Скачать 0.83 Mb.
|
Дошкольное образование без ФГТ и ФГОС: плюсы и минусы Очеретная Ирина Владимировна, МБ ДОУ № 43 комбинированного вида, г. Новокузнецк Халина Марина Фёдоровна, МБ ДОУ № 74 комбинированного вида, г. Новокузнецк Веселовская Татьяна Сергеевна, МБ ДОУ № 61, г. Новокузнецк Ларченко Инна Васильевна, МБ ДОУ «ЦРР - детский сад № 244», г. Новокузнецк Федорцева Марина Борисовна, МАОУ ДПО ИПК, г. Новокузнецк Современное дошкольное образование - это открытая социально-педагогическая система предоставления образовательных и иных услуг населению, в которой образ дошкольного детства рассматривается как уникальный период жизни человека. На протяжении многих лет институт дошкольного образования зарекомендовал себя как необходимый и значимый институт в развитии детей (таб.1). Таблица 1 - Развитие российского дошкольного образования (вторая половина XIX века – начало XXI века) [2]
Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц и благотворительных обществ. Было их мало и за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады. Развитие российских дошкольных учреждений шло крайне медленно. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. предусматривались затраты на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год. Дошкольное образование в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить К.Д. Ушинского, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозову, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихееву. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 г. «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы дошкольного образования: бесплатность и доступность и подчеркивалось, что общественное воспитания детей дошкольного возраста должно начинаться с рождения ребенка и осуществлятьего всестороннее развитие. Огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста сыграла Н. К. Крупская. Она внесла большой вклад в разработку теории дошкольного воспитания. Надежда Константиновна много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы детского сада. В 30-х годах. впервые был поставлен вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. В это же время основан методический журнал «Дошкольное воспитание», который знакомит своих читателей с передовым опытом, новыми идеями и методикой, освещает задачи дошкольного воспитания. В 1934 г. «родилась» первая программа. Великая Отечественная война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Но, несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, государство по-прежнему проявляло заботу о дошкольном образовании. В 1944 г. принято постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей», которое предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома. В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии. В послевоенное время продолжилось развитие системы дошкольного образования. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад, где дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Наступил «золотой век» советского дошкольного образования, его апогей и кульминация. Советское образование было одним из лучших образцов индустриальной эпохи. Ценность дошкольного воспитания заключается в том, что в нем преобладают – доброта, любовь, душевная теплота, искренность, бережное отношение к душе ребенка. Изначально система детских садов была предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. В дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. В 1962 году на свет появилась – комплексная «Программа воспитания в детском саду» - «бабушка» современной традиционной программы. Она переиздавалась 9 раз, просуществовала до 1984 г. и была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду. Она прошла многолетнюю апробацию, была обеспечена разнообразными методическими материалами. Выпускники советских педучилищ, получив качественную профессиональную подготовку, действовали по четко прописанному алгоритму профессиональной деятельности. А затем в процессе профессионального развития (в условиях продолжительной и эффективной реализации «программы Васильевой») формировался свой неповторимы стиль. На пороге 80-90-х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), декларирующая необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Важным событием в этот период было и принятие народами мира Конвенции о правах ребенка. Но система «общественного дошкольного воспитания» как полноправная и неотъемлемая ступень общего образования не признается, ни родителями, ни учителями начального звена школы, ни государством. 90-е годы (годы перестройки) характеризуются серией документов о развитии дошкольного образования. Этот период сопровождается инновационным «взрывом» в образовании и вмести с тем расслоением общества, снижением ценности дошкольного образования, появлением «неуправляемых» требований родителей к детскому саду, уходом из ДОУ высококвалифицированных кадров. В 10-е годы XXI века у «дошкольного воспитания» отсутствует общеобразовательный статус. Возникла необходимость законодательно определить ступень образования для «дошколки». Что для этого необходимо? Во-первых, поддержка государства. Сегодня многие государственные документы выделяют основные направления развития системы дошкольного образования (повышение доступности, обеспечение потребности семей услугами дошкольного образования, повышение качества образовательных услуг) и перспективные задачи развития системы: Государственная образовательная политика Российской Федерации делает особый акцент на дошкольное образование, о чем свидетельствуют нормативные документы. Литература
Основные тенденции образовательной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования Халина Марина Федоровна, МБДОУ «Детский сад №74» комбинированного вида Государственная образовательная политика Российской Федерации делает особый акцент на дошкольное образование, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Важнейшей задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является определение концептуальных основ дошкольного образования (корректировка Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)), обеспечение качества дошкольного образования и определение подходов к его оценке. Законодательные акты и нормативно-правовые документы последних лет, отражающие политику государства в области образования, указывают на необходимость повышения качества дошкольного образования, улучшения результативности педагогической деятельности, соблюдения новых требований при организации образовательного процесса. Главная задача государственной образовательной политики Российской Федерации - обеспечение современного качества образования. Модернизация системы образования вносит свои коррективы в устоявшуюся деятельность дошкольных образовательных учреждений. Неполнота процесса стандартизации современного дошкольного образования России порождает ряд социально-экономических и политических рисков. Среди них наиболее существенными являются затруднение реализации государственной политики в сфере образования; препятствие в обеспечении преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. В настоящее время система дошкольного образования имеет действующий заменитель стандарта первого поколения в виде утверждённых Министерством образования РФ 12.09.1996 г. «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», а также неполный стандарт второго поколения в виде федеральных государственных требований, из совокупности которых выпал наиболее значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 655 от 23 ноября 2009 г.). ФГТ - это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет важные принципы, по которым необходимо фактически перестраивать образовательную работу в дошкольных учреждениях с учетом специфики обучения дошкольников. ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития. Система действий в области дошкольного образования в формате реализации ФГТ призвана создать в ДОУ условия, способствующие развитию интегративных качеств. Неполнота процесса стандартизации российского дошкольного образования в настоящее время отчетливо осознается научным сообществом, практическими работниками и руководителями всех уровней управления. В качестве временной меры (до принятия ФГОС дошкольного образования) Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о включение итогового интегрального результата дошкольного образования в федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655). Указанный результат представляет собой «социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, состоящий из 9-ти интегративных качеств, которые являются адекватной характеристикой ребенка «на выходе» из дошкольного возраста. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» основная общеобразовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами…» Прослеживается явное противоречие: «…установленных соответствующими государственными стандартами…» Что же такое стандартизация в образовании? Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения: - безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса; - повышения качества образования; - экономии всех видов ресурсов; - единства измерения результатов образовательного процесса. С сентября 2013 года в экспериментальном режиме в российские детские сады вводится новый федеральный образовательный стандарт – ФГОС. Стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». В России появляется новая ступень образования — дошкольное образование. ФГОС ДО включает в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования: требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного детства в России; актуальные проблемы системы дошкольного образования вносят в содержание программ необходимые изменения, а именно: ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования; документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились). ФГОС ДО учитывает: самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; социокультурное разнообразие детства; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка. В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. В ФГОС ДО намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию. Это одно из ключевых условий. Предполагает, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. В проекте ФГОС ДО не в полной мере раскрыта одна из главных задач воспитания – духовно-нравственное развитие личности, не показана преемственность этого направления с другими ступенями образования и, в первую очередь, с начальным общим образованием. При этом ФГОС начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (раздел «Общие положения», п. 6). Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе. Больше всего неразберихи будет из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного), разведены речевое развитие и познавательное развитие. Организационно реализация содержания прописана крайне слабо. Нет упоминания ни форм, ни видов образовательной деятельности и взаимодействия, ни методов. Частично есть упоминание видов образовательной деятельности как непосредственной образовательной деятельности, деятельности в ходе режимных моментов и взаимодействия с родителями. При этом то, ради чего психологи взялись за разработку стандарта – самостоятельной деятельности детей и форм организации самостоятельной групповой и коллективной деятельности – просто нет. Дети полностью подконтрольны взрослому. За многие годы мы привыкли к термину «дошкольное воспитание». Речь идет не о «смене вывески» в угоду новым веяниям. В последние годы, «во многом благодаря мощному инновационному движению, охватившему дошкольные учреждения страны, де-факто формировался собственно образовательный статус того, чем занимаются взрослые с детьми в организованной педагогической форме до школы. Теперь это закреплено де-юре» [1]. Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. |
Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы плюсы и минусы Младший научный сотрудник Института институциональных исследований ниу вшэ, г. Москва |
«Пищевые добавки: их плюсы и минусы» Здоровье – основное условие счастливой жизни. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность... |
||
Задачи: -изучение процессов получения атомной энергии -изучение истории... Цель исследования: выявить отношение людей к атомной энергетике, плюсы и минусы атомной энергетики |
Вы решили зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя,... Ип и все они имеют свои плюсы и минусы. Данный ресурс посвящен исключительно государственной регистрации ип во всех её проявлениях.... |
||
Рабочая программа Волшебный мир «Оригами» Разработан в соответствии с фгт Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Ласточка» |
Государственное бюджетное профессиональное Контрольно оценочные средства по общепрофессиональной дисциплине опд. 01 «Педагогика» разработаны в соответствии с фгос среднего... |
||
Экспедитор ────────────────────────────── (наименование организации)... На должность экспедитора принимается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы,... |
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование» Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста. Вып. 4, Ч. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144... |
||
Дошкольное образование предшествующие начальному общему образованию Вид деятельности: дошкольное образование предшествующие начальному общему образованию |
Должностная инструкция На должность секретаря назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы... |
||
Общество с ограниченной ответственностью На должность механика назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы... |
Законодательство о труде Российской Федерации На должность архивариуса назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы... |
||
2. Экспедитор должен знать На должность водителя-экспедитора назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к... |
1. Архивариус относится к категории технических специалистов На должность архивариуса назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы... |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сыртланова, Н. Ш. Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению "Педагогическое... |
Должностная инструкция экспедитора На должность экспедитора назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы... |
Поиск |