Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей


Скачать 358 Kb.
Название Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей
страница 1/2
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образование детей

Центр дополнительного образования детей им. В.Волошиной

Методические рекомендации

по содержанию деятельности педагога-организатора

учреждения дополнительного образования детей:

оформлению программ, организации и проведению досуговых мероприятий, оформлению текущей документации

Составитель:

Н.Н. Колесникова,

методист «ЦДОД им. В.Волошиной»

Кемерово 2012

Основной перечень рабочей документации

педагога-организатора ОУ ДОД


  1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-организатора в ОУ ДОД.

  2. Должностная инструкция педагога-организатора ОУДОД.

  3. Программа по профилю (направлению) деятельности, досуговая или программа деятельности, содержащая рецензию (внутреннюю).

Типы программ

По характеру выбора средств достижения цели:

  • Образовательные (по стандарту учреждений дополнительного образования с учетом возможностей и необходимости);

  • Культурно – досуговые (программы организации предметного и инициативного досуга, включая организацию общения, встреч, праздничных событий, а также формирование и развитие различных коллективных форм культурной самореализации – мастерских, студий, самодеятельных коллективов и пр.);

  • Социально–педагогические (включающие задачи и технологии по социально-педагогической поддержке проблем взросления, адаптации, с элементами работы с семьей, школьными проблемами и т.п.).

По уровню сложности задач, в том числе ориентированных на формирование коллектива и работы с социумом:

  • Программа деятельности детского, детско-подросткового или молодежного объединения;

  • Проект (организационно-методический сценарий проведения массовых мероприятий и реализации проектной идеи для учреждения в целом и социума, как собственными силами, так и с привлечением других участников и организаций);

  • Программа по направлению деятельности в рамках программы работы учреждения (включая годовой сценарно-событийный план, реализацию специальных программ, проектов и т.д.).

  1. Анализ работы за предыдущие учебные годы.

Анализ работы составляется за полугодие и учебный год. При анализе педагог-организатор обращается к плану работы на учебный год. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы. Анализ работы – это не просто констатация фактов, а анализ с позиции: анализа целей и задач, которые ставились в работе педагога-организатора на этот период; что удалось выполнить? что положительного можно отметить? какие затруднения возникли? каким образом представлен результат? какие задачи не удалось выполнить, и по какой причине? анализа методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса: какие методические разработки, рекомендации, пособия, программы были разработаны; какие оформлены и разработаны документы.

  1. План педагога-организатора.

  2. Сценарии конкурсных, игровых программ, оформленных в соответствии с требованиями к соответствующим группам и видам методической продукции.

  3. Рекомендуем предоставлять план-конспект проведения открытого мероприятия.


Структура досуговой программы


  1. Титульный лист.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным.

  1. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.

  2. Целевое назначение программы, ее задачи.

  3. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.

  4. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.

  5. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.

  6. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.

  7. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).

  8. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально-техническое).

  9. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).

  10. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).


Особенности и типы досуговых программ
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем:

  • содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);

  • овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

  • источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

  • в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых программ (типология программ предложена Гальченко А. Б., руководителем Городского методического объединения педагогов-организаторов Санкт-Петербургского дворца творчества юных). За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются

7 типов досуговых программ:

  • разовая игровая программа;

  • конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

  • игра-спектакль;

  • театрализованная сюжетная игра;

  • зрелище;

  • праздник;

  • длительная досуговая программа.

  1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

  2. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

  3. Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.

  4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий – это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

  • четко изложенные педагогические задачи;

  • план подготовки игры;

  • экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

  • сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения школьников в ту или иную ситуацию;

  • список литературы для подготовки детей к игре.

  1. Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь – организовать дело так, чтобы школьники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

  2. Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

  • слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчеств;

  • приветствия, презентации, церемонии;

  • гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

  • физкультурные праздник;

  • тематические недели, тематические дни и др.

  1. Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже на несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В ОУ ДОД длительная игровая программа может быть организована в форме игры-путешествия с привалами (праздниками). Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:

  • пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

  • описание содержания программы;

  • характеристику ее материального обеспечения;

  • список литературы.

Требования к написанию и оформлению сценария мероприятия
Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, линейки, любого дела. Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания:

  • художественное оформление;

  • световая партитура;

  • движение участников праздника на сцене и т.д.

Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия, а именно:

  • церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).

  • театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;

  • возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;

  • атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».


Примерная схема сценария:

  • название (например, сценарий «Новогодние забавы»);

  • адресат - для кого предназначено дело;

  • цель, воспитательные задачи дела;

  • участники, реализующие сценарий, действующие лица;

  • полный текст выбранного сценария;

  • использованная литература;

  • автор сценария, год.


Структура сценария массового мероприятия:


  • титульный лист (вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения) полное название учреждения в порядке нисходящей подчиненности, форма и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения);

  • пояснительная записка (актуальность, цель и задачи, условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);

  • литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом);

  • методические советы по проведению;

  • используемый реквизит;

  • рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный материал;

  • приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, схемы, таблицы и т.д.).



Примерная схема анализа досугового мероприятия


  1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

  2. Место и время проведения.

  3. Тема, цель, форма проведения.

  4. Анализ качества подготовки мероприятия:

-наличие плана проведения;

-определение задач;

-активность детей и педагога;

-участие и заинтересованность родителей и др.

  1. Анализ хода мероприятия:

-содержание и воспитательная направленность;

-отношение обучающихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;

-характеристика педагогических средств;

-проявление качеств педагога, его авторитет;

-создание условий для влияния на детей.

  1. Выводы, замечания, предложения:

-оценка методического своеобразия и результативности мероприятия;

-недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения;

-пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.


Список литературы

  1. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. [Текст]: сборник нормативных документов / сост.: С. Н. Горушкина, И. А. Тозыякова, Ю. А. Шубин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 300, [1] с.

  2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2002.

  3. Каргина, З. А. Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования [Текст] / З. А. Каргина // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. - 2006. - № 7 - 8. – С. 41–44.

  4. Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебник / под науч. редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.


Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ
Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать об особенностях ее целей и задач, содержания, форм, принципов и методов реализации.
Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цель таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции.

Эти цели могут достигаться посредством примерно следующих задач:

  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

  • приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

  • формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

  • укрепление здоровья детей;

  • формирование опыта организации содержательного досуга.


Содержание культурно-досуговой программы связано с:

  • приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

  • овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

  • развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

  • постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

  • воспитанием гуманности, толерантности;

  • формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

  • освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ. В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

  1. приобщением детей к художественной культуре;

  2. воспитанием у них культуры общения;

  3. формированием культуры организации досуга;

  4. обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации: всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности; игры на восприятие друг друга; спортивные игры, туризм; вечеринки; встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы); система зарабатывания каких-либо благ; праздники; драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки; диско-шоу; вечера авторской песни; спортивные игры; дискуссии; тренинги; всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

  1. информационной насыщенности;

  2. эмоциональности;

  3. массовости;

  4. активности;

  5. диалогичности;

  6. преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.


Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать: игровые методы; упражнения; обсуждения; создание, проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.); театрализации.
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

  • осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

  • осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

  • изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

  • приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

  • освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

  • повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

  • формирование традиций образовательного учреждения.


Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей

Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году, направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (прилагаются).

Директор Департамента

А. А. ЛЕВИТСКАЯ

Приложение к письму Департамента молодежной

политики, воспитания и социальной поддержки детей

Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), ив иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ s соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т, д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);.

быть направлено на:

-  создание условий для развития личности ребенка;

-  развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

-  обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-  приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-  профилактику асоциального поведения;

-  создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

-  целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

-  укрепление психического и физического здоровья детей;

-  взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

 1.      Титульный лист.

 2.      Пояснительную записку.

 3.      Учебно-тематический план.

 4.      Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

 6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная
программа;

- название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

-  направленность дополнительной образовательной программы;

-  новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

-  цель и задачи дополнительной образовательной программы;

-  отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

-  возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

-  количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей включает:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД

«ЦДОД им. В.Волошиной»

_______________И.П.Чередова

ПЛАН РАБОТЫ

_____________________________________________________отдела

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

на 20_-_ учебный год

Единая методическая тема «ЦДОД им. В.Волошиной»:

Основные направления деятельности:

Цель:

Задачи:
Далее все печатается шрифтом Times New Roman, кегль 12


  1. Организационные вопросы


Дата

Мероприятие

Место и время

Ответственный

Число по центру

По левому краю (без дефис) в конце точка

по центру

По левому краю

1

Организация ....

ЦДОД

15.00

Мастеренко Н.Б.

2

Подготовка к проведению....

ЦХПТ

09.00

Тарасова С.В.



  1. Массовые дела

а) Городские массовые дела.


Дата

Мероприятие

Место и время

Ответственный

Число по центру

Фестивали, конкурсы, игры ...

ЦДОД

15.00

Абиатари И.Д.



б) Массовые дела в творческих объединениях.

Число по центру

Встреча, праздник и др.

ЦХПТ

11.00

Саватеева С.Г.




  1. Инструктивно-методическая работа




Дата

Мероприятие

Место и время

Ответственный

Число по центру

Повышение квалификации и профессионального мастерства (курсы, семинары гор.,обл. уровня и др.)










Семинары, проводимые ЦДОД

Пост № 1

Быков И.А.




Разработка методических материалов (сценарии, положения, дидактический материал, рекоменда­ции, разработки)

ЦДОД







МО (тема, теоретическая и практическая часть)

ЦД







Консультации и др. методическая помощь

ЦХПТ







Открытые занятия










Участие в смотрах, конкурсах разного уровня







  1. Работа с родителями




Дата

Мероприятие

Место и время

Ответственный

Число по центру

Психологическая помощь

ЦДОД

Аманаджиева Г.А.




Беседа










Собрание










  1. Аттестация




Дата

Мероприятие

Место и время

Ответственный

Число по центру

Педагога …на…квалификационную категорию




Воронина Е.А.



  1. Контроль и руководство




  1. Совещание в отделе




Дата

Тема совещания

Место и время

Ответственный

Число по центру




ЦДОД

Короткова С.А.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Должностная инструкция

__________ № ______

г.Кемерово
Педагога – организатора

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД

«ЦДОД им. В.Волошиной»
_____________ И.П. Чередова
«___» _____________ 20___ г.


I. Общие положения

1.1. Должность педагога-организатора относится к категории специалистов и педагогического персонала. На должность педагога-организатора принимается лицо, имеющее высшее или средне профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы без предъявления требований к стажу работы. Педагог-организатор принимается и освобождается от должности директором учреждения.

1.2. Педагог-организатор должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- возрастную и специальную педагогику и психологию;

- физиологию и гигиену;

- специфику развития интересов и потребностей обучающихся, их творческой деятельности;

- методику поиска и поддержки молодых талантов;

- содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности:

- научно-технической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, досуговой;

- порядок разработки программ занятий кружков, секций, основы деятельности детских коллективов;

- методы и способы использования образовательных технологий, в т.ч. дистанционных;

- методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, социологии;

- трудовое законодательство;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.


  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Методические рекомендации по развитию дополнительного образования...
...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Доклад о результатах деятельности муниципального бюджетного образовательного...
Астрахани «Центр дополнительного образования детей №2» за 2013-2014 учебный год Вакуленко, в котором содержится информация о том,...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Дополнительного образования детей города тулуна
«Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 46,47,48), Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Доклад о результатах деятельности муни­ципального автономного образовательного...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Инструкция по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении
Настоящая инструкция устанавливает правила ведения и заполнения журналов учёта работы педагогов дополнительного образования государственного...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования кбгу
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon «Методические рекомендации по организации деятельности учреждений...
Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продлённым днём обучения и углублённым учебно-тренировочным...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Методическое пособие для педагогов дополнительного образования г. Соль-Илецк, 2013
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Статус образовательного учреждения: тип – образовательная организация...
Главы Ковдорского района от 26. 04. 2013 года №289 «О создании муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Методические рекомендации «Элементы исследовательской деятельности...
Целью данной программы является формирование учебных исследовательских умений обучающихся на основе раскрытия основных характеристик...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Публичный отчет мау до цдо «Савитар»
Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей путем изменения типа муниципального образовательного...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon «первые шаги» (в помощь начинающему руководителю шск) Методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогов-организаторов школьных спортивных клубов образовательных учреждений...
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Отчет о результатах самообследования деятельности Муниципального...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г. Лыткарино
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Правила внутреннего трудового распорядка для работников Муниципального...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»
Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей icon Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания...
Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. С приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск