ПРОТОКОЛ № 1
заседания Консультативного совета по работе с участниками ВЭД
при Находкинской таможне
г. Находка 22 мая 2013 года
Место проведения: актовый зал таможни, расположенный в здании таможенного поста Морской порт Восточный по адресу: п. Врангель, ул. Внутрипортовая, 21
Председатель: начальник Находкинской таможни С.А.Дудка
Присутствовали: первый заместитель начальника таможни П.В.Никулкин, заместитель начальника таможни О.В.Калугина, и.о. начальника таможенного поста Морской порт Восточный Д.В.Хомутов, начальник таможенного поста Морской порт Находка Д.К.Щербаков, начальник ОТПиТК Ю.Г.Цымбровская, заместитель начальника ОПСУР М.В. Кобяков, Находкинский транспортный прокурор А.Ю.Горелов, директор филиала ООО «Вэд-Сервис» С.В. Третьякова, директор департамента логистики ООО «Тойота Цусе Восток Авто» В.А.Медведь, начальник грузового отдела ООО «Восточная Стивидорная Компания» Н.М. Кузнецова, генеральный директор ООО «FESCO» Брокер М.Ю. Костян, директор филиала Владивостокского филиала ООО «FESCO» Брокер Т.Н.Журина, заместитель директор Дальневосточного филиала ООО «Национальный таможенный брокер» А. В.Шкидин, начальник отдела экспертиз ТПП г.Находка В.Н.Лагно, генеральный директор ООО «Восточный экспресс» А.В. Бурцев, специалист по таможенному оформлению ЗАО «СТС Логистик» Е.В.Кобылкина, начальник грузового склада ОАО «Находкинский Морской Рыбный порт» Е.А.Сабадаш, генеральный директор Д.В.Лисица, директор филиала в г. Владивостоке «РТЛ Брокер» И.М. Бурлов, заместитель директора Восточного филиала в г.Находке «VR-Logistic» А.А. Лютова, ООО «Восточный экспресс» О.В.Катунцев.
Повестка:
1. Изменения в таможенном законодательстве.
2. О ходе реализации эксперимента по оптимизации времени нахождения грузов в морском порту Восточный.
3.О формировании перечня лиц, в отношении которых возможно принятие решения об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении перемещаемых ими товаров.
4.О порядке заполнения граф декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством.
5. Об изменении состава Консультативного Совета
6. Разное
С.А.Дудка: о повестке заседания, регламенте проведения заседания, приглашенных на заседание должностных лицах таможни, участниках Консультативного совета.
1.Изменения в таможенном законодательстве.
П.В.Никулкин: Начну свой доклад с доведения информации о динамике электронного декларирования в Находкинской таможне. Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, рассчитанная до 2020 года, сопровождается процессами внедрения и развития перспективных таможенных технологий, в том числе электронного декларирования товаров.
Мероприятия, проводимые в таможне, направлены на переход к обязательному электронному декларированию, который произойдет 1 января 2014 года. В течение 2012-2013 гг. наблюдалась положительная динамика электронного декларирования.
Период
|
Доля ЭД в %
|
Количество ЭДТ
|
1 квартал 2012 года
|
93,13
|
8 428
|
2 квартал 2012 года
|
96,9
|
11 944
|
3 квартал 2012 года
|
98,6
|
12 440
|
4 квартал 2012 года
|
99,2
|
13 850
|
1 квартал 2013 года
|
99,4
|
12 943
|
В настоящее время подача участниками ВЭД в таможенные посты таможни деклараций на бумажных носителях уже является единичными случаями.
Доля электронных деклараций в 1 квартале 2013 года составила 99,4% (12 943 ДТ).
Использование передовых технологий способствует максимальному содействию внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Хотелось бы призвать всех участников ВЭД окончательно перейти на электронное декларирование товаров, исключив предоставление деклараций на бумажных носителях.
Обращаю Ваше внимание на Письмо ФТС России от 06.05.2013 № 12-00-10/7130 «О направлении информации», которым ФТС уведомляет о прекращении с 1 сентября 2013 года осуществления электронного декларирования товаров с применением технологии ЭД-1.
Приказом ФТС России от 10.04.2013 № 691 внесены изменения в Порядок действий таможенных органов РФ при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденный приказом ФТС России от 25.03.2011 №626.
Изменился способ отправки декларанту и правообладателю уведомления о приостановлении выпуска товаров.
Так, в соответствии с приказом ФТС России от 10.04.2013 №691, в случае невозможности вручения уведомлений они направляются по электронной почте либо телетайпу, передаются факсом или иным способом связи, позволяющим подтвердить как отправление, так и его получение. При отсутствии подтверждения факта получения уведомлений они передаются посредством телефонограммы, по почте заказным письмом, курьером или иным способом доставки почтовых отправлений.
Обращаю Ваше внимание на положения Порядка действий должностных лиц таможенных органов при совершении операций с товарами, предельные сроки хранения (востребования) которых истекли, утвержденного Приказом ФТС России от 20.07.2012 № 1471.
Порядок определяет действия при совершении операций, в том числе, с товарами:
а) предельный срок временного хранения которых истек;
б) являвшихся предметом административного правонарушения;
в) товаров, незаконно ввезенных в РФ, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате платежей.
В соответствии с Порядком выдача товаров декларанту может производиться при помещении товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС, на основании документов, оформленных в соответствии с выбранной таможенной процедурой.
При этом декларантом в таможенный пост должно быть подано письменное обращение о возврате, выдаче товаров, а равно совершения действий, направленных на осуществление таможенного декларирования, помещения под таможенную процедуру, которое рассматривается начальником таможенного поста.
При наличии декларанта в реестре лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей, пеней, процентов и административных штрафов, должностное лицо таможенного поста, направляет в функциональное подразделение таможни информацию об обратившемся лице.
В этом случае течение срока востребования приостанавливается на время рассмотрения таможенным органом данного обращения в установленном порядке.
В случае наличия обстоятельств, препятствующих возврату, выдаче либо таможенному декларированию товаров на основании обращения декларанта, подразделение таможенного органа, у которого имеется информация о данных обстоятельствах, готовит письменный ответ с изложением причин.
Если в течение срока востребования, обращений декларанта или иных лиц о возврате, выдаче товаров, либо иных обращений, а равно совершения действий, направленных на осуществление таможенного декларирования, помещения под таможенную процедуру товаров таможенным органом не зафиксировано, уполномоченное должностное лицо не позднее дня, следующего за днем истечения указанного срока, составляет акт об истечении сроков востребования товаров в двух экземплярах.
Возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой вышеуказанных товаров, осуществляется за счет декларанта или иных лиц, в том числе лиц, во владении которых товары находились на момент изъятия.
Выдача товара с места хранения осуществляется исключительно после возмещения расходов за хранение лицами, которым указанные товары возвращаются.
-
РЕШЕНИЕМ КОЛЛЕГИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ от 16 апреля 2013 г. № 83 определен официальный сайт Евразийской экономической комиссии в сети Интернет. На сайте Евразийской экономической комиссии можно ознакомиться не только с законодательством государств-членов ЕВРАЗЭС, но и с обзором международной деятельности и проектов в области торговой и таможенной политики, статистическими и аналитическими материалами (адрес сайта: http://www.eurasiancommission.org.)
С 26.01.2013 вступило в силу РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ от 25 декабря 2012 г. № 290 «О ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ ТРАНСПОРТНЫЕ (ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ), КОММЕРЧЕСКИЕ И (ИЛИ) ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ПРИПАСОВ».
Решением установлено, что при таможенном декларировании припасов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза на транспортных средствах международной перевозки (указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза) либо перемещаемых на временно вывозимых с единой таможенной территории Таможенного союза и ввозимых обратно на эту территорию транспортных средствах (указанных в пункте 2 статьи 340 Таможенного кодекса Таможенного союза), для которых предназначены такие припасы, с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.
При этом:
- в случае отсутствия в представляемых документах сведений, указанных в Перечне, недостающие сведения вносятся декларантом путем дополнения транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с проставлением подписи и даты или путем представления соответствующего письменного заявления в 2 экземплярах;
- представление электронной копии таможенной декларации не требуется.
Хотелось бы сказать несколько слов о предварительном таможенном декларировании товаров. В соответствии со ст. 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
При этом в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Отсутствующие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товара.
Пунктом 2 ст. 196 ТК ТС урегулированы сроки выпуска товара при применении предварительного таможенного декларирования. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
При применении предварительного декларирования участникам ВЭД предоставляется возможность сократить время нахождения товаров на временном хранении, а значит минимизировать затраты за услуги мест временного хранения, ускорить получение товара.
В морском порту Восточный в настоящее время проходит эксперимент, направленный на оптимизацию времени нахождения товаров в морском порту. О ходе реализации эксперимента расскажет следующий докладчик. Я же хотел бы обратить Ваше внимание на предварительное декларирование как один из механизмов, направленный на сокращение времени нахождения товаров в морском порту.
Решение: информацию принять к сведению.
2. О ходе реализации эксперимента по оптимизации времени нахождения грузов в морском порту Восточный.
Д.В.Хомутов - Во исполнение поручения ФТС России в Дальневосточном таможенном управлении на базе таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни проводится эксперимент, направленный на оптимизацию порядка совершения таможенных операций при международной перевозке товаров морским транспортом с применением перспективных таможенных технологий (далее – Эксперимент).
Основной целью Эксперимента является сокращение сроков нахождения товаров в морском порту за счет сокращения таможенными органами сроков осуществления таможенных операций, в том числе, путем применения перспективных таможенных технологий.
В целях организации проведения эксперимента по оптимизации сроков нахождения товаров и транспортных средств в морских портах Приморского края (Морской порт Восточный и Морской порт Владивосток) приказом ДВТУ от 18.01.2013 № 14 была создана рабочая группа и начальником ДВТУ был утвержден Детализированный комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию порядка совершения таможенных операций в морском порту Восточный.
На первоначальном этапе Эксперимента, в целях установления основных причин и условий, оказывающих влияние на сроки нахождения товаров и транспортных средств в морских портах, был проведен анализ сроков осуществления таможенными органами таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств, сроков осуществления контроля иными государственными органами в пункте пропуска, а также сроков осуществления операций (подготовка и представление документов, погрузка/выгрузка/перегрузка товаров, внутрипортовое перемещение, в т.ч. предъявление товаров для таможенного осмотра с применением ИДК, таможенного досмотра, а также осмотра/досмотра иными государственными органами и пр.) иными заинтересованными лицами (перевозчиками, декларантами, таможенными представителями, агентами, экспедиторами и т.д.), а также влияние данных сроков на общие сроки нахождения ввозимых товаров и транспортных средств в морском порту.
Анализ сроков нахождения товаров в порту с момента их прибытия до вывоза из порта показал, что средняя продолжительность нахождения контейнера в порту в декабре 2012 года составила 14,6 дней.
Проведенный анализ последовательного хронометража каждой осуществляемой таможенными органами таможенной операции показал, что суммарный срок фактического осуществления таможенными органами таможенных операций в среднем не превышает 3 дней, а остальное время складывается из времени осуществления мероприятий, направленных на подготовку и представление соответствующих документов и сведений, погрузочные/разгрузочные операции, а также непроизводственных простоев вследствие ожидания совершения каких-либо операций с товарами (ожидание судном комиссии контрольных органов, ожидание разрешения на выгрузку, ожидание выставления/уборки контейнера на площадку для проведения контроля, ожидание подачи подвижного состава для вывоза контейнера из порта и т.п.).
При этом, проведенный анализ показал, что практически все осуществляемые таможенными органами таможенные операции напрямую не влияют на вышеуказанные «нетаможенные» сроки, поскольку проводятся либо параллельно с прочими операциями, осуществляемыми с товарами, и не препятствуют им, либо позволяют проводить подготовку к их проведению.
По результатам анализа был сделан вывод, что достичь существенного сокращения сроков нахождения товаров и транспортных средств в порту исключительно за счет сокращения сроков фактического осуществления таможенными органами таможенных операций невозможно, вследствие чего данный вопрос необходимо рассматривать комплексно за счет совершенствования взаимодействия между собой всех участников логистического процесса и оптимизации всех операций, осуществляемых данными лицами с товарами от прибытия до вывоза их из порта.
В этой связи, в качестве приоритетного направления Эксперимента рассматривался вопрос внедрения и использования таможенными и иными государственными органами, а также прочими заинтересованными лицами, преимуществ предварительного информирования, осуществляемого в качестве эксперимента, в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, приказа ФТС России от 10.03.2006 №192 «Об утверждении концепции предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации», Решения коллегии ДВТУ (приказ ДВТУ от 26.04.2011 №178), на таможенном посту Морской порт Восточный Находкинской таможни с июля 2011 года.
В целях выявления проблемных вопросов в организации логистического процесса и взаимодействии заинтересованных лиц между собой и государственными органами, разъяснения преимуществ применения всеми лицами системы предварительного информирования, а также выяснения возможности и проблем ее применения, по инициативе Находкинской таможни был проведен ряд рабочих встреч, совещаний, координационных советов с государственными контрольными органами, участниками ВЭД (представителями перевозчиков и операторами морского терминала, агентами, экспедиторами, декларантами, таможенными представителями и пр.), представителями ОАО «РЖД» и администрацией порта.
В ходе проведения данных встреч и совещаний участниками были подтверждены предварительные расчеты и выводы Находкинской таможни об отсутствии серьезного влияния скорости фактического осуществления таможенными органами таможенных операций (как и каждая отдельно взятая операция, проводимая иными государственными органами) на общий срок нахождения товаров в порту и поддержаны выводы о возможности оказания существенного влияния на данный срок совершенствованием взаимодействия всех органов и заинтересованных лиц между собой, неукоснительно влекущего за собой оптимизацию логистического процесса.
В ходе встреч была собрана информация об имеющихся проблемных вопросах, оказывающих влияние на сроки нахождения товаров в порту, а также предложения по их решению.
В результате анализа сроков каждого из этапов: приход судна – начало комиссии – окончание комиссии – начало выгрузки – конец выгрузки и т.д. до вывоза товаров из порта, анализ норм законодательства, в том числе, замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц был определен общий круг вопросов законодательного, организационного, а также технического характера, требующих решения.
Основными преимуществами развития и применения технологии предварительного информирования являются:
- для таможенных органов (а в перспективе и всех иных госорганов): получение информации о товарах и транспортных средствах в электронном виде, что позволяет автоматизировать как процесс проверки данных сведений, так и процесс ведения соответствующих баз данных; получение информации до прибытия товаров, что позволяет заблаговременно осуществлять выбор объектов контроля, принимать соответствующие решения, определять формы, методы и средства контроля; сокращение бумажного документооборота, ускорение документооборота и оптимизация взаимодействия с иными государственными органами, а также заинтересованными лицами;
- для участников ВЭД и иных заинтересованных лиц: однократность представления информации (в электронную систему); сокращение бумажного документооборота, ускорение документооборота и оптимизация взаимодействия с государственными органами, а также иными заинтересованными лицами; возможность автоматизированного оформления документов (документ отчета, декларация на товары, транзитная декларация, товаротранспортная накладная и пр.) при помощи взаимодействия соответствующих программных средств; возможность в «он-лайн» режиме получать информацию о принятых государственными органами решениях в отношении товаров; возможность заблаговременного получения информации об объектах контроля и формах контроля, которые к ним будут применяться, что позволит оптимизировать логистический процесс (запланировать процесс выгрузки/погрузки, размещения товаров в ЗТК, прибытия представителей, подачи подвижного состава, осуществления платежно-расчетных операций и т.п.); сокращение временных и финансовых непроизводственных потерь; -
- взаимовыгодное преимущество – создание благоприятных условий для увеличения товарооборота, влекущего увеличение доходов как лиц, так и федерального бюджета.
Следует отметить, что мероприятия по осуществлению эксперимента, проводимые ДВТУ и Находкинской таможней, приносят результат. В настоящее время все судоходные компании, осуществляющие свою деятельность в порту Восточный, представляют предварительную информацию (не менее чем в объеме сведений, содержащихся в коносаменте) с использованием портала.
В течение 1 квартала 2013 года были реализованы следующие основные мероприятия, направленные на сокращение сроков нахождения товаров в порту:
1.Сократились сроки таможенных операций, осуществляемых при прибытии/убытии судов за счет: расширения практики документального оформления судов (исключилось время, необходимое для доставки должностных лиц на судно и обратно); ускорения принятия решений таможенными органами путем заблаговременного анализа предварительной информации; исключения практики проставления технологических отметок на коносаментах (штамп «Груз таможенный» проставляется на Грузовой декларации), что значительно сократило время проставления технологических отметок.
2. ООО «ВСК» до начала выгрузки товаров с судна получает от таможенных органов информацию о контейнерах, в отношение которых таможенными органами (на основании анализа предварительной информации) принято решение о проведении определенной формы таможенного контроля (таможенный осмотр с использованием МИДК либо ТСТК ДРМ, таможенный досмотр) либо подпадающих под иные виды государственного контроля.
Используя полученную информацию ООО «ВСК» имеет возможность планировать процесс разгрузки судна и, соответственно, размещать выбранные объекты контроля на соответствующих площадках непосредственно сразу с борта судна. В результате происходит сокращение временных и финансовых затрат, поскольку при отсутствии до начала выгрузки данной информации выгрузка с борта судна осуществляется в общую зону хранения, а впоследствии при получении информации происходит поиск требуемого контейнера в общей массе, грузовые операции (в случае, если контейнер находится в нижних рядах) и доставка на спецплощадки.
В настоящее время до 90 % контейнеров, выбранных таможенными органами как объекты контроля, выгружаются с борта судна непосредственно на спецплощадки.
3. Сократились сроки и трудозатраты лиц и таможенных органов при выполнении операций, связанных с помещением (выдачей) товаров на временное хранение за счет: приема, регистрации и выдачи подтверждения о регистрации документов, представляемых для помещения товаров на временное хранение непосредственно при прибытии товаров, а не после оформления прибытия (исключилась необходимость дополнительного посещения агентами места расположения таможенного органа для представления данных документов); внедрения и использования электронного представления документов отчета (исключилась необходимость распечатывая ДО на бумажных носителях, их подпись и заверение печатью, а также необходимость посещения представителями склада места расположения таможенного органа в первый раз для представления ДО1 и второй раз для представления ДО; сократилось время и трудозатраты на прием, проверку и регистрацию ДО - программное средство регистрирует ДО автоматически в«пакетном» режиме.
|