Педагогика Часть Педагогическая информатика


Скачать 2.42 Mb.
Название Педагогика Часть Педагогическая информатика
страница 1/17
Тип Лекция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Адыгейский государственный университет
Кафедра педагогики и ПЕдагогических технологий

Курс лекциЙ


В.Е. Пешкова
Педагогика

Часть 6. Педагогическая

информатика

Майкоп 2010

Содержание

Раздел I. Педагогическая информатика …………………...….3

Лекция 1. Государственная политика России
в области информатизации образования…………………………….3

Лекция 2. Становление информационной технологии ……………………....5

Лекция 3. Понятие новой информационной технологии в образовании…...9

Лекция 4. Психолого-педагогические основы использования средств
новых информационных технологий в образовании……………12

Лекция 5. Средства вычислительной техники. ……………………………...17

Лекция 6. Аппаратные средства ЭВМ ……………………………………….20

Лекция 7. Программное обеспечение ЭВМ ………………………………....26

Лекция 8. Компьютерная обучающая программа …………………………..39

Лекция 9. Пакеты прикладных программ учебного назначения…………..44

Лекция 10. Педагогические программные средства………………………..50

Лекция 11. Проектирование и разработка педагогических
программных средств ……………………………………………….52

Раздел 2. Компьютерные технологии в обучении……...78

Лекция 12. Текстовый редактор ……………………………………………...78

Лекция 13. Графический редактор …………………………………………...61

Лекция 14. Электронные таблицы …………………………………………....64

Лекция 15. Базы данных ……………………………………………………....65

Лекция 16. Система управления базами данных …………………………....68

Лекция 17. Базы знаний …………………………………………………….…70

Лекция 18. Системы искусственного интеллекта …………………………...72

Лекция 19. Экспертные системы ………………………………………….….74

Лекция 20. Компьютеризованный учебник ……………………………….…78

Лекция 21. Мультимедиа – гипермедиа ………………………………….…..81

Лекция 22. Виртуальная реальность ……………………………………..…..86

Лекция 23. Компьютерные игры …………………………………………..…91

Лекция 24. Автоматизированное рабочее место ………………………..…..99

Лекция 25. Компьютерные сети ………………………………………....….101

Лекция 26. Internet …………………………………………………………...107

Лекция 27. Учебная компьютерная сеть …………………………………...113

Лекция 28. Телекоммуникационные технологии ………………………….118

Лекция 29. Дистанционное образование …………………………………...122

Вместо заключения. Информатизация образования в России…………....127

Список наиболее часто встречающихся сокращений …………………….129

Словарь основных терминов ………………………………………………..130

Литература ………………………………………………………………….142

Раздел I.
Педагогическая информатика


Лекция 1.

Государственная политика России
в области информатизации образования.


Сегодня общепризнано, что информатизация и ее высшая форма – знания являются решающим фактором, определяющим развитие общества в целом. Для того, чтобы гигантские объемы информации и знаний, создаваемых в ходе современной информационной революции, были эффективно использованы для решения реальных проблем и преодоления реальных трудностей, России необходимо на деле осуществить согласованную информатизацию общества:

– создать правовые, экономические, технологические, социальные и профессионально-образовательные условия для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю;

– создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;

– обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

– обеспечить первоочередное развитие структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами – политической, экономической и социальной) производство информации и знаний;

– подготовить квалифицированные кадры;

– реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сфере производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и т.д.

Осуществление информатизации общества требует особой информационной политики, основные положения которой применительно к системе образования России концептуально осознаны и сформулированы. Разработан и осуществляется ряд государственных, межотраслевых научно-технических программ, предусматривающих выполнение широкомасштабных проектов информатизации образования по следующим основным направлениям:

– совершенствование базовой подготовки учащихся по информатике и новым информационным технологиям;

– совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области новых информационных технологий;

– информатизация процесса обучения и воспитания;

– оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

– создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

– создание на базе новых информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

– участие России в международных программах, связанных с новыми информационными технологиями в образовании.

Одним из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления реформирования образовательной системы России, является ее информатизация, которая рассматривается как необходимое условие и важнейший этап информатизации России в целом. Основным переходом от индустриального этапа развития общества к информатизационному являются новые информационные технологии (НИТ). Информатизация образования позволит в конечном итоге эффективно использовать следующие важнейшие преимущества НИТ:

– возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;

– коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

– создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

– эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

– использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся:

– возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности – мотивы – цели – условия – средства – действия – операции);

– индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

– возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств.

Информатизация образования рассматривается как одно из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, в рамках которой происходит пересмотр ориентиров: с прагматических узкоспециализированных целей на приобретение фундаментальных междисциплинарных знаний.

Приоритетами образовательной парадигмы являются:

– фундаментальность, что подразумевает ориентацию на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира;

– целостность, предполагающая внедрение в образование единых циклов фундаментальных дисциплин, объединенных общей целевой функцией и ориентированных на междисциплинарные связи;

– ориентация на интересы развития личности.

Данные образовательные задачи постоянно требуют новых технологических решений.
Литература: 38, 47, 66, 77, 91, 93, 95, 100, 112, 155, 182, 189, 194.


Лекция 2.

Становление информационной

технологии.

Технология — это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция – это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т. е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса.

Любая научно и практически обоснованная технология (технологический процесс) характеризуется следующими тремя признаками:

1) разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

2) координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);

3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Понятие “информационная технология” возникло в 70-х годах, базировалась она на бумажных (книги и другие печатные материалы) и пленочных (фото-, диапозитивы, киноматериалы) носителях информации.

Вся история развития человечества связана с развитием средств отбора, накопления и передачи информации. Изобретение пишущей машинки, телефона, телеграфа, радио, диктофона, телевидения, компьютера, современных средств наземной и космической связи – таковы этапы становления информационной эры. Уже на ранних ступенях своего развития общество поняло необходимость систематизации получаемой информации, создания информационного общественного фонда. Наличие огромного объема информации и неразвитых средств доступа к ней не позволяют человеку освоить ее в полной мере. Много времени занимают поиск, отбор, представление информации, поэтому постоянно требуются новые средства, которые помогали бы извлекать информацию из информационного фонда каждому человеку и упрощать ее использование. Неудивительным является то обстоятельство, что предметом труда уже в начале ХХ века становится информация, а в середине ХХ века резко увеличивается число людей, занятых в информационной сфере. Информация в виде совокупности знаний становится стратегическим ресурсом общества в целом. Использование этого ресурса возможно за счет информатизации общества.

Информатизация – это процесс, обеспечивающий удовлетворение потребностей, нужд и интересов граждан, общества и государства в информационных ресурсах и возможность доступа к ним посредством современных информационных технологий и развитой информационной инфраструктуры. Информатизация представляет собой инструмент эффективного использования информации и знаний в различных областях человеческой деятельности.

Наиболее развитые страны уже вступили в фазу “информационного общества” – общество, которое характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности.

Информатика – это огромнейшая область научных знаний, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации. В информатике можно выделить два важнейших направления: теоретическую информатику и информатику прикладную. Теоретическая информатика, являясь математической дисциплиной, широко использует методы математического моделирования для обработки, передачи и использованием информации, создавая тем самым фундамент, на котором покоится все знание информатики. Прикладная информатика – это огромнейший набор средств информатики, включающий в себя информационно-вычислительную технику, сети и комплексы ЭВМ, технические средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, программные средства, вычислительные и информационные средства. К прикладной информатике относят и информационные технологии обучения, проектирования, управления объектами, процессами, системами.

В информатике как в научном направлении можно выделить три уровня:

а) физический уровень, представляющий собой программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;

б) логический уровень – информационная технология, т.е. совокупность моделей, методов и средств решения различных задач пользователя;

в) пользовательский (прикладной) уровень, на котором разработанные информационные технологии применяются для создания систем, в основе функционирования которых лежат информационные процессы (сбор, хранение, обработка, представление информации).

Новая информационная технология (НИТ) — понятие, которое приобрело особое значение в 70-80 гг. как технология машинной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики. НИТ по существу представляет собой совокупность моделей, методов и средств обработки данных с интеллектуальным доступом человека в вычислительную среду для решения требуемых вычислительных задач.

Определим цель, методы и средства НИТ.

Целью НИТ является качественное формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями пользователя. Методами НИТ являются методы обработки данных. В качестве средств НИТ выступают математические, технические, программные, информационные и другие средства.

НИТ носит конкретный характер и соответствует некоторой предметной области. Для этого в состав информационной технологии вводится модель предметной области, ориентированная на комплекс решаемых задач. Эта модель программно реализуется в ЭВМ. На ее основе строятся модели решения задач организации информационных процессов в структуре этой технологии, т. е. определяется совокупность информационных процессов.

В процессе развития НИТ функции ее видоизменялись и совершенствовались. Традиционно сохранились функции, реализуемые такими информационными процессами, как сбор, подготовка, передача, хранение, обработка, представление информации. Эти функции можно считать подчиненными главной задаче НИТ — получению новой информации, новых знаний в процессе решения комплекса задач на основе переработки данных.

Реализация НИТ базируется на средствах НИТ, к которым можно отнести: математические, алгоритмические, программные, информационные, методические средства.

Математические средства представляют собой совокупность моделей разного уровня от глобальных моделей принятия решения по решаемым задачам до частных моделей реализации информационных процессов. При использовании моделей разной степени общности необходимы процедуры декомпозиции, т. е. перехода от более общих моделей к частным. Эти процедуры реализуются на базе типовых проектных решений.

Технические средства информационной технологии представляют собой средства реализации информационных процессов, включающие вычислительные машины и специализированные устройства на их основе (АРМы, экспертные системы, сети передачи данных различного уровня, организационную технику и т.д.).

Алгоритмические средства включают в себя алгоритмы реализации математических средств, т. е. моделей, и раскрываются на основе программного обеспечения. Сюда входят операционные системы, системы программирования, общесистемное и прикладное программное обеспечение.

К программным средствам относятся операционная система ЭВМ, система управления банками знаний, сетевое программной обеспечение, языки спецификаций, алгоритмические языки, системы и технологии программирования.

К информационным средствам можно отнести базы и банки данных, базы знаний и другие средства накопления, хранения и представления информации.

Методические средства включают в себя методические материалы, описания, инструкции и документацию по использованию информационной технологии для решения функциональных задач управления.

НИТ характеризуются следующими основными свойствами:

­– предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

­– целью процесса является получение информации;

­– средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

­– процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

­– выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;

­– критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Солодникова И. В./ под общей редакцией Мещеряковой М. А./. Материалы...
Психология человека, педагогика, педагогическая антропология, педагогическая акмеология, организационные основы системы высшего образования,...
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Сборник статей Часть 1 Красноярск 2016 Международный педагогический портал «Солнечный свет»
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 1
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon "Решение уравнений" с применением технологии ркмчп 59
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 4
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Сборник статей Часть 1 Красноярск Май 2017 г. Международный педагогический...
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 1, май 2017 г
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) (Часть 2)
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов непедагогических вузов, кроме того оно может быть полезно преподавателями...
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Математика и информатика часть II. Информатика Пособие для студентов
Рейтинг и оценка уровня знаний студентов по дисциплине «Математика и информатика» 5
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Методика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Пояснительная записка программа курса «Основы педагогического мастерства»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией семейная коррекционная педагогика
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Рабочая программа дисциплины «Информатика» (по гос «Информатика и программирование»)
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информатика» студентам очной полной формы обучения по направлению подготовки...
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Педагогическая практика Психолого-педагогическая практика
Составлено в соответствии с Инструкцией по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического...
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon С. В. Устьянцева психология и педагогика
Учебное пособие предназначено для студентов непсихологических специальностей дневной и заочной форм обучения, изучающих курс «Психология...
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Педагогика
Сурдопедагогика : учебник для студ высш пед учеб. С90 заведений / [И. Г. Багрова и др.]; под ред. Е. Г. Речиц-кой. — М. Гуманитар,...
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология
Программа предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 37. 06. 01 Психологические науки,...
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Педагогика Часть Педагогическая информатика icon Научно – педагогическая практика
Научно – педагогическая практика (далее нпп) магистрантов является обязательной составной частью образовательной программы высшего...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск