Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»


НазваниеОсновная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
страница1/13
ТипОсновная образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 70»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 70»

________________ Е.Г.Бережная

приказ № ____ от «_____» _____ 2015 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принята на расширенном педагогическом Совете

Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.

г. Пересвет

2015

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

1.2.1. Целевые ориентиры в раннем возрасте

1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.1.1. Ранний возраст

2.1.2. Дошкольный возраст

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.2. Кадровые условия реализации Программы

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.4. Планирование образовательной деятельности

3.5. Распорядок и режим дня

3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.7 Перечень нормативных и нормативно – методических документов.

Основная образовательная программа дошкольного образования

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ ( далее – ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Основными принципами дошкольного образования являются:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства) младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена федеральным УМО по общему образованию 20 мая 2015 г.) , примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (далее — ОП ДО «От рождения до школы»).

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно – исторического феномена в развитии человечества, на историко – эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно – деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Согласно историко – эволюционному, культурно – деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно – разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются ) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 2 лет до 7 лет в группах общеразвивающей направленности. При необходимости Программа может быть адаптирована для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1.1.1.Цели и задачи Программы.

Программа разработана для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно – исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

¨ охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

¨ формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

¨ формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

¨ развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

¨ воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

¨ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

¨ объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

¨ обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1.Поддержка разнообразия детства.

Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в тоже время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражений.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Это период полноценного проживания ребенком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного), обогащение ( амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4.Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогов и иных работников организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно – развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений.

Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых- в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6.Сотрудничество организации с семьей.

Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом Программы. Необходимо знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы семьи. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и ваоиативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям( посещение театров, музеев и т.п.), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников и т. д.

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка . При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9.Возрастная адекватность образования.

Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно- исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно – эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10.Развивающее вариативное образование.

Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка ( Л.С.Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11.Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

Программа предполагает всестороннее социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая область осваивается ребенком по отдельности. Между отдельными областями Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально – коммуникативным, художественно – эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

В современном мире разнообразия и неопределенности положения ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования являются научно – методическими опорами для образовательной организации. При разработке нашей Программы мы учитывали многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей, интересов и предпочтений педагогов и т.п.

Основные подходы к формированию Программы:

В Программе (как и в ОП ДО «От рождения до школы») на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»(авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и напрвленана его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве ( А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.).

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от двух лет до школы.

Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.

Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Эта среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно – временные ( гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные ( формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), условия детской активности( доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно – психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально – технические и другие условия образовательной деятельности.

Образовательная среда в соответствии с Программой строится на основе системы принципов деятельностного обучения:

¨ принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

¨ принцип деятельности: основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

¨ принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях);

¨ принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития — в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;

¨ принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

¨ принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.;

¨ принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.

Обязательная часть Программы полностью соответствует ОП ДО «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconОсновная образовательная программа дошкольного образования бюджетного...
Целевой раздел Программы Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка. Основная образовательная программа дошкольного...
Фз «Об образовании Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и с учетом...

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconОсновная образовательная программа разрабатывалась на основе примерной...
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на...

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Основная образовательная программа дошкольного...
Социально – коммуникативное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconОсновная образовательная программа основного общего образования (далее...
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Образовательная программа является обязательным...
Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная...

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconОсновная образовательная программа дошкольного образования
Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПриказ № Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Основная образовательная программа основного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconОбразовательная программа дошкольного образования
Целевой раздел

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка. Введение Основная образовательная программа...
Федеральный закон от 29. 12. 2013 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconОсновная образовательная программа образовательная программа дошкольного...
Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка а обязательная часть Основная образовательная...
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 №26, Приказом №1014 от 30. 08. 2013 г. «Об утверждении...

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №98 г. Липецка

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Основная образовательная программа муниципального...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Основная образовательная программа дошкольного образования целевой раздел пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» iconОсновная образовательная программа начального общего образования (в новой редакции) с. Починки
...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск