по линиям разметки;

- вырезание узоров и орнаментов;

- способы формовки бумаги;

- изготовление гофрированных элементов для работы;

- создание композиции с гофрированными элементами;

- плоские игрушки;

- объёмные игрушки;

- оформление мелких деталей;

- создание композиции.

4.Работа с акварелью и цветными карандашами:

Правильное использование красок и кисточек, палитры и цветных карандашей. Соблюдение правил исправления рисунка на бумаге.

Практическая работа:

-мы рисуем бабочку;

-рисунки на тему «Я и моя семья»;

-конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»;

- самый лучший фантик.
5.Итоговое занятие:

Подведение итогов и анализ работ. Подготовка итоговой выставки.

Поощрение лучших обучающихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе детского объединения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 1 года обучающиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, картон, пластилин, шаблон;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, палитра, леска;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучающиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея,

К концу первого года обучения у обучающихся должно развиться внимание, терпение в процессе изготовления поделок, уважение к ручному труду.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, окружные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала и проведения праздничных мероприятий.
Требования к уровню подготовки обучающихся

После второго года обучения дети должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- термины, встречающиеся в процессе изучения разных тем программы;

- технологию и последовательность выполнения работы;

- способы работы с бумагой и картоном;

- технику работы с пластилином;

- технологию изготовления поделок из природного материала;

- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

- названия и назначение материалов,

- доступные способы обработки художественных материалов;

- правила организации рабочего места.
После второго года обучения дети должны уметь:

- правильно организовать свое рабочее место;

-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

- самостоятельно выполнять работу после объяснения педагога, используя знания умения и навыки, полученные на занятиях;

- анализировать свою деятельность;

- правильно употреблять специальную терминологию;

- участвовать в беседе, диалоге со сверстниками и старшим

Материально-технические условия:

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

  • учебные столы;

  • шкафы для хранения материалов;

  • ТСО (ноутбук, проектор, экран).

Инструменты и материалы для работы:

Природные материалы: береста, ветки, мхи, шишки лиственницы, сосновые и еловые шишки, семена клена, гербарий, ракушки, желуди, семечки, горох,

семена арбуза;

  • клей ПВА;

- краски акварельные ;

- цветные карандаши;

- цветная бумага;

- цветной картон;

- картон;

-цветные салфетки;

- ножницы;

- палитра;

- простые карандаши;

- кисточки для клея и красок;

- линейки;

- пластилин;

- леска;

- бумажный шпагат.

Список используемой литературы:


  1. С.Афонькин, Ю.Селезнева «Мультяшки из пластилина» - 1998 г.

  2. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» - 2012 г.

  3. Каролине Хофман «Фигурки из бумаги» - 2012 г.

  4. Э. К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» - 1991 г.

  5. Н.А. Цирулик, Т. Н.Проснякова «Технология Умные руки» - 2008г.

  6. Н.А. Цирулик, Т. Н.Проснякова «Технология уроки творчества» -2012г.

7. М.И. Нагибина «Природные дары для поделок и игры» - 1997 г.

8. М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей» - 1998 г.

9. А.Паславский «Природа, фантазия, творчество» - 1978г.

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии»
Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы»
Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной...
Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,...
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода...
«Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования»
Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка 
Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка
Целевой раздел пояснительная записка
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации...
Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание...
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция»
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,...
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов»
Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Доклада Министерства культуры Республики Коми
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации...
«Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная...
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Туймазинский...
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «тза» за 2012 год, подготовленной...
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Пояснительная записка 6 Пояснительная записка Содержание листов рабочей...
Ввод и обработка цифровой информации: Внеаудиторная самостоятельная работа для обучающихся по профессии «Мастер обработки цифровой...
Пояснительная записка я слышу и забываю icon Муниципальное казенное специальное(коррекционное)образовательное...
Учебный план разработан на основании базисного учебного плана Нижегородской области в соответствии с приказом Министерства образования...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск