Скачать 2.01 Mb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет» раздел II для специальностей 230701, 080214 2012 УТВЕРЖДАЮ Старший методист _______ О.В.Алферьева « ___ » _________ 2012 ОДОБРЕНО ЦМК «Экономики, управления и права» Протокол _________ От «___»______ 2012 г Председатель ЦМК ____________ Пособие написано в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. и вступившим в силу с 01.01 2001 г. в редакции Приказа Минфина РФ от 07. 05. 2003 № 38н. Даны основные принципы и базовые общепринятые правила ведения бухгалтерского учета, обработки и подготовки информации финансового характера, что позволяет использовать систему учетной информации в процессе принятия управленческих решений для планирования и организации бизнеса. Используются различные бухгалтерские схемы; каждый раздел дополняют контрольные вопросы; представлен перечень основных терминов и определений, используемых в бухгалтерском учете. Следует указать, что при подготовке материала учтены все последние изменения, внесенные в нормативно правовые акты. Автор: Южанинова Татьяна Артемьевна Рецензенты ________________________________________________________ Содержание Введение…………………………………………………………………………………….4 1 Тематический план……………………………………………………………………....5 2 Учет денежных средств и расчетных операций………………………………………...6 2.1 Правила ведения кассовых операций и их учет………………………………6 2.2 Учет операций по расчетному счету…………………………………………10 2.3 Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………………...19 2.4 Учет расчетов с покупателями и заказчиками; поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………...21 2.5 Учет расчетов с бюджетом и по внебюджетным платежам…………………25 2.6 Учет кредитов и займов………………………………………………………...28 2.7 Учет капитала и расчетов с учредителями………………………………….....29 3 Учет внеоборотных и оборотных средств……………………………………………...31 3.1 Учет производственных запасов………………………………………………31 3.2 Учет основных средств и нематериальных активов………………………...36 4 Учет труда и заработной платы…………………………………………………………51 4.1 Учет труда и его оплаты на предприятиях отрасли…………………………51 4.2 Учет обязательных отчислений от фонда оплаты труда…………………….65 5 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции…….....66 5.1 Система учета производственных затрат (расходов организации)………...67 6 Учет готовой продукции и ее реализации……………………………………………...73 6.1 Готовая продукция предприятия, её учёт……………………………………..73 7 Учет финансовых результатов…………………………………………………………..79 7.1 Понятие финансовых результатов……………………………………………79 7.2 Бухгалтерская отчетность……………………………………………………...82 8 Основные термины и определения, используемые в бухгалтерском учете…………..85 9 Экзаменационные вопросы……………………………………………………………..90 Список использованной литературы……………………………………………………..92 Введение Бухгалтерский учет, являясь одной из основных функций управления и признанным языком бизнеса, подлежит изучению студентами всех управленческих и финансово-экономических специальностей. В системе бухгалтерского учета формируется свыше 70 % информации, характеризующей различные процессы деятельности организаций, элементарные факты финансово-хозяйственной деятельности (хозяйственные операции), состояние имущества субъектов хозяйствования, его источников, величины доходов, расходов и финансовых результатов. Без указанных сведений немыслим процесс принятия управленческих решений. Изучение курса бухгалтерского учета студентами специальности «Менеджмент» не только позволяет будущим специалистам освоить состав и порядок формирования учетной информации, но и способствует приобретению навыков информационного моделирования деятельности организации, анализа влияния хозяйственных операций на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, более глубокому изучению методов исследования в области выбранной специализации. В учебном пособии рассматриваются правила организации и ведения учета имущества, источников его финансирования, расчетов, доходов, расходов, финансовых результатов. Систематизированы основные определения понятий, приводятся группировки объектов бухгалтерского учета, порядок их оценки и отражения на счетах бухгалтерского учета. Контрольные вопросы к каждому разделу учебного пособия, а также библиографический список и словарь терминов позволяют его читателям сосредоточить внимание на основных положениях учебного материала, организовать самостоятельную работу в процессе изучения дисциплины. Содержание учебного пособия соответствует программе дисциплины «Бухгалтерский учет» государственного образовательного стандарта средне профессионального образования по специальности 080501 «Менеджмент». В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - о хозяйственном учете; знать:
уметь:
владеть навыками: - работы на персональном компьютере для обработки информации. Тематический план
2 Учет денежных средств и расчетных операций Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности организации. Объемом имеющихся у нее денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется ее платежеспособность - одна из важнейших характеристик финансового положения. Абсолютно платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, организации необходимы определенные запасы резервных денег для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, т.е. к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания. Поэтому искусство управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу по обязательствам организации ей было обеспечено поступление денег от покупателей или дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход позволяет сохранять текущую (повседневную) платежеспособность и извлекать дополнительную прибыль за счет инвестиций временно свободных денег. Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных ресурсов, поддержания повседневной платежеспособности организации. В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Центральным банком РФ, и др. 2.1 Правила ведения кассовых операций и их учет Порядок организации кассы и учета наличных денежных средств на предприятии регламентированы Инструкцией ЦБ РФ №18 от 04.10.93г «Порядок ведения кассовых операций в РФ». Все предприятия, организации, учреждения в независимости от формы собственности должны хранить денежные средства в банке. Наличные деньги, полученные предприятием из банка, расходуются лишь на те цели, на которые они получены. Предприятие могут иметь в кассе деньги в пределе лимитов, установленных банком по согласованию с предприятием (при необходимости лимиты могут быть пересмотрены) и использовать из выручки в пределах норм на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. При этом предприятие обязано сдавать в банк всю денежную наличность, сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе для выплаты заработной платы, пособий в течение 3-х дней, включая день получения денег в банке (в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях – 5 дней). Но накапливать в своих кассах наличные средства сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда, предприятие не имеет право. За сохранность денежных средств в кассе отвечает кассир, с которым заключается договор о материальной ответственности. В небольших организациях, не имеющих кассира, его обязанности согласно Порядку ведения кассовых операций могут выполняться главным бухгалтером или другими работниками по письменному соглашению руководителя, при условии заключенного договора. Прием наличных денег предприятие при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При этом кассиры обязаны выдавать покупателям (заказчикам) чек, подтверждающий прием от него наличных средств. При этом следует помнить, что выдаваемые предприятиями счета, квитанции и другие документы не являются заменителем чека. Чек действителен только в день выдачи его покупателю, он должен погашаться одновременно с выдачей товара (или квитанции на выполненные работы) с помощью штампов или надрыва в установленных местах. Кассир принимает в кассу наличные деньги от юридических лиц по приходным кассовым ордерам (ПКО), выписанным главным бухгалтером. При составлении ордера должно быть юридическое обоснование для принятия денежных средств в кассу. В зависимости от цели средств, приходуемых в кассу, в каждом отдельном случае необходимы соответствующие обоснования. При этом счет 50 «Касса» корреспондирует (при принятии денег в кассу – дебетуется) с определенными счетами. В таблице 1 отражены различные операции, оформляемые приходными кассовыми ордерами, и корреспондирующие счета (т.е. фиксируемая на ордере проводка). Таблица 1 – Кассовые операции, оформляемые приходным кассовым ордером
Одновременно с заполнением приходного кассового ордера, оформляется квитанция к нему, заверенная печатью (штампом) кассиром или оттиском кассового аппарата, которая выдается лицу, сдавшему деньги, только после получения их кассиром. Нумерация приходных ордеров ведется по порядку с 1 января и до конца года. Проставляется также дата оформления. В графе «корреспондирующий счет, субсчет» указывается кредитуемый в данной операции счет, т.е. фиксируется бухгалтерская проводка. Ниже пишется наименование физического или юридического лица, от которого получены средства. В строке «Основание» указывается источник наличных денег, приходуемых в кассу, т.е. отражается содержание финансовой операции (это может быть выручка от реализации, остаток неиспользованного аванса, компенсация недостач по результатам инвентаризации т. д.). Кассовые документы составляются на основании первичных документов, оформляющих хозяйственную операцию, которая здесь указывается как приложение (например, при получении в кассу от подотчетного лица остатка неиспользованного аванса – это авансовый отчет, задолженности по недостачам – акт и т. д.). Выдачу наличных денег кассир оформляет расходным кассовым ордером (РКО), расчетно-платежными и платежными ведомостями на выдачу аванса, заработной платы, заявлением о произведенных расходах, с приложением чеков, счетов и т.д., с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного ордера. Документы на выдачу денег подписывает руководитель и главный бухгалтер. Подпись руководителя не обязательна, если она имеется на прилагаемых к расходных ордерам документах. Расходный кассовый ордер составляется главным бухгалтером при наличии основания (таблица 2). При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предоставления документа (паспорт), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда выдан и забирает расписку получателя. Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается. Расходные ордера, оформленные на платежные ведомости, регистрируются только после выдачи по ним средств. При этом оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию, стипендий, производится кассирам по платежной ведомости без составления расходного ордера на каждого получателя. Таблица 2 - Кассовые операции, оформляемые расходным кассовым ордером
На расчетно-платежной ведомости фиксируется срок выдачи средств. По истечению сроков по ведомости кассир: А) против не выплаченных сумм делает запись «депонировано»; Б) составляет реестр депонированных сумм; В) в конце ведомости проставляет фактически выплаченные и недополученные суммы; Г) заверяет своей подписью, записывает в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и ставит на ведомости штамп с указанием номера соответствующего расходному ордеру. Депонированные суммы сдаются в банк, на них составляется общий расходный ордер. Все факты поступления и выдачи наличных денег учитываются в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество ее листов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах, имеющие одинаковые номера страниц, через копировальную бумагу. Второй отрывной экземпляр служит отчетом кассира. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а так же главным бухгалтером. Отчет кассира, в котором бухгалтер проставляет корреспонденцию счетов, служит основанием для заполнения журнала-ордера 1 и ведомости 1 по счету 50 «Касса». Кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов в кассовой книге в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. В машинограмме вкладной лист кассовой книги за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги, а за календарный год - общее количество листов за год. Кассир после получения машинограммы обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги. В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы, «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года машинограммы брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера и книга опечатывается. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, а так же методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.95 №49) на предприятиях в сроки, установленные руководителем, а так же при смене кассиров, производится внезапная ревизия кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей находящихся в кассе. При этом остаток средств сверяется с данными учета по кассовой книге. Для проведения ревизий приказом руководителя назначается постоянная комиссия, составляется акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе указывается их сумма и обстоятельства возникновения. По результатам инвентаризации излишки находящихся средств в кассе зачисляются в доход предприятия, а недостачи обычно относятся на материально-ответственное лицо. Запись излишков и недостач отражается следующими бухгалтерские записи: - излишки 50/91; 91/99; - недостачи 94/50 – фактическая недостача. Выясняется виновность материально-ответственного лица. Если виновник не обнаружен, недостача списывается на убытки предприятия – 91/94. Если доказана виновность материально-ответственного лица - 73-2/94; если материально-ответственное лицо вносит возмещение наличными - 50/73-2, если удержано из заработной платы 70/73-2, если виновное лицо обращается в суд по поводу недостачи, размер недостачи фиксируется бухгалтерской проводкой 76-2/94. Если кассир доказал в суде свою невиновность размер недостачи списывается - 91/76-2, если виновность доказана – 50/76-2 или 70/76-2 Учет денежных документов. Учет наличия денежных документов объясняется необходимостью приобретения организацией путевок в дома отдыха и санатории, проездных документов, почтовых марок, марок государственной пошлины, талонов на питание и др. Все они имеют цену приобретения. Учет поступления денежных документов и их списания оформляется выпиской приходных и расходных кассовых ордеров. Бухгалтерия открывает книгу «движения денежных документов», но отчет по поступившим и выбывшим документам один, два раза в месяц составляется кассиром в кассовой книге, в которой для этого отводится определенная зона. При журнально-ордерной форме синтетический учет организован бухгалтером в журнале ордере 1, а книга – регистр аналитического учета ведется кассиром. По окончании отчетного периода происходит взаимопроверка по журналу-ордеру и книге движения денежных документов. Штрафные санкции. Штрафные санкции по ведению кассовой дисциплины оговорены в налоговом кодексе (часть 1). Основные:
|
Календарно тематический план 1 года обучения календарно тематический... Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление.... |
Микробиология, вирусология микробиология полости рта Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий» |
||
Тематический план для учащихся 5 6 класса на 2017/ 2018 учебный год... Тематический план составлен на основе программ: Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина «Группа продленного дня. 4 – 5 классы» |
Учебно-тематический план 8 1 Учебно-тематический план первого года для возраста 10-12 лет 8 Особенно востребованными сейчас стали профессии инженерно-технической направленности. Процессы обучения и воспитания не сами по себе... |
||
Календарно-тематический план преподавателя на 2015-2016 учебный год... Календарно-тематический план преподавателя составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Английский язык» |
Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности... Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения |
||
Учебный план полного курса обучения учебно-тематический план первого года обучения Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы |
Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Содержание программы 7 Учебно-тематический план 9 Новые фгос требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью... |
||
Тематический план учебной дисциплины |
Учебно-тематический план Пояснительная записка |
||
Учебно-тематический план 1-го года обучения № |
Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу... Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу «Строительство и качество устройства железнодорожных и трамвайных... |
||
Рабочая программа по технологии 5 -9 классы Тематический план |
Тематический план и содержание учебной дисциплины оп. 09 Основы алгоритмизации... |
||
Тематический план и содержание учебной дисциплины мдк. 02. 03 Программирование... |
Календарно-тематический план изучения дисциплины «Перевод в сфере профессиональных коммуникаций» |
Поиск |