Тема урока
|
дата (план/факт)
|
номер урока с начала года и в теме
|
соответствующие компоненты учебника и книг для учителя
|
методические рекомендации и варианты демонстрационного эксперимента
|
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1ч)
|
Физика
и познание мира
|
|
|
1(1)
|
Введение до заголовка «Физические величины и их измерение»
|
Раскрытие цепочки научный эксперимент физическая гипотеза-модель физическая теория критериальный эксперимент
|
МЕХАНИКА (22 ч)
|
КИНЕМАТИКА (7 ч)
|
Основные понятия кинематики
|
|
|
2(1)
|
§ 3—8
|
Опыт 3. Относительность движения. Система отсчета» (4, с. 28]
|
Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД)
|
|
|
3(2)
|
§ 9, 10; рассмотреть примеры решения задач на с. 26 и упражнение 1
|
Опыт 6. Прямолинейное равномерное движение [4, с. 27, 28].
Опыт 7. Скорость равномерного движения (вариант Б) [4, с. 32]
|
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике
|
|
|
4(3)
|
§ 11, 12, 30; рассмотреть примеры решения задач на с. 30, 31
|
Опыт 6. Прямолинейное и криволинейное движение [4, с. 27, 28].
Опыт 4. Относительность перемещения и траектории [4, с. 28, 29]
|
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения
(РУПД)
|
|
|
5(4)
|
§ 13—16; рассмотреть примеры решения задач на с. 39, 40
|
Опыт 8. Прямолинейное равноускоренное движение [4, с. 34, 35].
Опыт 10. Измерение ускорения. Акселерометр [4, с. 37, 38]
|
Свободное падение тел — частный случай РУПД
|
|
|
6(5)
|
§ 17, 18; рассмотреть примеры решения задач на с. 45—47
|
Опыт 11. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве [4, с. 38].
Опыт 26. Траектория движения тела, брошенного горизонтально [4, с. 56].
Опыт 27. Время движения тела, брошенного горизонтально [4, с. 56, 57]
|
Равномерное движение точки по окружности (РДО)
|
|
|
7(6)
|
§ 19—21; рассмотреть пример решения задачи на с. 56 и упражнение 5
|
Опыт 13. Равномерное движение по окружности. Линейная скорость [4, с. 41]
|
Зачет по теме «Кинематика»
|
|
|
8(7)
|
|
Рекомендации к организации зачетных уроков в пояснительной записке к программе
|
Динамика и силы в природе ( 8 ч)
|
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение
|
|
|
9(1)
|
§ 22, 24—28; рассмотреть примеры решения задач на с. 80—83. См. [8, с. 25, табл. 2, 3]
|
Опыт 14. Примеры механического взаимодействия [4, с. 42, 43].
Опыт 15. Сила. Измерение силы [4, с. 43, 44].
Опыт 16. Сложение сил [4, с. 44].
Опыт 17. Масса тел [4, с. 45].
Опыт 19. Первый закон Ньютона [4, с. 48, 49].
Опыт 20. Второй закон Ньютона [4, с. 49— 51].
Опыт 21. Третий закон Ньютона [4, с. 52, 53]
|
Решение задач на законы Ньютона (I часть)
|
|
|
10(2)
|
Повторить параграфы прошлого урока; упражнение 6, вопросы 1—6
|
Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения и силы, а также на ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. Алгоритм решения задач по динамике. Равнодействующая сила
|
Силы в механике. Гравитационные силы
|
|
|
11(3)
|
§ 31—34; упражнение 7, вопрос 1. См. [8, с. 50—53]
|
Знакомство учащихся с силами по обобщенному плану ответа:
1. Название, определение и единица силы.
2. Точка приложения, направление силы и ее графическое изображение.
3. Факторы, от которых зависит модуль силы. Расчетная формула.
4. Способ измерения силы.
5. Примеры проявления силы в природе, технике и быту.
|
Сила тяжести и вес
|
|
|
12(4)
|
§ 35. См. [8, с. 53—55]
|
Особое внимание — различию силы тяжести и весу тела: их природа, изображение на чертеже и действие в состоянии невесомости
|
Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела»
|
|
|
|
Повторить § 35.
См. [8, с. 68—70, табл. 12]
|
Опыт 24. Центр тяжести [4, с. 55].
Опыт 28. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали [4, с. 57, 58].
Опыт 29. Невесомость [4, с. 58, 59]
|
Силы упругости — силы электромагнитной природы
|
|
|
13(5)
|
§ 36, 37; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 104, 105 и упражнение 7, вопрос 2
|
Опыт 31. Закон Гука [4, с. 61]. См. [8, с. 44—47, табл. 7]
|
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа 1)
|
|
|
14(6)
|
Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике
|
Сравнение результатов и получение вывода о точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления
|
Силы трения
|
|
|
15(7)
|
§ 38—40; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 105, 106 и упражнение 7
|
Опыт 32. Силы трения покоя и скольжения [4, с. 62, 63].
Опыт 33. Законы сухого трения [4, с. 63, 64].
Опыт 34. Трение качения [4, с. 64].
См. [8, с. 56—60]
|
Зачет по теме «Динамика. Силы в природе»
|
|
|
16(8)
|
|
Рекомендации по организации зачетов в пояснительной записке в программе
|
Законы сохранения в механике. Статика (7 ч)
|
Закон сохранения импульса (ЗСИ)
|
|
|
17(1)
|
Введение к главе 5; § 41, 42; рассмотреть примеры решения задач на с. 117, 118
|
Опыт 36. Импульс силы [4, с. 66, 67].
Опыт 37. Импульс тела [4, с. 67, 68].
Опыт 35. Квазиизолированные системы [4, с. 65, 66].
Опыт 38. Закон сохранения импульса [4, с. 68, 69]
|
Реактивное движение
|
|
|
18(2)
|
§ 43, 44
|
Опыт 30. Ракета. Реактивное движение. Космические полеты [4, с. 60, 61].
Опыт 39. Реактивные двигатели [4, с. 69, 70]
|
Работа силы (механическая работа)
|
|
|
19(3)
|
§ 45—47; упражнение 9, вопросы 1—3
|
|
Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии
|
|
|
20(4)
|
§ 48; рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 136
|
Опыт 40. Превращение одних видов движения в другие [4, с. 70, 71]
|
Закон сохранения энергии в механике
|
|
|
21(5)
|
§ 52, 53; рассмотреть примеры решения задач 3, 4 на с. 137
|
Опыт 41. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно [4, с. 71, 72].
Опыт 42. Изменение механической энергии при совершении работы [4, с. 72]
|
Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии (лабораторная работа 2)
|
|
|
22(6)
|
Изучить инструкцию к лабораторной работе 2 в учебнике
|
Повторение законов сохранения в механике и основных понятий темы с помощью обобщающей схемы. Повторение основных типов задач по теме на закон сохранения импульса и закон сохранения полной механической энергии в замкнутых системах при отсутствии неконсервативных сил
|
Зачет по теме «Законы сохранения в механике», коррекция
|
|
|
23(7)
|
См. [8, с. 86, 87]
|
Рекомендации по организации зачета в пояснительной записке к программе
|
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (51 ч/21 ч)
|
Основы МКТ (20 ч/9ч)
|
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование
|
|
|
24(1)
|
§ 57, 58, 60—62. См. [8, с. 96—100]
|
Опыт 68. Броуновское движение [4, с. 98—100].
Опыт 69. Диффузия газов [4, с. 102, вариант Б].
Опыт 71. Притяжение молекул [4, с. 105—107]. При 2 ч в неделю рассмотрение вопроса о свойствах вещества в различных агрегатных состояниях
|
Решение задач на характеристики молекул и их систем
|
|
|
25(2)
|
|
Установление межпредметных связей с химией: относительная атомная масса (Мr), молярная масса вещества (М), масса молекулы (атома) — m0, количество вещества (υ), число молекул (N), постоянная Авогадро (Na)
|
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа
|
|
|
26(3)
|
§ 63—65; рассмотреть пример решения задачи 3 на с. 172
|
Постановка модельного эксперимента по доказательству зависимости давления газа от числа частиц и их средних кинетических энергий
|
Температура
|
|
|
27(4)
|
§ 66—68; рассмотреть примеры решения задач 1, 3 на с. 186, 187 и упражнение 12, вопросы 1—6
|
Опыт 72. Определение постоянной Больцмана [4, с. 107, 108].
Опыт 77. Газовый термометр [4, с. 111]
|
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева — Клапейрона)
|
|
|
28(5)
|
§ 70. См. [8, с. 120, 121]
|
Экспериментальное подтверждение уравнения Клапейрона с помощью прибора для демонстрации газовых законов.
Опыт 73. Зависимость между объемом, давлением и температурой для данной массы газа [4, с. 108, 109]
|
Газовые законы
|
|
|
29(6)
|
§ 71; рассмотреть примеры решения задач 1—3 на с. 195, 196
|
Опыт 74. Изотермический процесс [4, с. 109].
Опыт 75. Изобарный процесс [4, с. 110].
Опыт 76. Изохорный процесс [4, с. 110, 111]
|
Решение задач на уравнение Менделеева — Клапейрона и газовые законы
|
|
|
30(7)
|
Упражнение 13, вопросы 1—13. См. [8, с. 122, 123]
|
Подбор разнообразных задач (количественных, графических, экспериментальных)
|
Опытная проверка закона Гей-Люссака (лабораторная работа 3)
|
|
|
31(8)
|
Изучить инструкцию к лабораторной работе 3 в учебнике
|
|
Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа», коррекция
|
|
|
32(9)
|
|
Включение в содержание контрольной работы заданий на установление категории физического знания и отнесение того или иного дидактического элемента к основанию, ядру или выводам МКТ
|
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (4 ч)
|
Реальный газ. Воздух. Пар
|
|
|
33(1)
|
§ 72—74; рассмотреть примеры решения задач на с. 205, 206 и упражнение 14, вопросы 1—7; краткие итоги главы 11. См. [8, с. 127, 128]
|
Опыт 79. Переход ненасыщенных паров в насыщенные при уменьшении объема [4, с. 113, 114].
Опыт 80. Кипение воды при пониженном давлении [4, с. 114].
Опыт 81. Влажность воздуха (принцип устройства и работы гигрометра) [4, с. 115]
|
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости
|
|
|
34(2)
|
|
Из-за отсутствия в учебнике информации об особенностях жидкого состояния вещества рекомендуется форма лекции.
Опыт 82. Свойства поверхности жидкости [4, с. 115].
Опыт 83. Изучение свойств поверхности жидкости с помощью мыльных пленок [4, с. 115—117].
Опыт 86. Капиллярные явления [4, с. 118, 119]
|
Твердое
состояние
вещества
|
|
|
35(3)
|
§ 75, 76. См. [8, с. 135, табл. 23, 24]
|
Представление результатов сравнения кристаллических и аморфных тел в виде таблицы.
Опыт 87. Рост кристаллов [4, с. 119— 122].
Опыт 89. Пластическая деформация твердого тела [4, с. 123]
|
Зачет по теме «Жидкие и твердые тела», коррекция
|
|
|
36(4)
|
|
|
Термодинамика (8 ч)
|
Термодинамика как фундаментальная физическая теория
|
|
|
37(1)
|
|
Представление термодинамики как физической теории с выделением ее оснований, ядра и выводов-следствий
|
Работа в термодинамике
|
|
|
38(2)
|
§ 78; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 239 и упражнение 15, вопросы 2, 4
|
См. [8, с. 143—146]
|
Решение задач на расчет работы термодинамической системы
|
|
|
39(3)
|
|
Разбор задач на графический смысл работы в термодинамике
|
Теплопередача. Количество
теплоты
|
|
|
40(4)
|
§ 79; упражнение 15, вопросы 5, 8
|
Проведение урока как повторительно-обобщающего: увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке (организация самостоятельной деятельности с учебником, справочниками, таблицами-схемами фазовых переходов первого рода, графиком изменения температуры вещества при тепловом процессе)
|
Первый закон
(начало)
термодинамики
|
|
|
41(5)
|
§ 80, 81; рассмотреть пример решения задачи 3 на с. 239 и упражнение 15, вопросы 3, 7
|
Представление в виде таблицы вопроса «Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе». См. [8, с. 147—149]
|
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики
|
|
|
42(6)
|
§ 82, 83. См. [8, с. 159, табл. 27]
|
Статистический смысл второго закона термодинамики. Вероятностное толкование равновесного состояния системы
|
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
|
|
|
43(7)
|
§ 84; упражнение 15, вопросы 15, 16
|
См. [8, с. 168]
|
Зачет по теме «Термодинамика»
|
|
|
44(8)
|
|
|
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 ч)
|
Электростатика (8 ч)
|
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория
|
|
|
45(1)
|
§ 85—88.
См. [8, с. 174—177].
См. [9, с. 186, табл. 34]
|
Опыт 94. Электризация тел [4, с. 127, 128].
Опыт 95. Притяжение наэлектризованным телом ненаэлектризованных тел [4, с. 128, 129].
Опыт 97. Взаимодействие наэлектризованных тел [4, с. 130].
Опыт 98. Устройство и принцип действия электрометра [4, с. 130].
Опыт 99. Делимость электричества [4, с. 131].
Опыт 102. Два рода электрических зарядов [4, с. 132].
Опыт 103. Одновременная электризация обоих соприкасающихся тел [4, с. 132, 133]
|
Закон Кулона
|
|
|
46(2)
|
§ 89, 90. См. [8, с. 177—180, табл. 30]
|
Изучение закона Кулона в сравнении с законом всемирного тяготения.
Опыт 108. Иллюстрация справедливости закона Кулона [4, с. 137—139]
|
Электрическое поле.
Напряженность. Идея близкодействия
|
|
|
47(3)
|
§ 91—94; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 278, 279. См. [8, с. 181—183]
|
Характеристика поля по обобщенному плану:
1. Существование и экспериментальное доказательство.
2. Источники поля (чем порождается).
3. Как обнаруживается (индикатор поля).
4. Основная характеристика, количественный закон.
5. Графическое представление поля (линии поля, их особенности).
Опыт 109. Проявления электростатического поля [4, с. 139—141]
|
Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции
|
|
|
48(4)
|
Упражнение 17, вопросы 1, 5. См. [8, с. 183—188]
|
Включение в систему задач урока качественных заданий на определение результирующего вектора напряженности
|
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
|
|
|
49(5)
|
§ 95—97. См. [8, с. 188—194]
|
Опыт 96. Проводники и диэлектрики [4, с. 129, 130].
Опыт 100. Распределение зарядов на проводнике [4, с. 131].
Опыт 101. Полная передача заряда проводником [4, с. 131, 132].
Опыт 104. Явление электростатической индукции [4, с. 133, 134].
Опыт 106. Распределение зарядов на поверхности проводника [4, с. 135, 136].
Опыт 110. Экранирующее действие проводников [4, с. 141].
Опыт 110. Поляризация диэлектриков [4, с. 141, 142]. Рассмотрение особенностей проводников и диэлектриков в сравнении
|
Энергетические характеристики электростатического поля
|
|
|
50(6)
|
§ 98—100; упражнение 17, вопросы 3, 6. См. [8, с. 194—198]
|
Заполнение сравнительной таблицы, отражающей особенности энергетических характеристик электростатического и гравитационного полей.
Опыт 113. Измерение разности потенциалов [4, с. 142—144]
|
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора
|
|
|
51(7)
|
§ 101—103; рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 287, 288 и упражнение 18, вопросы 1—3.
|
Опыт 115. Измерение электроемкости [4, с. 144].
Опыт 116. Электроемкость плоского конденсатора [4, с. 145, 146].
Опыт 118. Устройство конденсатора переменной емкости [4, с. 147].
Опыт 122. Энергия заряженного конденсатора [4, с. 151]
|
Зачет по теме «Электростатика», коррекция
|
|
|
52(8)
|
См. [8, с. 200, 201]
|
|
Постоянный электрический ток (7 ч)
|
Стационарное электрическое поле
|
|
|
53(1)
|
|
Характеристика и сравнение полей с помощью обобщенного плана ответа (см. урок 4 по теме «Электростатика»). При 2 ч в неделю рассмотрение вопроса об условиях существования электрического тока.
Опыт 125. Электрическое поле в цепи постоянного тока [4, с. 155].
Опыт 129. Одновременное существование в цепи постоянного тока как электрического поля, так и магнитного поля [4, с. 161, 162]
|
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи
|
|
|
54(2)
|
См. [8, с. 211, 212]
|
Решение разнообразных задач: методологических, количественных, качественных, графических, по рисунку
|
Решение задач на расчет электрических цепей
|
|
|
55(3)
|
|
Построение эквивалентных схем электрических цепей
|
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников (лабораторная работа 6)
|
|
|
56(4)
|
Изучить инструкцию к лабораторной работе 7 в учебнике
|
Организация работы в исследовательском режиме
|
Работа и мощность постоянного тока
|
|
|
57(5)
|
§ 108; упражнение 19, вопрос 4. См. [8, с. 213—215]
|
Организация урока как урока-повторения с обязательным применением метода решения задач на использование формул для расчета энергетических характеристик тока и законов соединения проводников
|
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
|
|
|
58(6)
|
§ 109, 110; рассмотреть примеры решения задач на с. 307
|
Опыт 127. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока [4, с. 158, 159].
Опыт 128. Закон Ома для полной цепи [4, с. 159—161]
|
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа 7)
|
|
|
59(7)
|
Изучить инструкцию к лабораторной работе 6 в учебнике
|
Для наиболее подготовленных учеников выполнение второго варианта работы «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника по току короткого замыкания (графический метод)»
|
Электрический ток в различных средах (6 ч)
|
Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах»
|
|
|
60(1)
|
§ 111
|
Использование обобщенного плана характеристики закономерностей протекания тока в среде
|
Электрический ток в металлах
|
|
|
61(2)
|
§ 112. См. [8, с. 223—226]
|
|
Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках
|
|
|
62(3)
|
§ 115, 116. См. [8, с. 229— 231]
|
Опыт 162. Зависимость сопротивления полупроводника от температуры [4, с. 197].
Опыт 164. Зависимость сопротивления полупроводника от освещенности [4, с. 199, 200]
|
Закономерности протекания тока в вакууме
|
|
|
63(4)
|
§ 120. См. [8, с. 241—246]
|
Опыт 141. Явление термоэлектронной
эмиссии [4, с. 175—177].
Опыт 142. Односторонняя проводимость диода [4, с. 178].
Опыт 143. Вольт-амперная характеристика диода [4, с. 178, 179]
|
Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях
|
|
|
65(5)
|
§ 122, 123. См. [8, с. 247— 249]
|
Опыт 148. Электропроводность дистиллированной воды [4, с. 184].
Опыт 149. Электропроводность раствора серной кислоты [4, с. 184, 185].
Опыт 150. Электролиз раствора сульфата меди [4, с. 185]
|
Зачет по теме
«Электрический ток в различных средах», коррекция, резерв
|
|
|
66(6)
|
|
|
Повторение (резерв) (2 ч)
|
Резерв
|
|
|
2
|
|
|