Управление образованием Муниципального образования город Ирбит
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования загородный оздоровительный лагерь
Муниципального образования город Ирбит
«Оздоровительно-образовательный центр «Салют»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«Тайна Белогорской ярмарки»
Сроки реализации: 2017г., 1-5 смены.
Автор-составитель программы:
Порецкая Вероника Викторовна –
заместитель директора лагеря «Салют»,
педагог-организатор 1к.к.,
педагог дополнительного образования 1к.к.
город Ирбит,2017г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1
|
Полное название программы
|
Авторская программа «Тайна Белогорской ярмарки» Муниципального автономного образовательное учреждение дополнительного образования загородный оздоровительный лагерь Муниципального образования город Ирбит «Оздоровительно-образовательный центр «Салют».
|
2
|
Концепция программы
|
Концепция основана на следующих идеях:
-Методика коллективной творческой деятельности И.П.Иванова;
-Основные педагогические идеи А.С. Макаренко;
- Педагогические принципы Н.Е.Щурковой;
-Психолого-педагогические позиции д. п. н. проф., С.Д. Поляковой.
|
3
|
Направление деятельности
|
Гражданско –патриотическое, краеведческое, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, эстетическое, досуговое развитие детей средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
|
4
|
Краткое содержание программы
|
Программа содержит:
1. Пояснительная записка
2. Краткая характеристика участников программы
3. Педагогичемская идея программы
4. Целевой блок программы.
5. Критерии и способы оценки качества реализации программы.
6. Содержание и средства реализации программы
7.Кадровое обеспечение программы
8.Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы
9.Особенности материально- технического обеспечения программы.
10.Список литературы
Приложения.1,2,3,4,5
|
5
|
Автор программы
|
Порецкая Вероника Викторовна – заместитель директора МАОУ ЗОЛ МО город Ирбит «Оздоровительно-образовательный центр «Салют», педагог-организатор 1к.к., педагог дополнительного образования 1к.к.
|
6
|
Нормативно-правовое обеспечение
|
- Конвенция ООН о правах ребенка;
-Конституция РФ;- Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
- «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей» ( письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011года № 06 – 614).
- Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей ( создание авторских программ работы педагогических кадров) – Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012г. № 09 – 260).
- План мероприятий («Дорожная карта»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012г. № 2620 – р).
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы( Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761).
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013г. №ИР-352/09 «О направлении программы) и рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы (письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 №09-897 «О направлении рекомендаций»).
- Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2015года (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618 –р)
- Стратегия развития воспитания детей в Российской Федерации (декабрь 2014года)
-Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
- Положение о детском оздоровительном лагере;
-Правила внутреннего распорядка в МАОУ ДО детском оздоровительном лагере.
|
7
|
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования загородный оздоровительный лагерь Муниципального образования город Ирбит «Оздоровительно-образовательный центр «Салют»
|
8
|
Адрес, телефон
|
Россия, Свердловская область, 623850, г. Ирбит, ул. Советская, д. 100а
(34355) 52548, 51890, 51799
Адрес электронной почты: salyt_zol@mail.ru
Официальный сайт: irbitsalut.ru
|
9
|
Место реализации
|
Россия, Свердловская область, Ирбитский район, урочище «Белая горка»
|
10
|
Количество, возраст учащихся
|
250 детей преимущественно от 6 до 18 лет
|
11
|
Сроки реализации
|
Программа рассчитана на 5 смен ( 1 смена-21 день):
1 смена: 22.05.2017 г. – 11.06.2017 г.
2 смена: 12.06.2017 г. – 02.07.2017 г.
3 смена: 03.07.2017 г. – 23.07.2017 г.
4 смена: 24.07.2017 г. – 13.08.2017 г.
5 смена: 14.08.2017 г. – 03.09.2017
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности.
В.А. Сухомлинский
1.1.Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости и актуальности программы
Задачи сохранения и укрепления здоровья детей, их разностороннего развития являются приоритетными в образовательной политике нашей страны. Приоритетные направления развития связаны с доступностью образования, повышением его качества, созданием эффективных механизмов управления образовательными системами. Безусловно, в решении этих задач особое место занимает летнее оздоровление детей и подростков в оздоровительно-образовательных лагерях.
Методическое проектирование и повседневная практика лагеря «Салют» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
Человек сегодняшнего дня и будущего - это человек высокой общественной ответственности, всесторонне развитый, свободный, в арсенал ценностей которого войдет этика А.С. Макаренко, развивающая идеи о социальной обусловленности воспитанности.
Педагогические принципы Н.Е.Щурковой приводят к осмыслению существования ребёнка в лагере, как принципиально творческого процесса.
В практике лагеря указанные концепции претворяются в организации коллективного творческого взаимодействия каждого ребёнка с разновозрастной группой. Поэтому в основе подхода лежит методика коллективной творческой деятельности И.П.Иванова.
Построение модели лагеря на основе данных базисных установок требует более глубокого психологического обоснования и обеспечения. В этом случае, при рассмотрение процессов взаимодействия педагогов с детьми в лагере, мы опирались на психолого-педагогические позиции д. п. н. проф., С.Д. Поляковой.
Таким образом, с концептуальных позиций лагерь «Салют» это сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные игры, реализующегося на материале летнего отдыха детей и подростков.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Экологическая обстановка на планете с каждым днем ухудшается все больше и больше, тем самым вызывая огромную тревогу и беспокойство.
Большие надежды возложены на 2017 год — год экологии и ООПТ. ( 5 января 2016 года президент РФ подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». Еще раньше, 1 августа 2015 года Владимир Путин обозначил еще одну тематику для предстоящего 2017 года, назвав его годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ).)
И мы не можем остаться в стороне от заданной президентом темы года, так как МАОУ ЗОЛ МО город Ирбит ООЦ «Салют» расположен на территории уникального геолого-ботанического памятника природы, расположенного в Ирбитском районе Свердловской области в восемнадцати километрах к юго-западу от города Ирбита и в трёх километрах от деревни Речкалово на правом берегу реки Ирбит. Белая горка одно из любимых мест отдыха ирбитчан и жителей Ирбитского района. И очень часто, отдыхающие, получив от природной красоты все удовольствия, дарят ей в благодарность следы своего «культурного отдыха», не задумываясь о последствиях.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства. Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности. Поэтому очень важно учить детей пользоваться красотой природы именно в ее царстве, создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность. Данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную и трудовую деятельность.
Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, это наш порог жизни, Малая Родина. «Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто.» Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. В этой связи следующий концептуальный «кирпичик» деятельности лагеря и нашей программы обратиться к одному из более ярких исторических событий в истории нашего края Ирбитская ярмарка.
Понятие патриотизм имеет множество формулировок, но все они сходятся в одном- это любовь и гордость за свое Отечество. А нам есть чем гордиться, и есть чему современнику поучиться у купцов старой Ирбитской ярмарки. За качество товара купцы словом отвечали, а слово купеческое было крепче камня: «Дал слово- как отрезал!». Честь свою купцы берегли, от своих слов не отказывались, даже вопреки большому доходу. О своих доходах не забывали, но и о благе Отчизны радели: содержали приюты для сирот, строили храмы и жилые дома, оказывали помощь пострадавшим в войнах, содержали культурные заведения.
Актуальность и значимость программы определяется еще и тем, что в период летних каникул происходит рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в утрате социальных связей с семьей и школой, увеличением процента ранней подростковой алкоголизации, курения и правонарушений. В целях профилактики асоциальных проявлений в детской и подростковой среде во время смены лагеря осуществляется занятость детей СОП, группы риска и детей учетных категорий.
Таким образом, программа «Тайна Белогорский ярмарки» составлена на основе концепции духовно – нравственного воспитания и нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
Содержание программы состоит из 3 основных компонентов, тесно переплетающих между собой: оздоровительного, воспитательного и обучающего. Ведь летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разнопрофильную деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха детей в условиях летнего оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети становятся гостями «Белогорской ярмарки» и стараются разгадать ее тайну. (Приложение1)
Хотелось бы отметить, что изюминкой данной программы является, на наш взгляд, слияние трех основных понятий, которые выстроили своего рода формулу «патриотизм»= «экономика»+«экология». Не случайно «экономика и экология» переводятся с латыни и греческого одинаково – «наука о доме». Но в первом случае – это наука о домашнем хозяйстве, во втором – наука, так сказать, о сбережении дома. А в сумме осмысление человеком того, что он является частицей окружающего мира и осознания гражданской ответственности за свои действия, свое здоровье, понимания ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.
Очень важно также приобщить молодое поколение к экономической сфере в жизни современного общества, чтобы они не были иждивенцами для государства, а приумножали его историю. Как раз на эти цели и рассчитана сюжетно-ролевая экономическая игра, положенная в основе программы.
Таким образом, данная программа посвящена воспитанию современного нового человека, который должен обладать определенными компетенциями, наличие которых диктует современность, уровень развития общества. Так, на сочетании прошлого опыта и современного развития, был определен тот набор качеств и навыков, которые можно воспитывать и развивать в условиях смены загородного летнего лагеря.
2.ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ
Бизнес-план -, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. В игре это миссия города, программа города на смену стратегия необходимых дел для достижения успеха: в каком направлении город-отряд будет жить в течение смены, каким образом жители собираются достичь успеха, кто чем будет заниматься.
|