Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
страница1/7
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.АКМУЛЛЫ

Кафедра дошкольной педагогики и психологии




КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

Уфа 2016
УДК 373.2

ББК 74.10я73

С 95

Печатается по решению учебно-методического совета

Башкирского государственного педагогического университета

им. М.Акмуллы


Сыртланова, Н.Ш. Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению "Педагогическое образование", профиль "Дошкольное образование [Текст] /Н.Ш. Сыртланова. Уфа, 2016. – 67 с.

Предлагаемое практическое пособие – рассмотрение процесса подготовки курсовой и выпускной квалификационной работ по дошкольной педагогике бакалавра, начиная от выбора темы исследования и заканчивая ее публичной защитой.

В данном пособии раскрывается технология написания курсовых и выпускных квалификационных работ по дошкольной педагогике. Излагается порядок подготовки и их публичной защиты.

Пособие предназначено студентам дошкольного отделения, работающим над научным исследованием.

Рецензенты:

Л.В. Панова, канд. пед. н., профессор (Академия ВЭГУ);

И.Г. Боронилова, канд. пед. н., доцент (БГПУ).

ISBN 978-5-87978-454-1

© Издательство БГПУ, 2016

©Сыртланова Н.Ш., 2016
СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка


4

1

Содержание и этапы выполнения курсовой работы


6

1.1

Порядок выбора и утверждение темы работы


6

1.2

Последовательность выполнения курсовой работы


6

1.3

Содержание курсовых работ


7

1.4

Критерии курсовой работы


9

II

Содержание и этапы выполнения ВКР


9

2.1

Составление индивидуального и рабочего плана


10

2.2.

Функции научного руководителя ВКР





2.3

Структура ВКР


12

III

Содержательные основы исследовательской работы





3.1

Частные методы эмпирического исследования


32

IV.

Работа с понятийным аппаратом исследования


37

4.1

Изложение изученного материала


38

4.2.

Работа с понятийным аппаратом


42

V

.Требования к оформлению исследовательской работы


47

VI.

Процедура защиты ВКР


54

6.1.

Алгоритм защиты ВКР


54

6.2.

Подготовка защитного слова


55




Список литературы


58




Приложения

60

Пояснительная записка
Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образования в огромной мере зависят от педагогов – от их научной квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности в период обучения в вузе. Это объясняется, во-первых, тем, что лекционные и семинарские занятия не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли; во-вторых, в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать; в-третьих, меняются методы работы ДОУ, вуза, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности.

Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание студентами курсовых работ (далее – КР) по дошкольной педагогике и выпускных квалификационных работ (далее - ВКР) по профилю подготовки «Дошкольное образование». Последние являются важным звеном в выработке каждым студентом навыков самостоятельного изучения науки и практики дошкольной педагогики, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретений опыта накопления и получения знаний, что необходимо будущему бакалавру педагогического образования, работающему по профилю «Дошкольное образование».

В ходе производственной практики бакалаврами осуществляется научно-исследовательская работа. Содержание практики дает возможность изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме исследования; составлять отчеты по теме или ее разделу исследования; выступить с докладом на конференции.

Недостаточное методическое обеспечение по научно-исследовательской деятельности бакалавров по профилю подготовки «Дошкольное образование» приводит к тому, что зачастую допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. Цель данного пособия – дать ряд практических советов по подготовке и написанию КР и ВКР по профилю подготовки.

Как выбрать темы курсовой и выпускной квалификационной работы? Где и как искать необходимые материалы? Какова технология подготовки и оформления работ? Как построить процедуру защиты? Каковы критерии оценки работ? Вот круг вопросов, на которые авторы предлагают ответы, рожденные многолетним опытом работы в вузе и в профессиональной педагогической деятельности.

Мы надеемся, что данное пособие, поможет студентам выполнять научно-исследовательские работы эффективно и плодотворно.

I. Содержание и этапы выполнения курсовой работы
Курсовая работа – это один из видов научно-исследовательской работы, которую выполняет студент за время обучения в вузе. Курсовая работа тематически связана с соответствующими учебными курсами, которые определены государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО).

Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно под научным руководством со стороны преподавателя. В курсовой работе исследуется какая-либо проблема дошкольной педагогики. К таким проблемам могут относиться: моделирование образовательного процесса в ДОО; взаимодействие педагога, детей, родителей; педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста; предметная, познавательная, игровая, художественно-эстетическая деятельность дошкольников; современные концепции дошкольного образования, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников и т.д.
1.1. Порядок выбора и утверждение темы работы
Темы КР разрабатываются кафедрой с учетом их актуальности, научной и практической значимости, обсуждаются и утверждаются кафедрой в начале учебного года. Кафедра организует встречи научных руководителей со студентами, которые в течение сентября должны выбрать тему и, согласовав свой выбор с научным руководителем, оформить его заявлением на имя директора ИП с просьбой утвердить тему работы.

Рекомендации:

При выборе темы курсовой и выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться:

  • вашими возможностями и научными интересами;

  • глубиной знания по выбранному направлению;

  • желанием выполнить работу теоретического, практического и опытно-поискового характера;

  • профилем, подготовки;

  • преемственностью курсовой работы с ВКР.

Тематика работ, выбранных студентами и согласованных с научным руководителем, утверждается решением кафедры.
1.2. Последовательность выполнения курсовой работы
Чтобы эффективно выполнить курсовую работу необходимо четко определить последовательность ее выполнения. Основные этапы курсовой работы заключаются в следующем:

  • определение темы научной работы и его вида;

  • работа с библиографией: подбор и изучение современных и исторических источников, связанных с проблемой работы, систематизация найденных источников (по годам, по проблемам и т.д.);

  • разработка научного аппарата исследования: выделение актуальности, степени разработанности и противоречий в исследовании, определение объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методологии и методов, теоретической и практической значимости, базы исследования, способов апробации результатов и структуры работы;

  • реферирование найденных материалов, нахождение существенных (ключевых) аспектов, поиск доказательных примеров и ситуаций;

  • изучение соответствующего педагогического опыта как в теории (по авторским публикациям), так и на практике (во время педпрактики, в собственной педагогической деятельности), теоретическое обоснование гипотезы исследования;

  • систематизация и обобщение освоенных в теории и практике материалов по теме исследования, обоснование критериев и показателей дальнейшего эмпирического изучения объекта исследования;

  • разработка программы педагогической деятельности в рамках исследовательской работы;

  • апробация методов опытно-поисковой работы;

  • эмпирическое доказательство гипотезы исследования;

  • итоговое обобщение результатов проведенного исследования;

  • оформление текста в соответствии с принятыми требованиями;

  • представление и защита курсовой работы.


1.3. Содержание курсовых работ
Курсовые работы условно можно разделить на два основных вида: реферативно-описательные и проектно-практические. В реферативно-описательных курсовых работах представлен историко-логический обзор литературы по исследуемой проблеме, поэтому содержание работы разворачивается примерно следующим образом:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы …

1.1. Исторический обзор (изучение проблемы в наследии ученых прошедших лет)

1.2. Общий теоретический обзор (освещение современного состояния проблемы)

1.3. Детализация проблемы (выявление и характеристика (ключевых), существенного (существенных) аспектов, изучение практического опыта).

1.4. Выводы по I главе

Заключение

Литература

Реферативно-описательная работа, которая обычно пишется на третьем курсе обучения, может (и должна) стать первичным этапом подготовки ВКР.

Следующим видом курсовой работы является проектная деятельность, апробируемая на практике.

В проектно-практической курсовой работе предполагается представление проекта педагогической деятельности, связанной с темой работы; проведение соответствующей диагностики, формирующего (собственно деятельностного этапа опытно-поисковой работы), и, наконец, обобщение результатов. Содержание данной курсовой работы может быть раскрыто следующим образом:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы …

    1. Состояние проблемы ….. в психолого-педагогических исследованиях

    2. Обосновывается гипотеза исследования

Выводы по 1 главе

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы …..

    1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы (база, испытуемые, этапы, выбор критериев и показателей, методов диагностики и т.д.).

    2. Разработка практико-ориентированного педагогического проекта по проблеме исследования

    3. Апробация (описание объекта, диагностики, результатов констатирующего этапов опытно-поисковой работы (если таковой имеется), интерпретация полученных данных);

Выводы по 2 главе

Заключение

Литература

Последовательная и сущностная интерпретация содержания курсовой работы дает основание для определения формулировки темы выпускной квалификационной работы (ВКР) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерная тематика исследовательских работ


Тема курсовой работы

Тема ВКР

Организация драматизации в образовательном процессе

Драматизация как условие социально-коммуникативного развития старших дошкольников

Психолого-педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки старших дошкольников

Психолого-педагогические условия подготовки ребенка к обучению в школе

Взаимодействие семьи и ДОУ в подготовке ребенка к обучению в школе

Воспитание культуры межнационального общения детей 6-7-лет

Проектирование процесса формирования культуры межнационального общения детей 6-7-лет в полиэтнической среде

Экологическое развитие детей дошкольного возраста

Использование режиссерской игры в экологическом развитии детей дошкольного возраста

Проектирование образовательного маршрута дошкольников

Проектирование образовательного маршрута по эстетическому воспитанию младших дошкольников


1.4. Критерии курсовой работы


  • актуальность темы исследования;

  • соответствие содержания работы теме исследования;

  • глубина проработки материала;

  • правильность и полнота разработки поставленных задач;

  • адекватность диагностических методик объекту исследования;

  • эффективность проведенного исследования;

  • значимость выводов для последующей практической деятельности;

  • соответствие оформления курсовой работы требованиям.

Курсовая работа регистрируется на кафедре за месяц до защиты и представляется студентом научному руководителю, который допускает ее к защите. Курсовая работа проходит публичную защиту перед комиссией преподавателей (не менее 3), которые оценивают ее по пятибальной системе.

Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения. Принятые курсовые работы хранятся на кафедре в течение двух лет, а затем списываются по акту.
II Содержание и этапы выполнения ВКР
Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельное, завершенное научное исследование, содержание которого включает обобщение теории и практики на конкретную тему с обязательной публичной защитой. ВКР представляется в виде рукописи. При защите выпускник должен продемонстрировать соответствие своей подготовки в части теоретических знаний, профессиональных умений и навыков требованиям ФГОС ВО.
2.1. Составление индивидуального и рабочего плана
Приступить к выполнению ВКР бакалавр должен за год до окончания обучения. ВКР выполняется в течение года. Совместная работа студента-дипломника и его научного руководителя начинается с составления индивидуального плана. Научный руководитель помогает составить план работы, а также составить календарный график работы. План начинается с разработки темы, составляется перечень дел, связанных внутренней логикой исследования. Необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. План имеет динамический, подвижный характер.

Успешно выполнить ВКР помогает индивидуальный план подготовки, который каждый студент разрабатывает совместно с научным руководителем. Такой план помогает установить логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов ВКР. К тому же план дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы. Можно использовать схему данной Н.А.Виноградовой (см. таблицу 2) [3].
Индивидуальный план подготовки ВКР

Ф.И.О студента ___________________________________________

Тема_____________________________________________________

Форма обучения___________________________________________

Таблица 2


Содержание работы

Срок

выпол-

нения

Отметка о выполне-нии

1

2

3

1 этап - подготовительный

Определение методологических основ исследования:

- выбор темы;

- составление списка литературы по теме исследования;

- определение объекта исследования;

- определение предмета исследования;

- выделение и анализ базовых понятий по теме исследования







Подготовка к организации и проведению исследования:

- анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста;

- уточнение темы;







- формирование гипотезы, цели, задачи исследования;

- выбор методов исследования и конкретной базы для проведения опытно-поисковой работы (ДОО, учреждения дополнительного образования и т.д.).








2 этап - подготовка и проведение опытно-поисковой работы

Планирование опытно-поисковой работы:

- определение экспериментальной и контрольной групп;

- подбор диагностических методик и методики наблюдений за изучаемыми объектами и их фиксация;

- разработка системы работы с детьми по теме исследования (планов-конспектов, воспитательных мероприятий и других форм опытно-поисковой работы);

- разработка методики анализа результатов исследования (уровни, критерии, показатели);

- получение консультаций в целях уточнения диагностических методик и возможности их применения при проведении опытно-поисковой работы.

Проведение опытно-поисковой работы:

- проведение констатирующего этапа эксперимента;

- на основе анализа констатирующего этапа проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, т.е системы работы с детьми (занятия, технология, индивидуальная работа, направленная на проверку гипотезы и осуществление задач опытной работы);

- анализ проведения формирующего эксперимента, внесение возможных уточнений гипотезы и содержания опытно-поисковой работы, описание опытной работы с определением возможных позитивных и негативных результатов, определение психолого-педагогических условий ее эффективности и устранение негативных явлений;

- проверка выполнения задач исследования и определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих их выполнение;

- заключительный контрольный срез эксперимента, анализ, выводы, возможные рекомендации






3 этап – оформление ВКР

Завершение написания квалификационной работы:

- компоновка подготовленных текстов;

- написание выводов;

- составление заключения;

- написание введения.







Оформление списка литературы

Составление приложений

Составление оглавления

Оформление титульного листа





4 этап - подготовка и защита ВКР

Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии

Ознакомление с рецензиями

Подготовка текста для публичной защиты









2.2. Функции научного руководителя ВКР


  • определяет задание на выполнение работы не позднее, чем за 8 месяцев до защиты;

  • помогает составить план выполнения работы;

  • оказывает помощь в подборе литературы, справочных материалов и других источников по теме;

  • по установленному графику консультирует выпускника по методам, содержанию и оформлению работы;

  • проверяет ход выполнения работы в соответствии с календарным планом;

  • оказывает помощь при подготовке к предзащите работы;

  • пишет отзыв на подготовленную к защите работу.

По завершении работы, но не позднее, чем за два месяца до ее защиты, на кафедре проводится представление результатов исследования (предзащита) с целью проверки соответствия содержания установленным целям и задачам, а также принятия решения о допуске к квалификационной защите, назначения рецензентов из числа специалистов в данной области знания.

Согласно графику учебного процесса, время, отводимое на заключительную подготовку к защите ВКР составляет не менее 8 недель.
2.3. Структура ВКР
Структура ВКР может иметь различное – двух – или трехглавое построение. Это обусловлено общим концептуальным подходом, определяемым в процессе совместной работы научного руководителя и выпускника.

Двуглавое построение ВКР предполагает следующую структуру:

Введение

Глава I (теоретическая). Теоретические основы проблемы……..

1.1. Раскрывается объект исследования (теоретические концепции, на которые опирается исследование, критерии, показатели диагностики).

1.2. Раскрывается предмет исследования (обосновываются положения, на которые опирается варьирование независимой переменной).

1.3. Обосновывается гипотеза исследования.

Выводы по I главе

Глава II (практическая). Опытно-экспериментальное исследование …..

2.1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы (база, испытуемые, этапы, критерии, показатели и методы диагностики и т.д.).

2.2. Описание процесса апробации (формирующего этапа).

2.3. Сравнительная характеристика результатов проведенного исследования.

Выводы по II главе

Заключение

Литература

Приложения

Трехглавое построение ВКР может базироваться на следующих вариантах:

А) В первой главе дана характеристика объекта исследования; во второй – характеристика предмета исследования; в третьей – обоснование положений гипотезы.

Б) Первая глава отражает результаты теоретического анализа проблемы; вторая – результаты констатирующего (диагностического) этапа опытной части исследования; третья – представляет преобразующий (формирующий) и заключительный (контрольный) этапы опытно-экспериментальной части исследования.

Приведем примеры двуглавого и трехглавого построения ВКР.

Тема «Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО»

Введение

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме исследования ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО

    1. «Ценности» и их классификации

    2. Общая характеристика ценностных ориентаций личности

    3. Методы формирования ценностных ориентаций личности

Выводы по I главе

ГЛАВА II. Исследование ценностных ориентаций студентов Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы

2.1. Объект и методы исследования

2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций студентов 2012-13 гг

2.3. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов 2013-14 и 2014-15 гг

Выводы по II главе

Заключение

Литература

Приложения
Тема «Педагогическое взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО»

Введение

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

    1. Взаимодействие как педагогическая категория.

    2. Особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

Выводы по I главе

ГЛАВА II. Организация педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

2.1. Методы и формы взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

2.2. Структурно-функциональная модель педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

Выводы по II главе

ГЛАВА III. Методика педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

2.1. Исследование уровней и типов взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

2.2. Характеристика динамики уровней взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

Выводы по III главе

Заключение

Литература

Приложения
III. Содержательные основы исследовательской работы
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Утверждено: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconПроект программы федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск