В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов


Скачать 318.29 Kb.
Название В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3

Доброта должна стать таким же обычным Состоянием человека, как мышление. Она Должна войти в привычку.

В. А. Сухомлинский

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. В коллективном воспитании очень важно, чтобы связующая нить проходила через каждого ребенка, только тогда возможно развитие индивидуальных качеств детей. Если педагогу удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и взрослому, и ребенку. Главное - постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Крупицы добра

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий « хорошо» и «плохо», с осознания своих поступков как хороших или как плохих. Как объяснить ребенку , что каждый хороший поступок- это частица добра, вложенная в огромный мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок- крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в « хорошо» и осознать ответственность за в клад в « плохо»? Понятия « хорошо» и « плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать, увидеть. Как « оживить» эти понятия? Как заставить «работать»?

Ответить на эти вопросы нам поможет Хорплоша- это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей. Идея проста: если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.

Знакомьтесь- Хорплоша!

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Праздники и развлечения — обязательная составляющая работы детского сада. А в правильно организованном празднике обязательно присутствуют элементы театрализации сказки. Поэтому психолог, занимающийся сказкотерапией, вполне может соотнести свои задачи с задачами воспитателей и музыкальных руководителей.

Кроме того, в хорошо оснащенном зале удобно проводить не только музыкальные занятия и праздники, но и занятия сказкотерапией.

Как правило, первый этап психотерапевтических занятий — чтение сказки и беседа с детьми по ее содержанию — совпадает с педагогической работой по подготовке детско-взрослых спектаклей. Здесь психолог, педагоги и музыкальный руководитель помогают друг другу.

Следующий, главный этап сказкотерапии начинается после праздника. Это собственно психокоррекционная работа. В этот период психолог и дети распределяют роли для проигрывания эпизодов сказки — не для зрителей, а для себя, обсуждают характеры персонажей и будущую игру. Детям предлагаются упражнения по психогимнастике, рисование или изготовление поделок по мотивам сказки. Рисование и изготовление поделок являются в основном домашними заданиями, но могут проводиться и на занятиях.

Играть в сказку в специально приспособленном музыкальном зале значительно удобнее. Это расширяет возможности психолога и вооружает его дополнительным инструментом в работе.

Психокоррекционная работа строится на материале прошедшего праздника. Для игры уже подготовлена качественная материальная база и музыкальное оформление сюжетов.

Психолог в образе сказочного персонажа приглашает детей в сказку. Ребенок получает возможность действовать внутри сказочного пространства. Выступая в образах сыгранных героев психологом, дети иначе реагируют на вопросы и задания , если они даются от лица сказочного персонажа. Но выступать от лица персонажа можно только в том случае, если это пережитая тобой роль и если внешний облик персонажа качественный (хороший костюм, грим).

Оборудование музыкального зала и пульт управления залом позволяют, не прерывая занятия, изменять интенсивность света, цветовую гамму освещения. Это дает возможность глубже погрузиться в сюжетную ситуацию, острее почувствовать переживаемые героем сюжета чувства.

Как правило, психолог и дети во время коррекционной работы находятся на сцене.

Сцена оформляется таким образом, чтобы декорации и атрибуты легко передвигались, складывались и могли выполнять различные функции. Это очень важно при работе с детьми. Особенно с мальчишками. Возможность действием подкрепить свое эмоциональное состояние и добиться зримого результата мотивирует мальчиков на дальнейшую работу.

Хорошо, если сцена отделена от зала закрытым занавесом: так она превращается в небольшое, замкнутое, отделенное от остального мира сказочное пространство. В такой обстановке ребенок с проявлениями негативизма легче раскрывается. Кроме того, это усиливает ощущение вовлеченности в действие сказки. Незаменимую роль играет занавес и по окончании игры — в процессе перехода от занятия к повседневной жизни. Опыт работы показывает, что занавес сцены отделяет уют созданного с его помощью помещения от всего зала (и от всего мира). По окончании занятия ребенку из этого уютного и дружелюбного пространства придется возвращаться в большой мир. Это происходит поэтапно: вначале раздвигается занавес, и участники занятия адаптируются к большему пространству зала, стараясь не растерять, «не расплескать» достигнутого во время коррекционной работы результата. Через некоторое время можно вернуться в группу. Для некоторой категории детей такая адаптация просто необходима.

Театрализация в детском саду

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

План

I Развитие детей в театрализованной деятельности

  1. Что такое театр и его истоки

  2. Значение и специфика театрального искусства

  3. Приобщение детей к театрализованной деятельности

  4. Характеристика театрализованных игр

  5. Классификация театрализованных игр

II Организация театрализованной деятельности
дошкольников на разных возрастных этапах


  1. Формы организации театрализованной деятельности

  2. Младшая группа

  3. Средняя группа

  4. Старшая группа

  5. Подготовительная группа

III Кукольный театр

  1. Виды театров

  2. Виды кукол

  3. Организация уголка театрализованной деятельности

IV Роль педагога в организации театрализованной
деятельности


  1. Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности

  2. Основные направления работы с детьми

V Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями

I Развитие детей в театрализованной деятельности

1. Что такое театр и его истоки

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В эту пору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру Греции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису.

Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит - активная мимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, в которых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра - народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище.

В Древней Греции театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которой располагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выход актёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, к скене стали пристраивать параскении, где хранилось имущество театра; пароды - проходы между сценой и местами для зрителей.

Древнегреческий актёр (мог быть только мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски. Греки придумали представлять сказания о своих богах и героях в живых лицах, поняли, как поучительно и занятно может быть театральное зрелище, где вместо рассказчика перед слушателями выступали те самые люди, о которых рассказывается в сказке (мифе).

От греков мы позаимствовали и само слово " театр", которое по-гречески произносится театром и означает " зрелище ". В России истоком театра был школьный театр, популярен - домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра.

Школьные театры, появившиеся в XVI - XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты.

2. Значение и специфика театрального искусства Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;

  • формированием эстетического вкуса;

  • нравственным воспитанием;

  • развитием коммуникативных качеств личности;

  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

3. Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.

Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами.

В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

4. Характеристика театрализованных игр Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д.

Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.

В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре.

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка.

Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).
  1   2   3

Похожие:

В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Книга адресованввана родителям и специалистам невроло­гам, психологам,...
Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распо­знать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг;...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Вне зависимости от дорожных условий ребенок, как и взрослый пассажир,...
Ребенок это не взрослый в миниатюре. Он подвержен опасности получить другие повреждения, т к его мускулы и кости находятся в стадии...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Психолога детям с аутизмом
Эта книга поможет специалистам, работающим с детьми с аутизмом, а также позволит родителям, имеющим детей с отличительными особенностями,...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Для решения этой...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Консультация для родителей воспитателя по физкультуре
Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!!

В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Хьюитт Вильям Тайные возможности вашей психики Глава 1 Введение
С помощью этой книги я постараюсь передать вам свой опыт и знания. Книга позволит заглянуть во внутренний мир экстрасенса: я приглашаю...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Книга будет интересна всем, кто хочет прийти к полному взаимопониманию...
Адель Фабер, Элейн Мазлиш Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Н. Н. Заваденко Родителям о развитии речи у детей
Почему родителям следует обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка?
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Памятка для родителей
Оказывается, просто купить хорошее детское автомобильное сиденье (автокресло) и посадить туда ребенка недостаточно для того, чтобы...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Памятка для родителей
Оказывается, просто купить хорошее детское автомобильное сиденье (автокресло) и посадить туда ребенка недостаточно для того, чтобы...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon 96 конкурсов для старшеклассников и студентов
Но в деле воспитания кроме типичных проблем бывают еще нестандартные ситуации. И, к сожалению, о том, что делать родителям в нетипичной,...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon 100 конкурсов для старшеклассников и студентов
Но в деле воспитания кроме типичных проблем бывают еще нестандартные ситуации. И, к сожалению, о том, что делать родителям в нетипичной,...
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Беседа Ш. Мустафина с писателем Раулем Мир-Хайдаровым Источник: Мустафин...
Источник: Мустафин Ш. Культуру восстановить сложнее, чем экономику. Казань, 2007. С. 58-97
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Утверждено
Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования
В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духов icon Книга начертанная!
Чтобы понять Библию, человек должен духовно возвысится, только тогда он может воспринять и понять высшее знание. Бог вознаградит...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск