Российской Федерации Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию


Скачать 311.67 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
страница1/4
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»









Утверждено
Учебно-методическим советом по бизнес-информатике учебно-методического объединения в области экономики и менеджмента
Председатель УМС по бизнес-информатике

«____» _______________ 2010 2012 г.


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

направление 080700080700080500.62 Бизнес-информатика

подготовки бакалавра (по дисциплинам читаемым кафедрами бизнес-аналитики, корпоративных информационных систем, моделирования и оптимизации бизнес-процессов, инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий)

Москва, 2010 2012 г.

Тема 1. Теория информационных технологий и систем
Понятие информации, ее основные свойства и особенности. Понятие сообщения и его формы, знаки, алфавиты, понятие формального языка. Информация и данные. Конечный вероятностный источник сообщений. Энтропия источника.

Представление информации. Кодирование сообщений источника и текстов. Равномерное и неравномерное кодирование. Дерево кода. Однозначное декодирование, префиксные коды. Условия существования префиксного кода с заданными длинами слов, теорема Крафта. Методы построения префиксных кодов. Код Фано. Средняя длина кодового слова. Нижняя граница средней длины кодового слова. Оптимальное кодирование, свойства оптимальных кодов, построение оптимального кода методом Хафмена.

Передача информации. Модель процесса передачи (двоичный симметричный канал). Надежность передачи сообщений, способы повышения надежности. Принципы использования кодов, обнаруживающих и исправляющих ошибки. Расстояние Хемминга. Связь минимального расстояния кода с его характеристиками. Корректирующие возможности кодов, границы Хэмминга и Варшамова-Гилберта. Понятие линейного группового кода. Построение линейного группового кода по заданной порождающей матрице. Свойства линейного группового кода. Декодирование с использованием синдрома.

Защита информации при передаче, основные угрозы и методы защиты от них. Симметричная, асимметричная и комбинированная криптосистемы. Электронная цифровая подпись и принципы ее использования.

Обработка информации. Понятие алгоритма и его свойства. Способы формальной записи алгоритмов. Методы описания и анализа параллельно выполняемых процессов обработки. Сети Петри. Основные задачи, решаемые с использованием сетей Петри (ограниченность, активность, достижимость, покрываемость). Дерево достижимости и векторный метод анализа сетей Петри. Язык сети Петри.
Основная литература

  1. Гиляревский Р.С. Основы информатики: Курс лекций. М.: Экзамен, 2003.

  2. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. СПб.: Питер 2006.

  3. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 3. Сортировка и поиск, 2 е изд. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

Дополнительная литература

  1. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 1./Пер. с нем. М.: Диалог-МИФИ, 1996.

  2. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. Ч. 1. Пер. с нем. М.: Мир, 1990.

  3. Вернер М. Основы кодирования. М.: Техносфера, 2004.

  4. Хэмминг Р.В. Теория кодирования и теория информации /Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1983.

  5. Аршинов М.Н., Садовский Л.Е. Коды и математика М.: Наука, 1983.

  6. Яглом А.М., Яглом И.М. Вероятность и информация. М.: Наука, 1973.

  7. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 2./Пер. с нем. М.: Диалог-МИФИ, 1998.

  8. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по курсу дискретной математики. М.: Наука, 1992. с. 235-246.

  9. Аршинов М.Н., Садовский Л.Е. Коды и математика М.: Наука, 1983. с. 37 64.

  10. Леонтьев В.К. Теория кодирования. М.: Знание, 1977. с. 4-32.

  11. Морелос-Сарагоса М. Искусство помехоустойчивого кодирования. Методы, алгоритмы, применение. М.: Техносфера, 2005. с. 15-34.

  12. Мак-Вильямс Ф.Дж., Слоэн Н.Дж.А. Теория кодов, исправляющих ошибки: Пер. с англ. М.: Связь, 1979. с. 12-46.

  13. Романец Ю.В., Тимофеев П.А., Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях. М.: Радио и связь, 1999. с. 31-36, 154-156.

  14. Сэлтон Г. Автоматическая обработка, хранение и поиск информации. М.: Советское радио, 1973.

  15. Капитонова Ю.В., Кривой С.Л., Летичевский А.А., Луцкий Г.М. Лекции по дискретной математике. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

  16. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных М.:, 2005.

  17. Конноли Т., Бегг К., Базы данных: проектирование, реализация, сопровождение. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

  18. Котов В.Е. Сети Петри. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984. с. 9-34.

  19. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. /Пер. с англ. М.: Мир, 1984. с. 36-67, 79-113.

  20. Брой М., Румпе Б. Введение в информатику: сборник задач. /Пер. с нем. М.: Научный мир, Диалог-МИФИ, 2000. с. 123-126.

  21. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. М.: ДМК Пресс. 2003. с. 12-59.


Тема 2. Базы данных
Понятие банка данных (БнД). Предпосылки создания БнД. Компоненты БнД. База данных (БД) – ядро БнД. Программные средства БнД. Понятие СУБД.

Языковые средства современных СУБД. Классификация языковых средств. Языки четвертого поколения и их свойства. Технические средства БнД. Организационно-методические средства.

Классификация БнД. OLAP и OLTP-системы. Хранилища данных. Тенденции развития БнД.

Пользователи БнД. Администраторы БнД (АБД) и их функции. Преимущества и недостатки БнД.

Этапы проектирования баз данных.

Виды моделей данных. Структурированные модели данных: сетевые, иерархические, реляционные. Особенности, преимущества и недостатки. Влияние типа модели на особенности проектирования.

Понятие предметной области. Состав инфологической модели (ИЛМ). Требования, предъявляемые к ИЛМ. Способы описания предметной области. ER-модели. Объекты и классы объектов. Атрибуты объектов. Типы объектов. Виды связей. Классы членства.

Сравнение методик инфологического моделирования. Методология IDEF1X.

Основные понятия: отношение, кортеж, ключ, внешний ключ, домен. Теория нормализации.

Проектирование реляционных баз данных. Проектирование БД на основе алгоритмов нормализации. Достоинства и недостатки подхода.

Проектирование на основе использование ER-моделей. Алгоритм проектирования (алгоритм перехода от базовой ER-модели).

Проектирование с использованием CASE-систем.

Целостность баз данных. Классификация ограничений целостности. Причины, вызывающие нарушение ограничений целостности. Процедурный и декларативный способы задания ограничений целостности.

Способы ввода данных в базу данных. Экранные формы: понятие, классификация. Генераторы экранных форм. Создание и использование экранных форм. Использование приемов, рационализирующих процесс ввода данных. Контроль вводимых данных. Возможности использования элементов типа «список». Ввод данных одновременно в несколько связанных таблиц.

Табличные языки запросов.

Язык запросов QBE. Общая характеристика языка QBE. Особенности реализации QBE в современных СУБД. Классификация запросов. Задание простых и сложных запросов. Влияние типа поля на формулирование запроса. Возможности совместной обработки нескольких таблиц, связывание таблиц. Вычисляемые поля. Упорядочение данных в ответе. Состав и порядок следования полей в ответе. Возможности группировки данных, получение подитогов. Использование агрегатных функций. Корректирующие (управляющие) запросы.

Запоминание и корректировка запросов. Использование запросов на QBE при обработке данных. Возможность сохранения результатов выполнения запроса.

Особенности реализации QBE в современных СУБД. Табличные языки как «построители» SQL-запросов.

Общая характеристика SQL. Стандарты SQL. Классификация. Реализации SQL в современных СУБД. SQL-серверы. Возможности работы в гетерогенной среде.

SQL-DDL- описание базы данных. Создание баз данных, таблиц, индексов. Задание ограничений целостности при описании баз данных. Ограничения целостности в стандартах SQL. Обеспечение безопасности при работе с БД.

SQL-DML – манипулирование данными. Ввод и корректировка данных средствами SQL.

Команда SELECT. Определение состава полей, выводимых в ответ. Вычисляемые поля. Возможности задания условий отбора. Возможности связывания таблиц. Вложенные запросы. Возможности группировки данных, получение подитогов. Использование агрегатных функций. Упорядочение данных в ответе.

Команды UPDATE, DELETE, INSERT/

Создание и использование «представлений» (понятие, назначение, описание). Ограничения при создании и использовании «представлений».

Создание и использование курсоров (понятие, назначение, описание).

Вывод информации из баз данных.

Возможности генераторов отчетов современных СУБД. Способы (режимы) создания отчетов.

Источники данных для отчетов.

Задание формы и состава документа. Введение вычисляемых полей. Получение документов, включающих несколько степеней итогов. Получение документов на основе нескольких источников (таблиц, запросов и др.)

Графическое оформление документа.

Сохранение описания документа. Корректировка созданного описания.

Возможности получения сложных документов. Возможности совместного использования СУБД и программных средств других классов (текстовых и табличных процессоров, графических и мультимедийных систем) для получения выходных документов.

Вывод документа на печать, на дисплей и в файл.

Использование генераторов форм для получения выходных документов.

Централизованные и распределенные базы данных.

Особенности работы с базами данных в многопользовательском режиме. Проблемы, связанные с параллельным доступом, и пути их решения.

Работа с базами данных в режимах «файл-сервер» и «клиент-сервер». Двух- и трехуровневые системы клиент-сервер.

Обеспечение целостности БД в распределенных БнД. Протокол двухфазной фиксации. Технологии тиражирования.

Сетевые возможности современных СУБД.

Особенности создания баз данных, функционирующих в локальных и глобальных сетях. Особенности программирования обработки баз данных при многопользовательском режиме доступа.

Проектирование приложений типа «клиент-сервер». Клиентское и серверное ПО.

Особенности работы в гетерогенной среде. Стандарты интерфейсов.

Особенности администрирования в распределенных БнД. Особенности работы в глобальных сетях. Публикация БД в Интернет.
Основная литература.

  1. Диго С.М. Базы данных. Проектирование и использование. - М.: «Финансы и статистика», 2004.

Дополнительная литература

  1. Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

  2. Хансен Г., Хансен Дж. Базы данных. Разработка и управление. – M.: Бином, 2000.

  3. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных, 6-е изд.: Пер. с англ. – СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

  4. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. – М.: «Финансы и статистика», 2003.

  5. Вендров А.М. Case-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. – М.: «Финансы и статистика», 2000.

  6. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ.: Пер. с англ. – М.: Мир, 1991.

  7. Калянов Г.Н. CASE – структурный системный анализ. – М.: ЛОРИ, 1996.

  8. Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE-средства разработки информационных систем. – М.: Диалог-МИФИ, 1999.

  9. Грабер М. SQL. – М.: ЛОРИ, 2001.

  10. Грабер М. SQL. Справочное руководство. – М.: ЛОРИ, 1997.

  11. Грабер М. Введение в SQL.: Пер. с англ. – М.: ЛОРИ, 1996.

  12. Э.Таненбаум, Ван Стеен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. – СПб: Питер 2003.
  1   2   3   4

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Московский...
Учебно-методическое объединение по образованию в области автоматизированного машиностроения (умо ам)

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconНауки Российской Федерации Федеральное Агентство по Образованию Государственное...
Федеральное Агентство по Образованию Государственное Общеобразовательное Учреждение Высшего Профиля

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Общее количество студентов, с которыми работает кафедра финского языка

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию федеральное...
Т. М. Халина, М. И. Стальная, С. Ю. Еремочкин электрооборудование малых урбанических форм. – Учебное пособие для студентов специальности...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Н. П. Щербаков, А. С. Киркинский, Е. В. Павловский, Т. Ф. Свит, Б. В. Семкин, И. Д. Фурсов

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
По специальности 033200. 00 Английский язык с дополнительной специальностью немецкий язык

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Федеральное агентство по образованию министерства образования и науки российской федерации

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Процедура самообследования Международного славянского института проведена в рамках подготовки к комплексной экспертной оценке деятельности...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Л. А. Федько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков двгту

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургская...
Морозова Н. В. Налоговые расчеты в бухгалтерском деле. Методические указания к выполнению контрольной работы. Спб.: Спбглта, 2010,...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconФедеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники"...
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск