Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «физкультура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 10 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Физкультура».(10 класс) составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Приказ Министерства Образования и науки РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Устав ГБУ КО «Школы-интерната №1»;
Образовательная программа ГБУ КО « Школы-интерната №1» на 2016-2017 уч. год;
Учебный план ГБУ КО « Школы-интерната №1»на 2016-2017 уч. год;
Годовой календарный план – график ГБУ КО « Школы-интерната №1» на 2016-2017 уч. год
Цель учебного предмета:
всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации
овладение обучающимися способами оздоровления и укрепления организма посредством корригирующих упражнений и закрепление знаний в области гигиены.
Задачи:
создать условия для развития физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
создать условия для воспитания привычки к самостоятельным занятиям физической культурой в свободное время;
воспитывать чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
создать условия для формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
создать условия для формирования потребности к ведению здорового образа жизни.
проводить работу по коррекции недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, через: обогащение чувственного опыта; коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности
Общая характеристика учебного предмета «Физкультура»
ГБУ КО «Школа-интернат №1» является пилотной площадкой в Калининградской области по апробации и внедрению адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая проходит процедуру экспертизы, по результатам которой будет включена в реестр примерных основных образовательных программ, являющейся общедоступной государственной информационной системой.
Физкультура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Разнородность состава обучающихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физкультуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Содержание программы отражено в четырех разделах: «Знания о физкультуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической
подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Место учебного предмета «Физкультура» в учебном плане
Учебный предмет «Физкультура» входит в образовательную область обязательной части Учебного плана «Физкультура». Реализация рабочей программы учебного предмета «Физкультура» (10 класс) рассчитана на 102 часа, (34 учебные недели, по 3 часа в неделю.)
I четверть
|
IIчетверть
|
III четверть
|
IV четверть
|
год
|
24 часа
|
24 часа
|
30 часов
|
24 часа
|
102 часа
|
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физкультура»
Личностные результаты
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, умение работать вместе, сообща, в команде.
Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Физкультура»:
Минимальный уровень:
В силу особенностей психофизического развития к данной группе относятся следующие обучающиеся: Влад Г. Лиза Ч. Антон К. Семён Ш.
Это связано со слабой двигательной активностью, нарушением координации движения, повышенной мышечной утомляемостью, с частым пропуском занятий из-за болезни и слабыми медицинскими показаниями.
Иметь представления о способах организации и проведения подвижных игр и элементов соревнований со сверстниками, осуществление их объективного судейства.
Иметь представления о спортивных традициях своего народа и других народов;
Понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных состояниях;
знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий;
Иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
Знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки.
Знание правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх.
Знать спортивные традиции своего и других народов.
Понимание роли физической культуры и значения в жизнедеятельности человека.
Знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности.
Содержание учебного предмета «Физкультура»
Содержание рабочей программы учебного предмета «Физкультура» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от получения знаний, до применения их в повседневной жизни. Каждый урок содержит в себе элементы всех трех разделов
Знания о физкультуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.
Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
1 Гимнастика
Цель: формирование двигательных навыков и умений для общего двигательного развития и спортивной подготовки обучающегося.
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме,
темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки;
укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Совершенствовать технику комплекса упражнений;
соблюдение техники безопасности, выполнение страховки;
оказание помощи одноклассникам
Познавательные:
Овладение знаниями о комплексе предлагаемых упражнений.
Коммуникативные:
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, взаимодействовать с партнёрами во время учебной –спортивной деятельности.
Регулятивные:
Умение оценивать правильность учебной задачи, владение основами самооценки.
2Легкая атлетика
Цель: создание системы педагогической работы, направленной на всесторонние физическое развитие детей, укреплении их здоровья повышение функциольнных возможностей организма.
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением
тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с
места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты.
Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель.
Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Планируемые результаты:
Предметные:
Сопоставлять изученный материал с возможностями повседневной деятельности.
Познавательные:
Овладение знаниями о комплексе предлагаемых упражнений.
Коммуникативные:
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, взаимодействовать с партнёрами во время спортивно-учебной деятельности.
Регулятивные:
Осуществление самооценки самоконтроля в деятельности адекватная оценка собственного поведения.
3 Игры
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание посредством игр.
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом;
прыжками;
лазанием;
метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе);
построениями и перестроениями;
бросанием, ловлей, метанием.
Планируемые результаты:
Предметные:
Закрепить умение играть в ранее изученные игры.
Познавательные:
Овладение знаниями о комплексе предлагаемых игр.
Коммуникативные:
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, взаимодействовать с партнёрами во время учебной деятельности.
Регулятивные:
Осуществление самооценки и само контроля в деятельности.
Учебно-тематический план по учебному предмету «Физкультура»
Учитель – Королев Владимир Александрович
Количество часов – 102 ч.
В неделю –3 часа
-
Наименование разделов
|
Кол-во часов
|
Из них
|
Контрольные работы
|
теория
|
практика
|
Гимнастика
|
34
|
5
|
29
|
|
Легкая атлетика
|
34
|
5
|
29
|
|
Игры
|
34
|
5
|
29
|
|
Итого
|
102
|
15
|
87
|
|
|