Скачать 1.03 Mb.
|
Рабочая программа предмета ТЕХНОЛОГИЯ в 5-8 классах (для неделимых классов) составлена: Колесняк В.Д.- учитель высшей кв.категории, Загумённая Е.С., учитель первой квалификационной категории Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива (М.Вхохлова, П.С. Самородский, Н.С. Синица и др.) под руководством В.Д.Симоненко, изданной Издательским центром «Вентана – Граф», Москва, 2010, и поддерживается УМК под редакцией Симоненко В.Д. :
В школе существуют классы с наполняемостью менее 20 человек, в связи с этим разработана программа для совместного обучения девочек и мальчиков в 5-8 классах. 1. Главная идея курса. Изучение образовательной области «Технология» включает в себя базовые и перспективные технологии, предполагающие творческое развитие — обучающихся, приобретение обще трудовых и частично специальных знаний и умений, а также обеспечение интеллектуального, эстетического, этического развития и адаптацию к социально-экономическим условиям. Технологическое образование направлено на развитие каждого учащегося как сознательного, открытого к изменениям, творческого, критически мыслящего человека, умеющего принимать обоснованные решения, разрабатывать и изготавливать объекты и системы, способные наиболее полно удовлетворять потребности людей. Ведущими видами деятельности учащихся на уроках является дизайн — анализ изделий и услуг, творческие проекты. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения. Технологическое образование осуществляется на основе культурологического подхода и является реальным средством гуманизации образования. 2. Цели и задачи. Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения данной цели необходимо уделять внимание политехническому, экономическому и экологическому образованию, самообразованию, сохранению национальных и семейных традиций. Это предполагает: 1. формирование технологических знаний и умений; 2. подготовку к сознательному профессиональному самоопределению; 3. формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; 4. развитие разносторонних качеств личности и способностей профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Требования к подготовке обучающихся 5-9 классов соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта. В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
Структура содержания и особенности методики преподавания курса. Принципиальное отличие «Технологии» от традиционного трудового обучения состоит в новом целеполагании. Перед учащимися не ставится задача усвоить заданный набор технологий технического, обслуживающего или с/х труда. Они должны на примере этих или любых других доступных для изучения в рамках общего образования технологий овладеть как содержательным инвариантом следующими умениями:
решения и идти на риск создания соответствующего продукта труда;
выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
деятельности;
. Структура содержания обучения «Технологии» должна согласовываться с периодами развития определённых качеств личности, обеспечивать соответствующее целям и задачам информационное наполнение, тесную смысловую взаимосвязь и преемственность возрастных этапов технологической подготовки учащихся. Данная программа является комплексной и в равной степени удовлетворяет потребности девочек и мальчиков В основе построения структуры содержания «Технологии» лежит блочно-модульный принцип и вариативный интегрированный подход. Всё содержание составляется из логически законченных элементов — блоков, скомпонованных из модулей. Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» (5-8кл), в программу не включены из-за отсутствия в школе кабинета технологии и материально-технической базы. Разделы и «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» обеспечивают знание основных видов и свойств тканей, древесины, металлов необходимых при конструкторской разработке моделей и изготовлении изделий, Раздел «Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов» (5-7кл) позволяют путём выпиливания, сверления и абразивной обработки получить изделья декоративно-прикладного назначения. Подраздел «Технология создания изделий из металлов» (5-7кл) знакомит с основными свойствами и областью применения различных металлов. Эти знания имеют, прежде всего, развивающее значение, создают возможности для выражения личных качеств, развивают пространственное воображение, что необходимо в любых видах деятельности. Раздел «Технология ведения дома» (5-8кл) отражает знания об эстетике и экологии жилища, знакомит с основами домашней экономики, ремонтными работами в быту, для воспитания бережного отношения к вещам введён подраздел «Уход за одеждой» Здесь даются не только навыки ремонта одежды, но и правила её эксплуатации в зависимости от назначения и сырьевого состава. Раздел «Домашней экономики и основ предпринимательства» (8кл) даёт первоначальные понятия об экономике в семье, обществе, о правилах ведения домашнего хозяйства, составления семейного бюджета, учит элементам семейного маркетинга и менеджмента, создания предприятий малого бизнеса. Задачам трудового и эстетического воспитания обучающихся посвящён раздел «Декоративно-прикладное творчество» (5-8кл) При его изучении обучающиеся знакомятся с новыми и возрождающимися видами народно–прикладного творчества. Содержание подраздела предусматривает ознакомление не только с народными художественными промыслами, но и с основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки. Основная цель данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. Основными методами обучения являются беседы, деловые игры, тренинги, практические и исследовательские работы, домашние задания и экскурсии. Раздел «Электротехнические работы» знакомит с видами источников энергии, устройством и принципом работы приборов. «Черчение и графика» введен в связи с отсутствием отдельного предмета в 5-8 классах. «Проект» (5-8кл.) — нетрадиционная форма обучения, предполагающая индивидуальную или групповую форму организации работы, которая обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся и способствует осуществлению логической связи между приобретёнными знаниями и их применением к решению практических задач. Проекты выступают как итоговые творческие задания, по которым учитель может произвести обобщённую оценку знаний и умений, усвоенных на протяжении годичного курса. Проект способствует развитию умения логически мыслить, видеть проблемы, анализировать, решать их, заниматься планированием, проявлять инициативу, формировать умение работать самостоятельно и в коллективе, развивает коммуникативные способности. Специфика многих проектов такова, что их выполнение требует значительного времени, поэтому проектная деятельность организована не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии, например, с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По выполнению проектов организована опытническая работа. В программу включены разделы по сельскохозяйственному труду: «Растениеводство», «Животноводство». Чтобы реализовать обязательный минимум содержания по разделам «Растениеводство» и «Животноводство» имеется личные подсобные (ЛПХ) родителей, хозяйство СХПК «Кистерский», школьный сад, участок В школе нет соответствующих условий для изучения животноводства, этот раздел дается ознакомительно, преимущественно в форме экскурсий. Требования к уровню подготовки учащихся 5 -8 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Включает следующие подразделы:
При разработке этой рабочей программы ставилась задача осуществить её преемственность с ранее действующими программами, программой авторского коллектива (М.Вхохлова, П.С. Самородский, Н.С. Синица и др.) под руководством В.Д.Симоненко. Некоторые подразделы повторяются в 5, 6, 7 классах. На каждой последующей ступени обучения производится более углубленное изучение информационных материалов, усложнение технологических операций. Главная идея рабочей программы — обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучающихся. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о разных видах декоративно-прикладного творчества и их значении в жизни каждого человека. Основная часть времени на уроке отводится на практическую работу. Для того чтобы эта деятельность развивала и обучала, очень важно насколько ученик усвоил, что и как нужно делать. Практические занятия должны быть направлены на формирование у детей знаний и умений по изготовлению объектов труда на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы вдохновить ребят на работу, чётко провести анализ образца (определить, сколько деталей нужно заготовить, из каких материалов, какие свойства учесть), логично спланировать ход действий. На всех уроках разумно ставить перед учениками технические и творческие задачи, проблемные ситуации. В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен: знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства. Требования по разделам технологической подготовки В результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученик должен:
методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;
обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
В результате изучения раздела «Материаловедение» ученик должен: Знать/понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий. В результате изучения раздела «Декоративная обработка древесины» ученик должен:
виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву.
выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединить детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков. В результате изучения раздела РАЗДЕЛ «Декоративная обработка металла» ученик должен:
приемы обработки металлов согласно их свойств.
выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков. В результате изучения раздела «РАСТЕНИЕВОДСТВО» ученик должен: знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней. В результате изучения раздела «ЖИВОТНОВОДСТВО» ученик должен:
структуру технологического цикла получения животноводческой продукции; биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона и нескольких ведущих пород для каждого вида; общие требования к условиям содержания животных; наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики.
выполнять основные виды работ по уходу за животными в условиях небольших ферм; определять принадлежность кормов к основным группам (грубые, сочные, концентрированные); сравнивать корма различных групп по питательности; с помощью учебной и справочной литературы составлять простые рационы; подбирать корма для замены в рационе; подбирать пары для разведения животных в небольших хозяйствах; определять продуктивность различных видов животных; по внешним признакам определять больных животных; выполнять простые приемы ветеринарной обработки мелких животных (обработка повреждений кожи); производить дезинфекцию животноводческих помещений и оборудованиянетоксичными препаратами.
В результате изучения раздела «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ» ученик должен:
назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;
объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В;
РАЗДЕЛ «Бытовая техника»
правила техники безопасности; принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых на кухне для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины); правила работы с электроприборами; историю возникновения и устройство холодильников; технические характеристики холодильника; принципиальную электрическую схему холодильника; характеристику работы терморегулятора бытового холодильника; виды его ремонта; домашнюю технологию консервирования холодом; правила полноценного хранения продуктов питания при низких температурах; назначение и типы стиральных машин; устройство стиральной машины; принципиальную электрическую схему стиральной машины.
правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; разбираться в руководстве по эксплуатации бытового холодильника; определять его технические характеристики, определять опытным путем температуру воздуха в холодильнике и морозильной камере в зависимости от положения ручки термостата; разбираться в инструкции по безопасной эксплуатации стиральных машин; выбирать и устанавливать необходимую программу для стирки различных видов швейных и трикотажных изделий.
В результате изучения раздела «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА» ученик должен:
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации;
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;
В результате изучения раздела РАЗДЕЛ «Ремонтные работы в быту» ученик должен:
что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры; материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.
устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ.
создания уютных и комфортных условий проживания. В результате изучения раздела «ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА» ученик должен:
технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
В результате изучения раздела «Семейная экономика» учащийся должен:
Учащиеся должны владеть следующими компетенциями: Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, умением отличать факты от домыслов, использованием статистических и иных методов познания. Общекультурные компетенции. Освоение учеником научной картины мира, расширяющейся до всечеловеческого понимания мира. Ценностно-смысловые компетенции формируют способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать решения. Информационные компетенции. При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию. Коммуникативные компетенции формируют навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Компетенции личностного самосовершенствования. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Тематический план
|
Критерии, показатели оценки профессиональной деятельности педагогических... Регламенту работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих... |
Гончар Елена Леонидовна учитель физики, учитель высшей категории,... Ключевые слова: энергосбережение, окружающая среда, энергетика, электроприборы, источники энергии, техника безопасности |
||
Рабочая программа Английский язык 8 класс Курган, 2017 Автор программы:... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №53 имени А. А. Шараборина»... |
Ольга Борисовна Чупик учитель-логопед высшей квалификационной категории... Ольга Борисовна Чупик – учитель-логопед высшей квалификационной категории мбуо «Центр диагностики и консультирования» |
||
Галушкина Елена Алексеевна Учитель высшей квалификационной категории гбс(К)оу ши I ii вида г. Тихорецка Краснодарского края |
Е. Н. Верхова Зам директора по увр Устимова Елена Анатольевна учитель английского языка первой квалификационной категории |
||
Проблемная технология на уроках английского языка в 9 классе Автор: Закирова Татьяна Валерьевна Маоу «сош №7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми, учитель английского языка высшей квалификационной категории |
Паспорт кабинета информатики ( Медиацентра) Руководитель Ермошина С. Н. – учитель информатики высшей квалификационной категории |
||
Учебного предмета «Технология» Среднее общее образование. Пояснительная... Рабочая программа учебного предмета «Технология» среднего общего образования (базовый уровень) для 10-11 классов на основе следующих... |
Упражнения, способствующие формированию навыков чтения. Добрынина... Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории, моу «Яйская оош №3», п г т. Яя, Кемеровской обл |
||
Диплом лауреата II степени Н. А. Селиванова, учитель-сурдопедагог... Методические рекомендации |
Методическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории |
||
Программа по русскому языку авторов М. М. Разумовской и др отражает... Составитель: Мусина Алмагуль Сиркбаевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология» Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом требований федерального компонента государственного образовательного... |
||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Рабочая программа учебного предмета «Технология» предметной области «Технология» для 1-4 классов составлена на основе |
Рабочая программа Учебного предмета «Технология» Рабочая программа учебного предмета «Технология» предметной области «Технология» для 1-4 классов составлена на основе |
Поиск |