Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Описание места курса в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционных занятий
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного курса
Содержание учебного курса
Тематическое планирование
Описание материально-технического обеспечения
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа логопедических занятий реализуется для учащихся 1-4 классов, занимающихся по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития и имеющим логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / требований ФГОС НОО;
инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (М., 1996.);
инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, вступивший в силу с 2011 года, предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015
Рабочая программа способствует созданию условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся.
Основная цель – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, посредством коррекции и профилактики речевых нарушений на логопедических занятиях.
Основными задачами являются:
- развитие звуковой стороны речи (произношение; звуковой анализ и синтез, дифференциация звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости; звуко – слоговая структура слов);
- развитие лексического запаса и упорядочение грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- формирование полноценных учебных умений и навыков;
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
II. Общая характеристика курса.
У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной.
У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходима коррекционная работа с детьми с ОНР, как в дошкольном, так и школьном возрасте.
В данной части представлены примерные конспекты занятий с детьми, по устранению ОНР. Занятия имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций.
Предлагаемые конспекты занятий учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодики.
Первое занятие включает в себя: развитие речевых навыков, просодики, познавательных процессов, фонематических восприятий, лексико - грамматических категорий, связной речи, обучению грамоте, мелкой моторики.
Второе занятие: развитие лексико - грамматических категорий и связной речи, фонематического слуха, просодики, обучению грамоте.
Третье занятие: развитие связной речи, мышления, лксико - грамматических категорий, фонематических процессов, формирование речевых навыков, формирование умения рассуждать.
Четвертое занятие: развитие артикуляционного аппарата, фонематических восприятий, автоматизация звуков путем проговаривания поговорок, обучение грамоте, слоговой структуре речи.
III. Описание места курса в учебном плане.
Основной формой организации логопедической работы являются подгрупповые занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Наполняемость групп — 2-3 человека. Логопедические занятия проводятся три раза в неделю. Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 25 мин.
Диагностика проводится с 01 сентября по 15 сентября и 15 мая по 30 мая Коррекционный период начинается со 16 сентября по 14 мая. Программа рассчитана на 93 часа. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Планируемые результаты коррекционной работы
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и, поскольку Программа коррекционной работы является разделом ООП НОО, планируемые результаты коррекционной работы формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД):
личностные;
регулятивные;
коммуникативные;
познавательные.
В разделе «Программа коррекционной работы не рассматриваются предметные результаты, хотя их формирование отчасти имеет место и в результате осуществления коррекционно-развивающей деятельности, но их непосредственное достижение не является задачей коррекционной работы. Кроме того, следует иметь в виду, что планируемые результаты по всем группам УУД формулируются только на уровне «ученик сможет», подразумевающем, что описываемых результатов достигнет большинство детей, получивших целенаправленную регулярную и длительную коррекционную помощь. Также необходимо учитывать, что личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные результаты достигаются в ходе комплексного осуществления коррекционной помощи на занятиях с учителем-логопедом, педагогом-психологом и классным руководителем, логопедической и коррекционно-развивающей работы, поскольку педагоги-специалисты используют в коррекционной работе подход, подразумевающий систему общих методов и приемов работы, единство рассматриваемых тем.
Планируемые личностные результаты. Ученик будет или сможет:
* положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
* с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
* способен к самооценке результатов своей работы на основе критериев успешности ее выполнения, задаваемых педагогом-специалистом;
* с эмпатией относиться к чувствам и переживаниям окружающих людей.
Планируемые регулятивные результаты. Ученик будет или сможет:
* принимать и сохранять учебную задачу самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста;
* учитывать определенные педагогом-специалистом ориентиры в новом учебном материале и сотрудничестве с ним;
* планировать свои действия для выполнения задания во внешнем плане самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста;
* учитывать установленные правила поведения на занятиях и при выполнении заданий;
* проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством педагога-специалиста;
* самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста вносить необходимые исправления в действия и задания на основе их контроля и оценки;
* адекватно воспринимать оценку и предложения педагогов, других учащихся, родителей.
Планируемые коммуникативные результаты. Ученик будет или сможет:
* выполнять несложные задания в паре с другим учащимся;
* строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой, ориентируясь на план, схему, визуальную опору самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста;
* учитывать мнение других учащихся в группе и стремиться наладить сотрудничество в игре или выполнении учебного задания;
* допускать существование различных точек зрения на выполнение некоторых задач;
* самостоятельно или при помощи педагога-специалиста формулировать свое мнение или точку зрения;
* использовать внешнюю и внутреннюю речь для регуляции своих действий;
* строить диалог с партнером в паре при минимальной помощи педагога-специалиста;
* задавать вопросы.
Планируемые познавательные результаты. Ученик будет или сможет:
* осуществлять запись традиционным способом выборочной информации об окружающем мире и в соответствии с заданием;
* использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста;
* строить короткие сообщения в устной и письменной форме с опорой на план (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
* строить грамматически правильные синтаксические конструкции (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
* различать оттенки лексических значений слов с помощью педагога-специалиста;
* осмысленно воспринимать познавательные тексты и инструкции к заданиям и выделять существенную информацию из сообщений при помощи педагога-специалиста;
* осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, лишнего объекта по заданным педагогом критериям;
* осуществлять синтез как составление целого из частей (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
* находить самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста несложные закономерности расположения объектов в ряду подобных;
* проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
* устанавливать простые причинно-следственные связи между знакомыми объектами или явлениями (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
* обобщать объекты и явления, подводя их под более общее понятие (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
*устанавливать простые аналогии;
*овладеть рядом общих приемов выполнения заданий;
* строить простые рассуждения по заданной схеме или при минимальной помощи педагога-специалиста.
Логопедические занятия также будут способствовать:
- развитию фонематического восприятия;
- формированию фонематического анализа, синтеза и представлений;
- развитию звукослоговой структуры слова;
- расширению и активизации словаря учащихся;
- формированию полноценных представлений о морфологическом составе слова и грамматическом оформлении речи;
- формированию, развитию и совершенствованию прочных орфографических навыков;
- развитию лексико-грамматического строя речи;
-развитию внимания, памяти и мышления.
VI Содержание учебного курса
Название курса: Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, а также в развитии лексико-грамматических средств языка.
Цель: профилактика всех видов дисграфий и дислексий.
Задачи:
*развитие фонематических процессов;
*формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
*формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
*закрепление звуко-буквенных связей;
*уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
*уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
*развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Коррекционная работа по преодолению нарушений устной и письменной речи проводится в три этапа: первый — диагностический, второй - коррекционный этап и третий — оценочный.
1. Диагностический этап или обследование.
На этом этапе проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
2. Основной коррекционный этап.
В течение коррекционного этапа осуществляется работа по преодолению нарушений всех сторон устной и письменной речи. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок.
3. Оценочный этап.
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков устной речи и письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
|