.
-
Область применения и нормативные ссылки
Внутренний экзамен по английскому языку является единым и обязательным для всех студентов итоговым контролем за первый год обучения. Настоящая рабочая программа дисциплины очерчивает область подготовки к экзамену на основании установленных минимальных требований к знаниям и умениям студента, полученным в ходе подготовки по программе «Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс)», а также определяет содержание и виды заданий итогового экзамена.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Английский язык», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.03.01 Социология.
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 39.03.01 «Социология»: http://www.hse.ru/data/2015/05/20/1097269134/Бакалавриат_ОС_Социология.pdf
Образовательной программой «Социология» по направлению подготовки 39.03.01 «Социология»;
Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург по направлению подготовки бакалавра 39.03.01 «Социология».
Спецификацией единого экзамена 1 курс, 4 модуль и образцами экзаменационных заданий по всем видам деятельности: http://lang.hse.ru/document;
Программой учебной дисциплины «Английский язык» по направлению подготовки 39.03.01 «Социология»,
-
Цели освоения дисциплины
Основной целью курса дисциплины «Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс)» является проверка уровня владения студентами английским языком в конце обучения на 1 курсе, формирование у студентов навыков самооценки своей иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с общеевропейской шкалой (Общеевропейская шкала уровней CEFR http://www.cambridgeenglishteacher.org/what_is_this), а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, стратегической, а также формирование академических навыков, необходимых для использования английского языка в учебной, научной, и профессиональной деятельности.
Задачами дисциплины являются:
1. проверка знания студентов формата международного экзамена по академическому английскому (IELTS), требований формата, критериев оценки разных видов деятельности;
2. проверка речевых умений в устной и письменной речи, языковых навыков и социокультурной осведомленности в диапазоне указанных уровней коммуникативной компетенции;
3. проверка уровня речевых умений в устной и письменной речи, навыков работы с разными видами текстов в формате международного экзамена (IELTS);
4. проверка знания студентом эффективных стратегий сдачи экзамена.
-
Компетенции обучающегося, необходимые для успешной сдачи экзамена
Студент должен знать:
повседневную и академическую лексику в рамках предложенной программы;
обязательную лексику курса основного английского данного уровня в объеме базовых 300 языковых единиц;
обязательную грамматику курса;
правила речевого этикета;
жанровые особенности академических текстов;
основные особенностях научного стиля;
требования к речевому и языковому оформлению устных и письменных высказываний с учетом специфики иноязычной культуры;
основные ресурсы, с помощью которых можно оценить достигнутые цели, выявить пробелы в знаниях и эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы учебных пособий, словарей, справочников, информационных сайтов).
Студент должен уметь:
читать и понимать основное содержание аутентичных английских общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных текстов, блогов/веб-сайтов; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера, уметь выделить главное и сопутствующее в тексте любой сложности и представить результаты в устной и письменной форме (реферирование - summary);
делать заметки, конспектировать основные положения прочитанного материала для последующего обобщения;
воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (диалог, сообщение, рассказ, лекция), содержащих до 3% незнакомой лексики, значение которой должно быть раскрыто на основе умения пользоваться языковой логической догадкой, а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию, уметь конспектировать услышанное, вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения);
отвечать на вопросы по общей тематике, делать монологическое высказывание по предложенной теме или на основании предложенного текста, отвечать на вопросы, требующие аналитического взгляда на проблематику, выявлять под-проблемы, уметь высказать и обосновать свою точку зрения, проходить диалог-интервью/собеседование, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии преодоления затруднений в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и др.); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение, используя при этом широкий набор языковых средств;
формулировать основную мысль параграфа (topic sentence) в соответствии с общей формулировкой темы и написать параграф, соответствующий данной основной мысли;
писать эссе на заданную тему в соответствии с требованиями международного экзамена IELTS;
логически-организованно устно и письменно описать график, диаграмму, процесс представленный в виде картинок;
составлять логическое, структурированное сообщение по широкому спектру тем;
извлекать и обрабатывать необходимую информацию из текстов по специальности;
пользоваться справочными материалами, в том числе, ресурсами Интернет.
Студент должен иметь навыки (приобрести опыт):
просмотрового, поискового чтения и чтения с полным пониманием содержания прочитанного;
устного общения на английском языке (в пределах повседневной, профессиональной и академической тематики);
передачи информации, взаимодействия, импровизации;
участия в дискуссии, умения сформулировать свою точку зрения по вопросам темы, сформулировать аргументы, свою точку зрения;
стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров;
компенсаторных умений, помогающими преодолеть затруднения в коммуникации, вызванные объективными и субъективными, социокультурными причинами;
владения стратегиями проведения сопоставительного анализа факторов культуры различных стран.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
|
СК-Б1
|
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения,
переработки информации (в том числе, на английском языке)
|
Внеаудиторное чтение, подготовка устного резюме (summary) текста, подготовка презентаций, проектная работа, работа в системе LMS e-front
|
Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности
|
СК-Б5
|
Студент демонстрирует владение английским языком, достаточное для общения (как устного, так и письменного) на повседневные темы, а также общения в деловой среде.
|
Коммуникативные методы обучения английскому языку, метод проектов
|
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
|
СК-Б6
|
Студент демонстрирует владение английским языком, достаточное для поиска и обработки информации в соответствии с поставленными задачами
|
Подготовка презенаций, внеаудиторное чтение
|
Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
|
СК-Б9
|
Демонстрирует умение выражать свою точку зрения на проблему, приводить аргументы и контр аргументы, делать выводы (устно и письменно; в режиме монолога и диалога)
|
Написание эссе, различные виды монологической и диалогической речи
|
Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
|
СК-Б10
|
Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
|
Метод проектов, написание эссе
|
-
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к дисциплинам профессионального цикла, базовой части, и блоку дисциплин, обеспечивающих бакалаврскую подготовку.
Данная дисциплина является обязательной для всех студентов 1 курса. Экзамен сдается в конце учебного года, в 4 модуле.
-
Формы контроля знаний студентов
Экзаменационная работа состоит из 4-х частей.
|
%
|
Время, мин.
|
Чтение
|
25
|
20
|
Аудирование
|
25
|
20
|
Письмо
|
25
|
30
|
Говорение
|
25
|
10*
|
Всего: 80 минут в расчете на одного студента
5.1 Формат проведения экзамена
Задания на чтение, аудирование и письмо выполняются по окончанию занятий в назначенный день. Время выполнения – 70 минут.
Устная часть экзамена состоит из двух частей. В начале беседы студент получает карточку с заданием. Тематика определяется в соответствии с программой. В течение 1 минуты студент продумывает ответ. Затем в течение 2 минут высказывается по заданной теме.
Во второй части студент отвечает на 2-3 дополнительных вопроса экзаменаторов. Ответы должны быть обоснованы и аргументированы.
5.2 Содержание экзаменационной работы
В экзаменационной работе использованы задания следующих типов:
ЧТЕНИЕ.
1. Задания на заполнение предложений пропущенными словами, в соответствии с прочитанным текстом.
2. Задания на понимание запрашиваемой информации:
верно/неверно/не сказано.
АУДИРОВАНИЕ.
Задание на понимание источника информации: выявление
соответствия слов участникам коммуникации.
2. Задание на понимание запрашиваемой информации: заполнение
таблицы.
ПИСЬМО.
Ответ на поставленный вопрос в пределах одного абзаца (100-150 слов). Студенту предоставляется выбрать тип абзаца. Тематика определяется в соответствии с программой.
УСТНАЯ РЕЧЬ.
Монолог на заданную тему (с предварительной подготовкой в течение 1 минуты).
Ответы на вопросы по трем пройденным темам, предполагающим развернутые аргументированные ответы на вопросы и высказывания экзаменаторов.
5.3 Распределение заданий по содержанию и проверяемым умениям и навыкам
Разделы работы
|
Проверяемые элементы содержания
|
Количество заданий
|
всего
|
С выбором ответа и кратким ответом
|
С развернутым ответом
|
Аудирование (полилог)
|
Контролируется:
1. понимание соответствия слов участникам коммуникации;
2. понимание запрашиваемой информации.
|
10
|
5
5
|
|
Говорение
|
- монолог
Неподготовленная беседа
Контролируется: 1.соответствие теме и задаче;
2.организация высказывания;
3. грамотность;
4. выбор речевых и языковых средств;
5. беглость речи;
6.интерактивность.
|
3
|
|
3
|
Чтение (научно-популярная статья)
|
Контролируется:
1. понимание логико-смысловых соответствий в тексте;
2.понимание информации.
|
10
|
5
5
|
|
Письмо
|
Написание абзаца.
Контролируется:
1. соответствие теме и коммуникативному заданию;
2.организация текста;
3. грамотность;
4. выбор языковых средств.
|
1
|
|
1
|
|
Итого:
|
24
|
20
|
4
|
5.4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задание с выбором ответа и кратким ответом считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов (критерии), в которой указывается, за что выставляется каждый балл.
Общий балл вычисляется по следующей формуле:
R*0,2 + A*0,2 +Sp*0,3 + P*0,3 = Exam, где
R – оценка за чтение;
A — оценка за аудирование;
Sp – оценка за устную речь,
P — оценка за написание абзаца.
5.5. Образцы заданий экзаменационной работы
|
Раздел работы
|
Образцы заданий
|
1
|
Чтение
|
1. Заполните предложенные ниже утверждения, используя не более 3х слов из текста.
2. Прочитайте текст и пометьте утверждения 6-10.
Верно/неверно/не указано.
|
2
|
Аудирование
|
1. Прослушайте полилог и установите соответствие высказываний 1- 5 участникам полилога P, J, T.
2. Прослушайте полилог и заполните пробелы 6-10 в таблице.
|
3
|
Говорение
|
1. В течение 2-х минут рассуждайте на заданную тему (тематика определяется в соответствии с программой).
2. Ответьте на вопросы экзаменаторов. Поддержите их реплики и высказывания.
|
4
|
Письмо
|
Ответьте на поставленный вопрос в пределах одного абзаца (100-150 слов). Тематика определяется в соответствии с программой.
|
5.6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют сформированность ключевых языковых навыков и речевых умений на иностранном языке. Задания повышенного уровня сложности предполагают владение познавательными умениями в устной и письменной речи, без которых невозможно успешное продолжение обучения на более высоких ступенях.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности
|
Число заданий
|
Максимальный балл за задания данного уровня сложности
|
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу
|
Базовый
|
12
|
5
|
50,00%
|
Повышенный
|
12
|
5
|
50,00%
|
Итого:
|
24
|
10
|
|
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
-
Основная литература
Black, M, Sharp & W. (2011). Objective IELTS Intermediate, Self-study student’s book and audio CDs. Cambridge University Press
Dellar, H. & Walkley, A. (2012). Outcomes. Student’s Book уровень Advanced. Heinle Cengage Learning
Nuttall, C. & French, A. (2012). Outcomes Workbook. Advanced with CDs. Heinle Cengage
-
Дополнительная литература
McCarter, S. (2010). Ready for IELTS. Coursebook. Macmillan: Oxford
McCarter, S., & Cusack, B. (2007). Improve Listening and Speaking Skills. Macmillan: Oxford
McCarter, S. & Whitby, N. (2007). Improve Writing Skills. Macmillan: Oxford
Hopkins, D. (2008). Grammar for IELTS. CUP: Cambridge
McCarthy, M., & O’Dell F. (2009). Academic vocabulary in use. CUP: Cambridge
Harrison, L., Cushen, C., Hutchinson, S. (2010). Achieve IELTS Grammar & Vocabulary Marshall Cavendish
-
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Материалы единого экзамена по английскому языку для студентов 1 курса бакалавриата (конец 4 модуля): http://lang.hse.ru/documents
Единый экзамен по английскому языку 1 курс, 2 модуль (бакалавриат): http://lang.hse.ru/news/137772757.html
The Longman Dictionary of Contemporary English Online http://www.ldoceonline.com/
Oxford Learner’s Dictionaries http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
http://www.ielts.org/teachers.aspx
http://www.ieltsbuddy.com/ - practice on-line
http://www.cambridgeesol.org/teach/ielts/academic_reading/index.htm
http://www.cambridgeesol.org/teach/ielts/academic_writing/index.htm
-
Список литературы
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты высшего профессионального образования (электронный ресурс). http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/8
Образовательный стандарт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики» по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент» Уровень подготовки: Бакалавр, Москва 2011
Единый классификатор компетенций НИУ ВШЭ (http://www.hse.ru/studyspravka/ekk)
Соловова Е.Н. Учебная программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) для НИУ-ВШЭ.
-
Суворова Ю.А. Программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) (1 курс), интенсивный курс английского языка для начинающих. Уровень подготовки: Бакалавр, Москва 2014
|