ОБЩЕСТВО С ОРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РЕЛИКТ ГРУПП»
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА «СЕМЬ ВЕТРОВ»
СОГЛАСОВАНО
Директор АНО «Семь ветров»
__________________А.С. Рыбальченко
«_____»_______________20__г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО «Реликт Групп» _________________М.М. Кокорев
«____»__________________20__ г.
|
|
РАССМОТРЕНО
и рекомендовано к реализации
педагогическим советом
Протокол №____ от __________ 20__ г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СОЛНЕЧНЫЙ ГЕККОН»
Возраст детей: 7 - 16 лет
Срок реализации: 28 часов
автор-составитель:
-
-
-
-
-
-
-
Рыбальченко Александр Сергеевич- директор АНО «Семь ветров»
Рыбальченко К.А. – руководитель отдела разработки образовательных программ АНО «Семь ветров», внешний совместитель на должности старшего методиста ООО «Реликт Групп»
|
Москва
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский спорт в системе образования является одним из основных направлений дополнительного образования детей, которое решает в комплексе важнейшие педагогические задачи – воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации и развития ребенка. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на 2013-2020 годы доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80%.
В связи с постановкой новых задач по развитию детского спорта актуальность разработки программ дополнительного образования значительно возрастает. Основными видами образовательных учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта являются детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва. Однако, общеразвивающие программы дополнительного образования в сфере скалолазания, носящие массовый характер и предназначенные для детей без специального уровня подготовки, адаптированных для оздоровительных лагерей, на сегодняшний день практически не существует.
Программа «Солнечный геккон» составлена в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, «Нормативно-правовых основ», регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, а также на основе приказа Минспорта России № 472 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта скалолазание» от 16.06.2014 года. Программа представляет собой результат модификации типовой программы «Скалолазание» для ДЮСШ и разработана с учетом особенностей кратковременного пребывания детей в летнем лагере.
Предлагаемая программа дает возможность каждому ребенку получить дополнительное образование, исходя из его интересов, склонностей и способностей в спортивно-скалолазной деятельности, она предназначена для организации тренировочного процесса обучающихся, не имеющих специальный уровень подготовки в данном направлении. Содержание программы направлено на получение базовых навыков скалолазания, приобретение компетентности для точной оценки ситуаций, способности видеть риски, научиться безопасному поведению на искусственном и естественном рельефах, уметь безопасно организовывать свой досуг в скальных районах для себя и окружающих, а также на развитие коммуникативных компетенций.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Солнечный геккон» имеет физкультурно-спортивную направленность, предполагает общекультурный уровень освоения и является модифицированной.
Практическая значимость и перспективность данной программы – формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни, физическую самореализацию личности обучающихся.
В программе учитывается: соответствие образовательной среды (материально-техническое обеспечение, профессиональный уровень инструктора, условия спортивной базы), возрастным, половым, индивидуальным особенностям юношей и девушек, состоянию их здоровья и своевременное выявление факторов риска для их здоровья и физического развития.
Программа реализуется с 2016 года.
Актуальность программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского скалолазания в стране, необходимостью создания системы подготовки обучающихся, не имеющих специального уровня подготовки, в условиях краткосрочного пребывания в лагере в соответствии с современными требованиями безопасности по проведении тренировочного процесса. Занятия скалолазанием помогают в становлении личности, так как развивают личностные компетенции: волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание; помогают в формировании культуры активного образа жизни, учат правильному поведению в природе и обществе, развивают коммуникативные универсальные учебные действия при работе в малых и больших группах. В ходе реализации программы происходит непосредственная взаимосвязь основного и дополнительного образования в области физической культуры и основ безопасной жизнедеятельности, повышается уровень заинтересованности и мотивации к обучению в данных предметных областях, также повышается уровень освоения полученных знаний и навыков в связи с углублением и внедрением их в систему дополнительного образования путем дифференцированного, личностно-ориентированного и проблемного обучения. Таким образом, данная программа становиться вспомогательным звеном для повышения мотивации обучения воспитанников по программам дополнительного и основного образования по месту жительства.
Новизна программы. С развитием скалолазания в сфере спорта на территории РФ в силу специфичности содержания этой деятельности возникла потребность в программно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, отборе эффективных образовательных технологий и процессов подготовки специалистов. Основная идея программы направлена на социализацию и оздоровление детей посредством физкультурно-спортивной деятельности, на практические занятия по изучению начальных навыков скалолазания, здорового образа жизни, спортивного туризма. Для эффективной реализации поставленных целей и задач в образовательном процессе применяются современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, технологии проблемного обучения. Данная программа раскрывает духовные, физические и интеллектуальные потребности в развитии обучающегося, содействует их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе и способствует личностному саморазвитию и самосовершенствованию подростков.
Предлагаемая программа реализуется в условиях детского лагеря и предоставляет возможность детям, не получившим ранее практики занятий в области скалолазания или каким-либо другим видом спорта, приобщиться к активным занятиям в этом направлении.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия на скалодроме и веревочном парке сочетают в себе физические нагрузки и развитие физических качеств и логического мышления. Содержание программы позволяет воспитанникам в краткие сроки изучить основы скалолазания, развить физическую активность, физические и личностные качества. Занятия по программе «Солнечный Геккон» учат детей дисциплине, самоконтролю, уверенности в себе, что позволит в будущем обеспечить успешность их в жизни.
Отличительные особенности программы заключаются в интенсивности занятий, её концентрации на практическом результате в условиях кратковременной лагерной смены и разновозрастному составу обучающихся.
Предлагаемая программа реализуется по двум основным блокам:
организация тренировочного процесса на искусственном рельефе-скалодроме;
организация занятий с основами туризма и оказанием первой медицинской доврачебной помощи на веревочном парке.
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности воспитанников; уделяет внимания психологической подготовке занимающихся: устранению страха перед сложными упражнениями, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.
Цель программы: содействие развитию спортивно-физкультурных способностей ребенка, его социализации и удовлетворения в самореализации посредством занятий скалолазания.
Задачи:
Предметные (образовательные):
приобретение знаний и умений в скалолазании;
подготовка к участию в соревнованиях по скалолазанию;
обучение грамотному и безопасному поведению на скальных массивах;
освоение правил техники безопасности;
освоение индивидуальной и групповой техники лазания;
обучение приемам организации страховки и самостраховки;
обучение приемам преодоления искусственных и естественных препятствий;
обучение правил оказания первой доврачебной помощи;
Метапредметные (развивающие):
развитие тактического мышления;
развитие инициативности и самостоятельности;
укрепление физического здоровья воспитанников;
привитие стойкого интереса к занятиям скалолазания;
развитие необходимых скалолазу двигательных качеств: гибкости, ловкости, силы, умения координировать движения, равновесию;
развитие конструктивных способностей через овладение техникой скалолазания по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по памяти, по схемам;
развитие коммуникативных компетенций (планирование сотрудничества в малых и больших группах, умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками, разрешение конфликтов);
привитие начальных навыков соревновательной деятельности в соответствии с Правилами скалолазания.
Личностные (воспитательные)
формирование морально-этических норм спортивного поведения;
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание волевых качеств: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность, товарищество и взаимовыручку;
воспитание дисциплинированности.
Возраст детей: 7-17 лет, не имеющих противопоказаний к занятию спортом. Программа предполагает включение, по мере необходимости, дополнительных модулей для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-сирот, одаренных детей.
Срок реализации: 28 часов в течение лагерной смены (19 дней).
Наполняемость группы: Занятия проводятся группой численностью 10-12 человек.
Режим занятий: занятия групповые, проводятся 7 раз в смену по 2 академических часа каждое в соответствии с планом работы подгруппы.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия (теоретический материал преподается в форме лекций, бесед, отдельных занятий, с изучением и разбором методических пособий, кино- и видеоматериалов, специализированных журналов);
практические занятия;
участие в соревнованиях;
инструкторская и судейская практика (дает представления о структуре, содержания тренировочного занятия, о структуре соревнований, также позволяет получить некоторый опыт инструкторской и судейской практики на учебных занятиях и на соревнованиях);
Основные методы обучения:
1. Специфические спортивные образовательные технологии.
Методы обучения двигательной деятельности:
целостно-конструктивный метод (трасса проходится с самого начало до конца);
расчленено - конструктивный метод (трасса проходится по отдельным движениям);
метод сопряжённого воздействия (на трассе появляются дополнительные препятствия, требующих увеличение физических усилий);
Методы воспитания физических качеств:
метод стандартно-интервального упражнения (многократное повторение одного и того же движения);
метод переменного упражнения (постоянное изменения нагрузки за одно задание или тренировку);
2. Образовательные технологии:
- игровые технологии;
-соревнования;
-обучение в сотрудничестве;
-разноуровневое обучение;
-проблемное обучение.
Принципы обучения:
разминочные и разогревающие упражнения выполняются всеми занимающимися перед каждой тренировкой;
постепенный переход от обучения простым приемам скалолазания к сложным техническим действиям и их совершенствованию на основе роста физических и психических возможностей;
переход от общеподготовительных средств к специальным средствам подготовки скалолазов;
повышение степени вариативности приемов лазанья;
постепенное, планомерное увеличение объема нагрузок для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся;
Ожидаемые результаты:
По окончанию полного курса обучения обучающиеся:
Будут знать:
правила безопасного поведения на естественном и искусственном рельефах;
теоретические и практические основы подготовки скалолаза;
технику безопасности при проведении соревнований по скалолазанию;
получат знания, как самостоятельно развивать свою силу, выносливость, координацию и быстроту движений;
группы узлов, их предназначение;
основное групповое и личное снаряжение, правила эксплуатации и хранения снаряжения;
основы техники и тактики в скалолазании;
основы оказания первой доврачебной помощи;
приобретут:
опыт соревновательной деятельности путем участия в спортивных соревнованиях по скалолазанию;
опыт судейской работы;
будет сформирована:
познавательная мотивация и установка на продолжение образования в данной сфере;
будут уметь:
использовать приемы страховки и самостраховки,
самостоятельно оценивать свои достижения и достижения других;
надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки;
выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног, выполнять разминку и заминку;
точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для скалолазания специальными навыками;
определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владеть средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев;
соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении специальных действий.
Предметная диагностика проводится в форме зачетов и соревнований в дисциплине «Скорость» в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 16 июня 2014 г. N 472 № «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта скалолазание».
Педагогическая диагностика предполагает беседу, наблюдение, анализ деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
проведение соревнований на скорость. Соревнования проводятся по общему плану тренировочных занятий, без специальной подготовки к ним.
награждение победителей и призеров.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Название раздела (темы)
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Блок I. Скалодром
|
14
|
3
|
11
|
|
Теоретическая подготовка
|
4
|
2
|
2
|
1.1
|
Скалолазание - история, дисциплины. Спорт и досуг.
|
2
|
1
|
1
|
1.2
|
Техника безопасности в скалолазании.
|
2
|
1
|
1
|
|
Техническая подготовка
|
10
|
1
|
9
|
1.3
|
Станция страховки
|
2
|
0,5
|
1,5
|
1.4
|
Техника лазания
|
2
|
0,5
|
1,5
|
1.5
|
Работа в связке
|
4
|
-
|
4
|
1.6
|
Зачет
|
2
|
-
|
2
|
|
Блок II. Веревочный парк
|
14
|
3
|
11
|
|
Теоретическая подготовка
|
6
|
2,5
|
3,5
|
2.1
|
Техника безопасности. Знакомство с этапами веревочного парка.
|
4
|
1
|
3
|
2.2
|
Психологическая помощь при работе на высоте
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.3
|
Оказание первой доврачебной медицинской помощи
|
1
|
1
|
-
|
|
Техническая подготовка
|
3
|
-
|
3
|
2.4
|
Работа в связке на верхних этапах веревочного парка
|
2
|
-
|
2
|
2.5
|
Зачет
|
1
|
-
|
1
|
|
Соревнования
|
5
|
-
|
5
|
2.6
|
Судейский семинар
|
2
|
-
|
2
|
2.7
|
Финальные соревнования
|
3
|
-
|
3
|
|
ИТОГО
|
28
|
6
|
22
|
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок I. Скалодром
Теоретическая подготовка
Тема 1.1. Скалолазание - история, дисциплины. Спорт и досуг
Теория. История скалолазания в России. Трудность, скорость, боулдеринг - описание и основные различия. Отличительные особенности альпинизма и скалолазания. Фестивали и самостоятельные занятия скалолазанием. Виды рельефа. Горы и горный рельеф. Особенности занятий на естественном и искусственном рельефе. Виды гор и основные элементы горного рельефа. Базовые понятия узельной техники: ходовой и коренной концы. Основные альпинистские узлы.
Практика. Индивидуальные занятия по вязке узлов: прямой, булинь, шкотовый, брам-шкотовый, проводник, восьмерка.
Тема 1. 2. Техника безопасности в скалолазании
Теория. Инструктаж по ТБ, основные принципы безопасности в скалолазании: страховка, точка страховки, основные элементы страховки. Снаряжение и его классификация. Индивидуальное и групповое снаряжение в скалолазании. Системы страховки. Спусковые устройства. Зажимы и схватывающие устройства. Виды страховки в скалолазании: верхняя, нижняя и гимнастическая страховки.
Практика. Лазание с верхней страховкой, попеременная работа на страховке.
Техническая подготовка
Тема 1.3. Станция страховки
Теория. Элементы станции страховки, виды, построение станции страховки. Связка и взаимодействие номеров. Лидер и смена лидера.
Практика. Организация и требования, предъявляемые к страховке. Верхняя и нижняя страховка. Страховка восьмёркой и Гри-гри. Страховка через узел УИАА. Ввязывание узлом встречная восьмерка, встречный булинь. Траверс с нижней страховкой. Вщёлкивание. Постановка станции страховки.
Тема 1.4. Техника лазания
Теория. Виды хватов руками: активный, щепок, открытый, пассивный.
Практика. Траверс с нижней страховкой. Вщёлкивание. Постановка станции страховки. Хождение по номерам, смена номера, спуск по сдвоенной веревке.
Тема 1.5. Работа в связке
Практика. Подъем с нижней страховкой. Вщелкивание. Постановка станции страховки. Хождение по номерам, смена номера, спуск по сдвоенной веревке.
Тема 1.6. Зачет
Практика. Групповой зачет по работе в связке: постановка станции страховки, спуск спуск по сдвоенной веревке.
Блок II. Веревочный парк
Теоретическая подготовка
Тема 2.1. Техника безопасности. Знакомство с этапами веревочного парка
Теория. Классификация веревочных парков. Страховочные системы в веревочном парке. Инструктаж по безопасному поведению на тренажерах веревочного парка.
Практика. Правила использования страховочного снаряжения. Правила использования индивидуальной страховочной системой. Прохождение этапов.
Тема 2.2. Психологическая помощь при работе на высоте
Теория. Акрофобия (боязнь высоты): причины и симптомы.
Практика. Тренинг по работе со страхами высоты
Тема 2.3. Оказание первой доврачебной медицинской помощи
Теория. Возможные опасности при прохождении этапов веревочного парка и на скалодроме, основные меры безопасности. Помощь при психологическом страхе высоты. Порезы и раны. Остановка кровотечения. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы перевязывания и обработки ран. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы - их признаки. Порядок наложения шин из подручных предметов. Потёртости, мозоли.
Техническая подготовка
Тема 2.4. Работа в связке на верхних этапах веревочного парка
Практика. Станция страховки. Перестёжка. Движение лидера. Движение второго номера. Самостраховка. Спуск.
Тема 2.5. Зачет
Практика. Индивидуальный зачет по вязке узлов прямой, булинь, шкотовый, брам-шкотовый, проводник, восьмерка.
Соревнования
Тема 2.6. Судейский семинар
Практика. Правила соревнований; меры, обеспечивающие безопасность проведения соревнований; права и обязанности участников соревнований, порядок их проведения и определения результатов.
Тема 2.7. Финальные соревнования
Практика. Участие в соревнованиях на групповое и личное первенство в дисциплине «Скорость».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
|
Раздел или тема программы
|
Форма организации занятий
|
Образовательные технологии
|
Дидактический материал, техническое оснащение
|
Форма подведения итогов
|
1
|
Теоретическая подготовка
|
интерактивная лекция, практические занятия
|
Информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии
|
Фотографии и видеоролики Инструкции по технике безопасности.
Видеопроектор, ноутбук, снаряжение для скалолазания, специальное снаряжение для скалолазания.
|
Рефлексия
|
2
|
Техническая подготовка
|
Интерактивная лекция
Практические занятия.
|
Технология проблемного обучения
|
Скалодром, веревочный парк, зацепы, веревки, карабины, страховочные системы, страховочные устройства
|
зачет
|
3
|
Соревнования
|
Семинар, соревнования
|
метод эмоционального стимулирования, здоровьесберегающие технологии
|
Скалодром, зацепы, веревки, карабины, страховочные системы, страховочные устройства
|
Финальные соревнования
|
Дополнительную образовательную общеразвивающую программу «Солнечный Геккон» реализуют: куратор программы, инструктора по скалолазанию, инструктора веревочного парка, психолог.
5.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Личное снаряжение:
система страховочная – 15 шт.;
мешок для магнезии– 7 шт.;
страховочное устройство «Версо» – 7 шт.;
страховочное устройство «гри-гри» – 7 шт.;
карабин с муфтой– 40 шт.;
секундомер– 4 шт.;
репшнуры
-
каски
2. Специальное снаряжение:
тренажеры (скалодром, веревочный парк);
зацепы с болтами и шайбами– 200 шт.;
веревки страховочные– 10 шт.;
оттяжки с карабинами– 20 шт.
Алексеев А. Спортивный туризм в России: проблемы становления и развития / Алексеев А. //Парламентская газета., - 8 августа 2004. – 86 с.
В.Г.Бауэр. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ. Москва, Советский спорт, 2003.
Байковский Ю.В. Особенности формирования и классификация горных не олимпийских видов спорта. - М.: Вертикаль, 2005.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. М-СПб Невский фонд, 2002. - 320 с.– 204 с.
Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981.
Гусева А.А. Вегетативный статус и функциональное состояние сердца юных скалолазов. - М., 2001
Единая Всероссийская спортивная классификация. 2001-2005 гг. Часть 1. - М.: Советский спорт, 2002. - 376 с.
Захаров П.П. Начальная подготовка альпинистов. Часть I. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТВТ Дивизион, 2007. – 352с. (Школа альпинизма)
Захаров П.П., Степенко Т. В. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. Издание. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 463 с., ил.
Закацола А.Г. Методическое руководство по основам скалолазания. Школа № 87, 2005, 15 с.
Кузнецова Е.В., Байковский Ю. В. Скалолазание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст]. – М.: Советский спорт, 2006. – 84 с.
Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.
Озолин Н.Г.Настольная книга тренера. Наука побеждать. Москва, Аст Астель, 2003
Пасечный П.С. Туризм спортивный - М.: Советский спорт, 2007. – 167 с.
Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256 с., ил
Подгорбунских З.С., Пиратинский А.Е. Техника спортивного скалолазания. - Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2000.
Скалолазание. Программа, Москва, Советский спорт 2006.
Спортивное скалолазание - http://www.rusclimbing.ru.
Веревочные парки для детей. Режим доступа: http://othersport.ru.
Веревочные парки как средство повышения двигательной активности учащейся молодежи. Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/7a2195ec-3bac-428d-9a452201b63ed1c1.
Организация маршрутов веревочного парка. Режим доступа: http://buyattraction.com/organizaciya-marshrutov-verevochnogo-parka.
Психология детского спорта. Режим доступа: http://deti.sputnik-n.ru.
|