Скачать 1.6 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Средняя общеобразовательная школа №81 Г.Нижний Новгород Программа воспитательной системы класса «Река детства – океан жизни» Автор :учитель высшей категории Морозова Татьяна Викторовна 2010 год Концептуальная часть Концептуальное обоснование. Методологическими ориентирами в построении программы «Река детства – океан жизни» являются такие подходы, как системный, деятельный, личностно-ориентированный. Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, семейное воспитание, развитие творческой активности. Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую. Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, семье. Программа ориентирована на воспитание образованной, творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития детей. Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья - родная школа, район, край, родная страна. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется, изменяются ведущие направления деятельности. Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: ребёнок - личность. Он может чего - то не знать, что – то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку, более того иногда он должен ошибаться, чтобы познать истину, чтобы быть уверенным и ответственным за себя и за тех, кто рядом. « В главном – единство. В споре – свобода. Во всём – любовь», эти слова выражают суть отношений, которые предстоит строить нам с ребятами в нашем классе. Определение миссии семьи и школы. Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Изменения в российском обществе, связанные, прежде всего, с приоритетом интересов личности, вызывают изменения в социальном заказе общества школе. Школа ХХI века связана с развитием в обществе следующих факторов:
Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «дети – родители - педагоги». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем продуктивнее будет работа по решению поставленных задач. Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи. В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания не возможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Поэтому, решение выдвинутых воспитательных задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по социально-психологической поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания. Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности - на уровне общеобразовательного учреждения. Это позволяет воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Мысль о единстве семьи и школы, о взаимопомощи и взаимовлиянии должна стать в воспитательной системе класса, на мой взгляд, определяющей на 1 году ее реализации. В течение всей практической деятельности необходимо стараться сделать родителей настоящими и искренними помощниками педколлектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней и их детей. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха. Перед каждым педагогом и родителем сейчас стоят практически одни и те же вопросы: как воспитывать детей сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы воздействия сегодня могут стать полезными, а какие, наоборот, пойдут во вред? Сейчас есть много проблем, которые так или иначе касаются и педагогов, и родителей: девальвируются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения, огромного разрыва поколений. Существует проблема психологической неустойчивости молодежи. Сейчас как никогда важно формирование жизнестойкости, жизнеспособности личности. Основной смысл воспитания - помочь ребенку, подготовить его к будущей самостоятельной жизни. А путь решения проблем воспитания - обращение к личности, его жизненным силам и возможностям, к его семейным истокам. Необходимо пересмотреть традиционную работу с родителями, спонтанные и несистемные воспитательные беседы с родителями не всегда дают положительные результаты. Для реализации программы обоснованы следующие технологии организации родительского всеобуча:
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современное общество. Личностно-ориентированный подход в воспитании. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития ею неповторимой индивидуальности воспитания. В данном определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты: - во-первых, личностно-ориентированный подход, является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности; - во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; - в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств. Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на вопрос: чем он отличается от традиционных подходов? Главное его отличие от традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально-типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. Здоровьесберегающие технологии Когда нет здоровья, Мудрость молчит И не до искусства, Сила спит, Богатство бесполезно И разум бессилен. Здоровье – состояние полного духовного, психического, социального, физического благополучия, а не только отсутствие болезней, физических дефектов. В последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансированность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося организма. В школьном возрасте наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, нервной системы, органов чувств и пищеварения, что соответствует особенностям экологической и социально-экономической обстановки в стране В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Классный руководитель, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медработниками, с коллегами – планирует работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Основополагающими приоритетами для педагогики оздоровления являются: 1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития. 2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. 3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. Использование как классным руководителем, так и педагогическим коллективом в целом здоровье-сберегающих образовательных технологий обучения позволяет:
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в воспитательной системе класса разработано и внедряется в жизнь направление "Здоровому все здорово!". Прямым показателем необходимости осуществления такой работы служит анализ динамики состояния здоровья учащихся за последний год. Патриотическое воспитание в воспитательной системе класса. «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством». В.Г. Белинский Не вызывает сомнения актуальность и исключительная важность этого направления воспитательной работы. Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основы прочности государства. Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда шло на основе воспитания у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. За ратные подвиги тех, кто сложил свои головы, защищая ее с мечом от захватчиков. Российскому историку Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников». Важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого формирование личности гражданина, защитника своего Отечества. В связи с этим вспоминаются слова, когда сказанные французским художником-импрессионистом Полем Гогеном и написанные им на холсте: «Откуда мы, кто мы, куда мы идем». В этой простой формулировке, на мой взгляд, заложен глубокий философский смысл, суть которого в том, говоря словами Гогена, что человек должен гордиться историей своей страны, своей родины, задавать себе вопрос – что я сделал полезного для родины? Что я могу сделать, чтобы гордились мной? Стала все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Работа в данном направлении должна включать в себя соответствующую методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан Российской Федерации Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Данное направление воспитательной деятельности выстроено на основе Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Закономерности и принципы воспитания. В основу воспитательной системы класса были положены следующие педагогические принципы: а) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса; б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; В) средовой подход в воспитательной деятельности: т. е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; г) дифференцированный подход воспитанию детей: в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы. Во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, В связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса; д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как: - определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; - опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста; - преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника; - изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастных - половых проявлений; - построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов; - обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки; ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка. Моя задача — помочь каждому школьнику наметить близкие, средние и дальние перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества. Только совокупное использование всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Таким образом создаются условия для многогранного развития личности ученика и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры: ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, КУЛЬТУРА , ОТЕЧЕСТВА. Обеспечение реализации программы. Нормативно-правовая база:
Целевое назначение программы. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Идея развития личности ребенка – узловой момент программы. В центре программы стоит разработка модели воспитательной системы класса, направленной на развитие личности обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности. Целью воспитательной системы: Создание условий для многогранного развития личности младшего подростка его самореализации в жизни , формирование духовно-нравственных ценностей через социальное партнерство с семьей, общество. Задачи: 1. Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство национальной культуры, формирование гражданского самосознания 2. Формирование духовно-нравственных норм, гражданско-патриотического сознания воспитанников. 3. Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом. 4. Формировать и развивать коммуникативные навыки ,навыки коллективной деятельности, способствовать повышению роли ученического самоуправления. 5. Содействие семейному воспитанию, организация психолого-педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, обеспечение участия родителей в жизнедеятельности класса и школы. Ожидаемый результат:
Практическая часть С точки зрения педагогики, определяющую роль в управлении становлением и развитием воспитательной системы играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных задач. Эта деятельность должна быть ориентирована на общечеловеческие ценности, должна быть коллективно организованной, творческой и социально значимой. Деятельность преобразует внешние влияния в собственные развивающие умения в так называемые новообразования. Наиболее значимыми направлениями в ходе реализации программы следующие:
1. Содержание блока « Здоровому - все здорово». Этапы реализации блока «Здоровому – все здорово» 1 ЭТАП (подготовительный)
|
Автогенного сварочного оборудования и технологий Нижний Новгород 603014, г. Нижний Новгород ул. Нартова, д. 23 «А» Сормовское шоссе, д. 24, корп. 36 |
Годовойотче т открытого акционерного общества «международный аэропорт... Совет директоров ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» представляет годовой отчет о деятельности Открытого акционерного общества... |
||
Оао «жтк» Нижний Новгород 2016 г. Котировочная документация Место нахождения, почтовый адрес: 603116, г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская д. 1/3 каб. 17 |
Итоги 5-летия реализации Президентской программы в ниу вшэ нижний... Национальный исследовательский университет высшая школа экономики нижний новгород |
||
О проведение запроса котировок Заказчик: Частное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Нижний Новгород открытого акционерного общества... |
О проведение запроса котировок Заказчик: Частное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Нижний Новгород открытого акционерного общества... |
||
О проведение запроса котировок Заказчик: Частное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Нижний Новгород открытого акционерного общества... |
Техническое задание на закупку работ (услуг) ОАО «манн» ... |
||
Система оповещения пациент-пост (Отделение сосудистой хирургии пр. Ленина д18) Заказчик: Частное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Нижний Новгород открытого акционерного общества... |
Д оговор поставки компримированного природного газа Газпром трансгаз Нижний Новгород”, именуемое в дальнейшем “Поставщик”, в лице начальника филиала «Волгоавтогаз» общества с ограниченной... |
||
Программа по воспитательной работе для учащихся 10-11 класса учителя изобразительного искусства Примерной программы по воспитательной работе среднего (полного) общего образования |
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего... Нижегородского региона: Материалы IX международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации». Нижний Новгород.... |
||
Монтаж системы видеонаблюдения на территории Слудинской водопроводной... |
Согласовано утверждаю Ибп apc smartups vt 40kva системы электроснабжения филиала зао «Гринатом» в г. Нижний Новгород |
||
Облемы языка и перевода в трудах молодых ученых сборник научных трудов... Проблемы языка и перевода в трудах молодых ученых: Сборник научных трудов. Выпуск 15. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный... |
Анкета Потенциального Участника конкурса (форма 5) 66 На право заключения договора на выполнение работ по созданию системы мониторинга vega 4,7 sm филиала ОАО «со еэс» Нижегородское рду... |
Поиск |