Скачать 1.62 Mb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 70» Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 70» ________________ Е.Г.Бережная приказ № ____ от «_____» _____ 2015 г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Принята на расширенном педагогическом Совете Протокол № 1 от «31» августа 2015 г. г. Пересвет 2015 Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи Программы. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы. 1.1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 1.2. Планируемые результаты освоения программы 1.2.1. Целевые ориентиры в раннем возрасте 1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 2.1.1. Ранний возраст 2.1.2. Дошкольный возраст 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 2.3. Взаимодействие взрослых с детьми. 2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. 2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 3. Организационный раздел 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.2. Кадровые условия реализации Программы 3.3. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.4. Планирование образовательной деятельности 3.5. Распорядок и режим дня 3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.7 Перечень нормативных и нормативно – методических документов. Основная образовательная программа дошкольного образования 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ ( далее – ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Основными принципами дошкольного образования являются: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства) младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития; -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования; - учет этнокультурной ситуации развития детей. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена федеральным УМО по общему образованию 20 мая 2015 г.) , примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (далее — ОП ДО «От рождения до школы»). Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно – исторического феномена в развитии человечества, на историко – эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно – деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества. Согласно историко – эволюционному, культурно – деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно – разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются ) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром. Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 2 лет до 7 лет в группах общеразвивающей направленности. При необходимости Программа может быть адаптирована для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья. 1.1.1.Цели и задачи Программы. Программа разработана для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно – исследовательскую деятельность и другие формы активности. Цели Программы достигаются через решение следующих задач: ¨ охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка; ¨ формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; ¨ формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции; ¨ развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; ¨ воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; ¨ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; ¨ объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; ¨ обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: 1.Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в тоже время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражений. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Это период полноценного проживания ребенком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного), обогащение ( амплификацию) детского развития. 3. Позитивная социализация предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире. 4.Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогов и иных работников организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно – развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых- в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. 6.Сотрудничество организации с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом Программы. Необходимо знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы семьи. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. 7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и ваоиативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям( посещение театров, музеев и т.п.), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников и т. д. 8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка . При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка. 9.Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно- исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно – эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. 10.Развивающее вариативное образование. Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка ( Л.С.Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. 11.Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. Программа предполагает всестороннее социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая область осваивается ребенком по отдельности. Между отдельными областями Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально – коммуникативным, художественно – эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста. 12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. В современном мире разнообразия и неопределенности положения ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования являются научно – методическими опорами для образовательной организации. При разработке нашей Программы мы учитывали многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей, интересов и предпочтений педагогов и т.п. Основные подходы к формированию Программы: В Программе (как и в ОП ДО «От рождения до школы») на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»(авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и напрвленана его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве ( А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.). Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от двух лет до школы. Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Эта среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно – временные ( гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные ( формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), условия детской активности( доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно – психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально – технические и другие условия образовательной деятельности. Образовательная среда в соответствии с Программой строится на основе системы принципов деятельностного обучения: ¨ принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; ¨ принцип деятельности: основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса; ¨ принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях); ¨ принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития — в своем темпе, на уровне своего возможного максимума; ¨ принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности; ¨ принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.; ¨ принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития. Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации. Обязательная часть Программы полностью соответствует ОП ДО «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. |
Основная образовательная программа дошкольного образования бюджетного... Целевой раздел Программы Пояснительная записка |
Пояснительная записка. Основная образовательная программа дошкольного... Фз «Об образовании Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и с учетом... |
||
Основная образовательная программа разрабатывалась на основе примерной... Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на... |
Пояснительная записка Основная образовательная программа дошкольного... Социально – коммуникативное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности |
||
Основная образовательная программа основного общего образования (далее... Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования Пояснительная записка |
Пояснительная записка Образовательная программа является обязательным... Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная... |
||
Основная образовательная программа дошкольного образования Пояснительная записка |
Приказ № Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного... Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования |
||
Пояснительная записка Основная образовательная программа основного... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования |
Образовательная программа дошкольного образования Целевой раздел |
||
Пояснительная записка. Введение Основная образовательная программа... Федеральный закон от 29. 12. 2013 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
Основная образовательная программа образовательная программа дошкольного... Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования |
||
Пояснительная записка а обязательная часть Основная образовательная... Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 №26, Приказом №1014 от 30. 08. 2013 г. «Об утверждении... |
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих... Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №98 г. Липецка |
||
Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Основная образовательная программа начального общего образования (в новой редакции) с. Починки ... |
Поиск |