Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
Вариант 1
1. Определи и запиши количество слогов в словах.
1) Интеллектуальность – ;
2) легкомыслие – ;
3) низменность – .
2. Напиши, какой звук является общим для слов городской вокзал.
___________________________________________________________
3. Отметь знаком «+» верное высказывание.
В пословице «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»
1) четыре звука [ш]
2) два звука [ш]
3) три звука [ш]
4. Подчеркни «лишнее» слово в каждой строке.
1) Грусть, путь, метель;
2) ловить, бросать, кидать;
3) алфавит, чистописание, азбука;
4) имя существительное, имя прилагательное, сказуемое.
5. Установи соответствие и соедини стрелкой фразеологизмы и их значение.
-
Кот наплакал
от горшка два вершка
бить баклуши
семь вёрст до небес
|
Очень далеко;
бездельничать;
маленький;
мало.
|
6. Составь и запиши словосочетания, обозначь падежи существительных.
1) Кататься, на, лошадь – ___________________________________
2) увидел, медведь –_______________________________________
3) побежал, по, дорога –____________________________________
4) узнал, о, встреча –_______________________________________
7. Составь и запиши предложение из данных слов, употребив их в нужной форме. Подчеркни грамматическую основу предложения.
Прилететь, тихий, птицы, лес, звонкий, и, наполнить, пение.
______________________________________________________________________________________________________________________
8. Вставь пропущенную букву. Установи соответствие при помощи стрелки.
-
Пос..девший
прил..скать кошку
пол..скать горло
пос..деть на диване
|
Ласка;
сидя;
сед;
полощут.
|
9. Отметь знаком «+» слова, в которых звуков больше, чем букв.
1) Конь
2) язык
3) подъём
4) армия
10. Напиши данные слова в родительном падеже множественного числа.
1) Ботинки – ;
2) килограммы – ;
3) валенки – ;
4) яблоки – .
Ответы
Задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Баллы
|
5
|
5
|
10
|
10
|
15
|
15
|
5
|
10
|
10
|
15
|
Всего баллов: 100
|
1. 1) 6 слогов; 2) 5 слогов; 3) 3 слога.
2. Звуки [а], [г].
3. Четыре звука [ш].
4. 1) Метель; 2) ловить; 3) чистописание; 4) сказуемое.
5. Кот наплакал – мало; от горшка два вершка – маленький; бить баклуши – бездельничать; семь вёрст до небес – очень далеко.
6. 1) Кататься на лошади – П. п.; 2) увидел медведя – В. п.; 3) побежал по дороге – Д. п.; 4) узнал о встрече – П. п.
7. Прилетели птицы и наполнили тихий лес звонким пением.
8. Поседевший → сед; полоскать → полощут; приласкать → ласка; посидеть → сидя.
9. 2) Язык; 4) армия.
10. Много ботинок, килограммов, валенок, яблок.
Вариант 2
1. Отметь знаком « +» верное количество предложений в тексте.
Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень он барабанил по стёклам ветер в темноте порывами рвал тополя к утру дождь перестал. (По А. Толстому.)
1) 5
2) 6
|
3) 7
4) 8
|
2. Зачеркни «лишнее» слово.
Задвижка, поход, выскочка, записка, зонтик, пришкольный – все эти слова соответствуют схеме: приставка, корень, суффикс, окончание ().
3. Отметь знаком «+» строчку, в которой все слова однокоренные.
1) Читать, читальня, перечитал
2) вода, проводница, выпроводить
3) зимний, зимовка, зимушка
4) весельчак, весёлый, радостный
4. Отметь знаком «+», в каком словосочетании слово летит употреблено в переносном значении.
1) Самолёт летит
2) время летит
3) птица летит
4) спутник летит
5. Отметь знаком «+» слова, в которых звуков больше, чем букв.
1) Акация
2) семья
3) якорь
4) меню
6. Замени одним словом.
1) Часть слова, которая стоит перед корнем, – _________________.
2) Часть речи, которая обозначает действие предмета, – _________.
7. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор. Отметь знаком «+» вид предложения по цели высказывания и интонации.
Мама, скоро на ветк.. (__________________) сирен.. (_________________) появ..тся (__________________) первые цветы!
-
По цели высказывания:
|
По интонации:
|
1) повествовательное
2) вопросительное
3) побудительное
|
1) восклицательное
2) невосклицательное
|
8. Составь не менее 5 слов по следующей схеме: ... о ... о ...
___________________________________________________________
9. Отметь знаком () пары слов, которые являются синонимами.
1) Спешить – собираться
2) спешить – медлить
3) спешить – торопиться
4) спешить – опаздывать
10. Установи соответствие, соединив стрелками.
К..стлявый,
кр..еведческий, Буква о
ск..листый,
т..полиный, Буква а
разл..мать,
св..лить.
Ответы
Задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Баллы
|
5
|
5
|
10
|
10
|
10
|
10
|
15
|
15
|
10
|
10
|
Всего баллов: 100
|
1. 3) 7 предложений.
2. «Лишние» слова: поход, зонтик.
3. 1); 3).
4. 2) Время летит.
5. 1) Акация.
6. 1) Приставка; 2) глагол.
7. Мама, скоро на ветке (сущ., ж. р., 1-е скл., П. п.) сирени (сущ., ж. р., 3-е скл., Р. п.) (что сделают? Пишется -тся, появиться, II спр.), первые цветы! Предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – восклицательное.
8. Голос, мороз, волос, город, порох.
9. 3) Спешить – торопиться.
10. Буква о → костлявый, тополиный, разломать; буква а → краеведческий, скалистый, свалить.
Вариант 3
1. Установи, соединив стрелками, соответствия по вариантам.
Авария,
муравьи, 1-й вариант;
расписание, 2-й вариант;
забегать, 3-й вариант.
южанин,
окно.
2. Отметь знаком «+», как говорят о человеке, который работает неохотно, с ленцой.
1) Работает засучив рукава
2) работает спустя рукава
3) работает споро
4) работает на совесть
3. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию. Запиши эти слова.
1) Человек, управляющий оркестром.
2) Тот, кто предан своему народу, родине.
3) Человек, который продаёт товары в магазине.
4. Замени заимствованные слова русскими синонимами.
1) Аргумент – ;
2) демонстрировать – ;
3) инструкция – ;
4) классифицировать – .
5. Отметь знаком «+» правильное употребление предлогов.
1) Зацепился о крючок
2) вышел со школы
3) зацепился за крючок
4) вышел из школы
6. Отметь знаком «+», какие слова из данных пар являются антонимами.
1) Весёлый – смешной
2) весёлый – холодный
3) весёлый – глупый
4) весёлый – грустный
7. Замени прилагательные в словосочетаниях синонимами с приставками бес- или без-.
1) Тихие шаги – ;
2) тревожный сон – ;
3) нечестный поступок – ;
4) правильный ответ – .
8. Продолжи фразеологизм.
1) Зарубить на ;
2) как снег на ;
3) бить ;
4) в час по .
9. Зачеркни в каждом ряду слово, не подходящее по смыслу.
1) Автомобиль, трактор, комбайн, бульдозер, телевизор, экскаватор.
2) Работать, пилить, строить, рубить, точить, купать.
3) Каменный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, горький.
10. Отметь знаком () верное количество предложений в тексте.
Вот и зиме пришёл конец как-то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю. (По Г. А. Скребицкому.)
1) 5 2) 7 3) 6 4) 3
Ответы
Задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Баллы
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
5
|
10
|
10
|
15
|
10
|
Всего баллов: 100
|
1. 1-й вариант: ава́рия, окно́, южа́нин; 2-й вариант: муравьи́, забега́ть; 3-й вариант: расписа́ние (по принципу постановки ударения в слове).
2. 2) Работает спустя рукава.
3. 1) Дирижёр. 2) Патриот. 3) Продавец.
4. 1) Доказательство; 2) показывать; 3) наставление; 4) распределять.
5. 3) Зацепился за крючок; 4) вышел из школы.
6. 4) Весёлый – грустный.
7. 1) Бесшумные шаги; 2) беспокойный сон; 3) безответственный поступок; 4) безошибочный ответ.
8. 1) Зарубить на носу; 2) как снег на голову; 3) бить баклуши; 4) в час по чайной ложке.
9. 1) Телевизор; 2) купать; 3) горький.
10. 2) 7 предложений.
Вариант 4
1. Подумай, в каком местоимении два звука, но одна буква Запиши его.
___________________________________________________________
2. Укажи среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запиши, от какого. Раздели слова на группы по этому признаку.
Кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение), здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запиши три имени существительных, начальная форма которых совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов.
______________________________________________________________________________________________________________________
4. Определи, в каком падеже в слове сердце произносится звук [д].
___________________________________________________________
5. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия, их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе – одинаково, за исключением двух падежей. Какие это падежи?
___________________________________________________________
6. Подбери и запиши по одному существительному с данными буквами. Цифра указывает на место буквы в слове.
Пример: 3Р – паРус.
6Ь ;
5Ф ;
7Й ;
|
4Ю ;
5У ;
9К ;
|
3Ц ;
3Ё ;
4Л ;
|
2О ;
6К ;
6Ю .
|
7. Подчеркни пример, который не является словосочетанием.
Получил приказ, в своей школе, белый снег, на родной земле, письмо пришло.
8. Объясни разницу между глаголами смотреть и видеть. Докажи свой ответ на примере предложения.
______________________________________________________________________________________________________________________
9. Составь и запиши, словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.
______________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
Задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Баллы
|
5
|
20
|
10
|
5
|
10
|
20
|
5
|
15
|
10
|
Всего баллов: 100
|
1. Местоимение я.
2. Кольцо – околица – колесо (от слова «коло» – «круг»), вотчина – отец – отчизна (от слова «отец»), здание – зодчий (от слова «созидать» – «создавать», «строить»), крыльцо – крыло (от слова «крыло», имеющее значение «что-то выдающееся в сторону от основного объекта»), полотенце – полотняный (от слова «полотно»).
3. Печь, знать, течь, стать.
4. В родительном падеже: сердец.
5. Существительные Юлия и Юлий во множественном числе различаются в родительном и винительном падежах: первое имеет форму Юлий (с нулевым окончанием), второе – Юлиев (с окончанием -ев).
6. Карась, малютка, нация, дом, парафин, каблук, стёжка, цветок, каравай (попугай, соловей), поросёнок, сталь, парашют.
7. Письмо пришло. (Это предложение.)
8. Смотреть – направлять взгляд, чтобы увидеть. Видеть – замечать что-либо. Капитан внимательно смотрел вдаль, чтобы увидеть долгожданную помощь с востока.
9. Седой океан; бархатный голос (сезон); прямой взгляд (разговор).
Олимпиада по русскому языку 4 класс
Рекомендуемое время выполнения заданий – 45 минут.
1. (3 балла) Выбери картинки, обозначающие имена существительные женского рода единственного числа.
а) б) в) г) д) е) ж) з)
2. (3 балла) Установи соответствие между картинками, обозначающими имена существительные, и подходящими им по смыслу именами прилагательными. Ответ запиши в виде комбинации цифр и букв без пробелов и каких-либо знаков препинания, цифры должны идти по порядку, а буквы, соответствующие каждой цифре – в алфавитном порядке, например, 1аб2вг
1) 2) 3)
а) жёлтое б) большой в) весёлая г) смешная д) тёплое ж) зелёный
Ответ:_______________________
3. (3 балла) Прочти предложение и найди в нём словосочетания. Отметь их в предложенных сочетаниях слов.
Осенью под ногами тихо шуршат золотистые опавшие листья.
а) шуршат листья б) шуршат золотистые
в) шуршат осенью г) золотистые опавшие
д) золотистые листья е) шуршат под ногами
ж) шуршат тихо з) листья под ногами
и) опавшие листья к) осенью опавшие
4. (4 балла) Среди данных слов найди имена существительные женского рода единственного числа 3 склонения.
а) режь б) рожь в) нож г) ешь д) мышь е) ночь ж) мочь з) дочь
5. (6 баллов) Из слова холодно образуй имя существительное мужского рода единственного числа. Запиши полученное слово в ответе без кавычек и знаков препинания.
Ответ:________________________
Подбери к нему подходящее по смыслу имя прилагательное из предложенных ниже.
а) холодное б) лютый в) ужасное
6. (10 баллов) Отгадай загадки и выбери правильное значение слов. Ответ запиши в виде комбинации цифр и букв без пробелов и каких-либо знаков препинания, цифры должны идти по порядку, например, 1а2б
1) Вижу я зелёный … . 2) … зелёный вижу я!
Слышу я мычащий звук. Рада вся моя семья.
Значит, стадо на дороге. Всей семьёй съедим салат:
Уноси скорее ноги! Папа, мам, я и брат.
а) лук б) луг
Ответ:________________________
7. (11 баллов) Составь предложение из всех данных сочетаний слов, при необходимости изменяя их окончания. Сколько слов в составленном предложении? В ответе запиши только число без каких-либо знаков препинания, например, 5
а) школьная клумба б) зацвели на клумбе
в) астры на клумбе г) разноцветные зацвели
Ответ:__________________________
8. (15 баллов) Составь слова – названия грибов из слов «берёза» и «осина». Первым запиши название гриба, выросшего под берёзой. Между словами ставь строго один пробел.
Ответ:______________________
Запиши приставку, которая встретилась в образованных словах. Ответ запиши без кавычек и знаков препинания, например, над
Ответ:______________________
9. (20 баллов) Разгадай ребус и запиши название части речи, которая обозначает действие предмета.
, ,,, ,,, ,, ,, , ,,,
Ответ:______________________
Выбери из предложенных вариантов угаданную часть речи, стоящую в форме прошедшего времени среднего рода единственного числа.
а) замело б) тихо в) мыло
10. (20 баллов) Разгадай кроссворд и в выделенном столбце прочти название части речи, которая может заменить имя существительное. Запиши полученное слово в ответе без кавычек и знаков препинания.
-
1) 2) 3) 4) 5) 6)
7) 8) 9) 10) 11)
Ответ:_____________________
Замени имя существительное берёза угаданной частью речи. В ответе запиши одно слово без знаков препинания, например, они
Берёза сиротливо мёрзла под дождём.
Ответ:_____________________
Ответы
1. а, д, з
2. 1бж2вг3ад
3. в, д, е, ж, и
4. б, д, е, з
5. холод
б
6. 1б2а
7. 6
8. подберезовик подосиновик
Под
9. глагол
а
10. местоимение
она
|