Содержание
№
|
Содержание
|
Стр.
|
1
|
Целевой раздел
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
|
1.1.1.
|
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
|
|
1.2.
|
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
|
|
1.2.1.
|
Общие положения
|
|
1.2.2.
|
Структура планируемых результатов
|
|
1.2.3.
|
Личностные результаты освоения ООП
|
|
1.2.4.
|
Метапредметные результаты освоения ООП
|
|
1.2.5.
|
Предметные результаты
|
|
1.2.5.1.
|
Русский язык
|
|
1.2.5.2.
|
Литература
|
|
1.2.5.3.
|
Иностранный язык (на примере английского языка)
|
|
1.2.5.5.
|
История России. Всеобщая история
|
|
1.2.5.6.
|
Обществознание
|
|
1.2.5.7.
|
География
|
|
1.2.5.8.
|
Математика
|
|
1.2.5.9.
|
Информатика
|
|
1.2.5.10.
|
Физика
|
|
1.2.5.11.
|
Биология
|
|
1.2.5.12.
|
Химия
|
|
1.2.5.13.
|
Изобразительное искусство
|
|
1.2.5.14.
|
Музыка
|
|
1.2.5.15.
|
Технология
|
|
1.2.5.16.
|
Физическая культура
|
|
1.2.5.17.
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
|
1.3
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
|
|
2
|
Содержательный раздел
|
2.1.
|
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
|
|
2.2.
|
Примерные программы учебных предметов, курсов
|
|
2.2.1
|
Общие положения
|
|
2.2.2.
|
Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
|
|
2.2.2.1.
|
Русский язык
|
|
2.2.2.2.
|
Литература
|
|
2.2.2.3.
|
Иностранный язык
|
|
2.2.2.5.
|
История России. Всеобщая история
|
|
2.2.2.6.
|
Обществознание
|
|
2.2.2.7.
|
География
|
|
2.2.2.8.
|
Математика
|
|
2.2.2.9.
|
Информатика
|
|
2.2.2.10.
|
Физика
|
|
2.2.2.11.
|
Биология
|
|
2.2.2.12.
|
Химия
|
|
2.2.2.13.
|
Изобразительное искусство
|
|
2.2.2.14.
|
Музыка
|
|
2.2.2.15.
|
Технология
|
|
2.2.2.16.
|
Физическая культура
|
|
2.2.2.17.
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
|
2.3.
|
Программа воспитания и социализации обучающихся
|
|
2.4
|
Программа коррекционной работы
|
|
3.
|
Организационный раздел
|
|
3.1.
|
Учебный план основного общего образования
|
|
3.1.1.
|
Календарный учебный график
|
|
3.1.2.
|
План внеурочной деятельности
|
|
3.2.
|
Система условий реализации основной образовательной программы
|
|
3.2.1.
|
Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
|
3.2.2
|
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
|
3.2.3
|
Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования
|
|
3.2.4
|
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
|
|
3.2.5
|
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
|
3.2.6.
|
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
|
|
3.2.7
|
Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основная образовательная программа основного общего образования является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснокаменской СОШ №4, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС второго поколения.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» Основная образовательная программа основного общего образования является содержательной и организационной основой образовательной политики МБОУ СОШ №4. Образовательная программа создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Краснокаменской СОШ №4 (далее ООП ООО) составлена:
-
на основании Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
-
на базе Закона РФ «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, Устава школы.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основу реализации основной образовательной программы положены принципы:
· гуманизации (при котором основным смыслом педагогического процесса становится воспитание и развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур. Мера этого развития выступает как мера качества труда учителя и школы в целом);
· демократизации образования, и прежде всего на уровне обучения (то есть выбор учеником своей траектории развития, участие в управлении всех педагогических процессов. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся);
· дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями (осуществляется этот принцип через внешнюю и внутреннюю дифференциацию, а также через разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих росту творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащению форм учебного сотрудничества и расширению зоны ближайшего развития);
· развивающего характера образования, реализуемого через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития (предполагающий ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Именно этот подход должен стать основой организации учебного процесса в школе);
· непрерывности образования (то есть связь всех ступеней образования в школе и подготовка учащихся к продолжению образования после ее окончания);
· инновационности образования (реализуется переходом к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся).
В реализации программы основную роль играют:
преемственность уровней обучения;
вариативность учебных курсов;
системность контроля уровня освоения учебных программ;
интеграция общего и дополнительного образования;
индивидуализация на основе дифференциации и профилизации;
социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями;
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
здоровьесберегающие технологии.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Информационная справка (особенности образовательной системы МБОУ СОШ №4, краткая характеристика контингента обучающихся, кадрового состава, специфика образовательной деятельности, информационно-аналитические данные об общеобразовательном учреждении).
Полное наименование в соответствии с Уставом
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснокаменская средняя общеобразовательная школа №4
|
Тип и вид
|
Среднее общеобразовательное учреждение
|
Организационно-правовая форма
|
Муниципальная
|
Год ввода в эксплуатацию
|
1975
|
Юридический и фактический адрес
|
662955, Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, ул. Центральная, 17А
|
Телефон (факс)
|
8-39136-67434
|
Адрес электронной почты
|
belova_elena_al@mail.ru
|
Адрес сайта
|
http://s4kuragino.narod.ru/
|
Количество обучающихся в школе
|
514
|
Формы самоуправления
|
Школьный Управляющий совет, педагогический совет
|
Наличие лицензии
|
Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 0000855, дата выдачи 20.05.2011г. , рег. номер 6155-л, срок действия: бессрочно
|
Аккредитации
|
Аккредитация № 2864, регистрационный № 019992 от 15.03.2012г., срок окончания 15.03.2024г.
|
Здание школы - типовое: панельное, трехэтажное, общая площадь всех помещений – 5561 кв.м. Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, канализацию. В школе имеется спортивный комплекс, включающий в себя спортивный игровой зал площадью 585 кв.м. с двумя раздевалками и инвентарной комнатой; число классных комнат – 35, библиотека с книжным фондом 19284, в т.ч. 6485 учебников, столовая на 240 посадочных мест, актовый зал площадью 240 кв.м.; специально оборудованные мастерские, кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет, 2 кабинета информатики на 26 рабочих мест, 44 компьютера, из них 39 используется в учебных целях, 13 мобильных компьютеров; 12 классов, оборудованных интерактивными досками. Большинство учебных кабинетов имеет необходимое оборудование, наглядность, раздаточный материал. При школе имеется спортивная площадка. Сервер, обеспечивающий выход в Интернет, есть локальная сеть, библиотека оборудована рабочим местом с выходом в Интернет, ЦОРы-85 шт., электронная почта belova_elena_al@mail.ru, создан официальный сайт школы в сети Интернет s4kuragino.narod.ru
Кабинет музыки, кабинет психолога, логопеда, организаторская, игровая комната, спортивная площадка. В 2008 году в школе произведен ремонт в рамках краевой программы капитального ремонта образовательных учреждений на сумму 11 млн. рублей.
Режим пятидневной учебной нагрузки, кроме классов для детей, обучающихся по специальным программам;
Классно-урочная система обучения;
Продолжительность урока – 45 минут, перемен – 10-20 минут;
Общая продолжительность перемен – 90 минут;
Учебный год состоит из 4 четвертей, начинается 1 сентября и продолжается 34-35 недель, для 1 класса – 33 недели;
Наполняемость классов -20-26 человек; кабинетная система с закреплением за классом конкретного помещения для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний;
Каникулы -30 календарных дней, летом – 3 месяца;
ТРАДИЦИИ ШКОЛЫ:
Празднование дня Победы, парад юноармейцев, день Знаний, день Дублера, вечер встречи выпускников, Последний звонок, выпускной, новогодний бал, день Святого Валентина, Татьянин день, КВН, интеллектуальный марафон, день Учителя, конкурс «Ученик года», конкурс «Класс года», конкурс «Учитель года», день Здоровья, посвящение в первоклассники, день юмора и смеха, методические недели, предметные недели, недели Науки, школьные научно-практические конференции, предметные олимпиады, спортивные соревнования: «Веселые старты», по волейболу, лапте, баскетболу, пионерболу, ОФП.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения современных педагогических и образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий;
- совершенствование системы стратегического управления и соорганизации целей реализуемых программ и проектов;
- развитие педагогических инициатив и поиск новых форм и методов обучения;
- совершенствование системы профильного обучения;
- работа с одаренными детьми;
- подготовка к итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;
- участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- воспитательная работа.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МБОУ СОШ № 4
Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Учреждения являются Управляющий совет, Общее собрание работников Учреждения, педагогический совет Учреждения.
Непосредственное руководство осуществляют директор и его заместители. В поддержку администрации создана управленческая команда, в которую входят также социальный педагог, руководители школьных методических объединений, опытные педагоги и заведующий хозяйственной частью. К управлению школой привлекаются также родители (классные родительские комитеты) и обучающиеся через ученическое самоуправление.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
Уровень начального общего образования
|
Уровень
основного общего
образования
|
Уровень среднего общего образования
|
Всего по
МБОУ СОШ № 4
|
Кол-во
обучающихся
|
216
|
227
|
71
|
514
|
Общее количество классов (групп)/средняя наполн. классов
|
11/19,6
|
12/18,9
|
5/14,2
|
28/18,3
|
|