Скачать 151.17 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияКАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет иностранных языков Кафедра английского языка УТВЕРЖДАЮ: проректор по учебной работе «___» ____________ 200 __ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЛитература страны изучаемого языка Квалификация учитель иностранного языка и ______ (в соответствии с дополнительной специальностью) По подготовке специалиста По специальности 033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью курс 2, семестр 3, 4 Нормативная трудоемкость дисциплины
Петрозаводск 2008 Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью второй иностранный язык. Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «Зарубежная литература и литература стран изучаемого языка, рекомендованной Министерством образования РФ и одобренной на заседании учебно-методического совета по литературе УМО по специальностям педагогического образования от 20.09.2000, протокол № 3 Разработчик программы - доцент кафедры английского языка, кандидат филологических наук, доцент Прозоров В.Г. « » ____________ 200 г. __________________ (подпись) Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры английского языка (основной) Заведующий кафедрой ученая степень, ученое звание, ФИО « » ____________ 200 г. __________________ (подпись) Настоящая программа не может быть использована другими вузами или подразделениями университета без разрешения разработчика программы.
2. Цели и задачи преподавания дисциплины 2.1 Цель: - формирование филологического мышления студентов 2.2 Задачи. В результате изучения дисциплины студент будет иметь представление (понимать и уметь объяснить):
знать:
- основные эстетические и литературоведческие термины и понятия - магистральные темы и сюжеты английской литературы уметь:
иметь опыт (навыки):
3. Содержание и структура дисциплины 3.1 Сводные данные об учебной дисциплине
3.2 Лекции Раздел (модуль), тема, краткое содержание темы 1. Английская литература средних веков Англо-саксонский период. Историческое развитие Англии в 5-11 в.в. Раннее средневековье. Понятие о народном эпосе. Особенности эпоса: устная основа, коллективное творчество, универсальный характер, Взаимодействие черт волшебной сказки и хроники. Эпическая поэма «Беовульф». Хронология создания. Фабула и структура. Характер эпического героя. Приоритет коллективных ценностей. Проблема сочетания языческого и христианского мироощущения в «Беовульфе». Художественные особенности языка эпоса. Аллитерационный стих. Англо-нормандский период Нормандское завоевание. Структура феодального общества Англии, ее отражение в языке и литературе. Шотландские и английские народные баллады. Цикл о Робин Гуде. Средневековый рыцарский роман: происхождение и развитие. Понятие «куртуазность». Сопоставление рыцарского романа с народным эпосом. Основные сюжеты рыцарских романов. Книга Т. Мэлори «Смерть Артура» и ее место в истории рыцарского романа.Английская литература 14 в. Понятие «Предвозрождение». Изменения в социальной структуре английского общества - возникновение «третьего сословия Интерес к реальной, земной жизни Д. Чосер «Кентерберийские рассказы» «Жизнерадостное свободомыслие» как основное настроение творчества. Структура книги - связь с «Декамероном» Д. Бокаччо. Стихотворные новеллы разных рассказчиков, представляющих разные социальные слои. Рассказы рыцаря и мельника как два полюса во взгляде на человека. Роль Чосера в формировании национального английского языка. 2. Литература эпохи Возрождения Понятие «Возрождение». Социальная база Возрождения - переход к буржуазному обществу. Формирование гуманистического мировоззрения - представление о красоте, могуществе и свободе человека. Великие научные и географические открытия. Возрождение в Англии - периодизация. Раннее Возрождение - Т. Мор «Утопия». «Век Елизаветы» - вторая половина 16 в. Воплощение ренессансных идей в полнокровных художественных образах. Развитие английского сонета от Т. Уайета до У. Шекспира. Формирование английского национального театра. Т. Марло и ренессансная трагедия. Творчество У. Шекспира. Биография - «шекспировский вопрос». Периодизация творчества. Цикл сонетов. Гуманистический взгляд на любовь. Комедии - фарсовые, галантно-пасторальные, «синтетические». Различные формы и уровни комического у Шекспира. Жанр драматических хроник. Основная тема хроник - путь Англии от феодальной анархии к национальному единству. Основные проблемы хроник: проблема власти и личности монарха. Трагедии Шекспира - связь с кризисом Возрождения. Универсальность ситуации и масштабность проблематики. Трагический герой-титан. Трагедии «Гамлет» и «Король Лир». Постелизаветинская драма и «метафизическая поэзия» начала 17 в. 3. Литература 17 в. Историческое развитие Англии в 17 в. Социально-политическая и религиозная борьба. Понятие о пуританстве. Английская буржуазная революция и реставрация монархии в 1660 г. «Славная революция» 1688 г. и формирование буржуазно-аристократического компромисса. Творчество Д. Мильтона. Связь с ренессансным гуманизмом и пуританские мотивы. Поэма «Потерянный рай». Торжественный, монументальный белый стих. Две основные сюжетные линии, основанные на материале Ветхого Завета. Амбивалентность образа Сатаны. 4. Литература эпохи Просвещения 18 век - Век Просвещения. Основная задача Просвещения - борьба с рудиментами феодализма, установление буржуазно-демократического уклада. Разум как основа просветительского мировоззрения. Основной художественный стиль - просветительский реализм. Особенности Просвещения в Англии. Периодизация английского Просвещения. Роль журналистики в возникновении просветительского романа. Развитие просветительского романа. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Отражение просветительских идей. Труд как основа и главное содержание жизни. Характер труда Робинзона - свободный и творческий. Ранний просветительский роман - маскировка под документ, линейная композиция, роль детали. Типы романа - приключенческий, просветительский, плутовской, путешествий. Д. Свифт «Приключения Гулливера». Особое место в английском Просвещении. Жанровая основа - политический памфлет, философская повесть, утопия, фантастика. Часть 1 - сатирико-аллегорическое изображение современной Англии. Часть 4 - глубина и всеобъемлющий характер сатиры. С. Ричардсон. Семейно-бытовой роман. Формирование буржуазного этического кодекса. Детальное изображение повседневной жизни. Психологический анализ. Романы «Памела» и «Кларисса». Ограниченность моральной позиции Ричардсона. Г. Филдинг. Новые виды романа - «роман большой дороги» и социально-бытовой роман. Теория романа: отказ от маскировки под документ, повествование от автора, разветвленная композиция. Роман «Приключения Тома Джонса». Панорамное изображение английского общества середины 18 в. Проблема подлинной и ложной нравственности (оппозиция Том Джонс - Блайфил). Третий этап Просвещения - сентиментализм. Отказ от просветительского реализма. Творчество Л. Стерна. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Оригинальность стиля и композиции, пародийный характер. «Доктрина шендизма» - понятие «конька». Шендистские герои Стерна. Проблема сентиментального отношения к жизни в «Сентиментальном путешествии». Поэзия Р. Бернса. Фольклорный характер.
Исторические предпосылки возникновения романтизма - реакция на Французскую революцию и пост-революционное развитие. Отказ от просветительской опоры на Разум, акцент на чувство. Разрыв идеала и действительности. Эстетика романтизма. Культ природы и чувства. Типология романтического героя. Ранний английский романтизм. Поэзия У. Вордсворта и С.-Т. Колриджа. Тематика и эстетические принципы. Поэзия П. Б. Шелли и Д. Китса. Д.Г. Байрон. Биография. Политическая и литературно=эстетическая позиция. Ранняя лирика. Поэма «Паломничество Чайлд Гарольда». Образ главного героя - новизна и соответствие духу времени. Основные темы авторских отступлений - Испания, Греция, Наполеон, Французская революция и др. Сочетание романтической меланхолии с призывом к борьбе за свободу. «Восточные поэмы». Романтический Восток в поэзии Байрона. Образ романтического бунтаря - поэма «Корсар». Философия «мировой скорби» в поэмах «Манфред» и «Каин». Поэма «Дон Жуан» - новые черты в творчестве Байрона. Приключенческая фабула. Основные темы авторских отступлений - борьба против тирании, осуждение войны, сатирическое изображение английского общества. Возникновение исторического романа и творчество В. Скотта. «Шотландские», «английские» и «континентальные» романы Скотта - художественное истолкование европейской истории в ее ключевых моментах. Философия истории в романах Скотта. Роль народа и великих исторических личностей. Идея «срединного пути». Романы «Айвенго», «Пуритане», «Квентин Дорвард». 6. Английский реализм 19 в. Эстетические принципы реализма 19 в. Понятие о реалистической типизации. Сопоставление с романтизмом и просветительским романом 18 в. Ч. Диккенс. Периодизация и эволюция творчества. Роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Юмор Диккенса. Тема детства в романе «Оливер Твист». Роман «Домби и сын» - критика дегуманизации и подмены человеческих отношений коммерческим расчетом. Социально-критические мотивы в романе «Тяжелые времена». Особенности реализма Диккенса - сочетание с романтическими элементами, сказочные мотивы, детективный сюжет, гротеск, эмоциональное воздействие. У. М. Теккерей - сопоставление с Диккенсом: «объективный реализм». Творческий путь Теккерея. Тема снобизма в «Книге снобов». Роман «Ярмарка тщеславия». Смысл названия и подзаголовка «роман без героя». Сюжет романа. Представление о буржуазной Англии как о «ярмарке». Основные персонажи романа. Скептицизм финала. Писатели-реалисты середины 19 в. - сестры Бронте, Д. Элиот, Д. Мередит, Э. Троллоп, Т. Гарди. 7. Неоромантизм и реализм на рубеже 19-20 в.в. Неоромантизм - сопоставление с романтизмом начала 19 в. Особенности неоромантического идеала. Творчество О. Уайльда, Р.Л. Стивенсона, Д.Р. Киплинга. Сочетание широты социального взгляда с глубиной психологического анализа. Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах». Форсайтизм как социально-психологическое явление. Д.Б. Шоу. Социально-политические и литературно-эстетические взгляды. Драматургическая реформа: пьеса-дискуссия на актуальную общественную тему. Цикл «Неприятные пьесы» - «Профессия миссис Уоррен». Борьба с романтическими иллюзиями - цикл «Приятные пьесы». Теория об «идеалистах» и «реалистах» - пьеса «Ученик дьявола». Проблематика пьесы «Дом, где разбиваются сердца». Условность и гротеск пьес 20-х г.г. Социальная фантастика Д.Г. Уэллса - «Машина времени», «Война миров», «Человек- невидимка». 8. Английская литература 20 века. Историческая ситуация начала 20 в. Влияние новых философских идей (З. Фрейд, К. Юнг, А. Бергсон) на развитие литературы. «Психологическая школа и творчество В. Вулф. Техника «потока сознания». Эстетические принципы и творчество Д. Джойса. Роман «Улисс». Мировоззрение и творчество Д.Г. Лоуренса. Роман «Любовник леди Чаттерлей». Поэтическая система Т.С. Элиота. Обзор творчества английских писателей 20 в. - У.С. Моэм, Г. Грин, И. Во, Рю. Олдингтон, О. Хаксли, Д. Оруэлл, А. Мэрдок, У. Голдинг, Д.Р.Р. Толкин, Э. Берджесс, М. Спарк, Понятие о постмодернизме. Постмодернистские принципы художественного творчества - Д. Фаулз, Д. Барнс, П. Акройд и др. 3.3 Практические (семинарские) занятия - Английская литература средних веков Тестовые задания для проверки знакомства студентов с литературными произведениями Анализ важнейших произведений изучаемого периода – эпическая поэма «Беовульф», рыцарский роман Т. Мэлори «Смерть Артура»- Литература эпохи Возрождения Тестовые задания для проверки знакомства студентов с литературными произведениями Характеристика основных черт ренессансного гуманизма и философско-эстетической системы. Периодизация Возрождения в Англии.Анализ важнейших произведений изучаемого периода – сонеты, комедии и трагедии У. Шекспира.- Литература эпохи Просвещения Тестовые задания для проверки знакомства студентов с литературными произведениями Характеристика философско-эстетических взглядов просветителей. Периодизация английского Просвещения. Типология и эволюция просветительского романа.Анализ важнейших произведений изучаемого периода – роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», Г. Филдинга «Том Джонс»- Английский романтизм Тестовые задания для проверки знакомства студентов с литературными произведениями Характеристика философско-эстетических принципов романтизма.Анализ важнейших произведений изучаемого периода: романтическая поэзия – Д. Байрон;Исторический роман В. Скотта - «Айвенго»- Английский реализм середины 19 в. Тестовые задания для проверки знакомства студентов с литературными произведениями Характеристика философско-эстетических принципов реализма. Гуманистическая и критическая направленность. Принцип реалистической типизации.Анализ важнейших произведений изучаемого периода – Ч. Диккенс «Домби и сын», У.М. Теккерей «Ярмарка тщеславия».- Неоромантизм и реализм на рубеже 19-20 в.в. Тестовые задания для проверки знакомства студентов с литературными произведениями. Характеристика новых тенденций в развитии романтизма (неоромантизм) и реализма на рубеже 19-20 веков.Анализ важнейших произведений изучаемого периода – У. Уайльд «Портрет Дориана Грея», Д. Голсуорси «Собственник», Д.Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен»- Литература Великобритании 20 века Тестовые задания для проверки знакомства студентов с литературными произведениями Выступления с сообщениями по творчеству наиболее крупных писателей Англии 20 в. (по выбору) 3.4 Самостоятельная работа студентов - Прочтение художественных произведений английских писателей по курсу - Изучение литературоведческих трудов по истории английской литературы - Подготовка к практическим занятиям - Подготовка рефератов по творчеству английских писателей 4. Список литературы по дисциплине Основная литература:
Дополнительная литература:
5. Методические материалы 5.1 Инструкции и методические указания по проведению занятий Для преподавателя Для студентов 5.2 Наглядные средства обучения 5.3 Технические средства обучения - видеоаппаратура 5.4 Цифровые образовательные ресурсы - видеозаписи фильмов и передач на цифровых носителях 6. Требования к уровню освоения дисциплины и используемые формы текущего, промежуточного и итогового контроля 6.1 Требования к уровню освоения дисциплины Студент, изучивший дисциплину «История английской литературы» должен знать - основные этапы и жанры литературного процесса в Великобритании, ведущих писателей английской литературы и их главные произведения. уметь - выявлять идейно-эстетические особенности и черты мировоззрения крупнейших английских писателей владеть – навыками литературоведческого анализа 6.2 Используемые формы контроля - письменные экзаменационные работы - проверочные работы тестового характера (множественный выбор) - заключительный устный экзамен 7. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
|
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Московский... Учебно-методическое объединение по образованию в области автоматизированного машиностроения (умо ам) |
Науки Российской Федерации Федеральное Агентство по Образованию Государственное... Федеральное Агентство по Образованию Государственное Общеобразовательное Учреждение Высшего Профиля |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Общее количество студентов, с которыми работает кафедра финского языка |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3 |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию федеральное... Т. М. Халина, М. И. Стальная, С. Ю. Еремочкин электрооборудование малых урбанических форм. – Учебное пособие для студентов специальности... |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Н. П. Щербаков, А. С. Киркинский, Е. В. Павловский, Т. Ф. Свит, Б. В. Семкин, И. Д. Фурсов |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию По специальности 033200. 00 Английский язык с дополнительной специальностью немецкий язык |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный Национальный исследовательский... |
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Федеральное агентство по образованию министерства образования и науки российской федерации |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Процедура самообследования Международного славянского института проведена в рамках подготовки к комплексной экспертной оценке деятельности... |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургская... Морозова Н. В. Налоговые расчеты в бухгалтерском деле. Методические указания к выполнению контрольной работы. Спб.: Спбглта, 2010,... |
||
Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Л. А. Федько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков двгту |
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники"... Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство... |
Поиск |