Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации,


Скачать 0.64 Mb.
Название Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации,
страница 1/4
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4



Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, включенным в Календарь образовательных событий на 2015/2016 учебный год, 2016/2017 учебный год:
Тема: Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет (октябрь).

2016Содержание



раздел

страницы



Общие положения. Аннотация.

3



Глоссарий.

7



Цели и задачи.

9



Возможные формы и названия проводимых мероприятий. Использование информационных ресурсов сети Интернет и мультимедийных изданий в подготовке и проведении мероприятий.

10



Рекомендации по проведению тематических уроков (цели, задачи проведения; этапы проведения; методика проведения; подведение итогов).

13



Рекомендации по организации и проведению тематических акций (по каждому мероприятию: идея мероприятия, технология проведения, примерный сценарий проведения, регламент организации, проведения и подведения итогов мероприятия).

50



Рекомендации по организации тематических выставок (по каждому мероприятию: определение, основные цели и задачи, принципы организации выставок; идея мероприятия, технология проведения, регламент организации, проведения и подведения итогов мероприятия).

60



Итоговые тезисы.

69



Используемые источники.

70



  1. Общие положения. Аннотация.

«Интернет сегодня - не просто технологии, это безграничные возможности развития и личностного роста, это формирование новых навыков совершенствования и познания.

Но как и любая высокотехнологичная система, Интернет требует хорошего уровня знаний и квалификации, иначе из друга и сподвижника он может превратиться  во врага и источник повышенной опасности…»

Бокова Людмила Николаевна 

Член Совета Федерации ФС РФ, Председатель Временной комиссии

Совета Федерации по развитию информационного общества 
В связи с глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельно обучаться, а также узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах и принимать участие в них. Использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Для преодоления негативного воздействия Интернета на детей необходимо их ознакомить с потенциальными опасностями в сети Интернет.

Просвещение обучающихся по использованию информационных ресурсов в сети Интернет, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационный среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Говоря об Интернет-безопасности, компьютерной безопасности, прежде всего имеют в виду основную проблему - безопасность информации и ее носителей. Однако, применительно к образовательному учреждению, более важной составляющей информационной безопасности является защита пользователей информационной системы от негативной информации.

Приведем примеры некоторых исследований.

Исследование отношения российских подростков к приватности и персональным данным, которое проводилось в начале 2016 г. Общая выборка составила 320 подростков в возрасте 11–17 лет (130 мальчиков – 40,6% и 190 девочек – 59,4%), обучающихся в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Исследовались: уровень подверженности школьников рискам, возникающим вследствие неосторожного обращения с персональными данными; представления школьников об уровне конфиденциальности и публичности различных категорий информации; фактический уровень доступа к тем или иным видам данных подростков в социальных сетях; готовность ребят делиться личной информацией с другими пользователями, а также круг лиц, к которым подростки обращаются за помощью с настройками приватности в Сети.



Рис. 1. Ответы подростков на вопрос: «Случалось ли что-либо из перечисленного с тобой в Интернете в течение последних 12 месяцев?», %
В настоящий момент зарегистрироваться ВКонтакте, имея мобильный телефон, может любой пользователь. Следовательно, в тех случаях, когда подросток оставляет свой профиль полностью открытым (у него выставлена настройка «страница видна всем пользователям социальной сети»), это автоматически означает открытый доступ к его персональной странице. Результаты исследования 2016 г. свидетельствуют о том, что число страниц с открытым доступом в среднем составляет более 60%. При этом пять лет назад прослеживалась четкая возрастная динамика – с возрастом количество детей, открывавших свой профиль, уменьшалось, то в настоящий момент такая тенденция отсутствует (рис. 2).



Рис. 2. Число подростков, у которых установлен общий доступ к профилю в социальной сети, %
Анализ современного состояния исследований по данному вопросу позволил выделить основные задачи в области информационной безопасности и защите информации. Значительное количество исследований посвящено защите информации при ее генерации, передачи, обработке и использовании, а вот защите сознания и психики личности от негативного воздействия информации уделяется в этих исследованиях существенно меньше внимания. Данная проблема имеет междисциплинарный характер и для ее решения в дальнейшем будут необходимы исследования в различных отраслях научных знаний.

Для полноценного развития ребенка, способного успешно жить и саморазвиваться в современном мире, не нужно (и даже опасно) создавать идеальную информационную среду, важнее и продуктивнее заниматься развитием информационной безопасности личности школьника, обучать ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Важность реализации мероприятий, направленных на обеспечение интернет-безопасности детей обозначена Национальной Стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Так, в «мерах, направленных на обеспечение информационной безопасности детства» важный акцент ставится на «создании и внедрении программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости…».

  1. Глоссарий.

Интерне́т (англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP.

Информация — результат и отражение в человеческом сознании, многообразие внутреннего и окружающего миров (сведения об окружающих человека предметах, явлений, действия других людей).

Информационная безопасность может рассматриваться в следующих значениях:

  1. Состояние (качество) определённого объекта (в качестве объекта может выступать информация, данные, ресурсы автоматизированной системы, автоматизированная система, информационная система предприятия, общества, государства, организации и т. п.);

  2. Деятельность, направленная на обеспечение защищённого состояния объекта (в этом значении чаще используется термин «защита информации»).

Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Информационная безопасность (англ. informationsecurity) — все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

Информационная компетентность — это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами. Информационная компетентность относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».

Безопасность информации (данных) (англ. information (data) security) — состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Безопасность информации (данных) определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе.

Безопасность информации (при применении информационных технологий) (англ. IT security) — состояние защищённости информации (данных), обеспечивающее безопасность информации, для обработки которой она применяется, и информационную безопасность автоматизированной информационной системы, в которой она реализована

Тематический урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом по конкретной теме (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Акция — действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели.

Выставка (по определению «Международного бюро выставок») — это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности.


  1. Цели и задачи.


ЦЕЛИ - Оказание методической помощи учителям образовательных организаций, специалистам по работе с обучающимися в проведении тематических мероприятий, посвященных безопасности в сети Интернет.
ЗАДАЧИ:

  1. Содействие учителям образовательных организаций в проведении тематических уроков по безопасности школьников в сети Интернет.

  2. Предоставление практических технологий для специалистов по проведению специальных акций и выставок по безопасности школьников в сети Интернет.

  3. Обобщение теоретического и практического материала по теме «Безопасность школьников в сети Интернет».




  1. Возможные формы проводимых мероприятий. Использование информационных ресурсов сети Интернет и мультимедийных изданий в подготовке и проведении мероприятий.

Среди многообразия возможных форм проводимых мероприятий и уроков необходимо выбрать оптимальную, которая бы отвечала следующим принципам:

  1. Соответствие выбранной формы теме проведения мероприятия.

  2. Ресурсные возможности учителя и класса.

  3. Интеллектуальные и психологические потребности классного коллектива.

  4. Эффективная достижимость результатов при выборе данной формы.

Некоторые примеры форм мероприятий:
1. Мероприятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д. 

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д. 

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д. 

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль.

9. Интегрированные уроки. 

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д. 

11. Формы однотипных уроков: 

- Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д. 

- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д. 

- Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д. 

- Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д. 

- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.

- Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д. 

- Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.

12. Специализированные мероприятия:

-акции

-выставки

-квесты

-ярмарки

- парады

-игры по станциям и игры – «ассорти» (с заданиями без подготовки)

-брейн-ринги

-конкурсы видеороликов

- диспуты и др.
Использование информационных ресурсов сети Интернет и мультимедийных изданий в подготовке и проведении мероприятий.
Возможности Интернета безграничны. Уже никто не сомневается, что здесь можно найти практически все на любую тему. Принципы поисковых запросов: корректность формулировок, конкретность, отсутствие лишних символов и другие всегда помогут получить кладезь полезной информации на заданную тему, успех зависит от настойчивости и целеустремленности пользователя.

Много интересной информации можно найти и по теме интернет-безопасности. Это не только текстовая аналитика, научные работы и методические разработки, но и мультимедийные возможности: видеоуроки, видеоролики, видеообращения, материалы СМИ, online-трансляции, видеоконференции и другое. Все эти приемы хороши для использования при проведении тематических уроков и внеклассных мероприятий, они не только существенно украсят, но и сделают более доступным и ярким материал по любой теме.


  1. Рекомендации по проведению тематических уроков.

Тематический урок – одна из самых доступных форм акцентирования внимания обучающихся на конкретном предмете, вопросе, проблематике либо историческом событии. Практически безграничные возможности использования различных технологий позволяют эффективно достичь запланированные результаты, замотивировать обучающихся на дальнейшее самостоятельное изучение темы и применение на практике полученных знаний и навыков. Возможности широкого применения информационных технологий, технологий внеклассной работы, наряду с традиционными практиками, позволяют сделать каждый тематический урок неординарным событием в жизни учеников и учителя.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО УРОКА
«Безопасность в сети Интернет».
Цель урока: развить информационную компетентность учащихся, обучить правилам безопасной работы в Интернете.

Задачи урока:

- обучающие

  • познакомить с «полезными» и «вредными» сторонами Интернета;

  • сформировать у учащихся понятия о существующих угрозах Интернета и способах их преодоления;

  • обобщить и закрепить с учащимися материал по теме «Безопасность в Интернете».

- развивающие

  • развивать познавательные интересы;

  • развивать самоконтроль;

  • развивать умение конспектировать.

- воспитательные

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, интерактивная доска, проектор.


  1. Структура и ход урока

Таблица 1.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

1

2

Актуализация знаний учащихся

Формулирует вопросы учащимся для повторения.

Повторяют материал и отвечают на вопросы учителя.

4

3

Постановка темы и целей урока

Формулирует тему и цели урока (слайд №1).

Рассказывает о плане работы на урок.

Раздает рабочие листы.

Устное и зрительное восприятие темы и целей урока. Записывают тему урока.

2

4

Изучение нового материала

Акцентирует внимание на том, что Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха (слайд №2).

Рассказывает о существующих угрозах и подробно разбирает каждую из них и как можно их избежать (слайды №3 - №9).

Воспринимают и запоминают новую информацию, отвечают на вопросы учителя.

Работают с рабочими листами. Записывают основные мысли.

17

5

Физкультминутка

Показывает упражнения (слайд №10).

Выполняют, предложенные учителем упражнения.

2

6

Закрепление-диагностика знаний, умений и навыков

Предлагает учащимся пройти тренировочный тест (см. Приложение №2) по теме «Безопасность в Интернете».

Дает указания по его выполнению (рекомендуется тестирование выполнить с помощью программы MyTest).

Напоминает правила охраны труда при работе за компьютером (слайд № 11).

Слушают комментарии учителя.

Выполняют тренировочный тест и проверяют правильность его выполнения.

15

7

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание. Дает консультацию по его выполнению.

Записывают в дневник. Задают вопросы.

2

8

Подведение итогов урока

Напоминает ученикам тему и цели урока (слайд №12), беседует с учащимися о достижении данной цели.

Рефлексия урока (см. Приложение №3)

Отмечает активных учеников и сообщает оценки за урок.

Отвечают на поставленный учителем вопрос и обсуждают оценки за урок.

2

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий лист учащегося

(предлагается заполнить пропуски)
Тема урока: ___________________________________________________________________
1. Чем полезен Интернет:

  • на множестве сайтов можно найти массу интересной и полезной информации;

  • сидя перед монитором можно__________________________________, посетить __________, соборы, _____________________мира;

  • нажатием пары клавиш можно _____________________________________;

  • в сети существуют различные способы заработка средств к существованию;

  • возможность _____________ с удаленным собеседником и т.д.


2. Чем опасен Интернет:


Вредоносные программы

Спам

Хакерские атаки

Финансовое мошенничество

Аппаратные и программные сбои

Кража информации

Халатность сотрудников


3. Доступ к нежелательному содержимому:

НЕ ПОСЕЩАЙ!

  • сайты, посвященные продаже ____________________________ или другой незаконной деятельности;

  • сайты с рекламой ___________ и ____________;

  • сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;

  • сайты, пропагандирующие ____________, насилие и нетерпимость;

  • сайты, где продают оружие, отравляющие вещества, алкоголь;

  • сайты, позволяющие принимать участие в азартных играх он-лайн;

  • сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о Вашей семье.

4. Памятка Интернет-безопасности для школьников:

  • Проводи больше времени с реальными друзьями.

  • Обязательно скажи взрослому, если кто-то в Сети надоедает тебе.

  • Сразу прекращай контакт с любым, кто пытается _______________________о Тебе и Твоей семье.

  • Будь осторожен __________________, которые пытаются настроить тебя против Твоей семьи.

  • Не обменивайся с незнакомцами фотографиями через Интернет.

  • _____________ электронные сообщения от незнакомых людей и ____________ вложенные в них файлы.

  • Репутация в Сети напрямую влиять на реальную жизнь.

  • Внимательно просматривай всю информацию и контент своих профилей в социальных сетях 1-2 раза в год.


5. Как избежать мошенничества на он-лайн аукционах:

  • не стоит доверять слишком привлекательным предложениям;

  • перед покупкой получите_______________________________;

  • будьте осторожны со всем, что касается денег в Интернете;

  • помните, что Сеть обезличивает и позволяет мошенникам использовать доверчивых людей и их деньги для собственного обогащения.


6. ________________________ - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Основные типы интернет-зависимости:

  • Навязчивый веб-серфинг

  • Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам

  • Игровая зависимость

  • Навязчивая финансовая потребность

  • Пристрастие к просмотру фильмов

Пути решения проблемы:

  • Любовь к ________________________

  • Общение с ____________________

  • Творческие прикладные ______________


7. _________________ - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям.

Меры безопасности:

  • По возможности не сообщайте свои личные данные

  • Никогда не сообщайте: __________, ____________________, _______________и другую финансовую информацию.

  • При регистрации используйте __________________; при выборе пароля __________________ строчные и заглавные буквы и цифр.

  • Не переходи на ресурсы, требующие ввода персональных данных по ссылкам.

  • При входе в свой аккаунт с чужого устройства всегда выбирай опцию «чужой компьютер», «не сохранять пароль», «безопасный ввод» и т. д.

  • Прежде чем вводить персональные данные в Интернет, убедись, что ресурс, на котором вы находишься, использует защищенное соединение.


8. _____________________ - программа, способная распространяться самостоятельно и производить изменения информации без участия пользователя.

Антивирусные программы:

___________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест по теме «Интернет: как избежать опасности».
Вам будет предложено 10 заданий, касающихся вопросов Интернет: как избежать опасности. Каждое задание содержит все необходимые для ее решения условия, Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа. Вопрос может содержать один или несколько ответов. Ваша задача выбрать и отметить вариант(ы) ответа, который вы считаете правильным. На выполнение всего теста отводится не более 10 минут.
1. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем полезен Интернет?":

  1. на множестве сайтов можно найти массу полезной информации

  2. воздействием на неокрепшую психику и ум ребенка

  3. возможностью общаться по электронной почте

  4. неограниченным доступам к нежелательному содержимому

  5. возможностью совершать путешествия, посещать выставки и музей, не выходя из дома

Ответ: a, c, e.
2. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем опасен Интернет?":

  1. возможностью возникновения Интернет-зависимости

  2. потенциальным доступом к Вашим личным данным

  3. возможностью заражения вредоносным ПО

  4. контактами с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты

  5. возможностью заказать необходимые вещи не выходя из дома

Ответ: a, b, c, d.
3. Какой термин описан ниже?
"Навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него".

Ответ: Интернет-зависимость.
4. Как преодолеть Интернет-зависимость?

  1. вести здоровый образ жизни

  2. переключиться на игры в телефоне

  3. общаться с живой природой

  4. заниматься творчеством

  5. больше смотреть телевизор

Ответ: a, c, d.

5. Какое понятие описано ниже?
«Вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей -логинам и паролям».

Ответ: фишинг.

6. Выберите ответ на вопрос "Как обезопасить себя на Интернет-аукционах?"

  1. не сообщать номера своих кредитных карт

  2. не доверять слишком привлекательным предложениям

  3. перед покупкой получить полную информацию о продавце

  4. всегда покупать товары со скидками и по различным акциям

  5. покупать товары только на проверенных сайтах

Ответ: a, b, c, e.
7. Какая из перечисленных программ не является антивирусной?

  1. DrWeb

  2. Avast Home

  3. Компас -3D

  4. NOD 32

  5. Antivir Personal

Ответ: Компас -3D

8. Какие сайты лишнее?

  1. образовательные сайты

  2. официальные сайты поиска работы в вашем городе

  3. сайты с рекламой табака и алкоголя

  4. сайты, посвященные морфологическим словарям и проверке правописания

  5. топографические сайты

Ответ: сайты с рекламой табака и алкоголя.
9. Как следует вести себя при работе в Интернете?

  1. говорить взрослым, если кто-то в Сети надоедает тебе

  2. посещать музеи, выставки, картинные галереи, пользуясь возможностями Сети

  3. не обмениваться с незнакомцами фотографиями через Интернет

  4. рассказывать незнакомым людям информацию о себе и своей семье

  5. не открывать электронные сообщения от незнакомых людей и не загружать вложенные в них файлы

Ответ: a, b, c, e.

10. Какое слово зашифровано ниже?
Б П Е А Н С Т Ь З О О С

Ответ: безопасность.

Тест по теме «ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ В ИНТЕРНЕТЕ»
Инструкция для проведения теста: Вам будет предложено 20 заданий, касающихся вопросов безопасности обращения с персональными данными в Интернете. Каждое задание содержит все необходимые для ее решения условия и имеет один правильный вариант ответа. Ваша задача выбрать и отметить вариант ответа, который вы считаете правильным. На выполнение всего теста отводится не более 40 минут.
1. Какой набор информации может быть отнесен к персональным данным?

A. Фамилия, имя, отчество.

B. Дата и место рождения.

C. Место учебы.

D. Политические и религиозные убеждения.

E. Все предложенные варианты.
2. Ниже приведены разные категории персональных данных. Какие из них позволяют однозначно идентифицировать пользователя в нашей стране?

A. Имя, фамилия, год рождения.

B. Фамилия, год рождения, номер школы.

C. Имя, номер паспорта РФ, город проживания.

D. Имя, фамилия, город проживания.

E. Ни один из предложенных вариантов.
3. Этим летом Маша Иванова вместе с классом ездила в Царское село. В конце экскурсии классный руководитель сделал групповую фотографию класса на фоне Екатерининского дворца. Фотография получилась удачной, поэтому учитель поместил ее на своей странице в социальной сети с подписью «9 «Б» в Царском селе» и отметил на ней несколько человек, включая Машу. Какая информация о Маше Ивановой содержится в этой записи?

A. Внешние данные.

B. Место учебы.

C. Место проведения экскурсии.

D. Имена одноклассников Маши Ивановой.

E. Все предложенные варианты.
4. На выходных Вася гостил у своего друга Пети. Пару раз он воспользовался компьютером друга, чтобы оформить покупку новой компьютерной игры в интернет-магазине и почитать новости. Какая Васина информация могла сохраниться на Петином компьютере?

A. История поисковых запросов.

B. История посещений сайтов.

C. Личная переписка в социальной сети.

D. Скачанные файлы.

E. Ни один из предложенных вариантов.
5. Ксюша, находясь в кафе с лучшей подругой Светой, воспользовалась ноутбуком ее двоюродной сестры Кати для входа в браузер. Что нужно сделать Ксюше, чтобы оставить минимум личной информации на Катином ноутбуке?

A. Очистить журнал посещений после выхода из браузера.

B. Не сохранять пароли во время работы в Сети.

C. Использовать режим инкогнито во время работы в браузере.

D. Сменить пользователя на ноутбуке.

E. Очистить папку временных файлов после работы за компьютером.
6. Таня познакомилась с Колей на портале популярной онлайн-игры Lineage. Долгое время они играли за одну команду и не раз выручали друг друга в виртуальных боях. Как-то раз Таня собралась в очередной рейд, но в последний момент узнала о контрольной работе по геометрии и поняла, что не сможет принять участие в сражении. Коля предложил Тане дать пароль от ее аккаунта его другу, который бы мог заменить ее на время в игре. Как лучше всего поступить Тане в такой ситуации и почему?

A. Коля поручился за своего друга, поэтому можно спокойно передать ему пароль.

B. Нет ничего страшного в том, чтобы сообщить пароль другому игроку – это всего лишь игра.

C. Колиному другу можно передать пароль, поскольку даже если он украдет аккаунт, его можно будет восстановить.

D. Следует отказаться от Колиного предложения, поскольку пользовательское соглашение запрещает игрокам передавать пароль третьим лицам.

E. Тане нужно собрать максимум информации о Колином друге, а потом принять окончательное решение.
7. При регистрации на сайте у вас запросили номер телефона. В каком случае это наиболее безопасно?

A. Вы регистрируетесь на крупном и хорошо известном онлайн-ресурсе, например, на портале mail.ru.

B. Вы первый раз совершаете покупку в Интернет-магазине, на сайте которого размещены положительные отзывы других пользователей.

C. Вы регистрируетесь на игровом портале, который порекомендовали вам ваши друзья и знакомые.

D. Вы хотите скачать новый фильм на файлообменнике, и от вас требуется регистрация во всплывающем окне.

E. Во всех обозначенных выше случаях.
8. Какой из приведенных ниже паролей можно считать самым надежным?

A. SupermanVasya2005

B. QwErTy123456

C. A!z8@;)

D. Q1jk45)@da

E. M@$h@2oo!
9. Какой из способов хранения пароля от аккаунта можно считать самым надежным?

A. В записной книжке в нижнем ящике письменного стола.

B. В текстовом файле в скрытой папке на компьютере.

C. В специальной программе, бесплатно скачанной в Интернете.

D. Все перечисленные выше способы можно считать полностью надежными.

E. Все перечисленные выше способы считать полностью надежными нельзя.
10. Однажды вечером Аня обнаружила, что кто-то взломал ее аккаунт, разместил на ее стене неприличные изображения и стал рассылать оскорбления ее друзьям в личной переписке. Аня восстановила доступ к аккаунту и поменяла пароль, но было уже поздно. Многие удалили ее из друзей и добавили в черный список, а кто-то даже перестал разговаривать в школе. Что следует сделать Ане для того, чтобы восстановить свою репутацию?

А. Удалить все неприятные сообщения со своей страницы.

B. Разместить на странице пост, разъясняющий причины произошедшего, извиниться перед читателями.

C. Сменить пароли ко всем аккаунтам на других онлайн- ресурсах.

D. Постараться лично поговорить с самыми близкими друзьями и объяснить им ситуацию.

E. Все вышеперечисленные варианты.
11. В социальной сети Вове пришло личное сообщение, в котором сообщалось о попытке взлома его аккаунта с чужого устройства. Вове настоятельно рекомендовалось пройти по ссылке, указанной в сообщении, для смены пароля. Как правильно поступить в такой ситуации?

A. Пройти по ссылке, указанной в письме, и сменить пароль.

B. Проигнорировать письмо и добавить его в спам.

C. Написать в ответ гневное письмо с критикой работы социальной сети.

D. Самостоятельно зайти в свой аккаунт социальной сети и сменить пароль.

E. Ответить на это письмо и уточнить информацию.
12. Мила решила начать вести здоровый образ жизни. Она скачала на смартфон фитнес-треккер, который позволяет регистрировать пройденное расстояние и количество калорий, потраченных во время занятий спортом. Приложение было бесплатным, но требовало обязательного доступа к определенному набору персональных данных и функций смартфона. Какое из этих требований можно считать чрезмерным?

A. Доступ к фотокамере и медиафайлам, хранящимся на устройстве.

B. Информация о местонахождении и перемещении.

C. Возможность совершать покупки внутри приложения.

D. Пол, возраст, вес, рост.

E. Все перечисленные требования разумны.
13. Какая персональная информация, размещенная на онлайн-ресурсе, может быть удалена из поисковой системы по запросу пользователя?

A. Любое групповое фото, на котором есть изображение данного пользователя.

B. Перепост пользовательского поста, размещенного в открытом доступе на странице данного пользователя в социальной сети.

C. Номер паспорта или любого другого официального документа пользователя.

D. Никакая персональная информация о пользователе не подлежит обязательному удалению.

E. Любая персональная информация о пользователе может быть удалена из Интернета.
14. Как поступить, если злоумышленники взломали ваш аккаунт на онлайн-ресурсе и поменяли пароль и адрес почтового ящика, к которому был привязан аккаунт?

A. Ничего страшного не произошло, не стоит тратить силы на восстановление аккаунта, всегда можно завести новый.

B. Обратиться к администрации ресурса с просьбой восстановить вам доступ к аккаунту.

C. Обратиться к злоумышленникам с просьбой вернуть аккаунт.

D. Обратиться к знакомому хакеру с просьбой взломать ваш аккаунт еще раз и вернуть его законному владельцу.

E. Это безвыходная ситуация – потерянный аккаунт в принципе невозможно вернуть.
15. Влад – Наташин одноклассник, с которым она сидит за одной партой. Влад – очень любопытный молодой человек. Какое из действий Влада будет являться нарушением Наташиной приватности?

A. Рассказал другим одноклассникам о том, что у Наташи аллергия на сладкое.

B. Сфотографировал спящую на парте Наташу и выложил это фото в социальную сеть.

C. Взял с парты Наташин смартфон и посмотрел историю звонков.

D. Прочел вслух записку, которую Наташа написала перед уроком Ване.

E. Все вышеперечисленные варианты.
16. Какие виды Наташиных персональных данных Влад может распространять с полной уверенностью в том, что это никак ей не навредит?

A. Номер телефона; ФИО родителей; домашний адрес.

B. Страна проживания; номер школы; информация о перенесенных заболеваниях.

C. Хобби; номер и адрес школы; логин от страницы в социальной сети.

D. Возраст; рост и вес; оценки в журнале.

E. Никакие из перечисленных видов данных.
17. Какое из утверждений является полностью верным?

A. Каждому человеку необходимо защищать свою персональную информацию и сохранять как можно больше сведений о себе втайне от других людей.

B. Каждый человек может самостоятельно решать, какая информация и при каких условиях может быть сохранена в секрете или передана другим людям.

C. Бесполезно контролировать свои персональные данные в Интернете, поэтому нет смысла об этом беспокоиться.

D. Каждому человеку следует предоставлять как можно больше сведений о себе, поскольку это позволяет пользоваться всеми возможностями Интернета.

E. Ни один из перечисленных вариантов.
18. Оля рассталась с Васей и теперь встречается с Антоном. Они часто гуляют, делают совместные фотографии и выкладывают их в сеть. Оля по-прежнему хорошо относится к Васе, но не хочет расстраивать его фотографиями с новым молодым человеком. Как ей лучше поступить?

A. Ограничить для Васи доступ к своим фотографиям.

B. Прекратить выкладывать все свои фотографии в социальную сеть.

C. Попросить Васю не заходить на ее страницу.

D. Удалить Васю из друзей.

E. Внести Васю в черный список.
19. Выберите верное утверждение. Авторские посты, размещаемые пользователями в социальных сетях и блогах:

A. Показывают уникальность человека и всегда позитивно влияют на его репутацию.

B. Никогда не содержат персональной информации, поэтому их публикация не несет серьезных последствий.

C. Оцениваются читателями по-разному, поэтому невозможно предсказать, как публикация поста отразится на репутации его автора.

D. Всегда содержат излишнюю персональную информацию о человеке, что может навредить не только его репутации, но и личной безопасности.

E. Не содержат ничего хорошего, поскольку свидетельствуют исключительно о желании похвастаться и продемонстрировать то, чего на самом деле нет.
20. Каким из правил НЕ стоит руководствоваться при публикации информации в Интернете?

A. Писать посты, руководствуясь первым эмоциональным порывом, с целью донести до читателя бурю своих переживаний.

B. Публиковать сведения и комментарии о важных фактах и событиях только после ее проверки в нескольких первоисточниках.

C. Выкладывать в сеть данные о другом человеке только в том случае, если он дал на это свое предварительное согласие.

D. Оценивать публикуемую информацию с точки зрения друзей, взрослых людей и незнакомых пользователей.

E. Все вышеперечисленные правила верны.
Правильные ответы: 1 – E, 2 – C, 3 – E, 4 – B, 5 – C, 6 – D, 7  A, 8 – D, 9 – E, 10 – Е, 11 – D, 12 – A, 13 – C, 14 – B, 15 – E, 16 – E, 17 – B, 18 – A, 19 – C, 20 – А.

Уровень освоения программы оценивается в соответствии со следующей таблицей: Количество правильных ответов

Примерная оценка по пятибалльной шкале

17–20 Отлично

14–16 Хорошо

10–13 Удовлетворительно

Менее 10 Неудовлетворительно

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рефлексия

  1. Вопросы для рефлексии:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Какие возможности дает Интернет?

  • Какие опасности и угрозы ждут пользователей сети, пренебрегающих принципами безопасности?

  • Сформулируйте основные принципы безопасной работы в сети Интернет.



  1. На столах у учащихся лежат 3 карточки на выбор (см. рис. 1 – 3). Учитель предлагает оценить отношение к уроку:

  • Отличный, интересный захватывающий, заставляющий работать (см. рис.1).

  • Нормальный, обычный (см. рис. 2).

  • Скучный, работа без интереса, бесполезный (см. рис. 3).


описание: рефлексияописание: рефлексияописание: рефлексия
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по управлению физической культурой и спортом...
Российской Федерации и на муниципальном уровне, с учетом организационно-управленческих моделей органов исполнительной власти трех...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Приказ 2013 г. № Об утверждении Методических рекомендаций по организации...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей...
Методические рекомендации вводятся в действие на период до утверждения в установленном порядке Правительством Российской Федерации...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в ред
Российской Федерации при исполнении Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» и составлении отчетов об исполнении федерального...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon О музее истории Воронежской кадетской школы имени А. В. Суворова
Законом Российской Федерации «Об образовании» n 273-фз, Законом n 54-фз «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Министерство здравоохранения российской федерации письмо
Фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", для использования в работе руководителями органов управления здравоохранением...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения
Высылаю Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (г. Москва,...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического...
Общие положения разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов российской федерации 4
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon 1. Общие положения
Об образовании в Российской Федерации. При составлении инструкции учтены Примерные рекомендации об организации службы охраны труда...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon 1. Общие положения
Об образовании в Российской Федерации. При составлении инструкции учтены Примерные рекомендации об организации службы охраны труда...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon 1. Общие положения
Об образовании в Российской Федерации. При составлении инструкции учтены Примерные рекомендации об организации службы охраны труда...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры...
Анием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года №299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта...
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, icon Методические рекомендации по организации работы по приему на службу...
Российской Федерации от 09. 11. 2009 №983-к, требованиями Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск