Скачать 1.14 Mb.
|
1.1. Экономическая природа налога на доходы физических лиц. С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложение собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т. д. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливался в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога. Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и другое. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершился первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории. Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения. Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве". История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог на доходы физических лиц, т.е. прямой налог на их личные доходы, существует практически во всех странах. В последние годы во всех экономически развитых странах происходит смещение в сторону увеличения удельного веса в структуре бюджета подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. В США, например, доля подоходного налога составляет 41 %, в Англии — 46, во Франции — 20%. В этом же направлении эволюционирует и налоговая система России. В настоящее время в Российской Федерации налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место, после налога на прибыль организаций и НДС и является основным налогом с населения, что подтверждает рис.1. Рис.1. Структура налоговых доходов в бюджет РФ за 2010год Рис.2. Удельный вес НДФЛ в налоговых доходах бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 гг. Главный документ, которым регулируется порядок взимания рассматриваемого налога,— глава 23 НК РФ. Особенность налога на доходы физических лиц состоит в том, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, ответственность за его исчисление, удержание и перечисление в бюджет несут организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход работнику, выступая при этом в качестве налоговых агентов государства. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К лицам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Российским налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в России, а также доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации. Для целей налогообложения возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога на доходы физических лиц. Объектом налогообложения для физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников, как в Российской Федерации, так и за рубежом, а для физических лиц — нерезидентов — от источников только в Российской Федерации. В случаях невозможности однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за рубежом их отнесение осуществляет Минфин России. Аналогично определяется доля указанных доходов. Законодательством установлен следующий порядок исчисления налогооблагаемой базы. Учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу. Налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду доходов, которые облагаются налогом по разным ставкам. Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение этих доходов, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая база считается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой вычетов в этом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, не переносится. Для доходов, облагаемых по иным ставкам, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов. Налоговые вычеты в этом случае не применяются. Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату получения доходов (на дату осуществления расходов). По налогу на доходы физических лиц однозначно определен порядок и сроки уплаты налога (налоговая декларация налогоплательщиками, при необходимости, представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц по месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам МНС, общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом). 1.2. Нормативно – правовая база исчисления уплаты НДФЛ. Общий порядок исчисления НДФЛ устанавливается ст. 225 НК. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Иначе говоря, налоговую базу ( в денежном выражении ) необходимо умножить на соответствующую налоговую ставку. Порядок определения суммы налога зависит от того, по какой ставке доходы облагаются налогом: - по ставке 13 процентов; - по ставке 35 процентов, 30 процентов, 15 процентов или 9 процентов. Если доход облагается по ставке 13 процентов, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. Если сумма вычетов больше, чем сумма дохода, то налоговая база принимается равной нулю и налог не удерживается. Для доходов, облагаемых иными налоговыми ставками ( 35%, 30%, 15% или 9% ), налоговые вычеты не применяются. Если в течение года налогоплательщик получал доходы, к которым применяются разные налоговые ставки, то по итогам налогового периода ( года ) определяется общая сумма налога, которая представляет собой сумму, полученную в результате снижения всех сумм налога. Например, при получении в налоговом периоде доходов, облагаемых по ставкам 13 процентов, 9 процентов и 35 процентов, общая сумма НДФЛ будет исчисляться по формуле: НДФЛ = НДФЛ ( 13% ) + НДФЛ ( 9% ) + НДФЛ (35% ) (1) Если в налоговом периоде были получены доходы, облагаемые только по одной ставке ( в большинстве случаев – 13% ), то общая сумма НДФЛ будет, соответственно, равна сумме НДФЛ, рассчитанной по этой ставке. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса, в целях гл. 23 Налог на доходы физических лиц, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме. Согласно п. 13 указанного Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430 ), доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, т.е. после фактического получения дохода и совершения расхода. Таким образом, аванс, полученный в счет предстоящих поставок, должен быть отражен в Книге учета как доход при его получении [6]. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля. Например, сумма НДФЛ 1082,53 руб. должна быть округлена до 1083 руб., а сумма 1151,49 руб. – до 1151 руб. НК РФ предусматривает уплату налога на доходы физических лиц самостоятельно налогоплательщиками (по декларации), и путем удержания налога у источника выплаты, то есть налоговым агентом. Статьями 227 и 228 НК РФ установлен перечень лиц, которые обязаны подать налоговую декларацию по истечении налогового периода. К ним относятся: - индивидуальные предприниматели; - физические лица, получившие доход по договорам гражданско-правового характера с другими физическими лицами, которые не являются налоговыми агентами; - физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог в связи с тем, что это не входит в обязанность налогового агента (например, при продаже физическим лицом собственного имущества); - физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог и об этом факте налоговый агент не сообщил в налоговый орган. Физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на свои доходы, таким отчетом является налоговая декларация. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей. Физические лица, которых закон не обязывает подавать налоговую декларацию, но которые желают получить социальные, имущественные, профессиональные, а также стандартные (если они им не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере) налоговые вычеты, то физические лица вправе подать налоговую декларацию. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ подается физическими лицами в территориальную инспекцию МНС РФ по месту учета налогоплательщика (по месту жительства). Первые два листа декларации (лист с персональными данными и лист о доходах) заполняются в обязательном порядке. Образец заполнения представлен в приложении 3. Остальные листы заполняются и включаются в декларацию при необходимости. На втором листе декларации производится итоговый расчет сумм доходов и налога на основании: а) итоговых данных, рассчитанных на других листах декларации; б) выданных налоговыми агентами справок о доходах по форме N 2-НДФЛ; в) личных учетных данных. Здесь же производится расчет общей суммы налога, подлежащей уплате, доплате в бюджет или возврату из бюджета. Форма 2-НДФЛ используется налоговыми агентами в следующих случаях: - при подаче в налоговые органы сведений о доходах физических лиц за отчетный налоговый период; - при выдаче физическим лицам по их заявлению справок о доходах, полученных ими в отчетном налоговом периоде, и суммах удержанного с этих доходов налога. Эти справки физические лица вправе приложить к налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по месту жительства для получения социальных и имущественных вычетов; - при сообщении в налоговые органы сведений о невозможности удержания налога и о сумме задолженности налогоплательщика. Эти сведения юридические лица могут передавать в налоговый орган на бумажных носителях. Сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц, полученных в истекшем году, налоговые агенты должны представить в налоговые органы не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Подробный порядок заполнения формы 2-НДФЛ изложен в приложении к этой форме. Данные для составления формы 2-НДФЛ берутся из налоговой карточки формы 1-НДФЛ. Налоговые агенты отражают в справках: а) всю сумму дохода, полученного физическим лицом в налоговом периоде в денежной и натуральной формах и в форме материальной выгоды; б) сумму предоставленных стандартных и профессиональных вычетов; в) сумму исчисленного и удержанного налога; г) сумму налога, возвращенного (зачтенного) налогоплательщику в связи с перерасчетом за прошлые налоговые периоды; д) сумму налога, переданного на взыскание в налоговый орган. В справках также указываются суммы дохода, по которым в соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ установлена необлагаемая величина в размере 2 000 рублей, с указанием месяца, в котором был выплачен такой доход. Если налоговый агент выплатил физическому лицу в течение календарного года более, чем один вид дохода, по которому предусмотрено освобождение от налогообложения в размере 2 000 рублей, то в листе 2 справки указывается сумма дохода по каждому основанию и месяц, в котором такой доход был выплачен. Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные ими работы, оказанные услуги, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Не представляются промежуточные сведения о доходах физических лиц, выплаченных не по месту основной работы. Согласно действующему законодательству во всех возможных случаях налог на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом. Это компенсирует низкую налоговую культуру населения и предотвращает судебные процессы о взыскании налоговых недоимок. Такой порядок уплаты налога наиболее удобен, эффективен, экономичен с точки зрения налоговой системы, так как способ взимания налога «у источника» обеспечивает максимальную собираемость налога. Законодательством установлены правила исчисления, удержания и перечисления налога, которые приведены на Рис.3.
|
Глава Теоретические основы кредитования физических лиц |
Инструкция от 29 июня 1995 г. N 35 по применению закона российской... Подоходный налог взимается на основании Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", принятого Верховным Советом... |
||
Администрация Обливского района Имелись случаи, когда на территориях районов ставки налога на имущество физических лиц, стоимостью свыше 500 тыс рублей, установлены... |
Статья Установление консульских отношений Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных... |
||
Общие положения Российской Федерации и в иностранной валюте по счетам юридических лиц (кроме кредитных организаций), индивидуальных предпринимателей... |
«Процесс выявления финансового результата деятельности на примере... «Нормативная база и теоретические основы учета доходов и финансовых результатов» 6 |
||
Центральный банк российской федерации указание Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,... |
Теоретические и методические основы совершенствования качества фармацевтических... Охватывает: беременных, молодых матерей, детей раннего возраста; лиц дошкольного, школьного возраста; лиц молодого возраста; лиц... |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное Теоретические основы функционирования процесса стратегического инвестирования и риск-менеджмента. 6 |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное Теоретические и нормативно-правовые основы организации бухгалтерского учета в книжной торговле |
||
Правила банковского обслуживания юридических лиц, индивидуальных... Порядок заключения договора комплексного банковского обслуживания |
О переводе денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации Специальные термины, применяемые в тексте Договора, используются в следующем значении |
||
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по выполнению... Дисциплина «Теоретические основы товароведения» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин специальности 100701 «Коммерция»... |
Условия пользования системой дистанционного банковского обслуживания... Действуют для договоров, заключаемых Филиалом ббр банка (АО) в г. Владивостоке и его подразделениях) |
||
Гоувпо «Пермский государственный университет» стратегии перевода теоретические основы модуля Стратегии перевода (теоретические основы модуля): учебный модуль для слушателей специальности «Переводчик в сфере профессиональной... |
Бюджета муниципального района за 2012 год по кодам видов доходов... Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
Поиск |