Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры
Туристическая компания «ЮграМегаТур»
Методическое пособие
по организации досуга молодежи в рамках туристско-краеведческой деятельности вХанты-Мансийском автономном округе – Югре
г. Ханты-Мансийск - 2016
Рецензент:Выдрина Г.А. - кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Методическое пособие по организации досуга молодежи в рамках туристско-краеведческой деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (на примере палаточного лагеря) / составитель Вершкова О.Л., Самоловова И.Ф., Портных А.В. – Ханты-Мансийск, 2016. – с.77.
Данное пособие издано в рамках методической деятельности по договору гранта №19 от 15 мая 2015 года Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономки ХМАО-Югры в номинации «Развитие инфраструктуры для внутреннего и въездного туризма» по реализации проекта «Туристская школа лидерства 3D:Dумай! Dействуй! Dерзай!».
Организация палаточного лагеря является сегодня наиболее эффективной формой работы с молодежью в рамках туристско-краеведческой деятельности, способствует социализации, адаптации, развитию лидерских качеств и творчества детей и подростков.
Данное пособие носит прикладной характер и предназначено для специалистов, ответственных за организацию отдыха и оздоровления несовершеннолетних, а также лиц, непосредственно занятых организацией туристско-краеведческой деятельностью с молодежью. В пособии помимо информации о типах палаточных лагерей, гигиенических требований к их содержанию, включены рекомендации по организации мероприятий и безопасности участников. В пособии отражены технологические аспекты организации палаточных лагерей.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………4-5
История развития палаточных лагерей в мировой практике ………………6-8
История развития палаточных лагерей в России ………………………….9-16
Детско-юношеский туризм и палаточные лагеря в 21 веке ……………..17-21
Современные подходы к классификации палаточных лагерей …………22-26
Технологические аспекты проведения палаточных лагерей ……………27-35
Нормативные требования по обеспечению безопасности палаточного лагеря ………………………………………………………………………………..36-37
Проведение туристских лагерей для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ……………………………………………………….38-42
Организация анимационной деятельности в палаточном лагере ……….43-54
Проведение рефлексии или что такое «огонек»? ………………………..55-57
Малые формы работы в палаточном лагере ……………………………...58-68
Тренинги на сплочение в палаточных лагерях ………………………….69-74
Заключение …………………………………………………………………….75
Список литературы ………………………………………………………...76-77
Введение
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, деятельность образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. Реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций, другие негативные последствия.
Углубление и необратимость социально-экономических, политических преобразований во всех сферах общественной жизни России ставит новые задачи перед обществом. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.
Выявление педагогических и оздоровительных условий эффективной деятельности летних детских палаточных лагерей в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, изменение характера социально-экономических отношений в отечественном социуме диктует необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность определения принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей в период летних каникул. По данным Министерства образования РФ 30 % летнего отдыха детей без учета пришкольных лагерей проходит в палаточных лагерях.
Во-вторых, растет потребность в обеспечении условий для использования каникулярного времени в интересах физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка. Разнообразие форм проведения и программ палаточного лагеря дают детям возможность достичь поставленных задач.
В-третьих, в палаточном лагере возрастает роль воспитательного процесса за счет проживания в режиме практически полной автономии, что позволяет детям в полной мере проявить себя, свою самостоятельность.
В-четвертых, палаточные лагеря как одна из наиболее эффективных форм организации воспитательной работы с детьми и молодежью малозатратна, так как при постоянной организации палаточного лагеря сравнительно большие затраты необходимы только при начальном этапе, когда нужно приобретать базовое оборудование.
Таким образом, роль проведения палаточных лагерей в системе летнего отдыха детей в России имеет свои преимущества. Грамотное проведение палаточного лагеря предполагает решение многих организационных, финансовых, педагогических вопросов.
Главная задача туристского лагеря – это, прежде всего, организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей палаточного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей.
Массовое развитие детско-юношеского туризма поможет решить многие проблемы, связанные с воспитанием детей и подростков, например такие как, курение, наркомания, бродяжничество и другие
На сегодняшний день существует множество различных форм и видов организаций, занимающихся детским туризмом. По мере стабилизации экономической ситуации в стране государство стало уделять больше внимания вопросам воспитания детей и молодежи.
Рис. 1 - Актуальность проведения туристских лагерей
История развития палаточных лагерей в мировой практике
Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные – с самого начала развития человеческого общества – путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной, еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия, с течением времени, получили новый статус – также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активно использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.
Первые из известных нам туристских проспектов, по мнению Губаненкова С.М. датируются VIII веком: временем, когда Карл Великий (742-814) установил дружеские отношения с Гаруном-аль-Рашидом. Французские вельможи получили возможность ездить в Палестину и в малую Азию, что бы подивится чужому укладу, что-нибудь перенять, а по возможности – «позаимствовать». Путешествовали вельможи не в одиночестве, а в сопровождение немалой охраны, потому что «позаимствовать» могли и у них.
Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.
Ганопольский В.И. и Безносиков Е.Я говорят, что возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.
Для ранних организованных походов во время длительных стоянок возводились шатры – «большая холщевая палатка, разбиваемая и сымаемая по нужде. Войлочный шатер киргизов, калмыков, кибитка, юрта».
Один из примеров раннего использования палаточного лагеря - это Римский лагерь, известен со временя Пунических войн (3—2 вв. до н. э.). Устраивался войсками Древнего Рима при совершении военных походов после каждого дневного перехода; имел форму квадрата, позже — прямоугольника, часть его отводилась для размещения консулов и находившихся при них лиц, а также для построения легионов. Кожаные палатки солдат (зимой утеплённые помещения типа бараков) размещались в строго определённом порядке в несколько линий.
Вероятно, все сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей. Естественно, длительные переходы требовали предварительной подготовки (выполнение различных упражнений по преодолению естественных препятствий, прохождению труднодоступных участков и т. п.). Постепенно складывалась совокупность мероприятий по формированию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях.
Военные палаточные лагеря, которые берут свое начало с ранних лет, войска Древнего Рима, Древней Греции, используются и по сегодняшний день как в России в качестве военных сборов и лагерей, так и во всем мире. Стоит так же отметить, широкое распространение в России плащ-палаток. Прародителем плащ-палаток можно считать плащ-епанчи (епанча с древнерусского - «японщина», - широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.), которые использовались в Российской армии еще со времен Петра I. Епанчи с воротником-капюшоном появились в 1761 году. Плащ-палатки начали активно использоваться в составе военного обмундирования во второй половине XIX века. В России в стандартную экипировку офицеров непромокаемая плащ-накидка вошла в 1894 год.
Начало второго этапа в развитии туризма - утверждение походов как средства воспитания - можно отнести к эпохе Возрождения (XV-XVI вв.). Особый вклад в обоснование значимости походов и путешествий в воспитании молодежи внесли прогрессивные педагоги того времени X. Вивес, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, считавшие многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств.
Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей.
Выдающийся педагог Возрождения Витторино да Фельтре в организованной им школе в Мантуе (1425 г.) ввел упражнения, характерные передвижениями на местности. Его ученики совершали многодневные походы в предгорьях Альп. В книгах итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса "Виды физических упражнений" (1569 г.) и педагога И. Гамерариуса "Разговоры о физических упражнениях" (1544 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности.
Первым из педагогов о воспитательном значении путешествий, по мнению Губаненкова С.М., заговорил Ян Амос Каменский (1592-1670). "Путешествия детей в природу приносят большую пользу в формировании души подростка" и поэтому можно сказать, что наука использования путешествия в целях получения образования начиналась вместе с самой наукой о получении образования – с педагогикой.
Одним из основоположников туристского дела как способа получения заработка принято считать Томаса Кука, который пропагандировал здоровый образ жизни через экскурсии, походы, путешествия. Девизом Кука был: «Максимальная выгода для максимума людей по минимуму затрат».
В конце XVII, начале XVIII веков в школах Англии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных предметов учителя стали использовать пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. При этом необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами эпохи Просвещения. Значимость наглядных, исследовательских методов в образовательном процессе неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. В школах нового типа - коллегиях учащимся раз в неделю предоставлялся один рекреационный (свободный день), который, в основном, использовался для прогулок и походов с познавательными целями. Разрабатывая программу общедоступных средних школ, Я.А. Каменский предлагал: "...в конце обучения два или три года останутся для путешествий".
В 18 веке в Англии был организован первый детский палаточный лагерь с целью отдыха и образования. Он имен религиозный характер и был организован пастором. Данный опыт проведения лагерей широко распространился в мире и популярен и на сегодняшний день. В религиозном лагере акцент ставится на нравственное воспитание молодёжи. Но это не значит, что круглые сутки речь будет идти о спасении души, а дети большую часть времени проведут в молитвах. Однако воспитательные беседы и внимательное отношение к вопросам веры вполне закономерны в религиозных лагерях.
Так же, стоит выделить, как одно из направлений зарождения детского туризма – это скаутское движение в Англии, основанное лордом Ба-ден-Пауэллом в 1907, которое в 1910 распространилось и в Америке.
Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, неполитичная, независима.
Впервые в 1907 году Ба-ден-Пауэлл организовал для мальчишек лагерь, где на практике применил сформировавшуюся систему-концепцию скаутинга. Тогда же им был написан своеобразный учебник, который лег в основу формирования организации.
Книга стала популярной во всем мире и была переведена более чем на 35 языков мира, а одно из первых иностранных изданий вышло в России. Это был адаптированный к российским условиям вариант, названный «Юный разведчик». Ба-ден-Пауэлл в 1910 году приезжал в Россию. На встрече с императором Николаем II разговор шел о перспективах скаутинга в нашем отечестве.
В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей, вошли в местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми краеведческими исследованиями в нашей стране. В конце XVII в. С.У. Ремизов создает первый русский атлас по этнографии и археологии.
|