СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5
5.Учет неврологического состояния современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях. 14
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 22
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 26
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 29
Обучение грамоте 29
Планируемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода 29
Планируемые результаты освоения курса к концу основного периода 30
Планируемые результаты освоения курса к концу заключительного периода 31
Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте» 32
Систематический курс русского языка 33
Раздел «Фонетика и графика» 33
Раздел «Орфоэпия» 34
Раздел «Морфология» 34
Раздел «Синтаксис» 34
Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 34
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения 35
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» 36
к концу 2-го года обучения 36
Раздел «Орфоэпия» 37
Раздел «Морфемика и словообразование» 37
Раздел «Лексика» 38
Раздел «Морфология» 38
Раздел «Синтаксис» 38
Содержательная линия «Развитие речи» 39
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения 40
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» 41
к концу 3-го года обучения 41
Раздел «Морфемика и словообразование» обучающиеся научатся: 41
Раздел «Лексика» 42
Раздел «Морфология» 42
Раздел «Синтаксис» 42
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 3-го года обучения 44
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» 45
к концу 4-го года обучения 45
Раздел «Орфоэпия» 46
Раздел «Морфемика и словообразование» 46
Раздел «Лексика» 47
Раздел «Морфология» 47
Раздел «Синтаксис» 48
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 4-го года обучения 51
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 56
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 57
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 58
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 59
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 60
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 61
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 62
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 63
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 64
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 65
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 66
Систематический курс русского языка
1 класс (40 ч) 66
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 67
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 68
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 68
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 69
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 70
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 70
2класс (136 ч) 71
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 71
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 72
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 73
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 74
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 75
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 76
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 77
3класс (136 ч) 78
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 79
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 79
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 80
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 82
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 82
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 83
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 84
Словарь 84
4класс (136 ч) 85
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 86
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 87
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 89
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 90
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 91
Основные виды учебной деятельности обучающихся: 92
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ 93
Обучение грамоте 93
Смыслообразование 94
Систематический курс русского языка 97
1 класс 97
личностные УУД 97
2класс 104
Раздел «Развитие речи» 111
(учебник, 2 класс, ч. 2) 111
3класс 112
Контроль процесса и результатов деятельности 116
Раздел «Развитие речи» 117
(учебник, 3 класс, ч. 2) 117
4класс 119
Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности 121
Раздел «Развитие речи» 122
(учебник, 4 класс, ч. 2) 122
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 125
Концептуальные и теоретические основы
системы «Перспективная начальная школа» 125
Учебно-методическая литература
1 класс 126
114
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа».
Цели и задачи учебного предмета
В системе предметов общеобразовательной школы русский язык реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и развитие на этой основе знаково-символического и логического мышления;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом в первом классе является курс «Обучение грамоте».
Обучение грамоте
Учебник «Азбука. Обучение грамоте и чтению», 1 класс (авторы Н.Г Агаркова и Ю.А. Агарков) является составной частью завершенной предметной линии учебников «Русский язык» системы «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса «Обучение грамоте» — обучить первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка.
Учебник, тетради и методические пособия позволяют организовать обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.
Организация таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, в период обучения грамоте нацелена на языковой анализ устной и письменной форм речи. Умение слышать и различать звуки разного качества является ведущим основанием для формирования орфографической зоркости в процессе овладения письменной речью.
Письменная речь представляет собой процесс воссоздания звуковой формы слов в графической (буквенной) форме. Этому процессу способствуют осмысление фонемной системы языка и овладение его графической системой. В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письменная речь, с одной стороны, использует готовые механизмы устной речи: чтение вслух есть своеобразное говорение по графической (буквенной) модели. С другой стороны, процесс чтения включает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов. Работа по пространственной ориентировке систематично проводится в комплекте «Азбука. Обучению грамоте и чтению» с помощью конструирования печатных и письменных букв. В процессе конструирования ребенок неоднократно произносит звук, который обозначает буква, что упрочивает связи между значением и зрительным образом буквы. Кроме того, в ходе конструирования букв и составления из разрезной азбуки слогов и слов зрительный механизм производит самую существенную ориентировку: запечатлевает наиболее характерные приметы, особые признаки букв, буквосочетаний, слов. Одновременно происходит овладение позиционным принципом русской графики, который проявляется в том, что в большинстве случаев только в слоге можно узнать качество твердой или мягкой согласной фонемы.
Освоение фонетической системы языка в «Азбуке» построено на деятельностной основе, формирующей исследовательский интерес младших школьников к явлениям языковой действительности. Этому способствует лингвистический принцип изучения звуков и обозначающих их букв. Вся система букв разделена в «Азбуке» на шесть блоков: 1) буквы гласных звуков (а, о, у, э, ы, и), обозначающие все гласные звуки языка; 2) буквы звонких согласных звуков (м, н, л, р, й), имеющих пары по твердости- мягкости, что играет смыслоразличительную функцию в словах; 3) буквы гласных, всегда выполняющие две функции: а) обозначение мягкости предшествующих согласных и гласных звуков; б) обозначение согласного й и гласный звук, ь для обозначения мягкости; 4) буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков (д, т, с, з, г, к, в, ф, б, п, ж, ш); 5) ь и ъ — разделительные знаки, предупреждающие о наличии в слове й, который нужно произносить при чтении; 6) буквы непарных по звонкости-глухости согласных звуков (х, ч, щ, ц).
Вся работа по выявлению существенных для смыслоразличительной функции характеристик звуков основана на использовании моделей звуков, позволяющих в материализованной и материальной формах провести с детьми опыты-исследования. Эта деятельность учит детей исследовать и контролировать слово как продукт речи и письма, создает ориентировочную основу для деятельности правописания. Большое внимание в работе над звуковым анализом уделяется умению различать смыслоразличительные качества согласных, парных по звонкости-глухости и твердости-мягкости. Закрепить умение различать смыслоразличительные качества согласных помогают разнообразные игры со звуками и словами. Три игры — «Сломанный телефон», «Узнай слово» и «Угадай слово» — проводятся со словами, данными в «Азбуке» на цветном фоне. Игра повышает внимание, стимулирует активность. Эти игры не носят соревновательного характера, а предполагают аналитико-синтетическую работу над звуками, которые обозначаются изучаемыми буквами. Звуковой уровень в такой игровой практике становится ведущим, позволяя детям понять, что разные звуки обозначаются разными буквами, что звуки первичны.
Вся система моделей языковых единиц «Азбуки» обеспечивает учеников возможностью отличать то, что им известно, от неизвестного, формулировать на этой основе операциональные цели уроков, а в конце уроков анализировать результаты достижения поставленных целей. Модели, используемые в «Азбуке», позволяют использовать исследование языковых единиц, являясь их материализованной формой, осваивать их основные характеристики. В подготовительный период благодаря моделированию происходит знакомство с текстом, изучаются небуквенные графические средства: знаки препинания в конце предложения, пробел между словами. На каждой странице при изучении новой буквы даны: 1) слоговые столбики с буквой нового для детей согласного звука под схемами-моделями, которые являются наглядными образцами для формулирования слогового принципа русской графики; 2) пары слов на цветном фоне для сопоставления звуков, имеющих смыслоразличительную функцию в сравниваемых словах. Сравнение этих слов наглядно отражает, что буква гласного не только обозначает гласный звук, но и указывает на характер согласного звука перед ней: ряд — рад (с. 47), уголок — уголек (с. 65). Сравнение таких пар помогает понять, что смена одной буквы может обозначать изменение сразу двух звуков, так как известно, что буква гласного не только обозначает гласный звук, но и указывает на характер согласного звука перед ней: осы — оси, салат - салют (с. 58), киска - каска, кулак — кулик (с. 65).
Опора на звуковые модели при проведении сравнений пар слов способствует овладению звуковым значением букв согласных звуков: жест — шест, жесть — шесть (с. 84), хор — хорь (с. 93).
Для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова строится не по произносительным, а по орфографическим нормам. Звуковой образ слова достигается его особым чтением — «орфографическим». Именно в этой форме звуковой образ слова фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма («орфографическое проговаривание»). Поэтому начальный этап обучения чтению организуется в «Азбуке» в громкой речи по столбикам слогов и слов.
Эффект громкого проговаривания заключается в том, что оно способствует формированию внутренних артикуляторных схем, является основой развития внутренней речи. В рамках чтения вслух вначале воспринимается и узнается какой-то мелкий элемент речевой цепи (буква, слог, слово). Речевые движения (кинестезии) способствуют усвоению называемых графических написаний, помогают учащимся избегать пропуска букв, их замены и перестановки, потому что четкое проговаривание слова проясняет его звукобуквенный состав. Читая слова в словарно-слоговых столбцах, ученики сравнивают звучание слов, которые сопровождаются голубыми дугами (символами слогов), со звучанием произносимых звательной интонацией слов, над которыми стоит знак ударения. Это позволяет понять, что ударный гласный слышится и безошибочно определяется тогда, когда слово произносится со звательной интонацией.
Этот вывод неоднократно закрепляется при работе со словарно-слоговыми столбцами и становится ориентиром для освоения смыслоразличительной роли ударения в русском языке. Работа со словарно-слоговыми столбцами предваряет чтение текстов: слова в столбцах одновременно обеспечивают лексическую подготовку чтения и понимания текстов.
При работе с текстами «Азбуки» формируются временные представления и понятия: «Заюшкина избушка», «Доброе дело», «Зимние заботы», «Данила», «Соседи Кондрата» (времена года); «Барбос на рыбалке», «Моя семья», «Капризы природы» (дни недели); «Зайка», «Сон Фомы», «Мишка и лужи» (бытовое время) и др.
Тексты чистоговорок и скороговорок способствуют постановке речевого аппарата: совершенствуют произношение, правильное дыхание, голос.
Тексты «Азбуки», иллюстративный и словарный материал позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.
|