Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники


Скачать 269.83 Kb.
Название Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3
Гипноз и сознание – 30.06.03 (хр.00:41:36)  

Участники:

Петренко Виктор Федорович – член-корреспондент РАН, доктор психологических наук
Кучеренко Владимир Вилетарьевич – психолог, гипнотерапевт

Александр Гордон: Гипноз и сознание – так мы определили предмет сегодняшнего разговора. Прежде чем мы, следуя хронологической логике повествования, вернемся в начало событий и попробуем определить, что такое гипноз и что об этом сегодня думают ученые, не могли бы вы в нескольких словах рассказать о результатах опытов, которые меня очень заинтересовали, по постгипнотическому внушению. Вы знаете, о чем я говорю, да? Почему я прошу начать именно с этого, потому что по кольцу мы вернемся к разговору, и надеюсь, вы сможете убедить нашу аудиторию, что не так уж страшен черт, как его малюют.

Виктор Петренко: Cтуденты – психологи знают известные исследования, скорее даже наблюдения Фрейда, который проходил практику и учился гипнозу в Нанси у Бернгейма. Они проводили эксперименты с постгипнотическим внушением. Суть их в следующем. Если человек находится в третьей стадии гипноза, а в третьей стадии гипноза он может передвигаться, открыв глаза...

А.Г. Сомнамбулическая фаза, насколько я понял.

В.П. Да. Человека, погруженного в третью стадию, называют сомнамбулой. Он может передвигаться по комнате, разговаривать, совершать какие-либо действия. При этом если дать ему внушение выполнить какую-то команду, то, выйдя из гипноза, он ее совершит, не помня о том, что она ему была дана в форме гипнотической инструкции. Т.е. совершит внушенное действие, не помня о факте и содержании внушения. Фрейд и Бернгейм давали инструкцию испытуемому совершить некое бессмысленное действие: взять со шкафа старый зонтик, открыть его, пройтись с ним по комнате. Испытуемый выполнял это. Но на вопрос Фрейда: "А зачем Вы это сделали?" – человек тут же находил разумное объяснение своему действию. Например, объяснял, что, посмотрев в окно и увидев тучи, решил проверить исправность зонтика на случай дождя. Т.е. сразу ответил: ну, типичная ситуация, что посмотрел в окно, вроде там собираются тучи, и он решил проверить, работает ли зонтик.

В.П. Да, часто человек не знает истинные мотивы собственного поведения, но заполняет этот вакуум незнания вполне разумной интерпретацией. Фрейд это назвал рационализацией. Так был положен один из кирпичиков в конструкцию психологических механизмов защиты личности. Мы в свое время тоже развлекались, повторяя эти эксперименты, иногда даже немножко хулиганя. Например, однажды, когда мы были еще молодыми преподавателями, то, как-то собравшись у меня дома, развлекались психологическими играми, имитировали психологический тренинг. Затем как-то перешли к суггестивным приемам, и я решил провести постгипнотическое внушение. Среди нас был наш ровесник – вечный студент, успевший поучиться на физическом факультете, отслужить в армии и в тот момент учившийся на психфаке. В общем, имевший достаточно типичную для студента-психолога биографию. Я ввел его в гипнотический транс и решил дать ему трудно выполнимую постгипнотическую инструкцию. Можно, конечно, было бы дать, например, луковицу и предложить ее съесть под видом яблока или дать выпить стакан водки и предложить его выпить как стакан воды, или наоборот. Но и то, и другое он вполне бы мог сделать, просто подыграв мне. Хотелось бы дать действительно трудно выполнимое задание, и я придумал нечто иезуитское, что может быть оправдано только нашей молодостью. Я дал ему в гипнозе команду, что когда он из него выйдет, то почувствует непреодолимое желание позвонить нашему зам. декана, человеку серьезному, шутки с которым могли иметь весьма неприятные последствия, и от общения с которым наш вечный студент уже имел весьма негативный опыт. Время было уже за полночь, и студент долго маялся от непонятного ему внутреннего беспокойства, а затем попросил дать ему номер зам. декана, объяснив нам, что ему необходимо позвонить и узнать день пересдачи экзамена по политической экономии, который завалил его друг. Понятно, что это можно было бы сделать, позвонив в учебную часть на следующий день утром, да и сам приятель способен был позаботиться сам о себе. На лицо классический пример фрейдовской рационализации.
Получив номер телефона и подняв с постели зам. декана, который, ошалев от наглости вопроса, не понял, к счастью, кто ему звонит, наш подопытный погрузился в расслабленное состояние человека, исполнившего трудное, но важное дело. Проводя подобные игры с постгипнотической инструкцией, мы с Владимиром Кучеренко набрели на очень интересный феномен. Когда мы давали испытуемому в гипнозе запрещение видеть какой-то объект, например, сигареты, то по выходе из гипноза, когда его просили перечислить лежащие напротив него на столе предметы, испытуемый действительно не видел пачку "запрещенных" сигарет, отдельно лежащие папиросы.

Владимир Кучеренко: Пепельницу с окурками.

В.П. Да. Он может не видеть спички, потому что они связаны с процессом прикуривания, или зажигалку, например, может не видеть, а может и видеть, но тогда он забывает предметную функцию этой зажигалки и удивленно вертит в руках какой-то странный цилиндрик: "Может, это тюбик из-под валидола?" Т.е. из поля восприятия выпадают объекты, содержательно (семантически) связанные с запрещенным.
Вот вопрос: как интерпретировать эти результаты? То есть, происходит как бы генерализация запретной инструкции на объекты, семантически связанные с запрещенным. И вот один из случаев помог нам наметить интерпретацию этой феноменологии. Мы с Владимиром проводили эксперименты, связанные с исследованием влияния эмоций на процессы категоризации. Мы вводили испытуемых в различные эмоциональные состояния и смотрели, как меняются системы ассоциативных связей в различных состояниях. Т.е. эмоции как бы изменяют "кривизну" семантических пространств, и в этих "кривых зеркалах" миры "пьяного" и "трезвого", "влюбленного" и "чувствующего вину" различны. Испытуемые заполняли матрицу в различных эмоциональных состояниях, которые мы давали. Дело было в зимней психологической школе. Это такая форма отдыха и одновременно учебы, придуманная отцами-основателями нашего факультета (А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурия), когда профессура, преподаватели и студенты проводят вместе студенческие каникулы... Студенты делают доклады, преподаватели их комментируют, тоже что-то рассказывают, этакая форма передачи личностного знания.
И вот в Зимней школе мы с Кучеренко проводили гипнотический сеанс в комнате, где проживало два человека. Один студент был, собственно, испытуемым, а второй, его сосед, попросился присутствовать на сеансе, так сказать, в роли наблюдателя. Для того чтобы его присутствие не отвлекало испытуемого, мы, дав последнему соответствующую гипнотическую инструкцию, сделали его соседа "невидимым".

А.Г. То есть, вы внушили испытуемому, что его напарника нет в комнате.

В.П. Да, дали такую инструкцию, что он невидим. Через некоторое время, когда этот человек убедился, что на него не обращают внимания, а эксперимент длился долго и дело было к ужину, он достал бритву и начал брить свою щетину. И испытуемый... Вот это уж не сыграешь! У него буквально волосы чуть ли не дыбом встали. Он не мог понять источник звука. Ведь мы же сделали человека невидимым, но не сделали неслышимым...

В.К. А звук звучит где-то рядом, в пространстве. Испытуемый отходит в сторону, пытается заглянуть за стену, а источник звука тогда по отношению к нему меняется. То есть, его персептивная гипотеза все время не оправдывается.

А.Г. Так получается, что бритва-то исчезла не семантически, а в привязке к этому конкретному человеку.

В.П. Бритву он не видел, но он слышал звук. Испытуемый пошел на встречу источнику звука, второй человек, растерявшись, встал. И вот, не дойдя буквально несколько сантиметров до него, испытуемый вошел в глубокий транс, как бы "поплыл".

А.Г. Самостоятельно.

В.П. Да, самостоятельно. Возникло глубокое противоречие. Вспомним, что одной из форм наведения транса является нарушение привычного видения, как в техниках Дона Хуана у Кастанеды, создание разного рода противоречий. Вспомним буддистские коаны или создание парадоксов в Нейролингвистическом Программировании. В данном случае, противоречие в том, что, "не видя" источника звука, испытуемый не пытался пройти насквозь своего "невидимого" соседа по комнате, и в то же время он как бы не видел его, раз ему был непонятен источник. И вот мы начали экспериментировать вокруг этого. Оказалось, что когда...

А.Г. Давайте интерпретацию оставим на сладкое, я специально для затравки просил рассказать об этом эксперименте, а вернемся все-таки назад, на сто с лишним лет, а может быть, и на несколько тысяч лет, для того чтобы понять, как развивалось представление о гипнозе, когда человек столкнулся с гипнозом, и что думают о гипнозе ученые сегодня, что это за состояние такое.

В.К. С историей очень сложно, потому что непонятно, откуда это считать, с того времени, когда появился термин "гипноз", или с эпохи месмеризма. Месмер был великолепным популяризатором, это удивительная личность, за которым пошли массы. То есть явление стало известным широкой публике, а не только узкому кругу врачей, специалистов. А явление это известно с древности. Техники медитации известны давно. И, в общем-то, гипноз рассматривается как один из методов достижения широкого континуума измененных состояний сознания.

В.П. Только тогда человек, вызывающий гипноз, назывался не гипнотизер, а магнетизер, он использовал магнит, и считалось, что магнит оттягивает болезнь, и что вот эта сила магнита, так сказать, вводит человека вот в это состояние.

В.К. Потом один магнетизер забыл магниты дома, он не мог объяснить, что вот сеанс его не сорвется по этой причине, и вынужден был делать то же самое...

А.Г. Только руками.

В.К. Только руками, без магнитов. И потом пошло представление о животном магнетизме. Потому что, когда делаешь пассы, возникает такое ощущение, словно из рук исходит какая-то "энергия". Сейчас пассы используются в гипнозе как вспомогательное средство. В некоторых случаях они дают очень хорошие результаты. Они могут хорошо влиять на химизм крови, снимают головные боли, с их помощью легко убирается приступ радикулита. Но когда делаешь пассы, возникает такое ощущение покалывания в руках, вибрации, как будто действительно какая-то энергия истекает. И у человека, которому делаешь пассы, возникает ощущение какой-то волны, которая проходит по телу. И вслед за этим наступает трансовое состояние. Первоначально "магнетизеры" в транс вводили с помощью пассов, а потом уже научились использовать слова. Гипноз, термин "гипноз", фактически связан уже с применением словесных техник воздействия. А они существенно расширили диапазон регуляции трансовых состояний, среди которых есть очень много интересных и полезных. Хотя измененные состояния сознания очень разные бывают, бывают и патологические состояния...

В.П. Фармакологией вызванные, переутомлением, психозами, религиозным экстазом и т.д.

А.Г. Может, мы будем говорить просто о гипнозе как о сознательном акте одного человека по отношению к другому? Есть гипнотизеры, и есть испытуемые, чтобы сузить сферу. Это измененное состояние сознания, все-таки как оно научно описывается, что это? Что происходит в это время с человеком?

В.П. Вы знаете, есть совершенно разные теории гипноза, например, идущие от Павлова представления о гипнозе как сне, торможении сознания, от понятия "доминанты" Ухтомского, есть психоаналитические трактовки гипноза, идущие от Фрейда, Френса, когда гипноз рассматривается как возрастной регресс и форма мазохистского переживания, когда гипнотизер воспринимается отцом или матерью инфантильного существа пациента. Есть теория ролей, когда истероидный пациент осознанно играет роли, которые фактически от него требует гипнотизер.

В.К. Как бы подыгрывает гипнотизеру.

В.П. Но вернемся к нашим исследованием с посгипнотической инструкцией, запрещающей видеть какой-либо объект. Я хотел бы проинтерпретировать вот эти наши наблюдения. Так вот, вроде бы испытуемый как бы не видит запрещенный объект. Но когда даешь какие-то громоздкие объекты в качестве "невидимых", то испытуемый, указывая другие, обходит громоздкие "запрещенные", или как в ситуации с "невидимым" человеком, не пытается пройти сквозь него. Т.е. ведет себя так, как будто они каким-то образом все же воспринимаются. Так вот, все-таки видит или не видит? И вот когда мы проводили ассоциативные эксперименты на тему запрещенных слов, то оказывается, что из вербального сознания, посгипнотическая инструкция как бы вырезает целые семантические пласты. Объект видится, но не осознается. Еще Гегель в свое время давал такую интересную трактовку восприятия, говоря о том, что в ощущении и переживании субъект и объект слиты. Например, вот я провожу рукой по поверхности стола и чувствую его гладкость. Это мое ощущение, но одновременно это и характеристика текстуры поверхности. Субъект и объект здесь гносеологически не противопоставлены. А вот для того чтобы осознать это переживание, его надо выразить в какой-то иной, в знаковой форме, например, в форме понятия "гладкий", тем самым как бы противопоставив субъекту. Да, и выразив в некоторых значениях свое переживание, я могу коммуницировать, сообщать эту информацию о своем состоянии другому человеку. Как полагал Бахтин, осознание – это внутренний диалог, и осознается то, что может быть в акте коммуникации передано другому. То есть, фактически, осознание связано со своеобразной внутренней речью, а блокирование системы значений, через которую мы осознаем мир, ведет как бы к вырезанию каких-то областей из нашего сознания.

В.К. А как раз гипнотические состояния, трансовые состояния, они связаны с тем, что вербальное мышление уходит как бы на второй план. На первый план выходит осознание мира в виде чувственной ткани сознания, в виде ощущений, образов...

В.П. Ярких образов.

В.К. Эмоций. То есть, понимаете, когда человек находится в глубоком трансе, и ему говоришь какие-то слова, например, слово "лес", то он в это время как бы не слышит слова, которые ему говоришь. Он не слышит слово "лес". Но он слышит, как птицы поют, он слышит шум ветра. Он видит деревья, он чувствует запахи леса. То есть, сознанию информация презентируется в первую очередь в наглядно-чувственной форме. А речь как бы уходит совсем, совсем на второй план. Вот это характерно для всех измененных состояний сознания. И для состояния сна. Сновидение, фактически, – это мысль, совершаемая в виде визуальных образов, аудиальных образов, кинестетических переживаний.

А.Г. Но тут возникает попутно такой вопрос. Когда вы выводите из глубокого транса человека, который под словом "лес" воспринимал реальный, окружающий его лес, и просите описать, что он видел, он же возвращает то в вербальную форму. И как этот вербальный лес отличается от ...

В.К. Обычного описания леса?

А.Г. От обычного описания леса.

В.К. Рита Кузнецова в нашей лаборатории делала дипломную работу на эту тему. Она сравнивала описание образа в обычных и измененных состояниях сознания. Образ леса в обычном состоянии испытуемые описывали с опорой на смысловые, функциональные характеристики: лес – это пространство, на котором растут деревья; – место, где можно отдыхать, собирать грибы, и т.п. А человек в трансе, описывая лес, говорит о своих ощущениях, переживаниях, о звуках, запахах. Он описывает место, которое видит. Обычно мы в жизни опираемся не столько на процессы восприятия, сколько на механизмы опознания. Мы не всматриваемся, мы опознаем. А художник, когда смотрит на дерево, видит, что каждый листок имеет свой оттенок. Нет двух одинаковых листьев. Он видит пространство, он видит оттенки цвета, фактуру. Здесь переживание протекает именно в ощущениях.
  1   2   3

Похожие:

Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon И. Н. Мелихов Скрытый гипноз
Оперативное гипновоздействие: эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Гипноз существует с незапамятных времен. Это одна из самых больших...
И закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Бытие,2,21-22). С тех...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon И. Н. Мелихов Скрытый гипноз. Практическое руководство «Скрытый гипноз: Практ пособие.»
Вами обыденной жизни. Адресовано бизнесменам, службам безопасности предприятий и организаций, работникам сферы услуг, правоохранительных...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений
Организация переходного периода для детей с овз старшего дошкольного возраста при интеграции в массовое образовательное учреждение...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Эволюция и очеловечивание человека
Маркса «Бытие определяет сознание» арт-психология объединяет в одну: «Сознание приспосабливает бытие, подсознание приспосабливается...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Н. Н. Евсюков Вселенная, жизнь, сознание, общество
Ньютоном и Декартом и позиции которой в обыденном сознании людей все еще довольно сильны. На основе новой парадигмы, разработанной...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую...
Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гип-нотерапию / Перев с франц. С. К. Чернетского. М.: Изд-во...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Ахмедов Т. Н. А 95 Гипноз. Новейший справочник
В книге приводятся основные сведения об эволюции представлений о гипнозе, данные о моделях особых состояний сознаний
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Игра «Самолетик»
Участники группы делятся на 3 подгруппы, каждая из которых придумывает название своей команде, девиз и песню. Затем участники берут...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Практическое руководство
Гипноз. Как много в этом слове значений и чувств у одних он вызывает боязнь, у других уважение, у третьих надежду. Проверенная тысячелетиями...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Выпускная квалификационная работа на тему pr как инструмент воздействия...
Информационно-психологическое воздействие продюсирования и pr на массовое сознание. 20
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Как я пришел в Сознание Кришны, Сборник писем и историй
«О, когда же флейты чудной божественный звук струн коснется натянутых в сердце застывшем? Заиграет мотив нестерпимой разлуки»
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной...
Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Задача молча, без каких-либо переговоров или знаков повернуться всем...
Участники становятся в тесный круг, протягивают руки к середине. По команде тренера закрывают глаза и делают шаги вперед до тех пор,...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Природа гипноза
Гипноз является не методом терапии, апсихологическим феноменом, и поскольку это сложное и спорное явление, вокруг которого существует...
Гипноз и сознание – 30. 06. 03 (хр. 00: 41: 36) Участники icon Тэд Джеймс, ms, PhD с Лорейн Флорес и Джеком Шобером Гипноз полное...
Публикуется с разрешения Crown House Publishing при участии Агентства Александра Корженевского (Россия) Тэд Джеймс

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск