Министерство юстиции Российской Федерации
Российский федеральный центр судебной экспертизы
Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы
«Утверждено»
Научно-методическим советом РФЦСЭ
Протокол № 14 от 24.10.07г.
ИССЛЕДОВАНИЕ автомототранспортных СРЕДСТВ
В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ восстановительного ремонта и ОЦЕНКИ
(Методическое руководство для судебных экспертов)
Москва 2007
Методическое руководство подготовили:
Е.Л. Махнин, С.В. Федотов (РФЦСЭ)
А.С. Казюлин, Д.М. Кошелев (СЗ РЦСЭ)
Научные редакторы доктор юридических наук А.И. Усов (РФЦСЭ),
кандидат технических наук В.Г. Григорян (РФЦСЭ)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
ТЕРМИНОЛОГИЯ 7
1. ЭКСПЕРТИЗА 12
1.1. Предмет и объекты экспертизы 12
1.2. Задачи, решаемые экспертами 12
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ 13
2.1. Обязанности cудебных экспертов 13
2.2. Права судебных экспертов 13
3. СУДЕБНЫЕ И НЕСУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ 14
3.1. Судебные экспертизы 14
3.1.1. Основания для назначения судебной экспертизы 15
3.1.2. Заключение эксперта 15
3.1.3. Сообщение о невозможности дать заключение. 17
3.1.4. Осмотр АМТС. 17
3.2. Несудебные экспертизы 19
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗНОСА АМТС, ЕГО ДЕТАЛЕЙ И ОБОРУДОВАНИЯ 20
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АМТС 23
5.1. Методы определения стоимости. Исходные данные 23
5.2. Определение рыночной стоимости АМТС сравнительным подходом с применением рыночного метода оценки 24
5.3. Определение стоимости АМТС затратным подходом 26
5.4. Определения цены АМТС на внутреннем рынке РФ методом расчета таможенных платежей 27
5.5. Определение цены АМТС в специфических условиях реализации 28
5.6. Определение цены разукомплектованного АМТС 29
5.7. Корректировка цены АМТС при наличии дополнительного оборудования, дефектов эксплуатации, неисправностей, следов ремонта 29
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ 30
6.1. Условия для расчета стоимости годных остатков 30
6.2 Годные остатки автотранспортного средства 30
6.3. Расчет стоимости годных остатков 31
6.4. Порядок проведения экспертизы годных остатков автотранспортного средства 33
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ АМТС 33
7.1. Содержание понятия "Восстановительный ремонт". 33
34
7.2. Учет износа АМТС 34
7.3. Определение объема ремонтно-восстановительных работ 34
7.4. Определение цены запасных частей 35
7.5. Определение стоимости ремонтно-восстановительных работ 36
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕМОНТА АМТС 38
8.1. Понятие "Утрата товарной стоимости", основания для начисления 38
8.2. Рекомендации по расчету утраты товарной стоиомсти 38
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Приложение 1. Пример заключения эксперта 42
Приложение 2. Пример сообщения о невозможности дать заключение 45
Приложение 3. Пример заключения о стоимости АМТС для органов нотариата. 47
Приложение 4. Пример заключения о проценте эксплуатационного износа АМТС 48
Приложение 5. Показатели износа АМТС на 1000 км пробега. 49
Приложение 6. Показатели износа (старения) АМТС за 1 год эксплуатации в зависимости от среднегодового пробега 56
Приложение 7. Величина износа дорожно-строительной техники, % 57
Приложение 8. Среднегодовые пробеги. 58
Рекомендации по расчёту среднегодового пробега АМТС. 58
Приложение 9. Оценка состояния шин 62
Приложение 10. Аккумуляторные батареи. 64
Приложение 11. Коэффициенты приведения цен на модели АМТС, снятые с производства, к выпускаемым моделям АМТС. 64
Приложение 12. Коэффициенты утраты товарной стоимости 67
Приложение 13. Идентификация АМТС. 68
Приложение 14. Виды перекосов кузова легковых автомобилей 70
Приложение 15. Пример акта осмотра транспортного средства 72
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Методическое руководство по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее – Руководство) устанавливает методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства Юстиции РФ. Руководство может быть также использовано другими экспертными организациями и частными экспертами при проведении автотехнических исследований.
За основу Руководства принято Методическое руководство (3), изданное в 2001 году, в которое внесены существенные дополнения и изменения.
Необходимость переработки и актуализации Методического руководства [3] вызвана следующими причинами:
за истекший период произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации – были приняты Уголовный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон №73 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации", издан Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. № 114 "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации";
в судебной экспертизе перестали существовать такие понятия, как "автотовароведческая экспертиза" и "эксперт автотоваровед";
за прошедшие 5 лет произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций транспортных средств;
существенно возросли требования к методическому уровню проведения автотехнических и товароведческих экспертиз и исследований;
частично устарели или оказались недостаточны по своему содержанию положения предыдущего Методического руководства [3].
Авторы приносят свою искреннюю признательность эксперту Сабирзянову Р.Ф. (РФЦСЭ), а также экспертам Приволжского и Южного региональных центров судебной экспертизы Министерства Юстиции РФ, способствовавших изданию Руководства за их вклад в эту работу.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Методическое руководство разработано в целях актуализации и переработки Методического руководства [3] и определяет общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехнических и товароведческих экспертиз (далее – экспертизы) по специальностям № 13.4 и № 19.3 соответственно: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки".
Методическое руководство разработано с учетом требований Федерального закона "О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации" [1], приказа Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" [2], а также нормативной правовой и нормативно-технической документации по вопросам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, технической эксплуатации транспортных средств и безопасности дорожного движения.
Основными задачами Методического руководства являются:
обеспечение проведения судебных и несудебных экспертиз на единой методической основе;
обеспечение полноты, точности и доказательности результатов экспертиз и исследований.
Методическое руководство разработано на основе результатов современных научных исследований по видам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, результатов статистического исследования стоимостных характеристик товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и работ по ремонту транспортных средств. При разработке Методического руководства учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экспертной деятельности на транспорте, технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зарубежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.
Настоящее Методическое руководство следует применять при производстве судебных экспертиз и автотехнических исследований вместо Методического руководства [3], действие которого заканчивается.
Документ предназначен для использования:
судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических и товароведческих экспертиз по специальностям: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки";
в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы;
при профессиональной переподготовке и повышении квалификации судебных экспертов по специальностям: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки";
в экспертной деятельности на транспорте;
при проведении несудебных исследований по заявлениям физических или юридических лиц.
Руководство содержит:
- методику определения стоимости АМТС с учетом его технического состояния, износа, комплектности, наличия дефектов и т.д.;
- методику определения затрат на восстановление АМТС;
- методику определения стоимости годных остатков АМТС;
- методику определения величины утраты товарной стоимости АМТС;
- различного рода рекомендации, образцы используемых документов, справочные данные, таблицы, перечень необходимых технических, юридических и экономических терминов.
Применение данного руководства обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
Агрегат
|
Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно.
|
Аналог
|
При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня:
• функциональное сходство (по области применения, назначению);
• конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компоновке элементов, дизайну и эргономике);
• параметрическое сходство (по значению параметров).
При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном и частичном сходствах – об аналогичности.
|
Вмятина
|
Повреждения различной формы и размеров, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации
|
Восстановительный ремонт
|
Комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения.
|
Вспомогательный материал
|
Материал, масса которого не входит в массу основного изделия (бумага наждачная, растворитель, смывка и т.д.).
|
Грузоподъёмность
|
Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства
|
Демонтаж
|
Снятие изделия или его составной части с места установки на АМТС.
|
Деталь
|
Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций.
|
Дефект существенный
|
«существенный недостаток товара (работы, услуги)- неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки».
В данном руководстве под недостатком товара (изделия) понимается дефект и (или) совокупность дефектов.
Основные признаки, позволяющие отнести дефект агрегата, узла к существенному дефекту.
1) дефект, после устранения которого снижается ресурс (срок службы) изделия, заложенный изготовителем, возникает утрата товарной стоимости изделия;
2) неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией;
3) дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.
Дефект АМТС как сложного изделия является существенным дефектом, если:
выявлен дефект несущей конструкции кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному условию п.п. 1 – 3;
выявлены дефекты хотя бы 3 основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному условию п.п. 1 - 3.
|
Дефект значительный
|
Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на её долговечность, но не является критическим
|
Дефект критический
|
Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению, практически невозможно или недопустимо
|
Дефект малозначительный
|
Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и её долговечность
|
Деформация
|
Изменение формы или размеров тела или его части под действием внешних сил
|
Диагностирование общее
|
Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные)
|
Дополнительное оборудование
|
Оборудование, которое может быть установлено заводом-изготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования
|
Дорожно-транспортное происшествие
|
Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинён иной материальный ущерб
|
Задиры
|
Следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности
|
Идентификационный номер (VIN)
|
Уникальный 17-значный номер, присваиваемый АМТС заводом-изготовителем
|
Идентификация АМТС
|
Комплексное исследование, включающее в себя:
1) установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию;
2) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС;
3) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопровождающей документации и свойствам АМТС.
|
Идентификация установленного на АМТС оборудования
|
Последовательность исследования, состоящая из этапов:
1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку;
2) определение модели и изготовителя оборудования.
|
Идентичное АМТС
|
см. Аналог
|
Исправное состояние (исправность)
|
Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
|
Качество выполненного ремонта
|
Соответствие (несоответствие) технических характеристик, внешнего вида и интерьера АМТС требованиям нормативной документации.
|
Мелкие детали (крепёж)
|
Болты, гайки, винты, стяжки, шайбы, шплинты, заклепки, пистоны, пластмассовые крепежные материалы, прокладки и т.д., заменяемые при проведении работ по замене поврежденных съемных элементов транспортного средства. В расчётах принимается, как 2% от стоимости заменяемых повреждённых элементов транспортного средства.
|
Модельный год
|
Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомобилестроении не совпадает с годом календарным и у большинства автопроизводителей начинается с июля. Например: если автомобиль фактически выпущен в октябре 1998 г., то в VIN, как правило, будет указан 1999 модельный год.
|
Монтаж
|
Установка изделия или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС.
|
Наружная окраска
|
Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости – с окраской торцов и проемов дверей, сточных желобков капота и крышки багажника).
|
Наслоение
|
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины, с одного транспортного средства на другом, следы наслоения на дорожном покрытии от колес транспортного средства
|
Недопробег АМТС
|
Отрицательное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС.
|
Неисправное состояние (неисправность)
|
Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
|
Неработоспособное состояние (неработоспособность)
|
Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует установленным нормативно-технической документацией.
|
Одометр
|
Прибор для определения пройденного расстояния
|
Осмотр АМТС
|
Органолептическое исследование АМТС в целях: идентификации АМТС, определения работоспособности АМТС, выявления повреждений и дефектов, следов ремонта. При осмотре АМТС может производиться фото- или видеосъемка, составляться акт осмотра АМТС. Может выполняться общее и/или поэлементное диагностирование с использованием контрольно-измерительных средств.
|
Основной материал
|
Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, антикоррозионное, противошумное покрытие и т.д.).
|
Перепробег АМТС
|
Положительное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС.
|
Повреждение
|
Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации.
|
Полная окраска
|
Окраска наружных и внутренних поверхностей АМТС
|
Проверка
|
Исследование элемента АМТС после частичной или полной разборки АМТС (агрегата) с контролем рабочих параметров (характеристик).
|
Работоспособное состояние (работоспособность)
|
Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
|
Разборка
|
Разделение изделия на детали и (или) сборочные единицы.
|
Регулировка
|
Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров функционирования системы.
|
Ремонтные материалы
|
Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте.
|
Серийная комплектация АМТС
(серийное оборудование)
|
Оснащенность АМТС оборудованием, которое устанавливается заводом-изготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке.
|
Скрытый дефект
|
Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата.
|
Сопряжение
|
Относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризуемое соприкосновением их поверхностей и (или) зазором между ними, заданными в конструкторской документации.
|
Тип транспортного средства
|
Один из основных классификационных признаков транспортного средства, определяющий его назначение и общее конструктивное исполнение
|
Транспортное средство
|
Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством.
|
Узел
|
Сборочная единица, которую можно собрать отдельно от других составных частей изделия или от изделия в целом и которая может выполнять определенные функции в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями.
|
Условия эксплуатации
|
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на ухудшение технического состояния АМТС (износ АМТС). К ним относятся: режим движения и нагрузка на АМТС, дорожные и климатические условия, качество топлива, смазочных материалов, технического обслуживания и мастерства вождения
|
Ущерб
|
Согласно ст. 15, ч. 2 ГК РФ под реальным ущербом "понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества".
В настоящем Руководстве под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей:
затраты, необходимые для восстановления свойств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются),
или
сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить
|
Экспертная организация
|
Юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.
|
|