Пояснительная записка

Пояснительная записка


НазваниеПояснительная записка
страница1/6
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
c:\users\администратор\pictures\2016-09-14\001.jpg
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................3

1.1. Пояснительная записка ................................................................................................... 3

1.1.1. Цели и задачи Программы .............................................................................................. 4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ................................................... 4

1.2. Характеристика детей дошкольного возраста с ОНР………………………………..5

1.3. Планируемые результаты ............................................................................................... 8

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы ......................................... 8

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе ……………………………………………………………………………………………...…... 10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................................... 11

2.1. Общие положения ............................................................................................................. 11

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. ............. 11-20

2.2.1. Дошкольный возраст .......................................................................................................

Социально-коммуникативное развитие ..................................................................................

Познавательное развитие ..........................................................................................................

Речевое развитие ........................................................................................................................

Художественно-эстетическое развитие ...................................................................................

Физическое развитие .................................................................................................................

2.3. Поддержка детской инициативы………………………………………………..……...20

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми .............................................................................. 21

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников ............ 22

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .................................................................................... 24

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ............ 24

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды ......................... 26

3.3. Кадровые условия реализации Программы ............................................................... 28

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы ................................................ 29

3.5. Финансовые условия реализации Программы ...........................................................30

3.6. Планирование образовательной деятельности .......................................................... 31

3.7. Программно – методическое обеспечение педагогического процесса…………….45

3.8. Режим дня и распорядок ..................................................................................................57

3.9. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов .................................................................................................................................... 59

3.10. Перечень нормативных и нормативно-методических документов ..................... 60

3.11. Перечень литературных источников ..........................................................................61

4. Дополнительный раздел…………………………..…………………………….…………63

4.1 Краткая презентация программы………………………………………………………63


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное качество образования, новые социальные запросы и законодательные акты определяют модернизационные требования к построению дошкольного образовательного процесса как формирование и развитие общекультурного, личностного и познавательно развитого воспитанника, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «предпосылки овладения учебной деятельности через мотивированное игровое получение новых знаний, умений и навыков». Следовательно, необходимо внедрить в практику работы образовательных учреждений комплексное воздействие для создания соответствующих условий, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, согласно возраста, адекватные действия для всестороннего формирования и развития полноценной культурно-образованной личности.

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается значительное увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, что затрудняет усвоение дошкольных программ, процесс адаптации к социальной среде и будущему школьному обучению.

Поэтому в рамках дошкольного учреждения созданы группы компенсирующей направленности, в которых оказывается специальная помощь по квалифицированному коррекционно-развивающему обучению и развитию дошкольников с ОНР под организацией ведущего специалиста – учителя-логопеда. Все участники коррекционно-образовательного процесса (логопед + воспитатели группы + профильные специалисты + родители) в комплексном сотрудничестве объединены общими целями и тематическими циклами интегрированных игр-занятий, что обеспечивает высокий и надежный уровень речевого и познавательного развития воспитанников.

    1. Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., 2015 г. ) и «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б., 2010 г.). Программа разработана для воспитания и обучения лиц с ОНР. Н.В.Нищева - Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Целью программы является обеспечение гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями речи в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №1 «Колобок» г.Камбарка (далее – ДОУ).

В группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно - развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре осуществляют мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно - эстетическим развитием детей. Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в группах старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста для детей с нарушениями речи.

      1. Цели и задачи Программы.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;

  • создания благоприятных условий развития детей с речевыми нарушениями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединения обучения, воспитания и коррекции в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • формирования общей культуры личности детей с речевыми нарушениями, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • создания условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи и выравнивания их речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития;

  • предупреждения возможных трудностей в усвоении общеобразовательной программы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;

  • обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

  • освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа разработана в соответствии со следующими методологическими подходами:

- полноценного проживания ребёнком этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

В содержании Программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

В программе реализованы в соответствии с речевыми нарушениями следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.




    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.


Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в логопедической группе.

В норме в сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, болезнь, день рождения и т.д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия. Часто встречаются и бытовые сюжеты. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Дети освоили конструирование из строительного материала, свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала.

Продолжает развиваться восприятие, образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение. Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи. Расширяется словарь. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

У детей с ОНР старшего дошкольного возраста отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Дети в основном имеют 3 уровень недоразвития речи, но их речь в полном объеме еще не соответствует норме.

Фразовая речь.

Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются. Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.

Понимание речи.

У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии»
Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы»
Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение

Пояснительная записка iconПояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной...
Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода...
«Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования»
Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу

Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5

Пояснительная записка iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка 
Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Целевой раздел пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации...
Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция»
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов»
Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Доклада Министерства культуры Республики Коми

Пояснительная записка iconПояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации...
«Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная...

Пояснительная записка iconПояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года

Пояснительная записка iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Туймазинский...
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «тза» за 2012 год, подготовленной...

Пояснительная записка iconПояснительная записка 6 Пояснительная записка Содержание листов рабочей...
Ввод и обработка цифровой информации: Внеаудиторная самостоятельная работа для обучающихся по профессии «Мастер обработки цифровой...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск