Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии


Скачать 288.44 Kb.
Название Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии
страница 1/2
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2
МБОУ «Сергиевская СОШ»


Программа







кружок «Волшебная паутина»




Учитель технологии:

Балашова Татьяна Ивановна



Сведения

о педагоге

Фамилия Балашова




имя Татьяна

отчество Ивановна


Образовательная область: декоративно-

прикладная

Тип программы: адаптированная
Форма образовательного процесса:

кружок

«Волшебная паутина»

Цель: привитие обучающимся трудовых навыков при выполнении различных вязаных изделий, формирование культуры одежды как бытовой культуры.

Задачи:

обучающие:

  • научить основным приёмам вязания;

  • самостоятельно придумывать и зарисовывать новые варианты схем для узоров;

  • вязать элементарные модели одежды;

  • знакомить с характеристиками и свойствами цветов и фактуры.

развивающие:

  • развитие творческих способностей, фантазии,

эстетического вкуса.

воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность,

чувство взаимопомощи.

Время работы:

«Афина» - понедельник, четверг с 13.25 до 15.00 ч.

«Архана» -среда, пятница с 13.25 до 15.00 ч.

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и большой инструмент— крючок – таят в себе неограниченные возможности для творчества, труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия - занятие увлекательное и очень нужное, полезное в повседневной жизни.

Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобраз­ным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять для вязания крюч­ком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

Усвоив основные приемы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров. Для вязания можно использо­вать и старые нитки.

В этом случае имеется большая возмож­ность комбинировать нитки различных цветов, подкрашивать вы­линявшие и т. д., проявляя свой вкус и фантазию. Умение вязать поможет перевязать изделие, вышедшее из моды.

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов, можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду как в костюме, так и домашнем интерьере.

Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка пряжи вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя потрясающими обновками!
Организация и планирование

Задачи кружка — привитие школьникам трудовых навыков при выполнении различных вязаных изделий, формирование их эстетического вкуса, развитие творческих способностей, воспита­ние усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.

Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы школьники хорошо усвоили основные приёмы вязания и их условные обозначения, умели чётко схематически изображать готовые узоры и изделия по записи.

Следует обращать внимание учащихся на возможность создания вариантов узора из одних и тех же элементов (мотивов). Наряду с выполнением изделий по программе кружковцы постепенно знакомятся с новыми приёмами вязания, новыми узорами. Задания по выполнению образцов усложняются.

Организационно занятие может быть построено следующим образом: 1)общая, организационная часть; 2) проверка домашних заданий, если таковы имеются; 3) знакомство с новым материалом; просмотр изделий, демонстрационных таблиц;4) записи и зарисовка схем выполнения узоров;5) практическое выполнение приёмов и образцов вязания; 6) уборка рабочих мест.

На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это демонстрация, показ; практические – упражнения, выполнение графических работ.

В процессе проведения практических работ педагог проводит инструктаж учащихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный). На занятиях кружка педагог проводит воспитательную работу: воспитывает у кружковцев дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.

Педагог в зависимости от условий работы, подготовленности учащихся может внести изменения в порядок выполнения изделий, увеличить число занятий для изучения той или иной темы.

В кружках могут заниматься девочки IV—X классов. Курс обучения планируется на два учебных года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 ч.

Обучение вязанию предполагает не только использование различных, традиционных методов обучения, таких как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, система домашних заданий, широкое использование фотографий, журналов, но и новые формы работы. Следует сотрудничать с областным центром детского творчества и культурно-просветительной работы. Запланировать диспуты и обсуждения, где темой могут стать вопросы «Что можно считать модным и элегантным?», «Какова роль моды в жизни человека?» и т. д.

Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность данным занятиям выполнять функции не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работу, сделают их более привлекательными для старшеклассников и , главное, помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение модно и красиво одеваться.

В программу первого года обучения входит знакомство учащихся с историей ручного художественного вязания и ассортимен­том современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда. Руководитель зна­комит учащихся с приемами вязания крючком, с условными обоз­начениями на схемах узоров вязки. Учащиеся выполняют упраж­нения из столбиков и воздушных петель по схемам, начерченным руководителем на доске, а также придуманным учащимися само­стоятельно. Все схемы узоров для вязания изделий учащиеся должны аккуратно срисовывать. Для этого потребуется тетрадь в клетку, карандаш, ластик, а для записей — ручка.

Знание условных обозначений поможет быстро снимать узоры, свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются в печатных изданиях, зарисовывать узоры, придуманные самостоятельно.

Руководитель должен обращать особое внимание кружковцев на правильное положение рук при вязании крючком, а также на четкое выполнение приемов вязания и образцов узоров.

Наряду с выполнением изделий кружковцы постепенно знако­мятся с новыми приемами вязания и узорами. Преподаватель об­ращает внимание детей на возможность создания нескольких ва­риантов узора из одних и тех же элементов (мотивов) и таким образом помогает развитию творческой мысли учащихся.

Узоры вязания, выполненные крючком, состоят из разных со­четаний петель и столбиков, которые образуют мотивы в виде зубцов, ракушек, бугорков, колечек, полуколечек и др. В процессе занятий учащиеся записывают объяснение построения узоров вя­зания, узнают о раппорте узора, закрепляют каждый новый при­ем вязания несколькими упражнениями.

Создавая узоры изделия, учащиеся приобретают знания о зна­чении цвета в изделии, знакомятся с характеристиками и свойст­вами цветов, учатся находить гармоничные сочетания цветов в изделии, выполняют упражнения на составление разных цветовых гамм. Руководитель знакомит кружковцев с построениями про­стейших орнаментов из геометрических, растительных и живот­ных мотивов.

На занятиях школьники делают выкройки, учатся правильно сни­мать мерки, подготавливать образцы вязания для расчета петель.

Плотность и четкость узора зависит от толщины и качества ниток и крючка, от навыков работы и способностей вязальщицы, поэтому рекомендуется сначала связать несколько образцов и вы­брать наиболее подходящий. Очень важно научить детей оформ­лению изделий, рассказать, как их надо стирать, отпаривать, сши­вать, украшать

и т. д.

В течение года учащиеся делают записи в тетрадь, объясняю­щие выполнение наиболее сложных приемов, а также последова­тельность выполнения каждого изделия.

Программой предусмотрено посещение промышленных пред­приятий, вырабатывающих трикотажные изделия. В программу второго года обучения входит конструирование одежды.

Выполняя чертежи выкроек, педагог обращает внима­ние девочек на особенности построения выкройки для вязаного изделия: упрощение линии проймы и оката рукава, отсутствие припуска на свободное облегание и на швы. Каждая девочка де­лает выкройку на свой размер в развернутом виде и наносит па нее линии фасона. На изготовление выкройки надо обратить осо­бое внимание, так как от четкого и правильного построения ее зависит качество готового изделия.

Различные детали изделия (карманы, воротники, вытачки, пуговицы), а также узоры для вязания изделий выполняются в образцах.

Учащиеся также знакомятся с некоторыми приемами вязания длинным крючком (тунисское вязание), Программой предусмотрено также выполнение небольших из­делий-сувениров (закладка в книгу, игольница, прихватка, очеч­ник, букетик цветов и др.) к празднику 8 Марта и другим зна­менательным датам.

Для успешного обучения вязания крючком необходимо проводить определённую работу с родителями, узнать об отношении и увлечении к занятию вязанием членов семьи. Проводить собрания и консультации о новых направлениях моды в этом виде рукоделия.

Руководителю следует заботится о создании атмосферы конструктивной, деловой и доброжелательной критики; постоянно консультировать, анализировать и разбирать ошибки и удачи каждого; придерживаться методики опережающего одобрения, т.е. хвалить чуть больше , чем учащийся этого заслуживает. Обсуждению итогов занятия уделяйте буквально несколько минут, заостряя внимание на том, что удалось сделать лучше, качественнее.

Надо иметь в виду, что каждый учащийся имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от многих факторов, а именно: имел ли учащийся хоть какие-то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки; какова активность восприятия нового материала, скорость его усвоения; каков тип нервной системы школьника, обладает ли он усидчивостью и от целого ряда других факторов, в том числе и от отношения к увлечению и занятию вязанием членов семьи. Различная начальная подготовленность участников объединения требует чёткого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, скромный перечень изготовленных ими изделий требуют не меньшого одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные модели опытных вязальщиков.

Предложенный в программе широкий перечень изделий не подлежит выполнению в полном объёме, а предназначен для более широкого выбора изделий в соответствии с интересами и запросами обучающихся объединения, для оптимизации обучения, как начинающих, так и имеющих навыки и опыт вязания. Относительно кружковцев старшеклассников, нагрузка в учебно-тематическом плане такая же, но учитывая их возрастные особенности они дополнительно будут выполнять наглядный материал для занятий, т.е. образцы вязания.

К концу второго года обучения кружковцы должны уметь:

-читать и составлять узоры вязания схематически;

-уметь снимать мерки и строить чертёж;

-правильно и аккуратно выполнять детали воротника, рукава, кармана и т.д.

В конце учебного года проводится выставка работ кружковцев, на которой подводятся итоги работы кружка.

Учебно-материальная база. Помещение и оборудование.

Помещение для занятий должно быть светлым и просторным и хорошо проветриваемым, с хорошо естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки с левой стороны.

Столы могут быть рассчитаны на два или более человек, чтобы дети могли работать , не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику.

В нём рекомендуется оформить витрины с образцами вязаных изделий. Для занятий нужны: доска для выполнения чертежей, гла­дильная доска, утюг, шкаф для хранения пособий, журналов и методического фонда.

Материалы, инструменты.

Нитки и инструменты для выполнения работ кружковцы приобретают самостоятельно.

Для работы требуются толстые и тонкие металлические, пластмассовые, костяные крючки разной толщины (от 1,5 до 8 мм в диаметре). Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нити и палец, плохо протаскивать петли при вязании.

Для вязания крючком понадобятся нитки разной толщины. Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

Для занятий в кружке надо иметь также дополнительное оборудование: иглы штопальные, ножницы, моталки, тетрадь в клетку, линейку, карандаши, ножницы, сантиметровую ленту, нитки шерстяные, полу­шерстяная бумажная штопка, ирис, гарус, краше, нитки катушеч­ные №10.

Методический фонд.

Для успешного проведения занятий руководитель кружка должен иметь наглядные пособия: таб­лицы с образцами основных приемов вязания и для упражнении, образцы узоров деталей к изделиям и готовые изделия

Образцы вязания должны быть выполнены хорошо, из светлых, ярких ниток.

Методические пособия необходимо периодически обновлять и пополнять.

Программа

1 год обучения

Вводное занятие. История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Ре­жим работы. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

Основные приемы вязания крючком. Правила безопасности труда при вязании.

Правильное положение рук во время работы. Подготовка пря­жи к работе. Запись названий приемов.

Практические занятия. Освоение приемов вязания, оформление таблиц.

Упражнения из столбиков и воздушных петель. Зарисовка ус­ловных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и за­рисовка схем упражнений.

Практические зaн яти я. Выполнение упражнений.

Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного по­лотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигран­ника (многогранника).

Практические занятия. Вязание трех образцов из стол­биков без накида; образцов круга, квадрата, пятигранника.

Шарфик. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров. Понятие о раппорте. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента. Свойства цвета: цветовой тон, яркость или светлота, насыщенность. Взаимодополнительные цвета, теп­лые и холодные, хроматические и ахроматические.

Практические занятия. Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание и оформление из­делия. Выполнение упражнений по цветоведению акварельными красками.

Шапочка. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практические занятия. Вязание образца и расчет пе­тель. Вывязывание шапочки и образцов из пышных столбиков.

Варежки. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выпол­нения узоров.

Практические занятия. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.

Носки, тапочки. Два способа вязания послов. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практические занятия. Вязание образцов, расчет пе­тель. Вывязывание и отделка изделия. Вязание узоров для носков.

Сумка. Особенности вязания сумки-кисета и сумок с доныш­ком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.

Практические занятия. Вязание узора, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вяза­ние узоров и мотивов.

Косынка (шаль). Вязание шали с угла и сверху из ниток одно­го и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мо­тивов.

Практические занятия. Выполнение образца и расчет петель. Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформле­ние изделий.

Берет. Два способа вязания: сверху и снизу, односторонним и двусторонним вязанием из ниток одного и нескольких цветов. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практические занятия. Вязание образца. Расчет пе­тель. Вязание изделия. Выполнение кистей и помпона разрезного и из петель.

Кружева (салфетки). Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки воротников и манжет. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практические занятия. Подготовка ткани для обвязы­вания, вязания кружев.

Воротники и манжеты. Способы вязания воротников по вы­кройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения во­ротника и манжет. Запись выполнения воротника. Использование ниток старых изделий для вязания новых.

Практические з а и яти я. Выполнение образцов для вя­зания воротников.

Сувениры. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, при­хватки, очечника, цветов и листьев, неваляшки.

Практические занятия. Вязание изделий и расчет пе­тель для очечника. Оформление изделий.

Материаловедение. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вид ниток и сырья, из которого они выработаны). Свойства трикотаж­ного полотна.

Экскурсия на производство и выставку трикотажных изделий. Посещение промышленных трикотажных предприятий и выставок трикотажных изделий.

Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ уча­щихся. Разбор выставки, подведение итогов, награждение лучших кружковцев.

2-й ГОД ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие. Знакомство с программой, просмотр готовых изделий н образцов деталей к ним. Определение расхода пряжи на изделие.

Конструирование. Правила снятия мерок. Построение плана.

Юбка. Построение основного чертежа прямой юбки. Построе­ние выкройки на данный размер. Зарисовка схем узора. Выбор узора юбки и способа вязания, (снизу или сверху, от пояса).

Практические занятия. Вязание образца для юбки, расчет петель. Вязание изделия, оформление застёжки, отпаривание изделия.

Детали к жакету. Карманы накладные и резные, вытачки, воротнички, вырезы горловин и пояс.

Практические занятия. Вывязывание карманов, углов полочек и воротников, вытачек, пояса.

Джемпер без рукавов. Построение основного чертежа и вы­кройки на данный размер. Нанесение на выкройку линий выреза горловины. Использование выкройки для безрукавки. Зарисовка схем вязания узоров для джемпера и безрукавки.

Практические занятия. Вывязывание образцов и рас­чет петель. Проработка на образце прорезных (вертикальных и горизонтальных) и воздушных петель, пуговиц. Вязание джемпера без рукавов. Сшивание деталей, отпаривание, обвязывание пройм и выреза горловины.

Практические занятия. Вывязывание узоров для из­делий.

Жакет. Построение основных чертежей: жакета с длинными вшивными рукавами, жакета с рукавами реглан, жакета с цельновязаными рукавами. Нанесение линий фасона на выкройку. За­рисовка схем вязания узоров для жакета.

Практические занятия. Вывязывание образцов для жа­кета, расчет петель. Вязание деталей жакета (рукавов, спинки, полочек). Сшивание деталей, отпаривание их по выкройке.

Ажурная кофточка. Выбор фасона. Нанесение линий выреза горловины и длины рукава на чертеже выкройки. Выбор узора. Зарисовка схем узоров для вязания ажурных кофточек.

Практические занятия. Вязание образцов и расчет петель. Вязание спинки, переда, рукавов. Отпаривание их по выкройке. Сшивание деталей кофточки, обвязывание выреза горловины, низа рукавов и кофточки.

Практические занятия. Вывязывание изделий.

Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся.

Обсуждение их, подведение итогов, награждение лучших кружковцев.
Литература

Еременко Т. И. Кружок вязания крючком. М., 1984. Пучкова Л. С. Кружок художественного вязания. М., 1978 Я р му л а в и чене О. С. Вязание крючком. М., 1978.

Работа с родителями.

Беседы: «Развиваем творчество у детей»

«Какова роль моды в жизни человека»

Родительское собрание: «Как воспитывать усидчивость и терпение у

детей»

Праздник:

«Новогодний бал – маскарад»

Тема по самообразованию:

«История моды»

  1   2

Похожие:

Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по технологии для 7а, 7б класса Составитель: Гайфуллин...
Рабочая программа по изучению технологии в 7 классах составлена на основе следующих документов
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по технологии для 6 -10 классов Учитель: Шалкина Е. А
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа учебного курса технологии 5 класс Разработала:...

Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по технологии для 6 -10 классов Учитель: Царичанская Оксана Валерьевна
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по технологии для 6 -10 классов Учитель: Царичанская Оксана Валерьевна
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по технологии в 5 6 классах Учитель: Денисенко Наталья Анатольевна
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по технологии для 3 класса Учитель-составитель: Васильева Е. Б
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010),на основе авторской программы «Технология»...
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Программа вокального ансамбля французской песни «ФА»
Авторы программы: учитель музыки Шишкина Светлана Викторовна, учитель французского языка Трифонова Светлана Анатольевна
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Кружок «Умелица» рассчитан для обучающихся 5-7-х классов средней...
В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком. Девочка, будущая хозяйка, подготавливается...
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по технологии на 2014 2015 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по технологии...
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Гончар Елена Леонидовна учитель физики, учитель высшей категории,...
Ключевые слова: энергосбережение, окружающая среда, энергетика, электроприборы, источники энергии, техника безопасности
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Образовательная программа объединения дополнительного образования...
Кружок рассчитан на 33 занятия при продолжительности занятий 35 мин с включением обязательных подвижных игр
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа предмета технология в 5-8 классах (для неделимых...
Рабочая программа предмета технология в 5-8 классах (для неделимых классов) составлена: Колесняк В. Д. учитель высшей кв категории,...
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по иностранному языку Учитель
Программа составлена на основе: Английский язык: программа: 2-4 классы/ М. В. Вербицкая. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Forward)
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Конструирование»
К примеру, моделирование многогранников учит их применять свои рационализаторские способности и развивает пространственное мышление....
Программа кружок «Волшебная паутина» Учитель технологии icon Программа кружковой работы в технике оригами «Волшебная бумага»
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск