Инструкция по выполнению работы

Инструкция по выполнению работы


Скачать 274.29 Kb.
Название Инструкция по выполнению работы
страница 1/2
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
  1   2

Единый государственный экзамен 2003 Литература 11 кл. (1  / )




Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ

Демонстрационный вариант 2003 г.
Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время при выполнении работы: на части 1 и 2 – не более 1 часа, на часть 3 – 3 часа.

Часть 1 состоит из 20 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответа. Выбранный вами ответ укажите в бланке ответов в соответствии с номером задания (А1 – А20).

Часть 2 состоит из 10 заданий, на которые надо дать собственный краткий ответ. Свой ответ запишите в бланке ответов в соответствии с номером задания (В1 – В10).

Если в частях 1 и 2 под одним номером предлагаются два вопроса (например, А8.1 и А8.2 или В9.1 и В9.2), то отвечайте только на один из них, относящийся к тому произведению, которое вы подробно изучали.

Для экономии времени при выполнении заданий из частей 1 и 2 пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение. К ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Часть 3 состоит из 2-х заданий. В задании С1 вы выбираете один из шести предложенных вам вопросов и даете на него письменно прямой развернутый ответ (не более 3-х страниц).

В задании С2 вам предлагается для письменного самостоятельного анализа и истолкования фрагмент из эпического или драматического произведения или стихотворение (по вашему выбору). Объем работы – не более 3-х страниц.

Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха!
Часть 1

При выполнении этих заданий (А1 – А20) укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный вами ответ, поставив знак «  » в соответствующей клеточке бланка для каждого задания.

A1


Какой из русских князей в «Слове о полку Игореве» изображён так:

«Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, – там лежат поганые головы половецкие»?


1)

Игорь

2)

Всеволод

3)

Владимир

4)

Святослав



A2


Ниже приведены слова одного из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Кому из героев принадлежит эта реплика?

А все Кузнецкий мост и вечные французы.

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

1)

Чацкому

2)

Репетилову

3)

Фамусову

4)

Хлестовой



A3


О чем мечтает в начале поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» ее герой Евгений?

1)

о счастливой семейной жизни

2)

о высоком общественном поприще

3)

о славе поэта

4)

о богатстве и власти



A4


В какой форме ведется повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина (на это дано указание в тексте)?

1)

дневниковые записи

2)

повествование от автора

3)

историческая хроника

4)

семейные записки


A5


В рассказ о жизни одного из героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» включено такое описание природы:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

О каком персонаже идет речь?

1)

Ленского

2)

Татьяны

3)

Онегина

4)

Автора-персонажа



A6


Ниже перечислены включенные в роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» повести:

А)

«Тамань»

Б)

«Княжна Мери»

В)

«Бэла»

Г)

«Фаталист»

Д)

«Максим Максимыч»


Укажите порядок следования повестей в романе.

1)

Б, В, А, Г, Д

2)

В, Д, А, Б, Г

3)

В, Б, Д, Г, А

4)

Д, А, Б, В, Г



A7


Ниже приведен портрет одного из героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Чей это портрет?

1)

Манилова

2)

Собакевича

3)

Ноздрева

4)

Плюшкина


Выполните одно из двух предложенных ниже заданий (А8.1 или А8.2) по тому произведению, которое вы подробно изучали. Если вы выполняете задание А8.1, то в первую клетку бланка ответов поставьте знак «x» и после отметьте ответ, который вы считаете правильным . Если вы выполняете задание А8.2, то в первую клетку бланка ответа не ставьте никаких знаков и после отметьте ответ, который вы считаете правильным.




A8.1


Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н. Островского «Гроза»:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

Кому принадлежат эти слова?

1)

Кудряшу

2)

Шапкину

3)

Кулигину

4)

Борису Григорьевичу



A8.2


Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н. Островского «Бесприданница»:

«Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой, они смотрят на вас, как на вещь».

Кому принадлежат эти слова?

1)

Кнурову

2)

Паратову

3)

Карандышеву

4)

Вожеватову


Выполните одно из двух предложенных ниже заданий (А9.1 или А9.2) по тому произведению, которое вы подробно изучали. Если вы выполняете задание А9.1, то в первую клетку бланка ответов поставьте знак «x» и после отметьте ответ, который вы считаете правильным . Если вы выполняете задание А9.2, то в первую клетку бланка ответа не ставьте никаких знаков и после отметьте ответ, который вы считаете правильным.




A9.1


Какой датой обозначено начало действия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

1)

1848 г.

2)

1859 г.

3)

1861 г.

4)

1862 г.



A9.2


Какова судьба Лизы Калитиной в финале романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»?

1)

выходит замуж за Лаврецкого

2)

уходит в монастырь

3)

уезжает из города

4)

становится затворницей в родительском доме



A10


Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И. Тютчева:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Какой прием использован поэтом?

1)

гротеск

2)

олицетворение

3)

антитеза

4)

сравнение



A11


Какому из персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов» дана следующая авторская оценка?

«Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг».

1)

Алексееву

2)

Обломову

3)

Штольцу

4)

Тарантьеву


A12


Какой из героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорил о себе: «Клейменый, да не раб»?

1)

Савелий, богатырь святорусский

2)

Яким Нагой

3)

Ермил Гирин

4)

Гриша Добросклонов



A13


С каким из сражений, изображенных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», связаны следующие размышления князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал ... совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба?»?


1)

Бородинская битва

2)

бой под Аустерлицем

3)

Шенграбенское сражение

4)

бой под Островной


Выполните одно из двух предложенных ниже заданий (А14.1 или А14.2) по тому произведению, которое вы подробно изучали. Если вы выполняете задание А14.1, то в первую клетку бланка ответов поставьте знак «x» и после отметьте ответ, который вы считаете правильным . Если вы выполняете задание А14.2, то в первую клетку бланка ответа не ставьте никаких знаков и после отметьте ответ, который вы считаете правильным.




A14.1


С кем из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решительно разрывает отношения?

1)

Свидригайлов

2)

Порфирий Петрович

3)

Лебезятников

4)

Лужин



A14.2


В одной из сцен романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Настасья Филипповна бросает деньги в огонь. Кому из героев адресован этот жест?

1)

Рогожину

2)

Мышкину

3)

Птицыну

4)

Иволгину


A15


Какова цель путешествия главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», заявленная в начале рассказа?

1)

обрести новые деловые знакомства

2)

устроить судьбу дочери

3)

вознаградить себя за долгий, упорный труд

4)

найти новое место жительства

Выполните одно из двух предложенных ниже заданий (А16.1 или А16.2) по тому произведению, которое вы подробно изучали. Если вы выполняете задание А16.1, то в первую клетку бланка ответов поставьте знак «x» и после отметьте ответ, который вы считаете правильным . Если вы выполняете задание А16.2, то в первую клетку бланка ответа не ставьте никаких знаков и после отметьте ответ, который вы считаете правильным.





A16.1


Какова судьба Гаева в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?

1)

Уезжает с Раневской за границу

2)

Принят чиновником в банк

3)

Остается жить в имении

4)

Уезжает к ярославской тетушке



A16.1


Кто из героев пьесы А.П. Чехова «Три сестры» в финале погибает?

1)

Соленый

2)

Тузенбах

3)

Прозоров

4)

Вершинин


A17


Каким трагическим событием завершается действие пьесы М. Горького «На дне»?

1)

смертью Анны

2)

убийством Костылева

3)

самоубийством Актера

4)

расправой Василисы над Наташей



A18


Какие строки поэмы А.А. Блока «Двенадцать» повторяются в ней неоднократно в виде рефрена?

1)

«Товарищ, винтовку держи, не трусь…»

2)

«Ты лети, буржуй, воробышком!»

3)

«Эх, эх, без креста!»

4)

«Погибла Россия!»



A19


Какой прием использует В. Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»?

И вижу:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

1)

гротеск

2)

гипербола

3)

олицетворение

4)

сравнение


A20


Каково авторское определение жанра поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»?

1)

военная повесть

2)

боевая хроника

3)

летопись трудных лет

4)

книга про бойца

Часть 2


При выполнении этих заданий запишите ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1 – В10). Ответ необходимо дать в виде слов, записывая каждую букву в отдельную клетку без пропусков и знаков препинания, начиная с первой клеточки. Каждую букву пишите разборчиво.

В1


Один из литературоведов так писал о недостатках комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «В силу этих правил действие комедии протекает в продолжение одних суток. Подобная ограниченность во времени… заставляет… строить сюжетную интригу на сцеплении случайностей».

Напишите термин, обозначающий направление в литературе, правилам которого следовал драматург.


В2


Напишите, к какому жанру принадлежат произведения В.А. Жуковского «Светлана», «Кубок», «Лесной царь».


В3


Напишите фамилию автора указанных произведений: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь».


В4


Укажите название поэтического течения, старшими представителями которого были В. Брюсов и К. Бальмонт.


В5


Ниже приведён эпиграф, который русская поэтесса А.А. Ахматова предпослала одной из своих поэм, взяв эти строки из своего собственного стихотворения 1961 года. Назовите эту поэму.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.


В6


Какое средство художественной изобразительности присутствует во всех начальных строках следующих стихотворений С.А. Есенина: «Отговорила роща золотая», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Не ходить, не мять в кустах багряных…», «Синий май. Заревая теплынь…»?


В7


Напишите название произведения М. Шолохова, героем которого является Андрей Соколов?

Выполните одно из двух предложенных ниже заданий (В8.1 или В8.2) по тому произведению, которое вы подробно изучали. Если вы выполняете задание В8.1, то в первую клетку бланка ответов поставьте знак «x» и после впишите ответ, который вы считаете правильным . Если вы выполняете задание В8.2, то в первую клетку бланка ответа не ставьте никаких знаков и после впишите ответ, который вы считаете правильным.




В8.1


Напишите фамилию героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», которого назвали «святым во вшивой шинели».


В8.2


Назовите фамилию героя романа М. А. Шолохова «Поднятая целина», который мечтает «всех завлечь в колхоз», говоря: «Я зараз, дорогой товарищ, как во дни гражданской войны, как на позиции. В землю надо зарыться, а всех завлечь в колхоз. Всё ближе к мировой революции».

Выполните одно из двух предложенных ниже заданий (В9.1 или В9.2) по тому произведению, которое вы подробно изучали. Если вы выполняете задание В9.1, то в первую клетку бланка ответов поставьте знак «x» и после впишите ответ, который вы считаете правильным . Если вы выполняете задание В9.2, то в первую клетку бланка ответа не ставьте никаких знаков и после впишите ответ, который вы считаете правильным.




В9.1


Роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» предпослан следующий эпиграф:

так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы,

что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст».

Напишите имя героя романа Булгакова, к которому могут быть отнесены эти слова.


В9.2


Какая семья находится в центре повествования романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»? Напишите фамилию.

Ответ:


В10


Первоначальным, исходным названием одного из рассказов А.И. Солженицына были слова «Не стоит село без праведника». Под каким названием был опубликован этот рассказ?


ЧАСТЬ III


Выберите одно из предложенных заданий (С1.1 – С1.3).

(В бланке ответов запишите номер выбранного задания.)

С1


Напишите развернутый ответ на выбранный вами вопрос. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своём ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. Раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. (В бланке ответов рядом с номером задания запишите номер выбранного вопроса.)

С1.1


Почему Фамусов и его гости так охотно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

С1.2


С чем связано решение автора дать сцену на батарее Раевского глазами Пьера? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

С1.3


В чем причина трагического одиночества лирического героя ранней поэзии В.В. Маяковского?

Выберите одно из предложенных заданий (С2.1 – С2.2).

(В бланке ответов запишите номер выбранного задания.)

С2


Дайте анализ и истолкование одного из двух приведённых ниже художественных текстов:

  • фрагмент эпического (драматического) произведения;

  • стихотворение.

При выполнении этой работы раскройте общий смысл предложенного вам текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя.

С2.1


Анализ и истолкование фрагмента

Прочитайте фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (запись из журнала Печорина от 14 июня в повести «Княжна Мери»). Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

14-го июня.

Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune”(руку и сердце); но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться,— прости, любовь! мое сердце пре­вращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.


С2.2


Восприятие и истолкование стихотворения

Прочитайте стихотворение С. Есенина «Запели тесаные дроги…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.
О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку,—

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Инструкция по проверке и оценке выполнения учащимися
экзаменационной работы по литературе.

Ключи верных ответов на вопросы заданий первой части экзамена.





задания

Ответ

задания

Ответ

А1

2

А11

3

А2

3

А12

1

А3

1

А13

2

А4

4

А14.1

4

А5

3

А14.2

4

А6

2

А15

3

А7

3

А16.1

2

А8.1

3

А16.2

2

А8.2

3

А17

3

А9.1

2

А18

3

А9.2

2

А19

1

А10

2

А20

4


Часть 2




задания

Ответ

В1
классицизм

В2

баллада

В3

СалтыковЩедрин

В4

символизм

В5

Реквием

В6

эпитет

В7
Судьбачеловека

В8.1

Мелехов

В8.2

Нагульнов

В9.1

Воланд

В9.2

Турбины

В10

Матрениндвор
  1   2

Похожие:

Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы...
При выполнении работы разрешается использовать географический атлас для 5 класса
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 120 минут

Инструкция по выполнению работы icon Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине аудит
При разработке методических указаний по выполнению курсовой работы в основу положены
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по географии отводится 45 минут. Работа включает в себя 18 заданий
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по географии даётся 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 36 заданий
Инструкция по выполнению работы icon Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «epr-системы»
По дисциплине «epr-системы» учебным планом предусмотрено выполнение одной контрольной работы. К выполнению контрольной работы следует...
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы...

Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3 часа
В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 24–26 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа...
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы
...
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение письменной работы по...
Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве...
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории дается 90 минут
Работа содержит 30 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных)
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная

Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по геометрии дается
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий....
Инструкция по выполнению работы icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий....
Инструкция по выполнению работы icon Тесты по английскому языку инструкция по выполнению работы


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск