Скачать 251.64 Kb.
|
Программа профессиональной переподготовки по специальности «Основы судебной экспертизы» Москва, 2016 Программа профессиональной переподготовки по специальности «Основы судебной экспертизы» 1. Пояснительная записка Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Судебная экспертиза отличается от любой другой не судебной экспертизы (государственной, ведомственной, научной) именно процессуальной природой. Это экспертиза, которая назначается, организуется и производится в рамках судопроизводства по конкретному делу. Регламентация судебной экспертизы обеспечивается процессуальным законодательством, в соответствии с которым она назначается строго определенными субъектами и ее результаты в виде заключения эксперта являются источником доказательств. Экспертное исследование, проведенное в связи с конкретным делом, но за рамками судопроизводства (назначено лицом или органом, не предусмотренным процессуальным законодательством, например, проведена по просьбе одной из сторон) судебной экспертизой не является. Судебную экспертизу как процессуальный институт отличает от других форм использования специальных знаний в судопроизводстве исследовательский характер. Содержанием экспертизы является производимое экспертом исследование, включающее оценку его результатов и формулирование вывода, дача заключения. Цель проведения экспертизы – получение нового знания о фактах, имеющих доказательственное значение. Другие формы использования специальных знаний – получение заключения, консультации и пояснений специалиста, показания эксперта и показания специалиста не имеют исследовательского характера. Их цель - получить справочные данные, разъяснения, уточнения, дополнения по интересующим субъекта доказывания и стороны вопросам. План экспертного исследования. План, по существу, является моделью исследования, как результат мыслительного процесса эксперта, изучившего задачи, поставленные перед ним, выдвинувшего определенные версии и определившего пути решения этих задач и проверки экспертных гипотез. Планирование должно опираться на определенные принципы: целенаправленность (нацеленность на эффективное решение поставленных задач), индивидуальность (планирование должно касаться определенной конкретной экспертной задачи), реальность (учет реальных временных и технических возможностей) и динамичность (план должен корректироваться по мере необходимости). Чаще всего, планирование эксперты осуществляют мысленно, не прибегая к составлению письменных планов. Такую практику нельзя считать неверной, однако в сложных случаях все же рекомендуется использовать письменные планы. Некоторые эксперты приводят план анализа в исследовательской части экспертного заключения. Чаще всего в такой план включаются несколько пунктов с описанием очевидных операций, например, осмотр вещественных доказательств, исследование системного блока компьютера и пр. Реальный план эксперта в действительности намного сложнее и содержательнее. Подобный примитивный план, который не соответствует реальному, может только дискредитировать работу эксперта. Поэтому по ряду причин включать план в текст экспертного заключения, как правило, не рекомендуется, тем более что структура исследовательской части заключения четко отражает план, которого придерживался эксперт. В сложных случаях исследования иногда целесообразно отразить отдельные, наиболее важные детали плана в экспертном заключении. Программа профессиональной переподготовки (программа) по специальности «Основы судебной экспертизы» разработана для двух уровней: - программа, являющаяся составной частью всех программ по различным судебно-экспертным специальностям в объеме 150 академических часов; - самостоятельная программа в объеме 250 академических часов. 2. Цель обучения по программе профессиональной переподготовкипо специальности «Основы судебной экспертизы» Основными целями,обучения слушателей по программе являются:
3. Планируемый результат по окончании изучения материалов, представленных в программе Процесс изучения программы направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения материалов, представленных в программе, соискатель должен:
4. Основная и дополнительная литература Основная литература
Дополнительная литература
5. Тематический план Тема 1. Правовые и организационные основы проведения судебных экспертиз Тема 2. Основные понятия судебной экспертизы Тема 3. Объекты судебной экспертизы Тема 4. Субъекты судебно-экспертной деятельности Тема 5. Экспертное исследование Тема 6. Криминалистическая идентификация в экспертных исследованиях Тема 7. Криминалистическая экспертная диагностика Тема 8. Применение математических методов и компьютерных средств при решении задач судебной экспертизы Тема 9. Проблемы автоматизации и информационного обеспечения в судебной экспертизе Тема 10. Применение международных стандартов для повышения качества экспертного производства Тема 11. Заключение судебного эксперта 6. Модульно-интегративная структура Тема 1. Правовые и организационные основы проведения судебных экспертиз Процессуальное регулирование судебной экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессах. Экспертизы первичные, дополнительные, повторные, комиссионные, комплексные. Производство экспертизы на суде по уголовным делам. Системы судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73–ФЗ. Ведомственные положения и инструкции о производстве судебных экспертиз. Тема 2. Основные понятия судебной экспертизы Судебная экспертиза как средство доказывания. Возможности судебной экспертизы в установлении фактических обстоятельств. История возникновения и развития судебной экспертизы в России. Предмет судебной экспертизы. Формирование специальных знаний отдельного рода (вида) судебной экспертизы. Экспертные задачи. Понятие, классификация. Задачи классификационные, идентификационные, диагностические. Общие задачи рода экспертизы. Типичные задачи рода (вида) экспертизы. Конкретные задачи проводимой экспертизы. Закономерности возникновения и развития судебных экспертиз. Их современная классификация. Создание общей теории судебной экспертизы. Тема 3. Объекты судебной экспертизы Понятие объекта судебной экспертизы. Классификация объектов: общий, родовой (предметный), специальный, конкретный. Понятие свойства и признака объекта судебной экспертизы. Систематизация внешних свойств и признаков объекта судебной экспертизы. Классификация и систематизация внутренних свойств. Систематизация свойств и признаков объектов судебной экспертизы, являющихся отражением функционально-динамических комплексов навыков. Тема 4. Субъекты судебно-экспертной деятельности Понятие судебно-экспертной деятельности. Субъекты судебно-экспертной деятельности. Взаимодействие и взаимоотношения субъектов судебной экспертизы в процессе ее проведения. Общая характеристика профессиональной деятельности судебного эксперта, этико-психологическая характеристика его личности. Специалист в уголовном и гражданском процессе, его функции. Заключение специалиста по УПК РФ. Тема 5. Экспертное исследование Сущность и технология экспертного исследования. Информационная природа исходных данных, представляемых эксперту. Стадии экспертного исследования. Творческий характер исследования. Формирование внутреннего убеждения судебного эксперта. Методы решения экспертных задач, классификация методов и методик. Общенаучные методы исследования. Частные методы судебной экспертизы: микроскопические, фотографические, химические, спектральные, хроматографические, рентгеновские, физико-химические, математические и др. Методики общие и частные. Блок-схема и программированные методики решения экспертных задач. Тема 6. Криминалистическая идентификация в экспертных исследованиях Теоретические основы экспертной идентификации. Идентификация по признакам внешнего строения. Идентификация по внутренним свойствам (составу и структуре). Идентификация по функционально-динамическим комплексам навыков. Тема 7. Криминалистическая экспертная диагностика Понятие экспертной диагностики, ее теоретические основы. Виды криминалистических экспертных диагностических задач. Общие принципы построения методики криминалистического экспертного диагностического исследования. Роль экспертной гипотезы и метода аналогии в решении диагностических криминалистических задач. Этапы исследования. Формулирование выводов. Тема 8. Применение математических методов и компьютерных средств при решении задач судебной экспертизы Теоретические аспекты применения математических методов и компьютерных средств в судебной экспертизе. Применение математических методов для количественной обработки эмпирических данных. Возможности использования математических моделей решения экспертных задач. Тема 9. Проблемы автоматизации и информационного обеспечения в судебной экспертизе Научно-информационное обеспечение экспертной деятельности: разработка частных теорий, справочная и методическая литература, банки данных, натурные коллекции, информационно-поисковые системы. Возможности автоматизированного решения экспертных задач. Программные комплексы. Автоматизированное рабочее место эксперта. Экспертные системы и возможности их использования в судебной экспертизе (системы обучения и поддержки). Тема 10. Применение международных стандартов для повышения качества экспертного производства Основные цели и особенности аккредитации судебно-экспертных учреждений. Использование зарубежного опыта в области разработки и внедрения системы менеджмента качества в судебно-экспертных учреждений. Основные требования ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и ГОСТ Р 52960 2008, специфика их практического выполнения при производстве судебных экспертиз. Тема 11. Заключение судебного эксперта Процессуальная регламентация формы заключения эксперта. Структура заключения. Содержание вводной части. Исследовательская часть: порядок изложения проведенного исследования, полнота изложения, степень детализации изложения примененных методик, аргументация полученных результатов, синтезирующая часть. Выводы: формы выводов, формулирование выводов, соотношение объема выводов с объемом вопросов, поставленных на разрешение экспертизы. Наглядно-образные, графоаналитические и предметные приложения к заключению, их значение для уяснения его содержания. Особенности составления заключения при производстве комиссионных (в том числе комплексных) экспертиз, при производстве дополнительных и повторных экспертиз. Отказ от дачи заключения как альтернатива заключению. Форма отказа. Оценка заключения: его допустимости, относимости, достоверности. Доказательственное значение фактов, устанавливаемых экспертом. 7. Учебный план1
8. Критериально–оценочный аппарат заданий При оценке уровня знаний и умений слушателя используется традиционная система (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или пятибалльная шкала). Выбор заданий, характер действий, критерии и параметры оценки осуществляется преподавателем курса «Основы судебной экспертизы». 9. Контроль уровня освоения материалов, представленных в программе Перечень тестов для тренингового (предрубежного), промежуточного (рубежного) и итогового (квалификационного экзамена) контроля знаний и умений соискателя разрабатывается преподавателем курса «Основы судебной экспертизы». 10. Глоссарий
11. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке при изучении материалов, представленных в программе По теме 1. Для уяснения правовых основ судебной экспертизы необходимо изучить соответствующие статьи УПК, ГПК, АПК, КоАП. В организационном плане рекомендуется освоить не только нормы Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31 мая 2001 года (далее – Закон о ГСЭД), регулирующего организацию и производство судебной экспертизы, но и комментарий к нему. Целесообразно провести сопоставительный анализ регламента экспертизы в УПК, ГПК, АПК, КоАП оснований проведения дополнительных, повторных, комиссионных, в т.ч. комплексных экспертиз. По теме 2. При изучении данной темы необходимо уяснить природу судебной экспертизы – применение специальных знаний для установления обстоятельств, имеющих значение по делу (уголовному, гражданскому, арбитражному, об административных правонарушениях). Необходимо рассматривать предмет экспертизы как предмет познания (в гносеологическом плане), так и установления фактических данных по делу (утилитарное значение). При анализе материала о задачах экспертизы рекомендуется составить таблицу классификационных, диагностических и идентификационных (если имеются) задач того класса, рода (вида) судебной экспертизы, в конкретной изучаемой области. Предлагается провести классификацию экспертных задачи по схеме: общие (родовые), типичные, примеры наиболее часто встречаемых конкретных задач. По теме 3. Изучение этой темы следует начать с ознакомления со статьей «Объекты судебной экспертизы» Закона о ГСЭД. После этого рекомендуется изучить соответствующий раздел в коллективной монографии «Основы судебной экспертизы. Общая теория». Необходимо уяснить разницу между такими категориальными понятиями как: общий объект, родовой (предметный) объект, специальный, конкретный. Следует ознакомиться с классификацией признаков по трем большим группам: признаки внешнего строения, внутренние свойства и признаки, признаки функционально-динамического комплекса навыков. Необходимо определить группы признаков, которые встречаются при исследовании объектов изучаемого направления судебно-экспертной деятельности. По теме 4. При освоении этой темы необходимо уяснить сложные правоотношения, которые возникают при назначении и производстве экспертизы в процессах (уголовном, гражданском, арбитражном, административном), а именно: права и обязанности эксперта по УПК, ГПК, АПК, КоАП; права подозреваемого (обвиняемого), подсудимого, потерпевшего, иных лиц в уголовном процессе; сторон и лиц, участвующих в деле в гражданском и арбитражном процессах. Следует определить роль руководителя экспертного учреждения согласно Закону о ГСЭД. Необходимо обратить особое внимание на процессуальный статус специалиста (ст. 58 УПК, ст. 187 ГПК), на заключение специалиста и его отличие от заключения эксперта по УПК; на консультацию специалиста в ГПК. При осмыслении профессиональных качеств эксперта следует обратиться к литературе по профессиональной экспертной этике и нравственным началам уголовного процесса. По теме 5. При изучении темы об экспертных исследованиях следует сопоставить эту работу с теоретическими положениями данной темы. Соискателю необходимо подумать над тем, каким образом эксперт должен обеспечить объективность, полноту и всесторонность экспертного исследования, всегда ли экспертное исследование начинается с выдвижения экспертной гипотезы (версии) для решения каких задач: классификационных, диагностических, идентификационных. Следует изучить литературу по методам и методикам исследования. Необходимо начать такое изучение с монографии «Основы судебной экспертизы. Общая теория», раздел (глава) о методах судебной экспертизы. После ознакомления с приведенной там классификацией методов рекомендуется ознакомиться с методам и экспертными методиками, реализуемыми в изучаемой экспертизе. Методика – система методов, приемов и технических средств, применяемых в определенной последовательности для решения экспертной задачи. Необходимо уяснить смысл и технологию решения алгоритмических задач и задач эвристических (творческих). По теме 6. При изучении данной темы необходимо получить четкое представление о криминалистической идентификации, целью которой является установление индивидуального тождества, в отличие от идентификации в других науках (ботанике, зоологии и др.). Необходимо уяснить назначение деления признаков на общие и частные, количественные и качественные (атрибутивные). Изучая литературу по идентификации, следует обратить внимание на соответствие используемых идентификационных признаков требованиям существенности, выраженности, воспроизводимости, относительной устойчивости. По теме 7. Диагностические экспертные задачи составляют большинство в экспертных исследованиях. Важно понять, что диагностика – это не метод, а процесс познания, включающий такие методы как: сравнение по аналогии, анализ, синтез, различные виды индукции и дедукции. Цель диагностики: определение свойств и состояния объекта, факта изменения им своих свойств, причину этих изменений и находится ли эта причина в связи с совершенным преступным действием (бездействием). Необходимо проследить (в том числе на примере изучаемой экспертизы), какие диагностические задачи решаются при исследовании самого объекта, а какие при исследовании отображения объекта, что собой представляют задачи интегративные и ситуационные. По теме 8. Прочитав литературу, рекомендованную к данной теме, следует обратить внимание на наличие в судебно-экспертном учреждении программного обеспечения для решения задач изучаемой экспертизы, а также методик, основанных на применении математических методов, в том числе математического моделирования. По теме 9. Роль информационного обеспечения в судебной экспертизе достаточно велика. Для понимания этого необходимо сначала изучить рекомендуемую литературу, а затем литературу по профилю изучаемой экспертизы, при этом следует обратить внимание на материальные носители криминалистически значимой информации, с которыми эксперт встречается на практике; на природу информации, с которой ему приходится иметь дело; на информационные банки данных существуют в изучаемой экспертизе. По теме 10. Соискателю необходимо изучить основные положения стандартов ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, ГОСТ Р 52960-2008, руководств ENFSI. По теме 11. Необходимо прочитать статью о содержании заключения эксперта в Законе о ГСЭД и сопоставить эту статью с аналогичными статьями УПК, ГПК, АПК, а также рекомендуемую литературу. Рекомендуется обратить внимание на форму изложения исследовательской части заключения, которая должна быть доступна для понимания анализа и оценки следователем (дознавателем), прокурором, судом. Необходимо уяснить роль пояснений эксперта при оглашении им заключения в суде; цель и возможности допроса эксперта, характер возможных вопросов эксперту от сторон в процессе, его ответы на эти вопросы, их фиксация в протоколе, гарантии того, что они зафиксированы верно. 1В учебном плане отражены учебные объемы для программ двух уровней (150 часов /250 часов) |
Программа профессиональной переподготовки врачей «психотерапия» Характеристика профессиональных компетенций врача-психиатра, подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной... |
Российской Федерации Российский федеральный центр судебной экспертизы... Определение рыночной стоимости амтс сравнительным подходом с применением рыночного метода оценки 24 |
||
Российской Федерации Российский федеральный центр судебной экспертизы... Определение рыночной стоимости амтс сравнительным подходом с применением рыночного метода оценки 24 |
Российской Федерации Российский федеральный центр судебной экспертизы... Определение рыночной стоимости амтс сравнительным подходом с применением рыночного метода оценки 24 |
||
Российской Федерации Российский федеральный центр судебной экспертизы... Определение рыночной стоимости амтс сравнительным подходом с применением рыночного метода оценки 24 |
Рабочая программа дисциплины в. Од. 6 «Основы судебной компьютерно-технической экспертизы» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной... |
||
Образовательная программа профессиональной переподготовки врачей по специальности «Кардиология» Директор института непрерывного и дополнительного профессионального образования Стгму, доцент |
Образовательная программа профессиональной переподготовки врачей... Директор института непрерывного и дополнительного профессионального образования Стгму, доцент |
||
Методические рекомендации для судебных экспертов М.: Рфцэ, 2013.... Федеральное бюджетное учреждение российский федеральный центр судебной экспертизы |
Методические рекомендации для судебных экспертов М.: Рфцэ, 2013.... Федеральное бюджетное учреждение российский федеральный центр судебной экспертизы |
||
Вопросы к зачету Правовое регулирование судебной экспертизы, в т ч судебно-бухгалтерской экспертизы |
Курс лекций по судебной психиатрии Автор: Колоколов Георгий Рюрикович — доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, кандидат медицинских наук |
||
Программа предназначена для профессиональной переподготовки рабочих по профессии «Тракторист» Программа предназначена для профессиональной переподготовки рабочих по профессии «Тракторист» на 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й разряды... |
Федеральное бюджетное учреждение российский федеральный центр судебной экспертизы Федеральное бюджетное учреждение северо-западный региональный центр судебной экспертизы |
||
Программа профессиональной переподготовки «инженерная защита окружающей среды» Программа направлена на получение слушателями компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности в... |
Программа разработана: Джанибековым Русланом Джаппаевичем с. Учкекен... Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации... |
Поиск |