Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей


Скачать 89.51 Kb.
Название Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция

Экзаменационная работа по литературе (К)





Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

Часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения и три вопроса к нему.

Часть 2 включает в себя лирическое стихотворение (или басню) и три вопроса к нему.

Прочитайте предложенные тексты и последовательно выполните задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя задания 1, 2, 4, 5 дайте ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.

Выполнение заданий 3 и 6 предполагает не только размышление над предложенными текстами, но и сопоставление их с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений).

Выполняя задания, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи.

Указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности.

При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

На выполнение работы даётся 180 минут.

Выполняя задания, Вы можете пользоваться черновиком. Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3.

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. <...>

– Никак беспорядок, ваше благородие!.. – говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит… человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

– По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

– Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... – начинает Хрюкин, кашляя в кулак. – Насчёт дров с Митрий Митричем, – и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

– Гм!.. Хорошо... – говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. – Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, – обращается надзиратель к городовому, – узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

– Это, кажись, генерала Жигалова! – кричит кто-то из толпы.

– Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к Хрюкину. – Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

– Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

– Врёшь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед Богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

– Не рассуждать!

– Нет, это не генеральская... – глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

– Ты это верно знаешь?

– Верно, ваше благородие...

– Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

– А может быть, и генеральская... – думает вслух городовой. – На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

– Вестимо, генеральская! – говорит голос из толпы.

– Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал... И скажи, чтобы её не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

– Повар генеральский идёт, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

– Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

– И спрашивать тут долго нечего, – говорит Очумелов. – Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть
и бродячая... Истребить, вот и всё.

– Это не наша, – продолжает Прохор. – Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

– Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления. – Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

– В гости...

– Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

– Я ещё доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
(А.П. Чехов. «Хамелеон»)
Для выполнения заданий 1 и 2 сначала запишите номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём –
3–5 предложений).


Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


1


С помощью каких художественных средств автор передаёт внутреннее состояние Очумелова?

2



Какие черты характера Очумелова проявились в приведённой сцене?

Для выполнения задания 3 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

Следуйте указанному в задании направлению анализа.

Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.



3



Сопоставьте фрагмент рассказа «Хамелеон» с приведённой ниже сценой из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». К каким выводам привело Вас это сопоставление?
Хлестова

Легко ли в шестьдесят пять лет

Тащиться мне к тебе, племянница?.. – Мученье!

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Ночь – светапреставленье!

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку;

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

Княгиня, здравствуйте!

(Села.)

Ну, Софьюшка, мой друг,

Какая у меня арапка для услуг:

Курчавая! горбом лопатки!

Сердитая! все кошачьи ухватки!

Да как черна! да как страшна!

Ведь создал же Господь такое племя!

Чёрт сущий; в девичьей она;

Позвать ли?
София

Нет-с, в другое время.
Хлестова

Представь: их, как зверей, выводят напоказ...

Я слушала, там... город есть турецкий...

А знаешь ли, кто мне припас? –

Антон Антоныч Загорецкий.
(Загорецкий выставляется вперёд.)
Лгунишка он, картёжник, вор.
(Загорецкий исчезает.)
Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)


Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания
4–6.



* * *

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь – и при луне

Черты далёкой бедной девы!
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поёшь – и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

(А.С. Пушкин, 1828)
Для выполнения заданий 4 и 5 сначала запишите номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём –
3–5 предложений).


Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.

Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


4


Какие чувства владеют лирическим героем данного стихотворения?


5


Какую роль в раскрытии главной темы стихотворения играют эпитеты?


Для выполнения задания 6 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

Следуйте указанному в задании направлению анализа.

Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.

Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.
Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


6


Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» со стихотворением Е.А. Баратынского «Разуверение». В чём состоит различие душевных состояний, переживаемых лирическими героями двух стихотворений?

 

РАЗУВЕРЕНИЕ
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей;
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье,
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
(Е.А. Баратынский, 1821)

Похожие:

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить...
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из...
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть...
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из...
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут)
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Работа по литературе состоит из 2...

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из...
Контрольно-измерительные материалы для аттестации педагогических работников Брянской области на первую и высшую категории
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из...
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий....
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий....
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению
На выполнение итоговой диагностической работы по немецкому языку за курс 8-го класса отводится 40 минут. Итоговая работа состоит...
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по испанскому...
Аудирование включает 14 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 13 заданий с выбором правильного ответа. Рекомендуемое...
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по немецкому...
Аудирование включает 14 заданий, из которых пер-вое – на установление соответствия и 13 заданий с выбором пра-вильного ответа. На...
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по французскому...
Аудирование включает 14 заданий, из которых пер-вое – на установление соответствия и 13 заданий с выбором пра-вильного ответа. На...
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной ра­боты по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из...
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут)
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей icon Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет Вам правильно...
Работа состоит из двух частей. Первая часть представляет собой контрольное списывание (задание 1). Вы должны переписать текст без...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск