Скачать 0.95 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ Кафедра дошкольной педагогики и психологии КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Уфа 2016 УДК 373.2 ББК 74.10я73 С 95 Печатается по решению учебно-методического совета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы Сыртланова, Н.Ш. Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению "Педагогическое образование", профиль "Дошкольное образование [Текст] /Н.Ш. Сыртланова. Уфа, 2016. – 67 с. Предлагаемое практическое пособие – рассмотрение процесса подготовки курсовой и выпускной квалификационной работ по дошкольной педагогике бакалавра, начиная от выбора темы исследования и заканчивая ее публичной защитой. В данном пособии раскрывается технология написания курсовых и выпускных квалификационных работ по дошкольной педагогике. Излагается порядок подготовки и их публичной защиты. Пособие предназначено студентам дошкольного отделения, работающим над научным исследованием. Рецензенты: Л.В. Панова, канд. пед. н., профессор (Академия ВЭГУ); И.Г. Боронилова, канд. пед. н., доцент (БГПУ). ISBN 978-5-87978-454-1 © Издательство БГПУ, 2016 ©Сыртланова Н.Ш., 2016 СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образования в огромной мере зависят от педагогов – от их научной квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности в период обучения в вузе. Это объясняется, во-первых, тем, что лекционные и семинарские занятия не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли; во-вторых, в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать; в-третьих, меняются методы работы ДОУ, вуза, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности. Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание студентами курсовых работ (далее – КР) по дошкольной педагогике и выпускных квалификационных работ (далее - ВКР) по профилю подготовки «Дошкольное образование». Последние являются важным звеном в выработке каждым студентом навыков самостоятельного изучения науки и практики дошкольной педагогики, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретений опыта накопления и получения знаний, что необходимо будущему бакалавру педагогического образования, работающему по профилю «Дошкольное образование». В ходе производственной практики бакалаврами осуществляется научно-исследовательская работа. Содержание практики дает возможность изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме исследования; составлять отчеты по теме или ее разделу исследования; выступить с докладом на конференции. Недостаточное методическое обеспечение по научно-исследовательской деятельности бакалавров по профилю подготовки «Дошкольное образование» приводит к тому, что зачастую допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. Цель данного пособия – дать ряд практических советов по подготовке и написанию КР и ВКР по профилю подготовки. Как выбрать темы курсовой и выпускной квалификационной работы? Где и как искать необходимые материалы? Какова технология подготовки и оформления работ? Как построить процедуру защиты? Каковы критерии оценки работ? Вот круг вопросов, на которые авторы предлагают ответы, рожденные многолетним опытом работы в вузе и в профессиональной педагогической деятельности. Мы надеемся, что данное пособие, поможет студентам выполнять научно-исследовательские работы эффективно и плодотворно. I. Содержание и этапы выполнения курсовой работы Курсовая работа – это один из видов научно-исследовательской работы, которую выполняет студент за время обучения в вузе. Курсовая работа тематически связана с соответствующими учебными курсами, которые определены государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно под научным руководством со стороны преподавателя. В курсовой работе исследуется какая-либо проблема дошкольной педагогики. К таким проблемам могут относиться: моделирование образовательного процесса в ДОО; взаимодействие педагога, детей, родителей; педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста; предметная, познавательная, игровая, художественно-эстетическая деятельность дошкольников; современные концепции дошкольного образования, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников и т.д. 1.1. Порядок выбора и утверждение темы работы Темы КР разрабатываются кафедрой с учетом их актуальности, научной и практической значимости, обсуждаются и утверждаются кафедрой в начале учебного года. Кафедра организует встречи научных руководителей со студентами, которые в течение сентября должны выбрать тему и, согласовав свой выбор с научным руководителем, оформить его заявлением на имя директора ИП с просьбой утвердить тему работы. Рекомендации: При выборе темы курсовой и выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться:
Тематика работ, выбранных студентами и согласованных с научным руководителем, утверждается решением кафедры. 1.2. Последовательность выполнения курсовой работы Чтобы эффективно выполнить курсовую работу необходимо четко определить последовательность ее выполнения. Основные этапы курсовой работы заключаются в следующем:
1.3. Содержание курсовых работ Курсовые работы условно можно разделить на два основных вида: реферативно-описательные и проектно-практические. В реферативно-описательных курсовых работах представлен историко-логический обзор литературы по исследуемой проблеме, поэтому содержание работы разворачивается примерно следующим образом: Введение Глава I. Теоретические основы проблемы … 1.1. Исторический обзор (изучение проблемы в наследии ученых прошедших лет) 1.2. Общий теоретический обзор (освещение современного состояния проблемы) 1.3. Детализация проблемы (выявление и характеристика (ключевых), существенного (существенных) аспектов, изучение практического опыта). 1.4. Выводы по I главе Заключение Литература Реферативно-описательная работа, которая обычно пишется на третьем курсе обучения, может (и должна) стать первичным этапом подготовки ВКР. Следующим видом курсовой работы является проектная деятельность, апробируемая на практике. В проектно-практической курсовой работе предполагается представление проекта педагогической деятельности, связанной с темой работы; проведение соответствующей диагностики, формирующего (собственно деятельностного этапа опытно-поисковой работы), и, наконец, обобщение результатов. Содержание данной курсовой работы может быть раскрыто следующим образом: Введение Глава I. Теоретические основы проблемы …
Выводы по 1 главе Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы …..
Выводы по 2 главе Заключение Литература Последовательная и сущностная интерпретация содержания курсовой работы дает основание для определения формулировки темы выпускной квалификационной работы (ВКР) (см. таблицу 1). Таблица 1 Примерная тематика исследовательских работ
1.4. Критерии курсовой работы
Курсовая работа регистрируется на кафедре за месяц до защиты и представляется студентом научному руководителю, который допускает ее к защите. Курсовая работа проходит публичную защиту перед комиссией преподавателей (не менее 3), которые оценивают ее по пятибальной системе. Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения. Принятые курсовые работы хранятся на кафедре в течение двух лет, а затем списываются по акту. II Содержание и этапы выполнения ВКР Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельное, завершенное научное исследование, содержание которого включает обобщение теории и практики на конкретную тему с обязательной публичной защитой. ВКР представляется в виде рукописи. При защите выпускник должен продемонстрировать соответствие своей подготовки в части теоретических знаний, профессиональных умений и навыков требованиям ФГОС ВО. 2.1. Составление индивидуального и рабочего плана Приступить к выполнению ВКР бакалавр должен за год до окончания обучения. ВКР выполняется в течение года. Совместная работа студента-дипломника и его научного руководителя начинается с составления индивидуального плана. Научный руководитель помогает составить план работы, а также составить календарный график работы. План начинается с разработки темы, составляется перечень дел, связанных внутренней логикой исследования. Необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. План имеет динамический, подвижный характер. Успешно выполнить ВКР помогает индивидуальный план подготовки, который каждый студент разрабатывает совместно с научным руководителем. Такой план помогает установить логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов ВКР. К тому же план дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы. Можно использовать схему данной Н.А.Виноградовой (см. таблицу 2) [3]. Индивидуальный план подготовки ВКР Ф.И.О студента ___________________________________________ Тема_____________________________________________________ Форма обучения___________________________________________ Таблица 2
2.2. Функции научного руководителя ВКР
По завершении работы, но не позднее, чем за два месяца до ее защиты, на кафедре проводится представление результатов исследования (предзащита) с целью проверки соответствия содержания установленным целям и задачам, а также принятия решения о допуске к квалификационной защите, назначения рецензентов из числа специалистов в данной области знания. Согласно графику учебного процесса, время, отводимое на заключительную подготовку к защите ВКР составляет не менее 8 недель. 2.3. Структура ВКР Структура ВКР может иметь различное – двух – или трехглавое построение. Это обусловлено общим концептуальным подходом, определяемым в процессе совместной работы научного руководителя и выпускника. Двуглавое построение ВКР предполагает следующую структуру: Введение Глава I (теоретическая). Теоретические основы проблемы…….. 1.1. Раскрывается объект исследования (теоретические концепции, на которые опирается исследование, критерии, показатели диагностики). 1.2. Раскрывается предмет исследования (обосновываются положения, на которые опирается варьирование независимой переменной). 1.3. Обосновывается гипотеза исследования. Выводы по I главе Глава II (практическая). Опытно-экспериментальное исследование ….. 2.1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы (база, испытуемые, этапы, критерии, показатели и методы диагностики и т.д.). 2.2. Описание процесса апробации (формирующего этапа). 2.3. Сравнительная характеристика результатов проведенного исследования. Выводы по II главе Заключение Литература Приложения Трехглавое построение ВКР может базироваться на следующих вариантах: А) В первой главе дана характеристика объекта исследования; во второй – характеристика предмета исследования; в третьей – обоснование положений гипотезы. Б) Первая глава отражает результаты теоретического анализа проблемы; вторая – результаты констатирующего (диагностического) этапа опытной части исследования; третья – представляет преобразующий (формирующий) и заключительный (контрольный) этапы опытно-экспериментальной части исследования. Приведем примеры двуглавого и трехглавого построения ВКР. Тема «Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО» Введение ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме исследования ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО
Выводы по I главе ГЛАВА II. Исследование ценностных ориентаций студентов Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы 2.1. Объект и методы исследования 2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций студентов 2012-13 гг 2.3. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов 2013-14 и 2014-15 гг Выводы по II главе Заключение Литература Приложения Тема «Педагогическое взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО» Введение ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста
Выводы по I главе ГЛАВА II. Организация педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста 2.1. Методы и формы взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста 2.2. Структурно-функциональная модель педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. Выводы по II главе ГЛАВА III. Методика педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. 2.1. Исследование уровней и типов взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста 2.2. Характеристика динамики уровней взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. Выводы по III главе Заключение Литература Приложения III. Содержательные основы исследовательской работы |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Утверждено: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный... |
||
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Проект программы федеральное государственное бюджетное образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет... |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет... |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет... |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет... |
||
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск |