Оформляем трудовой договор с водителем.
Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Поэтому образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен быть тщательно выверен.
Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ. Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.
Чтобы удостоверится, что нужный кандидат не имеет медицинских противопоказаний, работодатель обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, выдав соответствующее направление (п. п. 7, 8 Приложения 3 к Приказу от 12.04.2011 N 302н). Только после положительного заключения медицинского осмотра можно осуществить прием на работу (ст. 328 ТК РФ). Кандидат, не прошедший такой осмотр (выявлены какие-либо противопоказания), не может быть принят на работу в качестве водителя (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Потенциальный работодатель должен обязательно проверить уровень компетенции кандидата. Соответствующий порядок утвержден приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59.
Теперь о документах, которые предъявляет кандидат (ст. 65 ТК РФ):
паспорт;
трудовая книжка;
страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
военный билет;
водительское удостоверение с открытыми категориями «С» и «СЕ».
Убедившись, что все документы в порядке, работодатель должен ознакомить будущего сотрудника под подпись с локальными нормативными актами (далее - ЛНА), которые связаны с его предполагаемой деятельностью (ч.3 ст. 68 ТК РФ):
Правилами внутреннего трудового распорядка;
Положением о порядке хранения и использования персональных данных;
Положением о материальном стимулировании;
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
Положением о компенсационных выплатах водителям;
Инструкцией по охране труда для водителя-экспедитора;
прочими ЛНА, которые приняты работодателем и являются обязательными для исполнения работниками.
Заключение трудового договора.
Теперь пора заполнять трудовой договор с водителем.
В документе обязательно указывают (ч. 2 ст. 57 ТК РФ):
место работы - это, как правило, фактический адрес работодателя;
трудовая функция - т.е. конкретный круг обязанностей сотрудника;
дата начала работы (если заключается срочный контракт, то указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения такого соглашения);
условия оплаты труда;
режим рабочего времени и времени отдыха;
характер работы (разъездной, в пути и др.);
условия труда на рабочем месте;
условие об обязательном социальном страховании работника.
Дополнительные условия трудового договора.
Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:
управлять автомобилем, соблюдать правила дорожного движения;
обеспечивать своевременную подачу автомобиля к указанному месту для транспортировки грузов работодателя и его клиентов;
принимать груз со складов в соответствии с сопроводительными документами;
проверять целостность упаковки;
контролировать правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, соотношение веса перевозимого груза и грузоподъемности автомобиля, размещение и укладку груза;
обеспечивать доставку груза к месту назначения, необходимый режим хранения и сохранность его при транспортировке;
сдавать доставленный груз;
при необходимости участвовать в составлении актов на недостачу, порчу груза и других документов при наличии соответствующих надлежаще оформленных полномочий;
проверять техническое состояние и прием автомобиля, на котором осуществляется транспортировка груза перед выездом на линию;
обеспечивать своевременную заправку автомобиля топливом, охлаждающей жидкостью, замену смазочных материалов и др.;
бережно относиться к автомобилю работодателя;
обеспечивать постановку автомобиля на отведенное работодателем место по возвращении;
устранять возникшие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов;
иметь права определенной категории, в том числе, «С» и «СЕ», если нужен сотрудник на грузовики. Этот пункт рекомендуют непременно включать в трудовой договор, т.к. будучи лишенным водительских прав, работник должен быть отстранен от работы (абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абз. 3 п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), а в случае лишения прав более чем на 2 месяца, может быть уволен на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при условии соблюдения работодателем определенных ТК процедур.
ВАЖНО! За допуск к управлению автомобилем водителя, лишенного прав, предусмотрен штраф в размере (ст. 12.32 КоАП РФ):
20 000 руб. - для ответственного должностного лица;
100 000 руб. - для организации и индивидуального предпринимателя.
Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.
Правильно будет для каждой организации внести свои требования к водителю в должностную инструкцию.
Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.
Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории.
Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.
Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?
Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ.
Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.
Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.
Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее МРОТ. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:
доплата за сверхурочную работу;
доплата за работу в ночное время;
надбавка за классность;
доплата за разделение рабочего дня на части.
В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:
расходы на проезд;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
иные расходы, произведенные работниками с разрешения, или ведома работодателя.
Карта для тахографа - это важно.
Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, Вы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком.
Если у кандидата есть карта водителя, и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей.
В случае если его карта не подходит к Вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время.
Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:
по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ:
штраф на водителя составляет от 1 до 3 тысяч рублей;
-
на должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей.
по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф - от 1 до 3 тысяч рублей.
Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.
|