Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии.
– Примерной программы основного общего образования по химии.
– Программы «Курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006)
Цели курса:
* усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;
* овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
* развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
* воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
* применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Количество учебных часов – 68 (2 часа в неделю)
Из них:
контрольных работ – 3; практических работ – 6.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
Габриелян, О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян, О. С. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006.
Габриелян, О. С. Химия 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2006.
Химия: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград, 2003.
Химия: тематическое и поурочное планирование по химии к учебнику Габриеляна О. С. «Химия 8» / Гуревич О. Р. – М.: Дрофа, 2006.
Денисова, В. Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. – Волгоград: Учитель, 2004.
Ширшина, Н. В. Химия. 9 класс: тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации. – Волгоград: Учитель, 2004.
Ширшина, Н. В. Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004.
Степин, Б. Д., Аликберова, Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
CD «Химия элементов», «Химия для гуманитариев» / Ширшина Н. В. – Волгоград: Учитель 2006-2007.
CD Виртуальная лаборатория, 1С-репетитор и др.
Формы промежуточной и итоговой аттестации : контрольные работы, тесты.
В рабочей программе произведено разделение учебного материала:
на обязательный материал, включенный в требования к уровню подготовки выпускников основной школы (выделен прямым шрифтом);
дополнительный материал, который изучается в зависимости от уровня подготовленности класса к освоению данного материала
(выделен курсивом).
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
Дидактические материалы – ДМ.
Демонстрации – Д, лабораторные опыты – Л.
ПСХЭ – периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
ПЗ – периодический закон, ПС – периодическая система.
Календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класса (базовый уровень)
|
№
урока,
дата проведения
|
Тема урока
|
Основные элементы
содержания
Дополнительные элементы
содержания
|
Вид контроля, измерители,
* домашнее задание
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Оборудование для демонстраций, лабораторных и практических работ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Раздел программы: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (3 часа)
|
1
|
1. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И.Менделеева.
|
Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева.
План характеристики химического элемента.
Характеристика элемента - металла.
Характеристика элемента-неметалла
|
Для закрепления темы:
тетрадь на печатной основе, стр. 4, № 1.
По учебнику: стр.8, № 5.
*ДЗ: §1
Тетрадь на печатной основе: стр. 8, № 1.
|
Знать:
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.
Уметь:
- объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп
- характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов
|
Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева.
План характеристики химического элемента.
Слайд-презентация по теме «П.з. и П.с.», проектор, ноутбук
|
2
|
2. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД
|
Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак.
Зависимость химических свойств оксидов и
|
Текущий контроль.
Работа по карточкам: проверочная работа по сборнику
|
Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.
Уметь:
записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.
|
ПСХЭ
«Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна.
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов.
Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия
|
«Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна. стр. 8, № 1, 2, 3, 4.
*ДЗ: § 2
Тетрадь на печатной основе, стр. 11, № 3
|
Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель.
Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций
|
Д.
Амфотерность гидроксида алюминия и гидроксида цинка
(Растворы едкого натра, соляной кислоты, солей цинка и алюминия).
|
3
|
3. Генетические ряды металлов и неметаллов
|
Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. Понятие о переходных элементах
|
Текущий контроль: опрос. Для закрепления темы тетрадь на печатной основе, стр.15, № 1, 3.
По учебнику: стр.19, № 2, устно.
*ДЗ: по учебнику, стр.19, № 4
Тетрадь на печатной основе стр.18, № 4-5
|
Знать:
Положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.
Уметь:
составлять генетические ряды металла и неметалла. Уметь писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе.
|
ПСХЭ,
таблица «Генетические связи неорганических веществ»
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Раздел программы: Металлы (17 часов)
|
4
|
1. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов
|
Краткий исторический обзор:
Век медный – век бронзовый – век железный.
Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе.
Строение атомов металлов.
Металлические кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь.
Физические свойства металлов простых веществ.
Легкие и тяжелые металлы.
Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы.
|
Для закрепления темы: тетрадь на печатной основе, стр.24, № 2, 4, стр.25, № 1, 2, 3, 5.
*ДЗ: § 4-5
Тетрадь на печатной основе стр.27 № 6, 7. Учебник, стр.29 № 1 устно.
|
Знать:
Положение элементов металлов в П.С.
Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.
Уметь:
- характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с металлами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
|
ПСХЭ
Сборник «Контрольные и проверочные работы . Химия 9» к учебнику Габриеляна.
Л.
Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекции).
Таблицы: «Относительная твердость некоторых металлов», «Плотность некоторых металлов», «Температура плавления некоторых металлов»
|
5
|
2. Сплавы
|
Сплавы и их классификация.
Черные металлы: чугуны и стали.
Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий.
Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов
|
Текущий контроль. Тетрадь на печатной основе, стр.28, № 1, 3. § 7, стр.38, № 2.
*ДЗ: § 7, стр.38, № 2
Тетрадь на печатной основе стр.28-29, № 4, 5
|
Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.
Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов
|
Л.
Знакомство с образцами металлов и сплавов
(по коллекциям).
Репродукции и фотографии произведений искусства из сплавов
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
6
|
3.Химические свойства металлов
|
Восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами
|
Текущий контроль – опрос, краткие сообщения учащихся. Для закрепления темы: тетрадь на печатной основе, стр.30 № 3, 4, 6.
*ДЗ: § 8 до слов "…по восстановительной способности…", стр. 41, № 2.
|
Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств
|
Д.
Горение магния.
Взаимодействие натрия и кальция с водой (вода, фенолфталеин).
Взаимодействие металлов с галогенами (смесь порошка алюминия с мелкорастертым йодом), фарфоровая чашка, вода, пипетка).
Взаимодействие металлов с серой.
|
7
|
4. Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности металлов
|
Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР.
Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей.
Поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжения.
Металлотермия
|
Текущий контроль – опрос, работа по карточкам. Для закрепления темы: тетрадь на печатной основе стр. 32 № 7, стр. 33 № 8 стр. 34 № 9, 11 в-г
*ДЗ: § 8 (до конца)
Тетрадь на печатной основе стр. 34 № 10.
|
Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств
|
Ряд активности металлов.
Л.
Растворение железа и цинка в соляной кислоте (гранулы цинка, железные опилки, соляная кислота).
Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса, железо)
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
5. Металлы в природе, общие способы получения металлов
|
Самородные металлы.
Минералы. Руды.
Металлургия и ее виды:
Пиро-, гидро-, электрометаллургия.
Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов
|
Текущий контроль – опрос. Самостоятельная работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр. 153, вариант 1, № 1.
*ДЗ: § 9,
тетрадь на печатной основе стр. 36-37,
№ 5, 7, 8.
|
Знать основные способы получения металлов в промышленности.
Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.
|
Л. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия
(коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, кальция, магния и алюминия)
Д.
Металлотермия
(термитная смесь Al и
Fe, спички, кристаллизатор с песком )
|
9
|
6. Общие понятия о коррозии металлов
|
Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии
|
Текущий контроль-опрос. Решение задач и упражнений из раздела «Металлы»
*ДЗ: § 10, упр.1-4.
Тетрадь на печатной основе, стр.69, № 1
|
Знать причины и виды коррозии металлов.
Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту
|
Ряд активности металлов.
Слайд-лекция, проектор, ноутбук.
Образцы металлов и сплавов, подвергшихся коррозии
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
10
|
7. Щелочные металлы
|
Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы.
Щелочные металлы - простые вещества.
Общие физические свойства щелочных металлов.
Химические свойства щелочных металлов:
взаимодействие с простыми веществами, с водой.
Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов
|
Текущий контроль – опрос.
Для закрепления темы: тетрадь на печатной основе: стр.40
№ 2, 5, 6, стр. 44 №2 а-г.
*ДЗ: §11,
тетрадь на печатной основе, стр. 40, № 1 стр. 42 № 7 стр. 44 № 2 д-з
|
Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.
Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия.
|
Образцы щелочных металлов,
Д. Взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий).
Горение натрия в кислороде
Схема «Натрий и калий в организме человека», «Натрий и калий в продуктах питания».
Видеофильм
|
11
|
8.Соединения щелочных металлов
|
Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов
|
*§ 11 с. 54-58
упр. 1(б),2
|
Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений
|
Л. Распознавание катионов натрия и калия по окраске пламени.
СD «Виртуальная лаборатория»
|
12
|
9. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
|
Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.)
|
Текущий контроль - работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр. 154-155, работа по вариантам 1-2, № 1, 2
|
Уметь характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.
Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР)
|
Образцы металлов: кальция, магния и их важнейших природных соединений
Д
Горение магния.
Взаимодействие кальция с водой (вода, фенолфталеин, кальций, чашка Петри ).
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
*ДЗ: § 12
Тетрадь на печатной основе стр. 52, № 2, 5, 7.
|
|
Л.
Распознавание катионов кальция и бария (растворы солей кальция и бария, серной кислоты, карбоната натрия, пробирки)
|
13
|
10. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов
|
Важнейшие соединения: оксид кальция – негашеная известь, оксид магния – жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.).
Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов
|
Тетрадь на печатной основе, стр. 48, № 2, 5 (до характеристики реакций), 7 стр. 52, № 3.
|
Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.
|
Слайд-презентация «Щелочноземельные Ме».
Таблицы:
«Магний и кальций в организме человека», «Магний и кальций в продуктах питания»
|
14
|
11. Алюминий
|
Строение атома алюминия.
Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, кислотами;
Алюминотермия.
Природные соединения алюминия и способы его получения.
Области применения алюминия
|
Текущий контроль. Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр.155, Вариант 4, № 1.
|
Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома. Знать химические свойства
|
Образцы алюминия (гранулы, пудра) и его природных соединений.
Таблица «Основные области применения алюминия и его сплавов»
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
Для закрепления темы: тетрадь на печатной основе стр.55 № 3, стр. 56,
№ 6, 8.
*ДЗ: §13
Тетрадь на печатной основе стр.56 №4 стр.58 №10 стр.59 №13
|
|
Д.
Взаимодействие алюминия с кислотами (пробирки, гранулы алюминия, соляная кислота)
|
15
|
12. Соединения алюминия
|
Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений
|
*§ 13, упр. 1, 3, 4,
с. 68-71,
раб. тетрадь.
с. 55-57
|
Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия.
Знать природные соединения алюминия.
Знать применение алюминия и его соединений
|
Д.
Амфотерность гидроксида алюминия
(растворы едкого натра, соляной кислоты, соли алюминия, пробирки)
|
16
|
13. Железо, его строение, физические и химические свойства
|
Строение атома железа.
Степени окисления железа.
Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями.
Железо в природе, минералы железа
|
Текущий контроль – опрос, самостоятельная работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр.156, вариант 2 № 1.
|
Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа
|
Л.
Знакомство с образцами руд и сплавов железа (коллекции). Растворение железа в соляной кислоте (пробирка, железные опилки, соляная кислота).
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
Для закрепления темы: тетрадь на печатной основе, стр. 63, №3, 4, 6, 9. *ДЗ: §14,
тетрадь на печатной основе стр.66, № 1, 2.
|
|
Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса, железная скрепка или кнопка)
|
17
|
14. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа
|
Соединения катионов железа: Fe2+ Fe3+
Железо – основа современной техники.
Понятие коррозии.
Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов
|
*§ 14, упр. 4, 6, 5
с. 78-82
|
Уметь осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций.
Знать химические свойства соединений железа (II) и (III).
|
Л.
Получение гид-роксидов железа +2 и +3 и изучение их свойств (растворы солей железа +2 и +3, раствор гидроксида натрия, соляная или серная кислота, спиртовка, спички).
Д.
Качественные реакции на ионы железа (растворы солей железа +2 и +3, растворы красной кровяной соли и желтой кровяной соли, роданида калия, пробирки).
Опыты по коррозии Ме
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
18
|
15. Практическая работа №1 "Получение соединений металлов и изучение их свойств"
|
Правила техники безопасности при выполнении данной работы.
Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах
|
Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении данной работы.
*ДЗ: повторение § 2- 14
|
Уметь:
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем соединения металлов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с веществами и материалами
|
Инструкции.
Таблица растворимости.
Растворы хлорида бария, серной кислоты, нитрата серебра,
медного купороса, гидроксида натрия, соляная кислота, железные скрепки или кнопки, спиртовка, спички, пробирки. Железные опилки, серная кислота, растворы хлорида железа (II), гидроксида натрия, серной кислоты
|
19
|
16. Обобщение и систематизация знаний по теме
|
Повторение ключевых моментов темы «Металлы»:
физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений
|
Текущий контроль – опрос, выборочная проверка тетрадей с ДЗ.
*ДЗ: повторить § 7-14.
Тетрадь на печатной основе, стр. 69, «Готовимся к контрольной работе»
|
Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений.
Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений
|
ПСХЭ
Ряд активности металлов.
ДМ
Компьютерный тест
|
|