Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования
имени В.М. Шукшина
Н.В. Виницкая
Основы музыкальной культуры
Учебное пособие
Бийск
АГАО им. В.М. Шукшина
2014
ББК 85.313 (2)
В 48
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Рецензенты:
доктор философских наук, кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «АГАО» И.В. Никитина
кандидат искусствоведения Е.А. Ветохин
В 48 Виницкая, Н.В.
Основы музыкальной культуры [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Виницкая; АГАО им. В.М. Шукшина. – Бийск, 2014. – 122 с.
Учебное пособие представлено в виде опорных конспектов. Освещает вопросы теории и истории музыки, необходимые в ходе изучения дисциплин «Теория и методика музыкального воспитания», «Музыкальная культура воспитателя». Может использоваться в качестве дополнительной литературы при изучении дисциплин эстетического цикла. Содержит контрольные вопросы по освоению курса, терминологический словарь. Рекомендовано в качестве дополнительной литературы бакалаврам, обучающимся по профилю «Дошкольное образование» и «Начальное образование».
Виницкая Н.В., 2014
АГАО им. В.М. Шукшина, 2014.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Содержание учебных программ таких курсов, как «Музыкальная культура воспитателя», «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Теория и методика музыкального воспитания» направлено на овладение будущими учителями начальных классов и воспитателями основами музыкальной культуры в области теории истории. Целью дисциплин является формирование у будущего воспитателя детского сада и преподавателя начальных классов основ музыкальной культуры, необходимых для осуществления музыкального воспитания детей. В процессе преподавания данных курсов необходимо решить комплекс следующих основных задач:
- сформировать у студентов интерес к музыкальному искусству и музыкально-педагогической деятельности;
- ознакомить будущих педагогов с теоретическими и практическими основами музыкальной культуры личности;
- создать условия для формирования и развития у студентов профессионально-значимых музыкальных умений и навыков. Лекционные занятия в программе учебного курса занимают ведущее место. Поскольку их содержание охватывает огромный материал, учащимся важно помогать систематизировать полученную информацию. Этой целью может служить опорный конспект. Он позволяет в сжатой форме осветить основные этапы культуры и ее характерные черты, вспомнить наиболее ярких представителей стиля или эпохи, наметить план ответа на экзамене. При подготовке к промежуточному или итоговому контролю знаний необходимо знакомиться с подробными серьезными исследованиями. Но иногда возникает необходимость в кратком виде представить основные значимые для темы аспекты. Тогда на помощь приходят логические схемы или опорные конспекты. Иногда лектор имеет дело с недостаточно подготовленной аудиторией. Поэтому без возведения элементарного «информационного базиса» в ходе обучения не обойтись. Пособие содержит большой справочный материал, тесты и контрольные вопросы.
Раздел 1.
Восприятие музыки – основа музыкальной культуры личности
Восприятие – это наиболее полное отражение в нашем сознании окружающего мира, воздействующего на нас через органы чувств (Р.Г. Кадыров). В психологии выделяют такие особенности восприятия, как предметность, целостность, структурность, осмысленность. Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных в музыкальной педагогике.
Термин «музыкальное восприятие» трактуется в двух смыслах: 1) как способность человека к проникновению в музыкальный образ и его осмысление; 2) как процесс слушания музыки.
Музыкальное восприятие – способность слышать и переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, а не как механическую сумму звуков (О.А. Апраксина). Согласно Б.М. Теплову, музыкальное восприятие опирается не только на музыкально-слуховые представления, но и на жизненный опыт, который проявляется в богатстве слуховых, зрительных, временных и других представлений. Основу музыкального восприятия составляют эмоциональные музыкально-эстетические оценки.
М.Е. Тараканов (1970г.) выделил три основных типа слушательской реакции на музыку, которая характеризует степень развития его музыкального восприятия как способности:
- полное непонимание музыки, для которого характерно восприятие музыки как звукового хаоса;
- обобщенное, мало дифференцированное восприятие, без глубокого проникновения во внутреннюю структуру музыки;
- полное понимание музыки: предполагает умение осознавать ее в единстве закономерных связей содержания и формы, всех составляющих ее элементов; музыкальный образ воспринимается как явление внутренне осмысленное
Музыкальное восприятие имеет творческий характер, который проявляется в своеобразии суждений о музыке. Согласно В.Д. Остроменскому, музыкальное восприятие – это сложный художественно-познавательный акт, возникающий в процессе постижения музыкального искусства и предполагающий наличие у человека специальных способностей, музыкальных знаний, умений и навыков к субъективно-творческому восприятию воплощенных в музыкальных образах явлений окружающей действительности.
А.Н. Сохор выделил четыре стадии в процессе восприятия музыки: стадия возникновения интереса к произведению и формирование установки на его восприятие; стадия слушания; стадия понимания и переживания; стадия интерпретации и оценки.
Л.В. Школяр выделяет три основные модели развития музыкального восприятия:
Первая модель – «технократическая». В ее основе – стремление построить массовое музыкальное образование по типу профессионального. Главная цель – формирование специальных знаний, умений и навыков, сводимых к развитию слуха, голоса.
Вторая модель – «просветительская». Большое внимание уделяется знаниям о музыке, широко привлекаются произведения других видов искусства. Данная модель направлена, главным образом, на расширение музыкального кругозора.
Обе модели односторонни: они не способствуют проникновению в интонационно-временную специфику музыки. В первом случае – научно-технологический крен, во втором – иллюстративно-описательный.
Третья модель – «интонационная» (интонационный подход). Это музыкально-целостная модель (берет начало от концепции Д.Б. Кабалевского). Интонационный подход интегрирует в себе обе обозначенные выше модели и предполагает постижение музыки как «искусства интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Главное – воспитание творчески мыслящей индивидуальности, обладающей опытом эмоционально-ценностного отношения к искусству, к жизни в целом.
Выделяют два ведущих способа общения с музыкой интромузыкальную, нацеленную на постижение музыкально-структурных закономерностей во всей их целостности, и экстрамузыкальную, опирающуюся на различные внемузыкальные ассоциации и неясные ощущения. Первый из них тяготеет к структурно-аналитической стратегии восприятия. Второй – к образно-ассоциативной, когда художественное впечатление связано с эмоциональными состояниями, в которые погружается слушатель.
Для развития музыкального восприятия Б.В. Асафьев предлагал ряд педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения (а не теоретического анализа) с понятиями «о тождестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную и понятную ребенку. Он выступал против трактовки восприятия как созерцательного акта».
Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия: выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; анализ особенностей развития художественного образа; выявление главной идеи произведения; оценка позиции автора; определение в произведении смысла.
Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется: выявить в произведении главное интонационное зерно; определить стилевую принадлежность произведения; определить жанровую принадлежность произведения; выявить особенности исполнительского стиля; подобрать к музыке литературу, картину; составить несколько исполнительских планов произведения.
Для определения характера произведения можно использовать 27 модальностей эмоций с их отдельными признаками, употребляемыми в музыке и разработанные В.Г. Ражниковым.
Основой музыкального восприятия является умение понять художественный образ, представленный в произведении. Произведение искусства – это «выразительное изображение, изображение с «двойным отражением» действительности и художника, объективного и субъективного миров» (М.С. Каган). Сочетание в искусстве изображения и выражения делает художественный образ неповторимым и уникальным (А.Г. Гогоберидзе).
Изобразительность – это конкретность изображаемых действий, поступков, предметов и явлений. Примеры изобразительности в музыке: Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г. Свиридов. «Тройка»; П. Чайковский. «Песня жаворонка». Выразительность – отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления.
Музыка – искусство интонации. Искусством интонируемого смысла называл музыку Б. Асафьев. За некоторыми интонациями закрепилось устойчивое толкование характера. Изучение музыкальной семантики – один из путей в решении проблемы музыкального образования XXI в., например, проблемы воспитания «интонационного слуха», обозначенной Д.К. Кирнарской в книге «Музыкальное восприятие» (1997). Интересна теория интонации В. В. Медушевского, в основе которой лежат идеи нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Для того, чтобы научиться понимать и осознавать разнообразный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), слушатель должен научиться понимать «язык» музыки,. ее средства выразительности.
В программах по слушанию музыки произведения подбираются на основе четко продуманной системы. «она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке» (Н. Ветлугина). Постепенно усложняются выразительные средства. Известно, что Д. Б. Кабалевский применил тематическое построение своей программы. Этот принцип можно использовать и при составлении программы музыкального воспитания и детей дошкольного возраста.
В основе программы Н. Ветлугиной лежат три основные темы.
«Какие чувства передает музыка?» Детей знакомят с жанрами, различным характером произведений, расширяют словарный запас.
«О чем рассказывает музыка?» Детей знакомят с программностью и изобразительностью музыки.
«Как рассказывает музыка?» Детей знакомят с развитием художественных образов и средствами выразительности (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения).
К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная).
При подборе материала для слушания музыки необходимо учитывать следующие критерии:
Художественность. Согласно А.Г. Гогоберидзе (?. 198) данный аспект предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений – образцов музыкальной классики и современности, гармонию музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокую эмоциональность музыки.
Доступность. Содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами (преимущественно программная музыка), контрастная форма, подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.
Стилевое и жанровое разнообразие.
Основные выразительные средства музыки
Динамика – совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Два базовых обозначения громкости в музыке: (forte) – громко, (piano) – тихо. Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом: (mezzo-forte) – умеренно громко, (mezzo-piano) – умеренно тихо. Кроме знаков f и p, есть (fortissimo) – очень громко, (pianissimo) – очень тихо. Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo), постепенное ослабление.
Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину).
Штрихи – способ звукоизвлечения.
Музыкальный размер – это количество долей в такте.
Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.
Регистр – относительная высота ноты, диапазон.
Темп – скорость исполнения музыки.
Тембр – характерная особенность звучания голоса, инструмента.
Тональность – высотное положение лада.
Лад – система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых ступеней.
Гармония – последовательность аккордов, сопровождающих мелодию.
Фактура – способ изложения музыкального материала.
Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке.
Основные приемы изложения музыкальной темы:
Точный повтор. Неточный повтор (с изменениями). Секвенция (повтор одного мотива от разных звуков). Контраст.
Контрольные вопросы:
Перечислите три основных жанра («3 кита») бытовой музыки.
Назовите музыкальное произведение, в котором ярко выражено то или иное средство выразительности. Объясните, как средства выразительности могут изменять характер произведения.
|