Скачать 3.73 Mb.
|
Технологии поиска и подбора кадров с учетом изменений по ТК РФ 1. Система поиска кадров Поиск кадров - одна из наиболее важных сфер кадровой деятельности. Это первоначальный этап работы с персоналом организации. Для того чтобы поиск кадров был наиболее эффективен необходимо использовать целую систему поиска кадров, состоящую из различных взаимосвязанных действий по поиску кадров. Поиск кадров в наше время представляет собой определенную проблему, несмотря на наличие на рынке большого количества разносторонних специалистов. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики, реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере. Кадровое планирование, отражая политику и стратегию организации, определяет качественную и количественную потребность в персонале. Кадровое планирование задает четкие ориентиры, касающиеся профессиональной принадлежности, квалификации и численности требующихся организации работников. Анализ работы, нормирование труда и оценка исполнения позволяют выработать требования и критерии, в соответствии с которыми будут отбираться кандидаты на конкретные вакантные должности. С другой стороны, оценка рабочих показателей новых работников после некоторого периода их работы в организации позволяет определить эффективность самого процесса отбора. Система стимулирования дает возможность выработать политику стимулирования труда и набор стимулов, направленных на привлечение кандидатов, отвечающих всем необходимым требованиям, а также способствует удержанию уже нанятых работников. Оргкультура, то есть порядки, нормы поведения и трудовые ценности, культивируемые в организации, учитываются при установлении критериев, используемых при поиске и отборе новых работников. Укомплектовать организацию работниками, способными принять действующие в ней нормы, ценности, правила, не менее важно, чем найти профессионалов, обладающих необходимыми знаниями, опытом, навыками и деловыми качествами. Опыт многих всемирно известных фирм, добившихся выдающихся успехов в своей сфере бизнеса, показывает, что успех организации зависит от умения найти людей с нужным складом ума, с нужным отношением к делу, готовых с полной отдачей сил работать для достижения организационных целей. Система мер по адаптации новых работников к работе в организации и к трудовому коллективу является прямым продолжением процесса поиска и отбора кадров. Важно не только отобрать лучших работников, но и обеспечить их мягкое вхождение в организацию и быстрый выход на требуемый уровень рабочих показателей. Обучение - это продолжение процесса отбора и адаптации новых работников. Оно направленно как на освоение новичками необходимых для успешной работы знаний и навыков, так и на передачу им установок и приоритетов, составляющих ядро организационной культуры. Эффективность деятельности по поиску и отбору новых работников повышается, если это направление работы осуществляется под единым руководством и координируется с другими сферами деятельности, связанными с управлением персоналом, начиная от ведения кадровой документации и кончая вопросами нормирования и социальной защиты. Это позволяет не только придерживаться более четких критериев и процедур при поиске и отборе кадров, но и обеспечивает высокие результаты в профессиональной и социальной адаптации новых работников. Высокие результаты при построении системы поиска и отбора персонала возможны лишь в том случае, если этим занимаются люди, обладающие необходимым опытом и знаниями. При поиске и отборе кадров важно придерживаться нескольких принципов, которые не только позволят выбрать лучших кандидатов на заполнение имеющихся вакансий, но и будут способствовать их более легкому вхождению в организацию и быстрому выходу на уровень рабочих показателей, отвечающих установленным требованиям. 1.Поиск и отбор кадров не должны рассматриваться как просто нахождение подходящего человека для выполнения конкретной работы; поиск и отбор должны быть увязаны с общим контекстом программ, реализуемых в сфере управления персоналом, призванных обеспечить достижение целей предприятия и успех в реализации стратегии, разработанной руководством. 2.Необходимо принимать во внимание не только уровень профессиональной компетентности кандидатов, но и, что не менее важно, то, как новые работники будут вписываться в культурную и социальную структуру организации. Организация больше потеряет, чем приобретет, если наймет на работу технически грамотного человека, но не способного устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по работе, с клиентами или поставщиками или подрывающего установленные нормы и порядки. 3. Необходимость учета всех требований трудового законодательства и обеспечение справедливого подхода ко всем кандидатам и претендентам на должность. В наше время для поиска кадров имеются различные способы, которые необходимо использовать в совокупности, среди которых: размещение информации о поиске определенного сотрудника внутри фирмы; размещение информации в средствах массовой информации (в печати и на телевидении), размещение вакансии в Интернет. Для того чтобы понять, какую работу можно поручить другим организациям (например, рекрутинговым агентствам), а какую следует выполнять собственными силами, следует определить весь комплекс необходимых шагов по поиску и отбору новых работников. Комплексный подход к поиску и отбору новых работников предполагает решение по меньшей мере пяти основных задач: 1. Определение количественной и качественной потребности в персонале с учетом основных целей и возможностей организации. 2. Поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор средств и методов, которые могут использоваться для привлечения подходящих кандидатов. 3. Разработка критериев для отбора кандидатов, наиболее подходящих для занятия имеющихся вакансий, на основе: a) получения точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность; b) установления квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы; c) определения личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения данной работы и соответствия требованиям организации. 4. Подбор или разработка методов отбора кадров, позволяющих лучше всего оценить степень соответствия кандидатов выработанным критериям. 5. Обеспечение оптимальных условий для адаптации новых работников к работе в организации. С учетом опыта, которым располагают специалисты, работающие в организации, и практики, сложившейся в деле поиска и отбора персонала, руководство принимает решение о том, будут ли все эти задачи решаться собственными силами или для их решения потребуется приглашение внешних специалистов-экспертов. Если руководство приняло решение о привлечении внешних специалистов, то первым шагом для начала работы по подбору кандидата на выполнение того или иного вида работ может быть заполнение подразделением-заказчиком соответствующей формы заявки. Эта заявка должна содержать сведения, которые призваны максимально помочь людям, отвечающим за поиск нужных кандидатов, в формулировании требований (критериев отбора) к потенциальным кандидатам. ФОРМА ЗАЯВКИ на подбор кандидатов на имеющиеся вакансии Должность, специальность, направление работы __________________________________________________________________ Основные функции, которые должен будет выполнять работник, содержание работы____________________________________________________________ Квалификационные требования к работнику____________________________ Режим работы и условия труда________________________________________ Оплата труда_______________________________________________________ Желательные деловые и личные качества работника______________________ Примечания________________________________________________________ Поиск работников для замещения вакантных должностей может осуществляться как за счет внутренних ресурсов организации, так и за счет внешних источников. Внутренний отбор используется для заполнения вакансий за счет работников организации; при внешнем отборе для заполнения вакансий привлекаются кандидаты со стороны. Соответственно, различаются и методы, используемые при внешнем и внутреннем отборе. Внешний и внутренний отбор имеют свои преимущества и свои недостатки, и выбор формы отбора будет зависеть от условий, сложившихся в организации, целей, стоящих перед отбором, возможностей организации и др. Многие организации недооценивают возможности, которые открываются в результате поиска наилучших кандидатов для заполнения имеющихся вакансий среди людей, работающих на предприятии. Внутренний отбор имеет ряд преимуществ перед внешним: 1. При заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в организации, мы имеем дело с работниками, которые хорошо знают организацию, что повышает вероятность их успешной работы в новой должности за счет более легкой адаптации к условиям работы в новой должности. 2. Такая политика повышает лояльность персонала и стимулирует людей к большей отдаче в работе. 3. Внутренний отбор обходится значительно дешевле, требует меньших затрат, чем внешний, поскольку, как правило, не требует расходов на такие статьи, как адаптация и обучение. При внутреннем отборе наиболее часто используются следующие подходы к выявлению подходящих кандидатов: - выявление наиболее подходящих кандидатов из числа работающих на основании формальных характеристик (образование, профессия, стаж работы, возраст, пол и др.); - формирование кадрового резерва, из рядов которого впоследствии могут быть отобраны потенциальные кандидаты, соответствующие основным требованиям работы в вакантной должности. Организация обучения кадрового резерва, контроль рабочих показателей резервистов, их отношение к работе и к организации - это источники важной информации о перспективных кандидатах на руководящие посты; - организация конкурсов на замещение вакантных должностей и информирование об имеющихся вакансиях и условиях участия в конкурсе работников предприятия. Работа по поиску подходящих людей начинается на базе заранее сформулированных требований к кандидатам, основанных на уже существующих должностных инструкциях и требованиях к должности. При внешнем отборе процесс поиска новых работников необходимо знание рынка труда, источников рабочей силы и методов поиска кандидатов на имеющиеся вакансии. Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от направления деятельности организации, от финансовых средств, выделяемых на подбор персонала, от имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена данная вакантная должность. Для привлечения в организацию новых работников используют рекламные объявления о вакантных должностях в газетах, журналах (специальных и рассчитанных на широкую аудиторию), по радио и кабельному телевидению. Для этих целей могут также быть использованы отраслевые или тематические выставки, ярмарки вакансий. Эффективная реклама в средствах массовой информации предполагает не только правильный выбор конкретного средства массовой информации, но и продуманное оформление, форму и содержание рекламного объявления, момент выхода объявления, периодичность и частоту рекламы. Выбор средства массовой информации должен быть обусловлен учетом существующих предпочтений потенциальных кандидатов. Для того чтобы решить вопрос, через какое средство массовой информации следует дать объявление о поиске кандидатов на вакантные должности в высшем руководстве, в экономической службе, в службе маркетинга и т.п., следует ответить на вопрос, какие газеты читают, какие радиостанции слушают потенциальные кандидаты на имеющиеся вакансии? Хорошо продуманное рекламное объявление должно одновременно решать ряд задач: - привлечение наиболее подходящих кандидатов; - исключение обращений со стороны лиц, мало подходящих для имеющихся вакансий. - обеспечение достаточного числа обращений со стороны потенциальных претендентов на должность. Новым и перспективным средством поиска и привлечения кандидатов в наши дни стал Интернет. Основными преимуществами этого средства поиска являются его относительная дешевизна и высокая скорость распространения информации. Кроме того, при этом автоматически происходит и первичный отсев, поскольку на сегодня пользователями Интернета являются люди, обладающие достаточно высоким образовательным уровнем. В Интернете можно найти сайты, ориентированные на работодателей, где публикуются резюме специалистов, советы по поиску и отбору кадров и т.п.; специализированные сайты, ориентированные на узкий сегмент рынка (например, только программисты), и универсальные, рассчитанные на всех заинтересованных в поиске работы. Есть здесь также сайты рекрутинговых компаний и государственных служб занятости. Возможными источниками рабочей силы также являются: рекрутинговые агентства; службы (центры) занятости, биржи труда, ярмарки вакансий; школы, гимназии, колледжи; высшие и средние специальные учебные заведения; личные знакомства (контакты); работники, уже работающие в организации; самостоятельное обращение в организацию людей, ищущих работу; переманивание лучших работников из других организаций - «охота за головами» или хедхантинг. Многие руководители, встав перед необходимостью поиска кадров - особенно на ключевые руководящие должности, - полагают, что привлечь высококвалифицированных специалистов можно только высокой зарплатой. Однако далеко не все компании имеют возможность предложить кандидату такой же уровень оплаты, как крупные стабильные организации. Здесь есть разные возможности. Возможность быстрого роста, продвижения по службе. Динамично развивающиеся организации часто дают уникальную возможность сделать быструю карьеру (что предполагает последующий быстрый рост зарплаты). Возможность самостоятельной работы, без жесткого контроля со стороны руководства. Современные компании стремятся освободиться от жесткого бюрократического регулирования деятельности каждого работника, они гибки и мобильны. Путь от принятия решения до его реализации на практике быстр и короток. Возможность увидеть результаты своих действий и предложений является довольно сильным стимулом, особенно для молодых, амбициозных, ориентированных на развитие работников. Теплые, дружественные отношения. Для многих людей высокую привлекательность имеет климат командной работы (или дух «единой семьи»), когда каждый работник понимает, каков его вклад в общее дело, когда он видит, что успех общего дела зависит от усилий всех работников. Дух взаимопомощи, взаимоподдержки, тесные дружеские взаимоотношения могут явиться важным аргументом в выборе места работы для потенциальных кандидатов. Дополнительные льготы. Если нет возможности предложить высокий уровень оплаты, следует определить, какие дополнительные льготы могут быть предложены для привлечения высококвалифицированных кандидатов. Это могут быть: организация бесплатного питания или оплата питания; предоставление автомобиля от компании или денежные компенсации для работников, использующих личный автомобиль; оплата мобильного телефона; медицинское страхование за счет компании; распродажи для работников компании. К примеру, некоторые торговые компании устраивают распродажи отремонтированной некондиционной техники для своих сотрудников, либо предоставляют скидки своим сотрудникам на приобретение выпускаемой компанией продукции. Как говорилось выше, от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех ее остальных ресурсов, поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации. Если подбор хороших кадров является удачным вложением финансовых средств, то отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет пустой тратой денег. Для мелких и средних организаций это непозволительно. Важно не допускать такие ошибки при подборе персонала как: - отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы поиска и отбора персонала; - не установлены четкие критерии для отбора разных категорий работников; - не разработаны процедуры отбора новых работников; используемые методы отбора нуждаются в совершенствовании и дополнении; - не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска и отбора кадров; - не хватает финансовых ресурсов для организации работы в области поиска и отбора персонала; - недостаточный опыт и уровень квалификации работников, занимающихся отбором кадров. При этом можно выделить главную проблему, в которой так или иначе отражаются все вышеперечисленные: во многих организациях проблему поиска и отбора новых работников пытаются решать бессистемно, нетехнологично, без учета существующего опыта работы в этой области. В заключение следует особо отметить, что ключевым критерием, позволяющим судить о качестве действующей системы поиска и отбора персонала, является та степень, в которой работа в этой области поддерживает выработанную руководством стратегию предприятия и насколько она отвечает ключевым требованиям кадровой политики, реализуемой в организации. |
Конспект лекций по курсу «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли» Фотография рабочего времени: назначение, методика, обработка данных25. Виды норм труда |
Курсовая работа по дисциплине: «Организация, нормирование и оплата... Определение нормативов затрат труда и заработной платы (Табл. 4+ Табл. 4 Формулы) 30 |
||
Аттестация рабочих мест по условиям труда Воздействие негативных факторов производственной среды на человека и их нормирование |
Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Аналитический отчет по результатам Анализа состояния конкуренции... Целью исследования является: анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке сырой нефти и выявление хозяйствующих субъектов,... |
Дипломная работа на тему: «Выявление и оценка резервов роста производительности труда» «Выявление и оценка резервов роста производительности труда» (на примере открытого акционерного общества «Ижевский автозавод») |
||
Дипломная работа на тему: «Выявление и оценка резервов роста производительности труда» «Выявление и оценка резервов роста производительности труда» (на примере открытого акционерного общества «Ижевский автозавод») |
Специальная оценка условий труда Чих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее тк рф). С начала 2014... |
||
Пояснительная записка о работе Государственной инспекции труда в... Анализ проведенной работы свидетельствует, что интенсивность действий государственных инспекторов труда по ряду направлений деятельности... |
Экологическое нормирование на этапах разработки новых технологий... Одним из элементов механизма повышения эффективности природопользования является экологическое нормирование. К числу основных экологических... |
||
Содержание Анализ и оценка структуры баланса, отчета о прибылях и убытках, динамика прибыли 10 |
Практикум по птицеводству издание второе, дополненное Освещаются основные вопросы зоотехнической работы в птицеводческих хозяйствах: оценка сельскохозяйственной птицы по экстерьеру и... |
||
Магистерская диссертация Оценка и анализ эффективности применения аутсорсинга на примере компании ОАО «х-телеком» 47 |
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ План кабинета Анализ работы кабинета биологии за 2011 – 2014 годы |
||
Общие положения Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке вольфрамового концентрата в российской федерации |
Нормирование и стандартизация территориальные строительные нормы Технические правила и нормы строительства, эксплуатации и контроля работы сооружений систем водоотведения объектов малоэтажной застройки... |
Поиск |